Методическое пособие "Развитие проектной деятельности учащихся"
методическая разработка

Линник Елена Викторовна

Цель методического пособия – оказать эффективную помощь педагогам в обобщении и систематизации материала, дать методические рекомендации по созданию условий, направленных на развитие творческого потенциала учащихся младшего и среднего школьного возраста через использование в работе метода проекта.

   Его главная задача – показать пути, которые помогут педагогу организовать проектную, продуктивную творческую деятельность учащихся; дать методические рекомендации по созданию условий, направленных на развитие творческого потенциала учащихся.

Методическое пособие ориентировано, прежде всего, на педагогов дополнительного образования и учителей технологии общеобразовательных школ города и района, а также может быть использовано в досуговой деятельности родителями (законными представителями) учащихся и учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

                                                               

                                                                      Автор пособия: Линник Елена Викторовна,

                                                                     педагог дополнительного образования

                                                                     МОУ ДОД «Центр детского творчества»

                                                                     

                                                  Надым, 2016

Содержание

I Часть                                

Введение ……………………………………………………………………….4 – 7

Характеристика основных системообразующих направлений

     проектной деятельности……………………………………………………7 – 9  

Методика работы над проектом………………………………………………10 – 17

II Часть

1.Методические рекомендации по разработке творческого проекта………18 – 21

2. Рекомендации педагога

    1.1 Анкета №1 «Ребенок глазами педагога»………………………………22 – 23

    1.2 Анкета №2 «Методика выявления ступеней сформированности

    творческих способностей»…………………………………………………24 – 25

    1.3 Анкета №3 «Методика выявления и оценки коммуникативных

     и организаторских (лидерских) способностей у учащихся»…………….26 – 28

     1.4 Анкета №4 «Оценка проектной деятельности учащихся»…………..29

     1.5 Анкета изучения мотивации…………………………………………..30

3. Комментарии к успеху……………………………………………………..31 – 34

4. Описание типологических моделей организации занятий

    разного вида…………………………………………………………………34

5.Советы педагога……………………………………………………………...35

6. Краткий словарь «проектных» терминов………………………………….36 – 39

7. Используемая литература…………………………………………………..40 – 41  

                                                    Введение

           Цель методического пособия – оказать эффективную помощь педагогам в обобщении и систематизации материала, дать методические рекомендации по созданию условий, направленных на развитие творческого потенциала учащихся младшего и среднего школьного возраста через использование в работе метода проекта.

   Его главная задача – показать пути, которые помогут педагогу организовать проектную, продуктивную творческую деятельность учащихся; дать методические рекомендации по созданию условий, направленных на развитие творческого потенциала учащихся.

Методическое пособие ориентировано, прежде всего, на педагогов дополнительного образования и учителей технологии общеобразовательных школ города и района, а также может быть использовано в досуговой деятельности родителями (законными представителями) учащихся и учащимися.

Методическое пособие состоит из двух частей.

В Первой части дается характеристика основных системообразующих направлений проектной деятельности в рамках модифицированной образовательной программы «Обучение изготовлению вязаной игрушки. Бисероплетение»; методика работы над проектом; наиболее значимые образовательные проектные доминанты; советы и рекомендации по отбору способов, приемов и технологий, соответствующих идеям компетентностно -  деятельностного подхода.

Вторая часть имеет прикладной, практикоориентированный характер и включает: общие методические комментарии, рекомендации и советы педагогам, обеспечивающим методическую поддержку при организации проектной деятельности с обучающимися на занятиях в области декоративно – прикладного искусства; описание типологических моделей организации занятий разного вида; сборник проектов (Приложение I - VI).

Актуальность данного пособия в том, что успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей. Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Навыки поиска информации и эффективное использование ее для решения проблем лучше усваиваются в ходе проектно-творческой деятельности.                                                                                                                                

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирование у учащегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределении.    

Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными государственными образовательными стандартами, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносят знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит к системности знаний. Все уже давно осознали, что дополнительное образование должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность учащихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

Чтобы получить новые качества личности выдвигаются следующие задачи:

- воспитывать интерес к декоративно - прикладному искусству;

- готовить к выбору будущей профессии;

- помогать приобретать дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;

- развивать навыки проектирования, умения самостоятельно и творчески

  мыслить;

- использовать полученные знания на практике;

- развивать навыки самостоятельной работы с литературой, обучать методике

   обработки полученных данных и анализу результатов;

- развивать инициативность;

- формировать культуру человеческих отношений (взаимоуважение, взаимообогащение, взаимодополнение, сопереживание, сотворчество).

Получить новые качества личности учащихся в рамках обычного занятия, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм является проектная деятельность.

Проект – это самостоятельная деятельность учащихся по решению определенной проблемы; осуществляется с помощью педагога. В основе каждого проекта лежит значимая для его участников проблема. Нет проблемы – нет деятельности.

По сути, у нас каждое занятие -  это своего рода проект, только он идет в устной форме. Так же выбирается нужное изделие, нужный материал и способы его изготовления. Для реализации проектной деятельности используются ресурсы занятий, индивидуальный и дифференцированный подходы.

Опыт работы показывает, что в ходе работы над проектами, дети учатся планировать и оценивать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения, выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, осуществлять информационный поиск, делать аргументированные выводы, соотносить свои действия с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми, получая в диалоге необходимую информацию, представлять свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении. Всё это направлено на формирование ключевых компетенций учающихся и позволит каждому из них успешно реализовать себя в дальнейшей жизнедеятельности.

Компетенции, которые формируются у учащихся, занимающихся проектной деятельностью:

 рефлексивные (умение понять проблему; осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопросы – чему нужно учиться для решения поставленной задачи);

поисковые (умение самостоятельно изобретать способ действий, привлекая знания из различных областей; находить недостающую информацию в информационном поле и обрабатывать ее, выделяя существенные моменты для последующего объяснения собственных проектных данных; запрашивать необходимую информацию у эксперта (педагога, консультанта, специалиста); находить несколько вариантов решения проблемы; организовывать проект (подготовить оборудование, технику работы, провести исследование) с соблюдением правил техники безопасности, производить измерения, фиксировать данные и статистически обрабатывать их; устанавливать причинно – следственные связи, интегрируя знания смежных областей; описывать полученные данные; делать выводы и заключение; разрабатывать практические рекомендации по применению и использованию полученных данных на практике);

командные;

менеджерские (умение проектировать процесс, продукт; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности);

коммуникативные (умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения, грамотно аргументируя ее; находить компромисс; навыки анкетирования; взаимодействовать с любым партнером (соавтором проекта, руководителем проекта, экспертом, оппонентом, рецензентом), сохраняя хорошие отношения; находить и исправлять ошибки в собственной работе и работе других участников проектной группы; навыки коллективного планирования; взаимопомощи в группе при решении общих задач; делового партнерского общения);

презентационные (умение уверенно держать себя во время выступления; использовать различные средства наглядности при выступлении; отвечать на незапланированные вопросы).  

Полностью сформировать обозначенные выше компетенции у учащихся младшего и среднего возраста вряд ли возможно, но начинать эту работу необходимо с самого начала обучения.

В совместной деятельности с детьми определяются темы, которые интересны и полезны учащимся, ставится цель  и пути ее достижения. Чаще всего, именно таким образом и определяется тема будущего проекта, как правило, интегрированного. На различных этапах обучения учащихся проектной деятельности используются определенные методические приемы и методы, обогащающие процесс обучения. Большую роль в формировании ключевых компетенций играет метод учебного проекта, так как он повышает мотивацию в получении дополнительных знаний, способствует формированию интеллектуальных, творческих, коммуникативных умений, помогает получить первые навыки презентации себя и своей работы, позволяет попробовать себя в разных социальных ролях: и лидера, и исполнителя. Но самое главное, он способствует развитию деятельности обучающихся, а не накоплению фактов.  С основами разработки творческого проекта учащиеся знакомятся на первом году обучения по образовательной программе. На втором году обучения учащиеся работают над проектом под руководством педагога. И чем старше учащиеся, тем больше в ходе работы они проявляют самостоятельности. Каждый учащийся выполняет определенную функцию, каждый находит применение своим возможностям, для каждого учащегося созданы условия для развития.

Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся при поиске информации активно сотрудничают с родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу. Работа над проектами позволяет ребятам так же развивать информационную, технологическую компетенцию и компетенцию решения проблем.

Для учащихся несомненно понятны и актуальны именно практико – ориентированные проекты, которые осуществляются за 6 – 8 занятий. 

Для них характерно: четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация продуктов деятельности, самооценка, оценка работы, планирующий самоконтроль.

В процессе реализации модифицированной программы насчитывается семь системообразующих  направлений проектной деятельности:

  • «Уют в нашем доме». Для этого раздела характерно изготовление салфеток различными видами техник: ажурное, филейное вязание, брюссельское кружево. Учащиеся знакомятся не только со способами и видами вязания крючком, но и при подготовке проекта расширяют свой кругозор и усваивают «азбуку» вязания. В этом разделе представлен прикладной творческий проект «Вязание салфетки крючком» (Приложение 1).
  • «Праздники в нашем доме». Здесь используется  типология памятных дат, которые значимы для всех россиян, а также события и праздники (светского и религиозного характера), имеющие международный статус. Заостряется внимание на разнообразие традиций, обрядов, обычаев, сохранение и развитие народного декоративно – прикладного искусства на Ямале. Сохранение традиций христианства. В этом разделе представлен творческий проект «Пасхальное яйцо» (Приложение 2).
  • «Изготовление объемных игрушек разными видами техник». Для этого раздела характерно изготовление объемных вязаных игрушек – сувениров из ниток и объемных плетеных игрушек – сувениров из бисера. Основное место в разделе занимает групповая работа над прикладным творческим проектом «Наш домашний звериный двор», где учащиеся совместно решают те или иные задачи, каждый учащийся выполняет определенную функцию, каждый находит применение своим возможностям (Приложение 3).
  • «Цветочный калейдоскоп». Представлен прикладной творческий проект «Изготовление настольной композиции». Так как эта композиция выполняется из бисера, дети знакомятся с историей бисероплетения, дается дополнительная информация о видах и особенностях композиции, соблюдение пропорций в композиции (Приложение 4).
  • «Познаем, фантазируем, мастерим». Особенностью этого раздела является ознакомление учащихся с уникальностью и своеобразием изготовления бижутерии, что позволит каждому почувствовать себя маленьким творцом. Представлен прикладной творческий проект «Комплект бижутерии «Иней» (Приложение5).
  • «Формы природы в изделиях из бисера и ниток». Прикладной творческий проект «Плетение дерева из бисера». Учащиеся узнают о стилях бонсай, необходимых материалах для изготовления деревьев, способах изготовления каркаса для ствола, формировании кроны деревьев (Приложение 6).
  • «Мастер и подмастерья». Творческий проект «Декоративное панно в технике Ганутель» из проволоки и ниток. Особенностью этого вида декоративно – прикладной деятельности является уникальное изготовление цветов из ниток и проволоки методом обкручивания проволочных спиралек. Полную информацию о данной технике ребята получают в процессе реализации проекта.

Хочу отметить, что группируя материал по разделам, я стремилась показать, с одной стороны, уникальность и своеобразие разных видов деятельности на занятиях в объединении, с другой – выделить, отметить, подчеркнуть, то, что их объединяет, помогает всем и каждому почувствовать себя маленьким творцом, создателем прекрасных вещей, сделанных своими руками. Ведь именно такое сочетание общего и самобытного рождает подлинное уважение к истории, обычаям, традициям, культуре и является основой складывания толерантности как доминантного качества сознания личности.

Метод проектов может быть реализован в нескольких вариантах:

Вариант 1:

- педагогом дается краткая формулировка задачи;

- учащиеся выдвигают первоначальные идеи;

- проводят исследование (изучение потребностей и рынка), чтобы выяснить,

  какая из идей выглядит более перспективной;

- разрабатывают лучшую идею;

- учатся определенным навыкам и умениям изготовления изделия;

- планируют изготовление изделия;

- изготавливают изделие согласно лучшей идее;

- испытывают и оценивают свое изделие.

Вариант 2:

- учащиеся анализируют большое количество подобных изделий;

- обсуждают достоинства и недостатки этих изделий;

- записывают краткую формулировку задачи для изготовления улучшенного

  варианта изделия;

- исследуют потребности в этом изделии;

- разрабатывают набор критериев, которым должно отвечать изделие;

- выполняют упражнения,   развивающие умения и навыки и на основании

  опыта выбирают лучшую идею изготовления изделия;

- планируют изготовление изделия;

- изготавливают   изделие, отмечая возникающие трудности и определяя пути

  их преодоления;

- испытывают и оценивают свое изделие.

Вариант 3:

- учащимся выдается какой-либо материал (или бросовый) и предлагается

   выдвинуть идею по использованию этого материала для изготовления

   изделия;

- учащиеся проводят исследования, определяют   потребности в этих

   изделиях потенциальных потребителей;

- пишут краткую формулировку задачи;

- проводят более глубокие исследования для выбора варианта проекта;

- разрабатывают набор критериев, которым должно удовлетворять изделие;

- заканчивают разработку лучшей идеи;

- составляют план изготовления изделия   с   учетом    имеющихся

   материалов   и оборудования;

- изготавливают изделие, по мере необходимости внося изменения;

- испытывают и оценивают изделие.

Учащиеся, которые только начинают знакомиться с проектированием, первые проекты осуществляют коллективно, таким образом, обучаясь алгоритму выполнения проектов. В дальнейшем переходят к индивидуальным проектам. Учащиеся на втором году обучения знакомятся с общими способами организации проектной деятельности, овладевают определенными знаниями и умениями по обработке материалов, использованию средств труда, рациональному расходованию времени.

Умение приложить технологические знания и трудовые умения к решению задач, выдвинутых житейской практикой, требует от учащихся использования знаний и умений по ряду учебных дисциплин: изобразительному искусству, наглядной геометрии, математике, информатике.

Методика работы над проектом.

Рассмотрим основы методики обучения учащихся проектной деятельности на различных ее этапах.

Подготовительный (исследовательский) этап

На этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Перед учащимися ставится проблема, предлагает банк проектов, раскрываются  требования к проектам, технология их выполнения и оценивания.

Кроме вербальных методов (рассказ, объяснение), на этом этапе используются метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки. Определение цели деятельности. Что должно получиться в результате деятельности? На этом этапе формируется положительная мотивация к деятельности: познавательный интерес, потребность в творчестве, опыт личности, социальные мотивы и т.д. Учащиеся осуществляют мини – маркетинговые исследования: выявляют потребности в определенных изделиях, материальные возможности самого себя. Организована поддержка учащихся во время их самостоятельной работы: используется метод информационной поддержки, предоставляются учащимся схемы, журналы, специальная литература, и другие источники. Опираясь на собственные знания и анализ этих источников, каждый учащийся формулирует для себя конкретную задачу и выбирает тему проекта. Затем осуществляется анализ предстоящей деятельности и разрабатывается «звездочка обдумывания» - схематичное изображение составляющих творческого проекта. Учащиеся знакомятся с алгоритмом выполнения творческого проекта, включающим основные проблемы его реализации.

Алгоритм выполнения творческого проекта

                                                                                                              Таблица

На этапе разработки различных вариантов выполнения творческого проекта учащиеся изучают его историю, делают рисунки, эскизы, схемы возможных вариантов, определяют их достоинства и недостатки. Здесь реализует себя принцип общественно-исторической детерминации обучения, который позволяет восстановить исторические этапы возникновения и развития выбранных обучающимися изделий, объектов, технологических систем. Учащиеся с помощью педагога находят необходимые материалы, иллюстрации, схемы, открытки, фотографии. Проводятся экскурсии в музеи, на выставки творческих работ, устраиваются просмотры каталогов выставочных работ. На основе этой работы учащиеся выбирают из многих вариантов выполнения проекта наиболее подходящий и составляют опорную схему размышлений («звездочку обдумывания» по М.Б. Павловой), проблем конструкции, материалов и дизайна будущего изделия. На данном этапе используется метод дизайн-анализа, который помогает учащимся выявить форму, размеры, стиль, материалы и цветовое решение будущего изделия.

               Опорная схема размышлений создания объекта проектирования

Для определения формы изделия и наиболее подходящих материалов используется метод морфологического анализа. Педагог рассказывает об истории и сущности этого метода, помогает обучающимся по каждому проекту составить таблицу – «морфологический ящик» или «морфологическая матрица». Подробнее об этом методе можно ознакомиться в разделе советы педагога.

                                       

Морфологическая матрица

                                                                                                                                                                                             Таблица

Признаки

Альтернативные варианты

Материал

Конструкция

Способы оформления

Цветовое решение

Применив метод упражнений, у учащихся формируются умения и навыки составления морфологических таблиц (матриц).

Активизации технологического мышления учащихся можно добиться также с помощью использования алгоритмического метода исследования проектируемого объекта. Педагог помогает учащимся найти в журналах, книгах, каталогах и других источниках модели, фотографии идеальных объектов и предлагает сравнить идеальные и реально существенные объекты. На основе сравнительного анализа составляется список технологических противоречий (несоответствий с идеальным объектом) и разрабатывается алгоритм (последовательность действий) по их устранению. Учащиеся работают с таблицей «Алгоритмический анализ»:

Алгоритмический анализ

                                                                                                          Таблица

Признаки

Идеальный объект

Реальный объект

Действия по устранению противоречий

В результате таких упражнений у обучающихся формируется алгоритм творческой проектной деятельности. На основе проведенного анализа учащиеся разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием. Затем определяется перечень необходимых инструментов, приспособлений и оборудования. Уточняется, дополняется данный перечень, объясняются правила пользования неизвестными учащимся инструментами и приспособлениями. Одновременно раскрываются правила безопасности при работе с ними и санитарно-гигиенические условия организации рабочего места.

Подготовительный (исследовательский) этап проектной деятельности заканчивается разработкой технологии изготовления спроектированного изделия.

Технологический этап

Раскрывается структура технологического процесса. При этом может быть использована схема.

Структура технологического процесса

С помощью педагога  учащиеся учатся  разрабатывать технологические карты.

Технологическая карта

                                                                                                                                                                         Таблица

Название детали

Наименование операции

Эскиз

Оборудование и инструменты

Технологический процесс выполнения предстоящего изделия в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся может быть представлен по-разному: от простого поэтапного, последовательного перечисления выполняемых действий (в младшем возрасте) до сложных технологических карт (в специально подготовленных для этой сложной работы среднем возрасте). В ходе творческого проекта уточняются критерии проверки и оценки его качества.

В процессе выполнения технологических операций учащиеся в совместной деятельности с педагогом подбирают режимы обработки материалов, осуществляют контроль качества обработки деталей и самоконтроль своей преобразовательной деятельности, вносят изменения в технологический процесс, корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки, контролируют технологический процесс, соблюдают технологическую и трудовую дисциплину. Особое внимание уделяется организации рабочего места и культуре труда.

Основным методом обучения проектной деятельности на этом этапе выступает метод упражнений, с помощью которого отрабатываются действия и приемы выполнения отдельных операций, устранения излишних движений, исправления допущенных ошибок. Целесообразно использование метода информационной поддержки путем демонстрации схем, чертежей, технологических операций, прогрессивных технологий.

При объяснении понятия «культура труда» может быть использована следующая схема

Компоненты культуры труда при выполнении творческого проекта

Культура труда включает, прежде всего, технологическую дисциплину, т.е. обучающиеся учатся использовать наиболее рациональные приемы выполнения работы, соблюдать последовательность и правила выполнения технологических операций. Культура труда предполагает наличие умения организовывать свое рабочее место. Эта организация включает в себя достаточное естественное или искусственное освещение рабочего места, обеспечение соответствующих нормам воздухообмена, температуры и влажности, наличие в рабочем пространстве «зоны свободной досягаемости» - участка, на котором сконцентрировано необходимое оборудование, инструменты, материалы, приспособления, которыми часто приходится пользоваться.

Заключительный этап

На этом этапе обучающиеся с помощью педагога проводят предварительные экономические расчеты себестоимости проектируемого изделия. Используется функционально – стоимостный анализ объекта с целью определения затрат на материалы, оборудование, энергоносители, информационные услуги и т.д., осуществляется экологическое обоснование проекта, подготовка презентационных материалов, оценка проделанной работы, защита проекта – презентация.         

Экономическое обоснование проекта

На основе полученных знаний обучающиеся заполняют таблицу по следующей форме:

  • Определение расхода материальных затрат;
  • Определение расхода на оплату труда;
  • Расход на электроэнергию;
  • Определение себестоимости изделия.

Экологическое обоснование проекта

  • Изготовление изделий из бисера – экологически чистое производство;
  • При работе с бисером, нитками не выделяются вредные вещества;
  • Нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

Коррекция изделия проводится на основе метода сравнения выполненного проекта с тем, который был задуман и оформлен в рисунках, эскизах, чертежах.

С помощью педагога учащиеся учатся устранять недочеты, приводят проект в соответствие с заранее утвержденным вариантом.

Педагог: организует презентацию, при необходимости консультирует учащихся по вопросам презентации, выступает в качестве эксперта, т.е. задает вопросы и высказывает критические замечания.

Учащийся: выбирает (предлагает) форму презентации, консультируется, проводит самооценку проекта, защищает и демонстрирует изделие, его практическое использование, получает «обратную связь» от всех субъектов проектирования, оценивает себя в деятельности.

Презентация проекта

На заключительном этапе проходит устная защита проекта, где учащиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта. Данная часть работы организуется в режиме конкурса проектных работ учащихся и оценивается квалифицированным жюри.

На презентации жюри суммарно оценивает, как папку документов (портфолио или проектную папку), так и устное выступление учащегося.

Состав проектной папки:

  • паспорт проекта;
  • планы выполнения;
  • собранная информация, результаты исследований, записи;
  • эскизы, чертежи, наброски продукта;
  • материалы презентаций;
  • другие рабочие материалы.

Паспорт проектной работы:

  • название проекта;
  • руководитель проекта;
  • тема, предмет; программа, в рамках которой проводится работа по проекту;
  • возраст учащихся, на который рассчитан проект;
  • состав проектной группы;
  • тип проекта;
  • заказчик проекта;
  • цели и задачи проекта;
  • необходимое оборудование;
  • предполагаемые продукты проектной деятельности;
  • этапы работы над проектом.

Критерии оценки проектов:

  • самостоятельность;
  • актуальность и значимость темы;
  • полнота раскрытия темы;
  • оригинальность решения проблемы;
  • раскрытие содержания в презентации;
  • использование средств наглядности;
  • ответы на вопросы.

Критерии оценки результата работы над проектом: убедительность, практичность, координация.

Презентация проекта является универсальным средством проявления знаний учащихся, их коммуникативных свойств, способности аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически мыслить, делать обоснованные выводы, грамотно и корректно отвечать на вопросы оппонентов.

Рефлексивный или контрольно – оценочный анализ результатов выполнения проекта: оценка качества выполнения, самооценка, рефлексия.

Педагог: имеет возможность оценить уровень сформированности ключевых компетентностей: в решении проблем, в работе с информацией, коммуникативной культуры.

Учащийся: проводит самооценку проекта, получает «обратную связь» от всех субъектов проектирования, оценивает себя в деятельности.

 

                                               Лист рефлексии

Можно проводить различные задания:

1.Задание: подчеркните, пожалуйста, те состояния, которые вы испытывали в процессе участия в проекте.

  • Интерес
  • Любознательность
  • Беспокойство
  • Эмоциональный подъем
  • Скука
  • Удовольствие
  • Раздражение
  • Возможность общения
  • Возможность решения задач
  • Открытие новых знаний
  • Творческий подъем
  • Ответственность

Выводы: участие в проектной деятельности способствовало формированию у учащихся компетентностей: повышению технологической грамотности, коммуникативной культуры, личного самообразования; совершенствованию проектных  навыков, развитию технологического мышления.                 

2 Задание. «Корзинка чувств». Предлагается каждому положить в «корзинку чувств» написанное им на листочке чувство, которое они испытывали на занятиях. Обсуждение.

3 Задание. «Ладошка».  Обвести контур ладони, написать в нѐм свои Ф.И.О., а остальные пишут на листочках пожелания и приклеивают к ладошке.

Вторая часть

Методические рекомендации по разработке творческого проекта.

Под творческим проектом мы понимаем самостоятельно разработанное и изготовленное обучающимся изделие. Оно выполняется под контролем педагога, который является и консультантом.

Самостоятельно выполненные обучающимися творческие проекты отражают уровень приобретенных ими в процессе обучения знаний, умений и навыков по данному направлению.

Существует типовая последовательность выполнения творческого проекта. Учебный творческий проект состоит из пояснительной записки и самого изделия.

В пояснительной записке должны быть отражены:

Обоснование и выбор темы проекта.

Описание этапов изготовления изделия.

Выбор материала для изделия.

Технологическая последовательность изготовления изделия, чертежи, схемы.

Подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места.

Техника безопасности при выполнении работ.

Экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама.

Используемая литература.

Объем пояснительной записки составляет 5-10 страниц текста, набранного на компьютере или рукописного. Пояснительная записка выполняется на листах формата А-4 с обязательным оформлением титульного листа.

К проектируемому изделию предъявляются следующие требования:

Технологичность. Заключается она в возможности максимально простого изготовления изделия, в частности, на имеющемся оборудовании, из доступных материалов, с наименьшими затратами труда, в выборе рациональной технологии.

Экономичность. Необходимо изготовить изделие с наименьшими затратами и получением наибольшей прибыли при реализации или эксплуатации изделия.

Экологичность. Состоит в том, что изготовление и эксплуатация изделий не должны повлечь за собой существенных изменений окружающей среды, нарушений в жизнедеятельности человека, животного и растительного мира.

Безопасность. Предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной, санитарной гигиеной.

Эргономичность. Тесно связана с научной организацией труда и предусматривает оборудование рабочего места с наименьшими энергетическими затратами человека при обслуживании.

Системность. Содержание работ по выполнению проекта должно отражать изученный материал в течение учебного года, быть технологически направленным.

Творческая направленность и занимательность.  Предполагает творческую деятельность и учет интересов детей.

Посильность. Предполагает соответствие уровню развития и подготовки учащихся; их индивидуальным возможностям.

Эстетичность. Проектируемое изделие должно соответствовать требованиям дизайна, быть внешне эстетично красивым, практичным и функциональным.

Значимость. Изготовленное изделие должно иметь определенную ценность, полезность для общества и конкретной личности.

Выполнение творческих проектов проходит в три этапа:

Исследовательский – поиск проблемы, выбор и обоснование проекта; анализ предстоящей деятельности; выбор конструкции и материалов; разработка технологической документации.

Технологический – выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом; соблюдение технологической, трудовой дисциплины и техники безопасности; изготовление изделия.

Заключительный – контроль, подведение итогов; защита проекта.

Деятельность учащихся на всех этапах выполнения проекта: анализируют, сравнивают, выбирают, исследуют, изучают, формулируют, конспектируют, рисуют, чертят, оформляют, защищают проект.

Деятельность руководителя объединения на всех этапах выполнения проекта: предлагает, ставит проблему, консультирует, участвует в оценке проекта.

Оценку творческому проекту вначале дает автор, а затем жюри.

 Критерии оценивания выполненных проектов:

Аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполнения работы.

Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта.

Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитаты.

Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, найденных решений, предлагаемых аргументов, оригинальность материального воплощения и представления проекта.

Качество пояснительной записки, оформление, соответствие стандартным требованиям, структура текста, качество схем, рисунков.

Качество изделия, соответствие стандартов, оригинальность.

Критерии оценивания защиты выполненного проекта:

Качество работы: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов, аргументированность, объем тезауруса, убедительность и убежденность.

Объем знаний по теме, эрудиция.

Культура речи, чувство времени, импровизированное начало, удержание внимания аудитории.

Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта.

Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.

Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах осознания проблемы, выдвижения идей проектирования, конструирования и моделирования, изготовления, качества изделия и его защиты.

Функции руководителя объединения в процессе выполнения учащимися проекта:

  • Консультирование, помощь в подборе проектов
  • Наблюдение за ходом работы учащихся
  • Оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование их учебно- трудовой деятельности
  • Поддержание рабочей обстановки в группе
  • Нормирование труда учащихся
  • Анализ и обобщение работы отдельных учащихся
  • Оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе

Организуя учебное проектирование, педагог может осуществить индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. Для этого используются различные по уровню сложности проектные задания.

Проектные задания можно разделить на несколько групп:

- Репродуктивные задания на воспроизведение по образцу.

- Поисковые задания, связанные, как правило, с усовершенствованием конструкции уже известных объектов.

- Творческие задания, направленные на создание новых изделий.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать следующие выводы:

Интегративно – технологический подход в учебно – воспитательном процессе в системе дополнительного образования формирует у учащихся готовность к творческой деятельности.

Одним из основных методов в дополнительном образовании является метод учебных творческих проектов.

Творческую проектную деятельность учащихся можно определить как интегративный вид деятельности, направленный на создание изделий, имеющих личную или общественную значимость.

Результатом проектной деятельности является конкретное изделие, изготовленное учащимися, а также развитие их личности.

Организуя учебное проектирование, педагог может осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.

В проектном обучении учащийся заинтересован в результатах собственной деятельности, что стимулирует его к получению знаний, необходимых для выполнения проекта.

Из проведенных наблюдений можно увидеть, что при использовании метода проектов в дополнительном образовании, повышается креативность мышления учащихся.

Рекомендации педагога

                                         

Анкета №1

«Ребенок глазами педагога» (сентябрь, апрель)

Цель: выявить уровень развития личностных качеств у учащихся за период освоения ими модифицированной образовательной программы «Обучение изготовлению вязаной игрушки. Бисероплетение».

Инструкция: оцените степень выраженности у учащихся основных

личностных качеств. Для этого поставьте балл в колонке «оценка».

0 – Качество не выражено

1 – Средне выражено качество

2 – Достаточно выражено

Фамилия, имя:_________________________________________

Возраст: ______________________________________________

Качество

Оценка на 00.00.00

1.

Самостоятельность.

2.

Волевые качества (настойчивость, упорство в достижении цели).

3.

Стремление к образованию.

4.

Стремление к самопознанию и самореализации.

5.

Организованность и самоконтроль.

6.

Эрудированность.

7.

Коммуникативная культура (умение слушать, общаться).

8.

Сформированность нравственных качеств

 (доброта, честность).

9.

Отношение к своему здоровью как к ценности.

10.

Гигиеническая культура.

Общий балл:

Вывод: степень выраженности у учащегося основных личностных качеств за   исследуемый период повысился с ….. до …. баллов.

Протокол № 1

Цель: выявить уровень развития личностных качеств у учащихся за период освоения ими модифицированной образовательной программы «Обучение изготовлению вязаной игрушки. Бисероплетение».

Методика: анкета «Ребенок глазами педагога»

Учебное объединение: «Мастерица»

Педагог: Линник Елена Викторовна

Ф.И. обучающегося

Оценка на 00.00.00

Оценка на 00.00.00

Общий балл

Общий балл

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Итого:

Вывод: за период освоения  модифицированной образовательной программы «Обучение изготовлению вязаной игрушки. Бисероплетение» у учащихся …. года обучения  выявлена положительная динамика развития личностных качеств, таких как: общая и коммуникативная культура; стремление к самопознанию и саморазвитию; лидерские и нравственные качества.

Анкета №2

«Методика выявления ступеней сформированности творческих способностей»

Цель: определение уровня сформированности творческих способностей у учащихся.

Инструкция: для определения уровня сформированности творческих способностей у учащихся следует прочитать приведенные ниже пункты анкеты и напротив каждого из них поставить слово «да» или «нет» («+»).  

Ф.И учащегося……………

Вопросы

Ответы

Да

Нет

1.

Как правило, я легко схожусь с людьми.

2.

Мне нравится (по силам) решать типовые, стандартные задачи.

3.

Мне кажется, что я с большим удовольствием сделал или сконструировал новое, если бы знал старое.

4.

Я работаю лучше, если советуюсь с коллективом.

5.

Большинство «задач» я решаю самостоятельно, без помощи друзей и старших.

6.

Никогда не пытаюсь изменить взаимоотношения с товарищами.

7.

Иногда я боюсь высказывать идеи, хотя они у меня есть.

8.

Мне часто удается найти нестандартные, оригинальные решения задач.

9.

Я могу, если надо, быстро поменять вид деятельности.

10.

Я могу одновременно реализовать несколько идей, решить несколько проблем.

11.

Нередко я вступаю в спор с ровесниками, со старшими.

12.

Как правило, я легко схожусь с коллективом и соглашаюсь с его мнением.

13.

У меня часто возникают оригинальные идеи

14.

Мне нравится выполнять работу с разработкой планов, схем, инструкций.

15.

Я всегда охотно пропагандирую новые идеи.

16.

Я буду выполнять работу по-новому, хотя знаю, что меня могут не понять товарищи, старшие.

17.

Я всегда работаю без суеты, вдохновляясь от тех рекомендаций, что дают учителя, старшие.

18.

Мне нередко приходится оправдывать свои действия инструкциями, правилами, рекомендациями и авторитетами.

19.

Мне нравится решать задачи основного характера.

20.

Я всегда отстаиваю свою точку зрения.

Инструкция для обработки данных:

Ответы ставятся в два столбика. В первом столбике за каждый ответ «да» - 2 балла, в другом – за ответ «нет» - 2 балла. Результаты дополняются.

 Ступень сформированности творческих способностей определяется таким образом:

40 – 33 балла – очень высокая

32 – 26 балла – высокая

25 – 13 баллов – средняя

12 – 6 баллов – низкая

  5 – 0  баллов – очень низкая

Протокол № 2.

Цель: определение уровня сформированности творческих способностей у учащихся  за период освоения модифицированной образовательной программы «Обучение изготовлению вязаной игрушки. Бисероплетение».

Анкета «Методика выявления ступеней сформированности творческих способностей».

Учебное объединение: «Мастерица»

Педагог: Линник Елена Викторовна

Количество участников анкетирования: …….

Количество  участников, набравших 40 – 33 балла: ……..

Количество  участников, набравших 32 – 26 баллов: …….

Количество  участников, набравших 25 – 13  баллов: …….

Количество  участников, набравших 12 – 6  баллов: ………

Количество  участников, набравших 5 - 0 баллов: ………..

Вывод: анкетирование выявило ………. степень сформированности творческих способностей у учащихся  за период освоения модифицированной образовательной программы «Обучение изготовлению вязаной игрушки. Бисероплетение».

Анкета №3

«Методика выявления и оценки коммуникативных и организаторских (лидерских) способностей у учащихся».

Цель: выявление и оценка коммуникативных и организаторских (лидерских) способностей у учащихся.    

Ф.И обучающегося___________________________________________

Вопросы

Ответы

Да

Нет

1.

Много ли у тебя друзей, с которыми ты постоянно общаешься?

2.

Часто ли тебе удается склонить своих товарищей к своему решению?

3.

Долго ли переживаешь обиду, нанесенную товарищами?

4.

Всегда ли тебе тяжело ориентироваться в критических ситуациях, которые иногда возникают?

5.

Ты стремишься к новым знакомствам с разными людьми?

6.

Удается ли тебе заниматься общественной работой?

7.

Правда ли, что тебе проще и легче провести час с книгой или за  другим занятием, чем с людьми?

8.

Если возникли препятствия в твоих намерениях, ты отступаешь?

9.

Легко ли ты вступаешь в контакт с людьми, которые старше тебя?

10.

Любишь ли ты придумывать и организовывать с товарищами разные игры и развлечения?

11.

Тяжело ли тебе общаться в новой компании?

12.

Часто ли ты откладываешь дела на следующий день, которые надо закончить сегодня?

13.

Легко ли тебе удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14.

Требуешь ли ты, чтобы твои товарищи делали так, как ты захочешь?

15.

Тяжело ли ты осваиваешься в новом коллективе?

16.

Бывают ли у тебя конфликты с товарищами из–за невыполненных ими обещаний, обязанностей?

17.

Стремишься ли ты познакомиться и поговорить с новыми людьми?

18.

Часто ли при решении важных вопросов ты берешь инициативу на себя?

19.

Раздражают ли тебя люди, когда хочется побыть одному?

20.

Правда ли, что ты плохо ориентируешься в незнакомой для тебя обстановке?

21.

Постоянно ли ты находишься среди людей?

22.

Возникает ли у тебя раздражение, когда тебе не удается закончить начатое дело?

23.

Чувствуешь ли ты трудности, неудобство, стыд, когда приходится брать инициативу в знакомстве с новыми людьми?

24.

Устаешь ли ты от частого общения с товарищами?

25.

Любишь ли ты участвовать в коллективных играх?

26.

Проявляешь  ли ты инициативу при решении вопроса?

                                 

Обработка и интерпретация результатов:

А. Выявление коммуникативных способностей

Определению коммуникативных способностей учащихся в анкете присвоены все нечетные вопросы: 1,3, 5, …25. Всего – 13. При этом 7 вопросов – положительные, а другие 6 – отрицательные. Особенность, какая определяет коммуникативные способности: на положительные вопросы утвердительный ответ «Да», а на отрицательный – «Нет». Положительные вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25. Отрицательные вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23. Определяется количество баллов. Балл считается, когда на положительные вопросы дается ответ «Да», а на отрицательные вопросы – «Нет».

В. Выявление организаторских (лидерских) способностей

Определению организаторских способностей присвоены все четные вопросы: 2, 4, 26. Всего – 13. Определение результатов проводится аналогично с определением коммуникативных способностей. Положительными вопросами являются: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26. Отрицательные вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24.

Оценивающий коэффициент К коммуникативных и организаторских (лидерских) способностей выражается в отношении количества ответов, которые сошлись в каждом разделе, с максимально возможным числом 13. При этом зрительно вырисовывается формула: К= А/13, где К=0,05.

К – величина оценивающего коэффициента.

А – количество ответов, которые сошлись.

Шкала оценок коммуникативных способностей

К

О

Уровень проявления коммуникативных способностей

0,10 -0,45

1

Низкий

0,46 -0,55

2

Ниже среднего

0,56 – 0,65

3

Средний

0,66 – 0,75

4

Высокий

0,76 – 1,00

5

Очень высокий

Шкала оценок организаторских способностей

К

О

Уровень проявления организаторских способностей

0,20 -0,55

1

Низкий

0,56 -0,65

2

Ниже среднего

0,66 – 0,70

3

Средний

0,71 – 0,80

4

Высокий

0,81 – 1,00

5

Очень высокий

Ребенок, получивший оценку «1» (О=1), характеризуется крайне низким уровнем способностей и коммуникативной, и организаторской деятельности.

У учащегося, получившего оценку «2» (О=2), развитие коммуникативных и организаторских способностей на уровне ниже среднего. Он не стремится к общению, чувствует себя скучно в новом коллективе, чаще проводит время в одиночестве, общается только со своими знакомыми, испытывает трудности в контактах с людьми и выступлениях перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не высказывает свои мысли, тяжело переживает конфликты. Проявление инициативы в большой деятельности ниже среднего. В большинстве вопросов не имеет самостоятельных решений. Таких детей в нашей группе не оказалось.

Выводы:  

       1.Учащиеся, которые получили оценку «3» (О=3),(ФИ……..),  имеют средний уровень способностей. Имея в целом средние показания, они стремятся к контакту с людьми, общаются не только со своими знакомыми, высказывают свои мысли, планируют работу. В то же время, потенциал этих способностей не означает высокую независимость. Эта группа особенно нуждается в дальнейшей серьезной, планомерной работе по формированию у них коммуникативных и организаторских способностей.

        2.Учащиеся, которые получили оценку «4» (О=4), (ФИ……..), относятся к группе с высоким уровнем способностей. Они хорошо приспосабливаются к новой обстановке, быстро заводят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении и с удовольствием участвуют в организации общественных собраний.  Могут самостоятельно принять решение в складывающей ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним желаниям.

         3.Учащиеся, которые получили оценку «5» (О=5),(ФИ…………), обладают очень высоким уровнем проявления способностей. Они чувствуют необходимость коммуникативной и организаторской деятельности. Для них характерны быстрая ориентация в острых ситуациях, независимость поведения в новом коллективе, они инициативны, в важных делах и ситуациях принимают самостоятельные решения. Отстаивают свою точку зрения и добываются уважения товарищей. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, настойчивы в делах, которые их привлекают. Они сами ищут дело, которое бы удовлетворило их потребность в организаторской и коммуникативной деятельности. При интерпретации указанных данных необходимо помнить, что данная методика констатирует только явный уровень способностей в данный период развития личности. Поскольку при обследовании выявляется не очень высокий уровень развития способностей, то это совсем не означает, что он останется в дальнейшем    развитии личности. При наличии положительных мотиваций, целенаправленности и надлежащей умственной деятельности, эти способности могут развиваться.

Анкета №4

«Оценка проектной деятельности учащихся».

Цель: дать объективную оценку проектной деятельности учащихся.

Инструкция: дать оценку каждому учащемуся.

3 – Качество слабо выражено

4 – Средне выражено качество

5 – Достаточно выражено

Ф.И.

учащегося

Оценка личностных качеств учащихся

знания

умения

самостоя

тельность

коммуника

тивная

культура

организо

ванность

упорство

в достижении

цели

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Общий балл:

Обработка данных:

28 – 30 баллов – высокий уровень.

До 28 баллов – средний уровень.

Вывод: за период проектной деятельности у учащихся  выявлен …… .      уровень практических умений, самостоятельности, коммуникативной культуры, организованности; ……… уровень теоретических знаний.

Анкета изучения мотивации.

Цель: изучение мотивации учащихся 7 – 10 лет.

Инструкция: ответьте пожалуйста на вопросы. Ответ «нет» - 0 балов, ответ «не знаю» - 1 балл, ответ «да» - 3 балла.

Вопросы

  1. Тебе нравится в Центре или не очень?
  2. Когда приходит время идти на занятие, ты всегда идешь с радостью, или иногда хочется остаться дома?
  3. Если бы педагог сказал, что завтра на занятие не обязательно приходить всем, ты бы пришел(ла) в Центр?
  4. Тебе нравится, когда отменяется занятие?
  5. Ты хотел(а) бы, чтобы на занятиях делали только то, что тебе не нравится?
  6. Ты часто рассказываешь о центре родителям?
  7. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий педагог?
  8. В объединении, где ты занимаешься, у тебя много друзей?

Результаты: учащиеся, набравшие 24 -20 баллов характеризуются высокой мотивацией, 19 – 15 – средняя норма, 14 – 10 – учащихся привлекает только внешняя сторона занятий, менее 9 – и баллов ребенок дезадаптирован, безразличен к занятиям.

Дата заполнения_________________________________

Ф.И.___________________________________________

Комментарии к успеху

Прежде чем раскрыть секрет нашей успешной проектной деятельности, я предлагаю читателю, который знакомится с данным пособием, решить такой пример:

Загадайте число.

Прибавьте столько же.

Прибавьте 10.

Разделите на 2.

Отнимите задуманное.

В результате у всех должно получиться число 5.

Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Причём вначале никто об этом даже не догадывался. Также происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, я «веду» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность учащихся.

Можно использовать упражнение.

Составление диагностической карты успешности в проектной деятельности.

Цель: определить значимость занятий для осуществления работы над проектами.

Задание: поставь оценку каждому проектному умению в 5-ти балльной системе.

Умения

проектирования

Умения

Шкала оценки уровня развития

1

2

3

4

5

Проблематизация

- могу выявлять проблемы

- умею выбирать из множества проблем

  главную

- умею решать проблему самостоятельно

- выбираю проблемы путем согласования

  для совместного решения

Целеполагание

- могу ставить цели и добиваться их

- умею согласовывать цели другими

- осуществляю поиск способов достижения цели

Планирование

- умею планировать свою деятельность

- могу организовать планирование  в группе

- могу распределить обязанности и роли в группе

Поисковые, исследовательские

- умею проводить исследования

- владею компьютером

- умею пользоваться Интернетом

- умею отбирать нужную информацию

- умею работать самостоятельно

- могу достигать результатов в совместной

  деятельности

Коммуникативные

- умею дружить

- внимателен к людям

- обладаю хорошими манерами

- проявляю толерантность

- умею слушать и сопереживать

- умею конструктивно сотрудничать

- помогаю людям в трудных ситуациях

Презентационные

- умею публично выступать

- могу составить план выступления

- умею логически мыслить и выражать

  своѐ мнение

- могу сжато излагать вои мысли

Рефлексивные

- могу оценить вклад каждого участника

- умею оценивать результативность

   решения проблемы проекта

- могу проводить самоанализ деятельности

- могу оценить результаты совместной

  деятельности

Вывод: насколько ты изменился в процессе занятий по сравнению с тем, каким ты был раньше?

Чтобы быть успешным в проектной деятельности необходимо использование:

1.Метода морфологического анализа.

Люди издавна мечтали о методе, который охватывал бы исчерпывающее количество вариантов решения задач. Определенным приближением к этому методу является морфологический анализ. Термин морфологический (греч. morphe – форма) означает внешний вид. Несмотря на то, что термин «морфологический анализ» предложен Ф. Цвикки, в действительности этот метод известен давно. Его корни уходят в глубину веков.

В современном виде морфологический анализ создан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки. В 30-е годы ХХ века Ф. Цвикки интуитивно применил морфологический подход к решению астрофизических проблем и на этой основе предсказал существование нейтронных звезд.

Сущность метода морфологического анализа заключается в том, что у любого объекта, субъекта, явления выделяются существенные признаки (основные части) по которым генерируются вариативные признаки и составляется таблица – «морфологический ящик» или «морфологическая матрица». Морфологический анализ проводится по следующей схеме, состоящей из шести последовательных этапов. В их числе:

1) формулировки проблемы;

2) постановки задачи;

3) составления списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции;

4) составления перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике (перечень называется морфологической картой или таблицей (если характеристик продукта – 2) или «морфологическим ящиком (гипер ящиком)», если характеристик – 3 и более).

В простейшем случае при методе морфологического анализа составляется двумерная морфологическая карта: выбираются две важнейшие характеристики продукта, составляют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы.

Рассмотрим условный пример. В качестве осей берем части продукта или этапы операции. Обозначаем их буквами: А, Б, В, и т.д. Затем записывает возможные альтернативы по каждой оси. Это будут элементы осей: А-1, Б-1, и т.д. Тогда морфологический ящик может выглядеть следующим образом:
А-1;А-2;А-3;А-4;
Б-1;Б-2;Б-3;
В-1;В-2;
Г-1; Г-2;

Из этого ящика извлекаем сочетания элементов, типа: А-1, Б-2, В-2, Г-1. Общее число вариантов в морфологическом ящике равно произведению числа элементов на осях (факториальная (!) зависимость). В нашем примере количество вариантов равно 4х3х2х2= 48. Для того, чтобы из этих вариантов выбрать один вариант, надо все их перебрать, т.е. проделать чрезвычайно трудоемкую работу.

Пятым и шестым этапами морфологического анализа являются: анализ сочетаний и выбор наилучшего сочетания. В нашем примере это означает, что из полученных 48 вариантов надо выбрать только один вариант. Выбор обычно производится путем перебора всех вариантов.

2. В педагогической деятельности следующей типологии проектов:

1.Исследовательские. Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

2. Творческие. Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм, концерт).

3. Игровые. Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.

4. Информационные. Направлены на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.

5.Практико-ориентированные. Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.

Советы педагога

Для успешной работы над проектом учащимся раздаются памятки

Памятка учащегося

      Ты собираешься идти по пути проектирования. Большинство предметов, окружающих нас, прошли этот процесс.

Осознание нужд и проблем.

Нужды начинаются там, где ты стоишь, где бы ни появились люди, появляются проблемы, требующие решения. Твоя проблема должна быть оформлена в виде короткого описания. Оно должно четко формулировать то, что ты собираешься делать.

Исследования и развитие идеи.

Следующий шаг – найти как можно больше информации по твоей проблеме. Посмотри журналы по рукоделию, почитай книги, имеющиеся у нас в объединении, дома или в библиотеке, посмотри в интернете сайты рукоделия. Необходимо записать все, что на твой взгляд может помочь тебе. Включай схемы, описания, орнаменты, эскизы, пометки и т.д.

Подумай о:

времени – как долго ты будешь решать эту проблему?

материалах – какие будешь использовать и какие есть у тебя в наличии?

стоимости – сколько это будет стоить?

функциях – для выполнения, каких функций нужен данный объект, изделие?

внешний вид – как он будет выглядеть?

Развивая свои идеи – помните, что простые идеи – часто лучшие идеи.

Планирование и изготовление.

Сейчас ты должен составить план, как ты собираешься решить данную проблему. Запиши правильно порядок своей работы. Тщательно подумай, сколько времени необходимо тебе, какое оборудование понадобиться тебе.

Испытание и оценка

Решил ли ты проблему? Подумай об этом и спроси других людей. Может тебе необходимо произвести изменения в этом проекте или, может быть, начать все заново? Очень небольшое количество дизайнерских решений безупречно, всегда есть путь для улучшения!

                                   Краткий словарь «проектных» терминов

АКТУАЛЬНОСТЬ — показатель исследовательского этапа проекта. Определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью практики. Обосновать актуальность — значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

АЛГОРИТМ – это строгая последовательность действий, которая неизбежно приводит к решению задачи определенного класса. Эта последовательность действий может иметь словесное описание, в котором представлены все элементарные действия и логические условия, определяющие порядок этих действий, а может быть описана в символической форме или в виде графика. Метод дает возможность представить совокупность действий в компактной форме и понять их закономерные связи.

ВЕРБАЛЬНЫЙ МЕТОД – позволяет не передавать уже переданную ранее описательную информацию об объекте или явлении, а передать лишь их референциию (соотнесение используемых в речи словесных определений, имен, понятий с соответствующими объектами, явлениями…)

ВОПРОСЫ проекта — вопросы, на которые предстоит ответить участникам проектной группы, чтобы в достаточной мере уяснить и раскрыть тему проекта.

ГИПОТЕЗА — обязательный элемент в структуре исследовательского проекта; предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления.

ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ — совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

ДИЗАЙН – АНАЛИЗ, (ДИЗАЙН-СПЕЦИФИКАЦИЯ) — важнейшая разновидность проектирования, целостный процесс изготовления изделия от идеи до реализации, нацеленный на то, чтобы изделие, отвечая потребностям человека, соединяло в себе красоту и функциональность.

ЗАДАЧИ проекта — это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.

ЗАКАЗЧИК проекта — лицо или группа лиц (внутри или вне школы), испытывающих затруднения в связи с имеющейся социальной проблемой, разрешить которую призван данный проект.

ЗАЩИТА проекта — наиболее продолжительная и глубокая форма презентации проекта, включающая вопрос – ответный и дискуссионный этапы. Используется, как правило, для исследовательских проектов.

ИГРОВОЙ ПРОЕКТ — проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца (подробнее см. «Типология проектов»).

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ — проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ — проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации (подробнее см. «Типология проектов»).

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ — проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы (подробнее см. «Типология проектов»).

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ – способность обучающихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

КОМПЕТЕНЦИЯ – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен;

КОНСУЛЬТАНТ — педагог или специалист, выполняющий роль эксперта и организатора доступа к необходимым ресурсам.

КООРДИНАЦИЯ (координатор проекта) — способ управления работой проектной группы учащихся; может быть открытой (явной) или скрытой. В последнем случае координатор не обнаруживает себя как руководитель проекта, а выступает как один из участников, наравне с остальными.

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ — проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.

МИНИ – МАРКЕТИНГОВОЕ исследование это любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга. То есть, маркетинговое исследование предполагает сбор и анализ данных, которые требуются для маркетинговой деятельности. Маркетинговое исследование — это начало и логическое завершение любого цикла маркетинговой деятельности. Маркетинговое исследование необходимо, чтобы уменьшить неопределенность, которая всегда сопутствует принятию маркетинговых решений.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — основные способы проведения исследования.

МОТИВАЦИЯ — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками обучающегося.

ПОРТФОЛИО (ПАПКА) проекта — подборка всех рабочих материалов проекта.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ — проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо социальной проблемы прикладного характера (подробнее см. «Типология проектов»).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ проекта — публичное предъявление результатов проекта.

ПРОБЛЕМА — социально значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, напр., противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения, недостаток информации о чем-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др.

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.

ПРОЕКТ: 1) это самостоятельная деятельность обучающихся по решению определенной проблемы; осуществляется с помощью педагога. В основе каждого проекта лежит значимая для его участников проблема. Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости. 2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ: Процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; практическое оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии; защита проекта.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.

РЕЗУЛЬТАТЫ проекта: 1) выход проекта; 2) портфолио проекта; 3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сфер ученика, формировании у него определенных знаний, умений, навыков.

РЕЦЕНЗЕНТ — на защите проекта учащийся или педагог (специалист), представивший рецензию на подготовленный проект.

РУКОВОДИТЕЛЬ проекта — педагог, непосредственно координирующий проектную деятельность группы индивидуального исполнителя.

СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ — проект продолжительностью от одной недели до одного месяца.

СТРУКТУРА проекта — последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по ее достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на нее продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведенного проекта. Может включать и другие (необязательные) этапы.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ — проект, центром которого является творческий продукт — результат самореализации участников проектной группы (подробнее см. «Типология проектов»).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.

ЦЕЛЬ проекта — модель желаемого конечного результата.

ЭКСПЕРТ – это человек специалист, который очень хорошо разбирается в какой-либо сфере деятельности. Эксперт обладает специальными знаниям и бывает в разных сферах деятельности.

ЭНТУЗИАСТ – это человек, целеустремленный в достижении какой-либо цели, тот, кто отдает все силы какому либо делу, страстный, восторженный поклонник чего – либо.

ЭТАПЫ проекта — основные периоды работы проектной группы.

Список использованной литературы.

  1. А. Б. Воронцов и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
  3. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
  4. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. –  М., 1998
  5. Гузеев В.В. Метод проектов как технология четвертого поколения.//Школьные технологии, 2001.- №2
  6. Карачев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся //Школа и производство.- 1997.- №2
  7. Килпатрик У. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе.- Л.: Брокгауз- Ефрон, 1925
  8. Кругликова О.С. Технология проектного обучения // Завуч. - 1999.- №6
  9. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
  10. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. –  М.: АРКТИ, 2003. –  112с. (Методическая библиотека)
  11. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, -  52 с.
  12. Развитие детского творчества через технологические проекты. Сб. проектов для 5, 6 кл. — Н. Новгород, 2000г.
  13. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – С. 208.
  14.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: «Учебная литература», 2004. – С. 80.
  15. Савенков А. И. Учебные исследования в начальной школе. // Нач. шк. – №12. – 2000. – С. 101-108.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Методическое сопровождение проектной деятельности учащихся"

Методическое сопровождение проектной деятельности учащихся. (презентация)...

Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся. Конкурс проектных работ"

Данная методическая разработка содержит положение о конкурсе проектных работ с описанием цели, структуры и критерии оценки проектов; практические приложения .Приложение1  содержит примерные темы ...

Программа методической сессии «Проектная деятельность учащихся на уроках начального и основного общего образования»

Программа методической сессии "Проектная деятельность учащихся на уроках начального и основного общего образования"Организация и проведение уроков при системно - деятельностном подходе....

Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность... Бернард Шоу...

Методическая разработка проектной деятельности учащихся 9-х классов "Достопримечательности города Горячий Ключ в экспериментальных задачах по физике"

Методическая разработка проектной деятельности учащихся 9-х классов "Достопримечательности города Горячий Ключ в экспериментальных задачах по физике" .Презентация, документ, буклет....

Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии

Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...