Выступление на тему "Организация работы музея образовательного учреждения по патриотическому воспитанию подрастающего поколения"
статья (11 класс)

Гилязетдинова Занфиля Загитовна

Выступление  по работе школьного историко-краеведческого музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация работы музея образовательного учреждения по патриотическому воспитанию подрастающего поколения».

МБОУ «СОШ№27»

Руководитель музея:  Гилязетдинова З.З.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей. 

Наш историко-краеведческий музей был открыт в 2005 году, и это мероприятие было приурочено к 60-летию Победы. Мы занимаемся изучением жизни и творчества татарского поэта Фатиха Карима. Он родом из Башкирии, погиб в 1945 году около города Кенигсберга, могила находится в братской могиле города Багратионовска Калининградской области.

С 1999 года наша школа поддерживает связь с дочерью поэта Лейлой Каримовой. Ведется активное сотрудничество между нашей школой и Аитовской средней школой  Бижбулякского района Республики Башкортостан. С 1999 года педагоги этих школ ведут совместную деятельность по изучению жизни и творчества татарского поэта Фатиха Карима и развитию музейного дела.

С 2007 года наш Совет музея состоит в переписке с представителями  музея истории края г. Багратионовска Калининградской области  и Багратионовской средней школы. В октябре 2013 года состоялась поездка активистов музея школы в город Багратионовск Калининградской области.  У мемориала на братской могиле, где покоится прах Ф. Карима, ученики МБОУ “СОШ№27” и средней школы этого города  читали стихи поэта на татарском и русском языках, возложили цветы, зажгли свечи. В городской библиотеке состоялась теплая встреча представителей Республики Татарстан с татарской диаспорой города Багратионовск. В этой поездке принимал участие  председатель совета Отцов нашей школы, телеоператор  Нуриев Ильгизар Вагизович. Музей для посещения школьников, родителей открыт всегда, так как находится на первом этаже. Актив музея – это ученики 5-11 классов школы.  Подготовку по музейному делу учащиеся проходят в творческом объединении «Юный музеевед – экскурсовод». На занятиях кружка учащиеся приобщаются к научно-исследовательской работе, изучают научную литературу, исторические документы, обучаются работе экскурсоводов. Активисты музея участвуют в различных конкурсах и занимают призовые места. В межрегиональном конкурсе имени Фатиха Карима  Нуриев Булат, ученик 8 А класса,  участвовал с видеофильмом «Калининградская земля охраняет покой солдата» и  стал победителем.

 Актив музея работает в тесном сотрудничестве  с Советом ветеранов. Ветераны ВОВ и труженики тыла – частые гости нашего музея. Они рассказывают детям о военных трудностях, о работе в тылу. Накануне 9 Мая в музее состоялась встреча учеников с заместителем председателя ветеранской организации НМР РТ  Ризвановым Казбеком Карамовичем.  Казбек Карамович рассказал  о работе Совета ветеранов города, о подготовке к празднованию Дня Победы. Ответным словом с нашей стороны была музыкально-литературная композиция о войне.

Надолго запомнится рассказы тружеников тыла Арова Василия Ивановича, Саитовой Наили. В  школьном музее состоялась встреча с бойцами поискового отряда "Нефтехимик" - Лутфуллиным Р.Р. и Нуримановым Р.А. Поисковики рассказали ребятам о нелегкой жизни бойцов отряда, об огромной пользе поисковой работы, о смертельных опасностях, подстерегающих их на каждом шагу, о мистических случаях во время экспедиции. Гости с удовольствием отвечали на вопросы учеников. В конце встречи бойцы преподнесли в дар школьному музею артефакты времен Великой Отечественной войны. Встреча была посвящена Дню героев Отечеств.

Встреча с курсантами Высшего Военного училища была приурочена ко Дню Победы. Будущие танкисты, Горбатов Михаил и Казакевич Артур рассказали о себе, об учебном заведении, о престиже профессии военного, о современном вооружении и отвечали на вопросы присутствующих. По окончании встречи ученики нашей школы организовали экскурсию по школе и школьному музею.  Также  на базе школьного музея проводятся  различные  мероприятия. Литературно-музыкальная композиция «Моя малая Родина – Нижнекамск» с участием начальника отдела по связам  общественными формированиями и национальным вопросам Дирзизовым Альбертом Рифкатовичем и руководителем Дома Дружбы Народов Хафизовым Василем Фаизовичем была посвящена 50-летию города Нижнекамска. В нашем музее в гостях был первопроходец, Заслуженный врач России, почетный гражданин Нижнекамска Исмагилов Гамил Гарифович. А на мероприятии «Мой папа служил в армии» был приглашен председатель совета Отцов Нуриев Ильгизар Вагизович. Одним  из важных направлений  музейной деятельности является участие в конкурсах различного уровня. В 2015 году мы стали победителями в республиканском конкурсе   «Растим патриотов России». В этом учебном году в республиканском конкурсе в рамках общественного проекта Приволжского Федерального Округа «Победа» по направлению «Лучшие музеи» мы заняли  2 место. В республиканской историко-патриотической акции « Мы в летописи Великой Отечественной…» школьный историко-краеведческий музей стал победителем  в номинации «Лучший школьный музей». Представители  школьного музея участвовали в республиканской  выставке в Татарском Академическом государственном театре оперы и балета имени М. Джалиля на встрече Президента РТ с ветеранами ВОВ и тружениками тыла. В конкурсе  «За лучшую постановку патриотической работы музеев» в муниципальном туре наш музей стал победителем. Я, руководитель музея,  приняла участие в республиканском конкурсе инновационных дополнительных общеобразовательных программ и проектов, обеспечивающих интеграцию общего и дополнительного образования в процессе организации внеурочной деятельности обучающихся с темой «Наш музей – центр патриотического воспитания» ( 3 место).

На сегодняшний день основной фонд музея составляет 480 экспонатов. В музее имеется книга регистрации экскурсий, инвентарная книга.За время своего существования школьный историко -краеведческий музей доказал эффективность своей работы. Он пользуется известностью как в Нижнекамске, так и за его пределами. Экспонаты музея служат средствами наглядности на уроках русской и татарской литературы, истории,  географии;  выездные “ музейные” уроки часто проводятся и в начальных классах. Нельзя жить  настоящим, не думая о будущем, не заглядывая в прошлое. Этой высокой цели – связи времен и поколений – призван служить школьный музей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЯ ДЛЯ ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Историко-патриотического воспитание способно сформировать личность молодого человека как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, обеспечить овладение национальными традициями своего нар...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА БАЗЕ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Одним из видов работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию школьников в МКОУ «Товарковская СОШ 1» является работа в школьном историко-краеведческом музее им. А....

Организация сотрудничества с педагогическим сообществом Борисоглебского городского округа по вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения и формирования бережливого отношения к культурно-образовательным традициям и ценностям

Выступление на семинаре "Организация сотрудничества с педагогическим сообществом Борисоглебского городского округа по вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения и формирования бе...

«Организация проектно-исследовательской работы с активистами школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения»

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знак...

«Организация проектно-исследовательской работы с активистами школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения»

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знак...