Открытый урок преподавателя по классу скрипки ДМХШ "Соловушка" Плиевой Н.В. на тему: "Работа над концертом ля минор А. Вивальди" I часть
учебно-методический материал

Открытый  урок с учащейся 4 класса Суслоновой Настей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_plan_konspekt.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

«Работа над концертом ля минор

А. Вивальди» I часть

Преподаватель ДМХШ «Соловушка»

По классу скрипки: Шахрай Н.В.

Декабрь 2017 г.

План-конспект

Открытого урока НРМО по скрипке

Шахрай Н. В.

На тему: «Работа над концертом ля минор А. Вивальди» I часть  2017г.

Тип занятия: индивидуальное занятие по скрипке с ученицей 4 года обучения Суслоновой Насти.

Тема урока: «Работа над концертом ля минор А. Вивальди I часть»

Используемые образовательные системы:

-  Информационно-коммуникативные методы

-  Технология развивающего обучения

-  Обучение в сотрудничестве (игра в ансамбле)

Методические материалы:

-  Нотные сборники

Технические средства обучения:

-  Компьютер

Оборудование урока:

-  план-конспект урока

-  скрипка

-  фортепиано

-  ноты

Цели урока:

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Формирование у учащегося художественных, технических навыков, как единое целое.

     Задачи урока:

-  Преодоление технических трудностей, умение сочетать разные виды техники

-  Умение сочетать эпизоды концерта и соединять их в единое целое

Методы и приёмы реализации поставленных задач:

-  прослушивание музыкального произведения;

-  практический;

-  наглядный (практический показ);

-  словесный (объяснение, беседа).

Ожидаемый результат: сформировать опыт ансамблевой игры.

Ход урока:

  1. Организационный момент – сообщение темы, целей и задач урока.
  2. Вступительное слово.
  3. Практическая часть урока.

-  Работа над техническими трудностями

-  Работа над отдельными эпизодами

-  Работа над произведением

-  Фразировка

-  Динамические оттенки

-  Интонация

-  Проигрывание произведения целиком

  1. Анализ результатов урока.
  2. Задание на дом.

Основная часть урока

«Работа над концертом ля минор А. Вивальди I часть»

              1 Вступительное слово

       Антонио Вивальди – итальянский скрипач и композитор, (родился 4 марта 1678 года в Венеции). Вивальди творил в эпоху расцвета стиля Барокко, (Барочный стиль возник в середине 17 века и просуществовал до конца 18 века). Слово «барокко» происходит от португальского словосочетания (пэрола барокко) и звучит в переводе, как – «жемчужина причудливой формы». Изобразительному искусству и архитектуре того периода присуще сложность, вычурность, пышность и экстравагантность. Вивальди обучался игре на скрипке и клавесине у отца. В 1703 году принял духовный сан, но в этом же году переходит на службу в детский приют для девочек-сирот – венецианскую женскую консерваторию «Оспедале дела Пиета», как руководитель классов скрипки, хора и концертмейстер оркестра.

     Вивальди много писал музыки для многочисленных праздников и карнавалов: оперы, кантаты, серенады, кончерто-гроссо, инструментальные концерты и сонаты. Количество произведений написанных Вивальди огромно. В его наследии 39 опер, 23 светские кантаты, 43 арии, 23 симфонии, 73 сонаты. Но любимым жанром А. Вивальди был концерт со свойственной ему праздничностью, блеском, крупным штрихом, стилем,  рассчитанным на широкую разнообразную и жаждущую ярких впечатлений аудиторию.

        Вивальди впервые вводит тип концерта для скрипки с оркестром, а так же для 2-х и 4-х скрипок. Концертов Вивальди написано невероятное множество: 447 сольных, причём для самых разнообразных инструментов, 20 – для виолончели.

Вивальди является создателем жанра сольного концерта. Циклическое строение концерта Вивальди сжимается до 3-х частного. Чаще всего это Allegro-Argo-Allegro, реализуя его в остроконтрастном плане, быстрые части, блестящие, энергичные; медленные, певучие и лиричные. Для первых частей своих концертов он окончательно выработал и остановил форму рондо.

     Рондо – в переводе с французского – круг, т.е.,  форма, которая построена на повторности. Основана на многократном (не менее 3-х раз) повторении Г. темы, которая чередуется с эпизодами различного содержания.

     Одним из известных концертов А. Вивальди, является Концерт ля минор. Подходя к изучению концерта, ученик должен в достаточной степени владеть фундаментальными основами технического мастерства: обладать достаточно свободным умением исполнять различные штрихи, достигать разнообразного звучания, пользоваться ими во всех частях смычка, владеть сменой позиций, вибрато и достаточной беглостью пальцев.

Работая над крупной формой, мы используем принцип: «от общего к частному». У ученика уже на начальном этапе изучения концерта, должно сложиться представление о произведении в целом (его характере, стиле, темпе), без этого невозможно ощущение формы произведения. Поэтому важно чаще преподавателю с самого начала проигрывать произведение, целиком или слушать в записи в исполнении различных исполнителей.

А далее необходимо разделить его на отдельные эпизоды. И после тщательной проработки деталей (работа над различными видами технических трудностей), можно соединить их в единое целое. В своей работе мы прежде всего, исходим от характера музыки.  I часть наиболее внушительна по размаху и концертна по изложению, энергична по тонусу, интенсивна по тематическому развитию.

2 Практическая часть урока

     Тема Allegro одна, она составляет опорную линию тонального плана. Яркая выразительная музыка побуждает ученика преодолевать значительные технические сложности в этом концерте и стимулирует техническое и музыкальное развитие.     Концерт начинается с Tutti в нюансе f  Акценты должны совпадать в левой и правой руках; в левой за счёт активной вибрации, а в правой за счёт укола смычка в струну (который выполняется нажимом указательного пальца). В этом произведении, стиль произведения определяет характер detache  (деташе). Так в старину смычок был несовершенен и характер detache в то время был маркированный. И в наше время мы стараемся придерживаться этого же стиля исполнения. В нюансе « f »  - исполняем широким, плотным смычком. В левой руке активная вибрация. С 3-го такта появляется секвенция (Секвенция – последовательное повторение определённой мелодической фразы от разных звуков). Этот приём встречается неоднократно.

          ИГРА

          Затактовая восьмая нота должна показать активное начало. Шестнадцатые в нижней части смычка не должны звучать сильнее, чем в конце смычка, а иногда сильнее, чем восьмая. Смычок распределяется определённым образом, а именно: восьмая на весь смычок, шестнадцатые – у самого конца и у колодки. Должна соблюдаться ритмическая точность – ровность двух шестнадцатых и соответствие их восьмой. А также правильное соотношение силы звука восьмой с двумя шестнадцатыми. Несколько одинаковых фигур или несколько одинаковых нот не должны исполняться одинаково динамически. Они должны исполняться либо в более утверждающем смысле (более или менее усиливаясь (на одной ноте или в восходящей секвенциях)), либо с некоторым снижением силы звука, как это бывает часто в нисходящих секвенциях. В теме I части концерта, повторяющийся звук «ля», и последующую фигуру нужно фразировать с нарастанием акцентировки., это придаёт исполнению выразительность и динамичность.

      ИГРА

      Далее опять меняется характер, нюанс p, dolce (2 solo). Надо обратить внимание на сочетание штрихов. Основная ошибка при исполнении сочетания штрихов, выражается в  том, что раздельные звуки бывают несоразмерно сильными по сравнению со связанными лигами и нарушают плавность течения мелодии.

Следует обратить внимание на разнохарактерное звучание тематического материала в различных эпизодах I части.Одна и та же ритмическая и мелодическая фигура, звучащая в начале концерта торжественно и энергично приобретает лёгкий и изящный характер. Привлечение слухового контроля, выработка устойчивых навыков правильного распределения смычка и степени плотности его прикосновения к струне, в зависимости от требуемого характера звучания, помогают избежать правильных акцентов. Так же надо не забывать о фразировке, динамических оттенках, движении мелодии к кульминационным точкам за счёт крещендо и чистом интонировании. Верное интонирование мотива и правильное построение, и воспроизведение фразы – залог выразительной игры.

3-й раз тема проходит в (доминантовой) тональности Ми мажор. Надо обратить внимание на знаки

     ИГРА

     В 4 solo встречается штрих – одна отдельно три легато. Отдельно ноту П смычком, надо сыграть быстро, а 3 залегованные ноты V смычком вести медленнее.

В последнем  solo  идёт мотивная разработка главной темы.

      ИГРА

      Концерт заканчивается на f , с расширением и замедлением к последней ноте.

 

             3 Проигрывание произведения целиком

             Сейчас мы вам покажем конечный результат нашей работы

                    ИГРА

             4 Анализ результатов урока

            В заключении хочу сказать, что произведения крупной формы, служат основным учебным материалом, с помощью которого осуществляется художественное и техническое развитие скрипача. Изучение их в скрипичном классе детской музыкальной школы требует глубокой и разносторонней педагогической работы.

             5 Задание на дом

А. Вивальди «Концерт ля минор» I часть: работать над штрихами, фразировкой, динамическими оттенками, интонацией и ведением смычка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока в 4 классе ДХШ № 4 по декоративной композиции Преподаватель Асабова И. Г.

Тема: Коллаж «Животные леса, прерий, джунглей, пустыни»Цели и задачи:               1. Формирование нравственно-эстетической отзыв...

Общеразвивающая образовательная программа для отделения раннего эстетического развития по специализации "Музыкальный инструмент" (скрипка). Составитель: преподаватель по классу скрипки Кондратьева И.В.

Программа предназначена для детей отделения раннего эстетического развития, которые на следующий год поступают в 1 класс. Целью программы является приобщение ребенка к миру скрипичного искусства, расш...

Методическая работа преподавателя народных струнных инструментов Е.И. Махияновой на тему "Работа с обучающимися со слабыми музыкальными данными в классе домры, балалайки"

В Методической работе разораны проблемы обучения игре на балалайке и домре, связанные  со слабо выраженными музыкальными способностями обучающегося. Также предложены методы работы с детьми со сла...

Статья Открытый урок преподавателя Королевой Н.П. по теме «В творческой лаборатории класса ансамбля»

Открытый урок – это не обычное учебное занятие, а публичное выступление. Любое публичное выступление должно подчиняться законам драматургии и преподавателю удалось таким образом с режиссировать ...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...

8 февраля 2024 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Две судьбы: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

Ежегодно в Московском технологическом колледже учащимся рассказывают интересную историю о двух великих людях начала 20 века: Д.И. Менделееве и А.А. Блоке, о том, что пересеклись их пути, что их связыв...