ТЕМА ТРЕНИНГА: «КАК СТАТЬ ДОБРЫМ ДРУГОМ»
план-конспект

Мильченко Татьяна Викторовна

Понятие «дружба» многими подростками понимается неверно, ребята считают, что друг – это собственность, что по первому зову, друг обязан прийти, выслушать, принять тебя и быть только на твоей стороне, не смотря на другие жизненные принципы.  У подростков не сформированы представления о реальной дружбе, тем более нет понятия, как быть самому хорошим, добрым  другом.

Изучая научные труды по теме детского и подросткового возраста, педагоги приходят к мнению, что многие проблемы подросткового возраста разрешались бы намного легче, если бы и педагоги, и родители осваивали науку о возрастной психологии тщательнее. Это бы способствовало в свою очередь не только пониманию своих учащихся, но самое главное помогло бы в решении проблем подросткового  возраста и помогло бы развить личностный потенциал каждого участника образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Г. БАЛТИЙСКА

Конкурс методических разработок педагогических работников

Балтийского городского округа «Мастерская профессионала»

ТЕМА ТРЕНИНГА:   «КАК СТАТЬ ДОБРЫМ ДРУГОМ»

НОМИНАЦИЯ:  Методические разработки (конспекты урока, занятия, сценария внеклассного мероприятия, мастер-класса) с использованием современных педагогических технологий

АВТОР:  Мильченко Татьяна Викторовна,  педагог-психолог высшей квалификационной категории

Г. БАЛТИЙСК

2020 г.

Тема психологического тренинга:  Как стать добрым другом?

Пояснительная записка:

Актуальность данной темы: понятие «дружба» многими подростками понимается неверно, ребята считают, что друг – это собственность, что по первому зову, друг обязан прийти, выслушать, принять тебя и быть только на твоей стороне, не смотря на другие жизненные принципы.  У подростков не сформированы представления о реальной дружбе, тем более нет понятия, как быть самому хорошим, добрым  другом.

Научная и методическая ценность: изучая научные труды по теме детского и подросткового возраста, педагоги приходят к мнению, что многие проблемы подросткового возраста разрешались бы намного легче, если бы и педагоги, и родители осваивали науку о возрастной психологии тщательнее. Это бы способствовало в свою очередь не только пониманию своих учащихся, но самое главное помогло бы в решении проблем подросткового  возраста и помогло бы развить личностный потенциал каждого участника образовательного процесса.

Возраст: для учащихся 6 - 7х классов (оптимальное количество для плодотворной работы 12 учащихся)

Цель: продолжать развивать личностный потенциал каждого участника тренинга

Задачи:

  • Самостоятельно сформулировать тему занятия
  • Вызвать интерес к собеседникам, к их позиции о понятии «дружба», «друг», «ответственность»
  • Продолжать учить вести диалог с друзьями без напряжения
  • Продолжать учить распознавать свои эмоции и чувства
  • Воспитывать сопереживание за своих друзей

Предполагаемые результаты:

  1. Понимание того, что из любой конфликтной ситуации есть выход
  2. Осознание ценности дружбы
  3. Анализ своего поведения
  4. Формирование навыков плодотворного сотрудничества
  5. Понимание своих эмоций и чувств, сверстников и взрослых

Ход:

Рассадка по кругу (ресурсный круг)

Приветствие учащихся и представление каждого. Ожидания и опасения участников от тренинга. Принятие правил проведения тренинга.

Вводная часть:

Определение темы самими учащимися

Отгадывание кроссворда  по поговоркам (слайды на экране)

1. Сделав (добро), не хвались.

2. (Мир) строит, а война разрушает.

 3. От (улыбки) хмурый день светлей.

4. (Жизнь) дана на добрые дела.

5. Где (любовь) , тут и Бог.

6. (Мать) худому не научит.

д

о

б

р

о

м

и

р

у

л

ы

б

к

а

ж

и

з

н

ь

л

ю

б

о

в

ь

м

а

т

ь

Какое же ключевое слово получилось? Это слово и является темой нашего занятия.

Основная часть : Предлагаю нам по кругу высказаться дружба – это…

Обратите внимание, сколько нас, столько и мнений, некоторые отличаются от других, но есть и совпадение.  

В знак принятия мнения своих друзей предлагаю улыбнуться своему соседу слева, а теперь справа и с радостным настроением сесть за парты. Обратите внимание на партах перед вами лежат листы бумаги, на которых изображен силуэт человека (см. Приложение1)

 Попробуйте оборвать лист таким образом, чтобы в руках у каждого из вас остался только силуэт. А теперь проведем эксперимент. Сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем творении и начните его "ругать": "Кривой какой-то!","Косой", "Некрасивый", "Надо быть лучше", "Ноги короткие" и т. д. 
После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и хорошенько "заутюживайте" его ногтем. Как-то так: ругнули - завернули, ругнули - завернули... 
Когда ругательства будут исчерпаны, остановитесь и посмотрите, что у вас получится в итоге. Интересно, до какого состояния ваш человечек докрутится. 
Если пофантазировать, как думаете, на какие действия теперь способен такой скрученный человечек?
У ребят, с которыми я проводила этот эксперимент раньше, получилось,  что на самые бестолковые, тревожные и неэффективные или вообще ни на какие. 
Но это еще не все. Теперь начинайте хвалить этого человечка, говорить ему поддерживающие слова на каждый отворот бумаги. Похвалили - отвернули, похвалили - отвернули... 
И понаблюдайте в процессе вот за чем: 
1) Что вам легче было делать: ругать или поддерживать? Когда вы были более находчивы и разнообразны в словах и выражениях? 
2) Хватило ли у вас хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью? 
3) Каким в итоге получился человечек? Чем отличается от первоначального состояния (до скручивания)? 
4)На какие действия теперь способен ваш человечек?

Притча (демонстрация видеоролика)

 https://youtu.be/wF5RUQS6n2Y

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Работа с кубиком Блума (см. Приложение 2)

Суть техники заключается в следующем: после эксперимента и прослушивания притчи необходимо бросить кубик любому учащемуся, на гранях кубика обозначены начала вопросов и заданий для обсуждения темы: «Почему…», «Придумай…», «Поделись…», «Назови…», «Предложи…», «Объясни…» 

Примерный перечень вопросов

Почему после ссоры начать дружить сложнее?

Назови какие качества характера необходимо иметь твоим сверстникам, чтобы стать твоим другом?

Придумай как провести время с другом, чтобы получить позитивные эмоции?

Поделись своими чувствами и эмоциями от совместного времяпровождения с другом?

Назови три свои качества характера, которые тебе помогают быть добрым другом?

Объясни, почему требовать от друга чего-либо это неправильно?

Предложи, как научиться договариваться с друзьями без конфликтных ситуаций?

Подведение итогов:

Ребята, все хотят иметь настоящих друзей, но не всем это удается. Каким правилам следует следовать, чтобы завести друга и дружить с ним, возможно, всю жизнь?

Выслушиваю ответы детей. Конечно же, все что вы сказали верно, также верно и утверждение «Чтобы иметь доброго друга, необходимо и самому быть добрым другом!»

Я вам в подарок приготовила небольшие подсказки «Как стать добрым другом!» (см. Приложение 3)

Наше занятие подходит к завершению, что вам сегодня на занятии отозвалось в вашей душе? Что было интересным? С каким настроением вы уйдете с моего занятия? Благодарю вас за искренние ответы и в память о нашем занятии хочу подарить камушки радости, пусть они вам напоминают о друзьях и о нашей встрече!

Список использованной литературы:

  1. Арестова О.Н., Махмудова С.Х. Субъективная презентация семейных отношений на разных уровнях осознанности (на примере подросткового возраста), Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2018. – №1
  2. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – Москва : МГУ, 1987
  3. Кон И.С. Дружба: этико-психологический очерк  – Москва : Изд-во политической литературы, 1980
  4. Мудрик А.В. Психология дружбы, Вопросы психологии. – 1981 – № 4
  5. Райс Ф., Долджин К.,  Психология подросткового и юношеского возраста, Санкт-Петербург : Питер, 2010
  6. Сухомлинский В.А., Рождение гражданина. – Москва,  Молодая гвардия, 1971

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

D:\Documents and Settings\13\Рабочий стол\силуэт человека.jpg

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

D:\Documents and Settings\13\Рабочий стол\кубик блума.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Памятка

КАК СТАТЬ ДОБРЫМ ДРУГОМ

  1. Будьте открыты к общению с новым человеком.
    Не будьте слишком поверхностны в суждениях об окружающих. В каждом человеке есть что-то удивительное и уникальное.
  2. Умейте выслушать и услышать.
    Позвольте вашему другу выговориться. Быть может, это единственное, что от вас сейчас требуется.
  3. Отдавайте то же, что хотите получать взамен.
    Не ожидайте от друзей того, что вы сами не готовы им дать. Любые отношения строятся на взаимности. Хотите любви? Любите. Хотите преданности? Будьте преданны. Хотите уважения? Уважайте.
  4. Поддерживайте близких людей.
    Даже самая незначительная похвала из ваших уст, которая для вас будет мелочью, может очень много значить для того, в чей адрес она сказана в нужный момент. Поддержка близкого человека – невероятно ценный ресурс.
  5. Прощайте ошибки.
    Учитесь любить не только свои недостатки, но и недостатки своих друзей. Простите тех, кто сделал вам больно. Прежде всего для себя, для своего психоэмоционального здоровья
  6. Не забывайте про отношения с собой.
    Одни из самых главных и запутанных отношений в жизни каждого человека – это отношения с самим собой. Поддерживайте, цените и уважайте себя, только тогда вы сможете быть хорошим другом и для другого человека.
  7. Говорите то, что думаете.
    Не заставляйте близких людей что-то домысливать за вас. Формулируйте свои мысли ясно и четко, а главное – будьте искренни. Если вам кажется, что ваши мысли слишком грубы, постарайтесь придать им более мягкую форму, но не лгите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Лучший способ найти друга - самому стать хорошим другом."

Тема: Лучший способ найти друга - самому стать хорошим другом.Я рада вновь видеть ваши глаза, лица. И думаю, что это занятие принесет нам радость общения. Ребята, Перед вами смайлика.Чем они отли...

Классный час на тему : «Твори добро другим во благо»

Классный час на тему :«Твори добро другим во благо»...

Презентация по английскому языку на тему "Рецепт дружбы и как стать хорошим другом"

Данная презентация предназначена для закрепления знаний в 11 классе по теме "Рецепт дружбы и как стать хорошим другом" по учебнику М.З. Биболетовой "Enjoy English"....

Тренинг для педагогов "Светя другим, сгораю сам..."

Разработка тренинга для педагогов кожууна по профилактике эмоционального выгорания. МБОУ СОШ имени Кыргыс Идама с. Нарын Эрзинского кожуунаКожуунный День Открытых Дверей – 2019Разработка тренинг...

Социальный проект на тему «Твори добро другим на благо»

     Актуальность проекта заключается в том, что в обществе, в котором мы с вами живём, происходят перемены. На первое место выходят рыночные отношения, обесцениваются такие каче...

Тренинг "Ценить себя, ценить других"

Профилактика буллинга в школе. Для обучающихся 5-7 классов...