Создание электронной системы планирования и координации профориентационных экскурсий для школьников
методическая разработка

Новикова-Кищук Елена Геннадьевна

В настоящее время профессиональная ориентация стала важной составляющей образовательного процесса. В одном из первых пунктов основных положений ФГОС ООО делаются отсылки к необходимости подготовки учащихся к профессиональному самоопределению: "Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы"): ...ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы". Тема необходимости формирования у школьника готовности к профессиональному самоопределению проходит красной нитью через многие разделы Образовательного стандарта.

Так, требования ФГОС к содержательному разделу основной образовательной программы основного общего образования включают себя пункт 18.2.3.: «Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования (далее – Программа) должна быть направлена на: … создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, центрами профориентационной работы...».

С целью облегчения работы в этом направлении ответственных за профориентацию в школах и для расширения представлений учащихся о различных видах профессий, необходимых компетенциях для построения успешной карьеры в той или иной профессиональной сфере, вариантах получения профессионального образования, понимания специфики рынка труда автором решалась задача создания единой системы планирования профориентационных экскурсий для школьников района. В результате в Центре детского (юношеского) технического творчества Московского района была создана система координации профориентационных экскурсий на предприятия и в организации профессионального образования района.

В разработке описан опыт апробации системы и пошаговое описание её создания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Центр детского (юношеского) технического творчества

Московского района Санкт-Петербурга

ул. Ленсовета, д. 35

Т.246 29 77

kctt-mosk-spb@yandex.ru

cdutt.ru

Методическая разработка

Создание электронной системы планирования и координации профориентационных экскурсий для школьников

Новикова-Кищук Елена Геннадьевна,

методист ГБУ ДО ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2020 год


Создание электронной системы планирования и координации

профориентационных экскурсий для школьников

В настоящее время профессиональная ориентация стала важной составляющей образовательного процесса. В одном из первых пунктов основных положений ФГОС ООО делаются отсылки к необходимости подготовки учащихся к профессиональному самоопределению: "Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы"): ...ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы". Тема необходимости формирования у школьника готовности к профессиональному самоопределению проходит красной нитью через многие разделы Образовательного стандарта.

Так, требования ФГОС к содержательному разделу основной образовательной программы основного общего образования включают себя пункт 18.2.3.: «Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования (далее – Программа) должна быть направлена на: … создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, центрами профориентационной работы...».

С целью облегчения работы в этом направлении ответственных за профориентацию в школах и для расширения представлений учащихся о различных видах профессий, необходимых компетенциях для построения успешной карьеры в той или иной профессиональной сфере, вариантах получения профессионального образования, понимания специфики рынка труда автором решалась задача создания единой системы планирования профориентационных экскурсий для школьников района. При реализации проекта было решено сосредоточить внимание на организациях, расположенных в Московском районе, из соображений транспортной доступности. В результате в Центре детского (юношеского) технического творчества Московского района была создана система координации профориентационных экскурсий на предприятия и в организации профессионального образования района. Вся система должна была быть простой в использовании и без финансовых затрат.

Для реализации этой цели был проведен анализ готовности организаций района к сотрудничеству в планировании и проведении бесплатных профориентационных экскурсий для школьников.
Для этого была собрана и проанализирована информация по имеющимся в районе производственным и проектным организациям, организациям высшего и среднего профессионального образования, перспективным для достижения поставленной цели. Для сбора сведений использовались различные информационные базы, сайты компаний. Была проведена серия телефонных звонков в организации. Далее были сформулированы информационные письма на имя руководителей и разосланы в организации, отобранные по результату телефонных переговоров, с предложением сотрудничества в профориентации школьников.

В результате переписки и телефонных переговоров удалось выяснить готовность организаций к сотрудничеству на имеющихся условиях и наладить контакт с ответственными за профориентационное направление в организациях, а также собрать информацию от предприятий и учебных заведений по удобным для проведения экскурсий времени и датам.

Следующим этапом стал подбор подходящего варианта электронного сервиса для создания системы бронирования. Были исследованы возможности нескольких сервисов (google forms, ticketforevent.com, simplybook.me, reservio.com, unisender.com, timepad.ru).

Основными критериями выбора стали: достаточный объем функций в бесплатной версии сервиса, возможность создать удобную анкету регистрации участников, возможность запланировать несколько мероприятий с разными условиями посещения по одной ссылке, возможность избежать одновременной регистрации на одно мероприятие двух групп, удобство сбора всех данных по регистрации на мероприятия в формате excel таблицы (для формирования отчётов), автоматические оповещения о регистрациях. По результатам сравнения наиболее подходящим оказался сервис timepad.

В октябре 2018 года была проведена апробация работы системы: ЦДЮТТ совместно с АО «РНИИ «Электронстандарт» были запланированы 2 экскурсии на предприятие; информация о мероприятии со ссылкой на регистрацию была отправлена школам района. Экскурсии посетили учащиеся двух школ района. По результатам обратной связи от педагогов школ систему доработали.

На следующем этапе методистом ЦДЮТТ, с учетом достигнутых ранее договоренностей с принимающими организациями, было сформировано расписание возможных вариантов дат экскурсий на период с ноября 2018 по май 2019 года. Также в виде памятки была написана пошаговая инструкция пользования системой для педагогов школ (см. Приложение).

Система была представлена в ноябре 2018 года на районном методическом объединении организаторов профориентационной работы образовательных организаций. После методического объединения информация и инструкция по использованию системы была разослана по электронной почте в школы и организаторам профориентационной работы.

За 2018-2019 учебный год с использованием системы планирования и координации была проведена 41 экскурсия на предприятия и в организации профессионального образования, которые посетили 968 школьников.

На базе TimePad система была реализована следующим образом:

  1. Регистрация и создание учетной записи на платформе TimePad.
  2. Создание и настройка мероприятия.

Было создано одно «событие» на весь учебный год.

Настройка «Описания события».

В разделе «Редактирование» - создали общее описание:

  • название, краткое и подробное описание нашего события.
  • можно добавить «Обложку» - файл с фоном для «названия мероприятия»
  • дата и время проведения события – выбрали даты с начала и до конца учебного года;
  • указать город;
  • настройки приватности –  выбрали «доступ по прямой ссылке»;
  • настроить внешний вид страницы события – «новая» или «старая» страница события.

После настройки – сохраняем.

Затем переходим к настройке «Процесса регистрации».

Для нас и педагогов школ оказался удобнее вариант с Мультианкетой, где в одном заказе может быть несколько билетов, а форма регистрации заполняется отдельно для каждого участника.

Затем нужно настроить «Анкету регистрации».

При желании, можно настроить под себя также «тексты писем и оповещений» и даже выставить логотипы организаций-партнеров со ссылкой на их сайт.

Следующий этап –  размещение информации о каждой конкретной экскурсии. Необходимо было организовать процесс регистрации так, чтобы избежать накладок – незапланированной записи на одно мероприятие нескольких групп.

Эту сложность удалось преодолеть, реализовав регистрацию на каждую экскурсию в виде отдельного билета, общего для всей группы экскурсантов.

Настройки TimePad позволили в достаточной мере настроить сервис.

Были созданы разные «типы билетов» в разделе «Билеты и цены», где:

  1. «Название билета» – дата и название принимающей организации;
  2. «Количество билетов» – 1 (один групповой билет на всё мероприятие);
  3. «Лимит количества билетов» – 1;

Опции 2 и 3 позволяют избежать одновременной регистрации на экскурсию двух групп.
После резервирования билета, он автоматически становится недоступен другим желающим и исчезает из списка билетов.

  1. В комментарии – прописывались кратко условия посещения: время, допустимый размер группы и т.п.;
  2. В статусе – даты и время начала и окончания доступа к регистрации на данную экскурсию. После завершения указанного периода билет исчезает из доступа автоматически.

График вариантов экскурсий был сформирован с большим запасом. Не было гарантии того, что к принимающей стороне на указанный день и время точно будет определена группа. Поэтому ещё на этапе согласования графика экскурсий для экономии ресурсов было решено о каждой зарегистрировавшейся группе сообщать заблаговременно принимающей стороне (оповещения о регистрациях приходят автоматически на почту организатора события на TimePad).

Установка дат начала и завершения доступа к регистрации даёт возможность регулирования этого момента.

Когда все необходимые мероприятия оформлены – нажимаем «сохранить» внизу страницы.

Безымянный.png


Приложение

Алгоритм регистрации на профориентационные экскурсии

Памятка ответственным за профориентацию в общеобразовательных организациях

Уважаемые коллеги!

Система «Координация экскурсионных программ для старшеклассников Московского района» предназначена для резервирования мест на профориентационные экскурсии в организациях-партнёрах проекта.

В качестве платформы для регистрации используется ресурсом сервиса для организации мероприятий Time Pad.

Чтобы воспользоваться ресурсом, Вам необходимо:

Первый способ

  1. На сайте ЦДЮТТ Московского района http://cdutt.ru/  в левом меню разделов открыть вкладку «Профориентация»
  2. В результате Вы попадаете на информационную страницу по профессиональной ориентации школьников «Орбита» http://molcentr-cdutt.wixsite.com/cduttprof

Там в разделе «Полезные ссылки» выбираем вкладку «Педагогам (запись на профориентационные экскурсии)»

  1. После перехода в эту вкладку Вы попадаете в форму мероприятия на Time Pad
    «Профориентационные экскурсии для старшеклассников школ Московского района Санкт-Петербурга»

Второй способ

Можно сразу пройти по прямой ссылке на форму регистрации:
https://spb-cdutt-mosk-prof.timepad.ru/event/845689/

Здесь есть краткое и обобщенное описание мероприятия: когда и с какой целью организуются профориентационные экскурсии.

  1. После описания, прокручивая страницу вниз, Вы видите форму регистрации.
    Каждое мероприятие исполнено в виде «типов билетов», в названии которых прописана дата, название принимающей стороны, время начала экскурсии, максимальный размер группы.

Мероприятия сгруппированы по организациям, где будет проходить экскурсия.

  1. Выбрать подходящий один или несколько вариантов можно, нажав на «+» в графе «кол-во» рядом с выбранным типом билета.
  2. Затем, нажав кнопку «Продолжить», Вы приступаете к заполнению небольшой анкеты на участников экскурсий (на каждую группу по одной анкете).

Заполнить необходимо все поля анкеты и нажать «Зарегистрироваться».

  1. После заполнения анкеты выбранный Вами «билет» становится недоступен для регистрации другим участникам.
  2. Регистрация на экскурсию действительна только после подтверждения.
  3. Подтверждение происходит в течение двух рабочих дней.

После подтверждения, мы отправляем Вам письмо с подробной инструкцией: что и в какие сроки нужно сделать, контактная информация и т.д.

Просим вас внимательно ознакомиться с информацией в инструкции по мероприятию и четко выполнить рекомендации. *

  1. После посещения экскурсии пожалуйста оставьте отзыв на странице обратной связи https://docs.google.com/forms/d/14rWLcFrsJ-H5u87WTwPuY13JZN9vbjFyoUo1LBTRAng/edit
    Попасть в форму отзыва можно или перейдя по данной ссылке и через вкладку «Специалистам. Отчет о пройденных экскурсиях» на
    информационной странице по профессиональной ориентации школьников «Орбита».
  2. В случае возникновения вопросов Вы можете связаться с методистом ЦДЮТТ по телефону: 246-29-77

*По каждой экскурсии сформирован «пакет», состоящий из текста с инструкцией по посещению мероприятия (дата, время, адрес, требования по предварительной подготовке к экскурсии, сроки подачи списков, контактная информация и т.д.) и файлов с бланками для заполнения (если того требовали условия посещения). После регистрации педагогу отправляется стандартное для конкретной экскурсии письмо с информацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на уроке математики с помощью электронной системы опроса SMART-Response XE

Статья содержит анализ опыта применения электронной системы SMART-Response XE для опроса учащихся, создания комфортных условий на уроке...

Мастер-класс "Создание электронного учебника с помощью служб поисковой системы Google"

Материал данной статьи поможет вам создать электронный учебник в поисковой системе google. А именно, освоить на практике основные этапы создания ЭУ (вход в систему, выбор оформления, заполнение страни...

Профориентационные экскурсии и встречи - важный элемент работы по профориентационному самоопределению.(из опыта работы)

Профориентационные экскурсии и встречи-важный элемент  в работе по профориентационному самоопределению школьников. Экскурсий на предриятия и встречи с людьми различных профессий помогают обучающи...

Профориентационные экскурсии.Экскурсия в аптеку.Профессия фармацевт.

В МОУ ООШ№21 г. Оленегорска для обучающихся основной школы проводятся  профориентационные экскурсии.  Эти внеклассные мероприятия,помогают школьникам в профессиональном самоопределении. Отчё...

Статья "Электронные информационно-правовые системы и их роль в правовом воспитании школьников"

Статья рассказывает об успешном опыте использования электронных информационно-правовых систем в правовом воспитании школьников и профилактике правонарушений несовершеннолетними....