Использование современных педагогических технологий на занятиях в объединении «Спектр» для формирования навыков творческого самоопределения у обучающихся.
методическая разработка

Жидкова Наталья Александровна

Декоративно-прикладное и изобразительное искусства являются одним из главных направлений развития творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_pedagoga_zhidkovoy_n.a._.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических технологий на занятиях в объединении «Спектр» для формирования  навыков творческого самоопределения   у обучающихся.

         Декоративно-прикладное  и изобразительное искусства являются одним из главных направлений развития  творчества. Творчество начинается с желания что-либо создать своими руками. Творчество – это  деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Оно дает неограниченную возможность для реализации творческого начала каждой личности.  Поэтому в наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость [1].  

          Процесс обучения творчеству я стараюсь строить так, чтобы каждый ребенок мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение, создавать свои новые уникальные творческие работы из материалов предусмотренных дополнительной образовательной программой «Спектр».  Данная дополнительная общеобразовательная программа разработана для детей младшего школьного возраста. Поэтому от меня, как от современного педагога, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, предусмотренных дополнительной общеобразовательной программой «Спектр», но я должна развивать познавательные и творческие способности младших школьников. Следовательно, мне необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику обучения. А в методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: младшие школьники должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.          Для этого я  формирую навыки творческого самоопределения у детей.  Я считаю, что эти  навыки формируются через  активность младшего школьника, именно она  является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, она закладывает фундамент и дает перспективы роста творческого потенциала ребенка.  

           Исходя их вышесказанного, целью моей работы стало: развитие личности обучающегося, его творческих способностей, навыков творческого самоопределения, формирование интереса к получению новых знаний,  развитию умений и навыков, предусмотренных дополнительной общеобразовательной   программой «Спектр», приобретение опыта осуществления разнообразных видов деятельности.

Для этого мною были поставлены задачи:

- добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком;

- способствовать стимулированию творческой активности и формированию навыков творческого самоопределения у младших школьников.

        Традиционные методы обучения имеют право на существование и дают в определённых условиях неплохой результат. Они ориентированы на средний уровень готовности обучающихся, способствуют накоплению знаний, полученных от педагога. В новом образовательном поле, характеризующимся огромным потоком информации, необходимы новые педагогические технологии, которые позволят перейти от количества знаний к их качеству. Поэтому, наряду с традиционными методами обучения, я стала внедрять в свою практику современные  технологии. Они  формируют у младших школьников ключевые компетенции, которые способствуют успешности обучающихся в современном обществе.

      Исходя из поставленной цели, я использую в своей деятельности такие  современные педагогические технологии как: информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированное обучение, элементы педагогики сотрудничества, игровые технологии [ 2].

1. Информационно-коммуникативные технологии используются мною для показа различных презентаций,  иллюстраций, схем, материалов на занятиях по изобразительному искусству, тестопластике, лепке из глины и пластилина, модульному оригами, народной игрушке из глины,  изготовлению скульптур из бумаги. Также я даю обучающимся задания:

-найти в сети Интернет учебный материал по изобразительному и декоративно-прикладному искусству;

-найти и  выполнить  самостоятельно изделие из материалов, предусмотренных дополнительной образовательной программой «Спектр».  

Эти задания способствуют формированию у младших школьников  навыков самообразования.

2. Личностно-ориентированное обучение используется мною на выявление и развитие одаренных и талантливых детей, подготовке и участию их в окружных, областных, всероссийских и международных конкурсах, а также на развитие и обучение детей со слабой моторикой рук. Это обучение предусматривает внедрение на занятиях заданий разного уровня и разной сложности.

3. Элементы педагогики сотрудничества применяются на занятиях при организации работы обучающихся  в командах  по 2 - 4 чел. Здесь  каждой команде дается творческое задание по выполнению того или иного  изделия.  Обучающимся первого обучения объединения «Спектр» даются простые творческие задания, например, детям предлагается дополнить  образец деталями, придумать другое оформление изделия, а затем работа усложняется  через создание своего изделия отличного от образца. Команды младших школьников по заданию педагога  сами ищут учебную литературу в библиотеке и сети Интернет  придумывают и выполняют  свои рисунки, изделия из глины, соленого теста, скульптуры из бумаги, модульного оригами и пластилина. При этом творческие задания постоянно усложняются  и повышается требовательность в ходе совместной деятельности. Я считаю, что при выполнении таких творческих заданий у детей развивается внимание, наблюдательность, воображения, фантазия, совершенствуются навыки работы с материалами и инструментами. Также такие задания способствуют стимулированию творческой активности и формированию навыков творческого самоопределения у  младших школьников  в объединении «Спектр». При выполнении творческих заданий в командах,  я так же предлагаю обучающимся иллюстрации и образцы того или иного изделия, затем младшие школьники  в группе сами обсуждают и выбирают вариант  из предложенного и создают свое новое изделие. При этом на занятиях обязательным условием является создание   благоприятного психологического микроклимата, способствующего  стимулированию творческого самоопределения  детей, где я стараюсь быть не строгим руководителем учебного процесса, а доброжелательным помощником.  Ребенку предоставляется возможность решать творческие задачи в содружестве и сотворчестве с педагогом и с другими детьми.

4. Игровые технологии  используются при включении в учебно-воспитательный процесс игровых приемов, творческих заданий, дидактических игр и упражнений. Игра – естественная и благоприятная среда для детей младшего школьного возраста. Она развивает их внимание, память, мышление, способствует навыкам общения.  При работе с младшими школьниками необходимо создавать доброжелательную атмосферу одобрения, поддержки, что формирует у детей  позитивное отношение к учебе и ощущение радости творчества [3].  Использование мною  в учебном процессе игр в объединении «Спектр» позволяет снимать усталость от однообразных занятий, включать воображение обучающихся, способствует приливу умственных сил и облегчает как восприятие знаний, так и выполнение учебных упражнений. 

     С целью формирования знаний, умений и навыков у детей младшего школьного возраста в объединении «Спектр» я использую следующие виды игр:

1. Дидактические игры – помогают мне осуществлять индивидуальный подход в обучении, контроль знаний, умений и навыков детей, обеспечивать участие в одной и той же игре обучающихся с разным уровнем знаний, развивать творческие способности детей.

В объединении «Спектр» я использую такие  дидактические игры- упражнения как:                                                                                                                                  - Игра «Составить  композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?» Из готовых силуэтов составить натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух  команд.  Или еще:                                                                игра: «Дополните изображение». Обучающиеся  получают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по  одним экземпляром изображения и дополнить его. Эти игры помогают мне развивать у ребят композиционное мышление, умение находить оптимальные решения на листе бумаги, воображение,  творческие  способности.                                                                                                                            В объединении «Спектр» мною используются игры и упражнения для осмысленного восприятия цвета, для усвоения и контроля знаний обучающихся по цветоведению. Например:                                                                                      Игры:                                                                                                                                 -«Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета)». Обучающиеся  работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов;                                                                                                                                      - «Выберите  основные и  дополнительные  цвета». Обучающиеся выбирают геометрические фигуры нужного цвета.                                                                                 - «Холодные и теплые цвета». Дети  делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы.                                                                                                                - Дидактическая игра: «Веселые кляксы». Отработка способов превращения пятна в зверушку. Эта игра помогает мне развивать у детей воображение, творческие способности.                                                                                                          - Дидактическая игра «Удивительный пейзаж» - ребятам необходимо расставить деревья и домики по размеру в соответствии с их перспективой и удаленностью. Эта игра помогает мне учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки.                                                                                                      Я  использую  дидактические игры и упражнения, которые помогают обучающимся не только усвоить новые термины и  понятия, а также способствовать закреплению пройденного учебного материала в занимательной форме. Например, такие игры:                                                                                                      - «Объясните значение слова». Например: ритм — это…, композиция — это…                                                                                                                                  - «Сгруппируйте слова по жанрам (видам) живописи». Детям предлагаются  различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы по жанрам живописи.                                                                               - «Уберите  лишнее слово». Детям предлагается убрать лишнее слово из цепочки.                                                                                                                              - Игра «Угадай». Подбираются загадки, по которым дети должны догадаться, о каком произведении (предмете) искусства идет речь.                                                             -Игра-конкурс «Убери лишние цвета». Обучающимся надо определить, каких цветов не должно быть в определенном виде народной игрушки из глины. Например: роспись каргопольской игрушки, филимоновская роспись, роспись дымковской игрушки и т.д.                                                                                   2. Интеллектуальные игры  вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции. Любая интеллектуальная игра дает огромные возможности для развития знаний, углубления каких-либо навыков. В объединении «Спектр» интеллектуальные игры  помогают мне осуществлять контроль знаний, умений и навыков детей  по пройденному материалу. Например: обучающиеся делятся на команды и выполняют предложенные задания. Обязательным условием игры является подведение итогов. Например, мною проводятся такие игры:  «В гостях у королевы Кисточки», «В царстве осени», «Творчество русских художников», «Волшебная акварель», «В гостях у сказки», «Виды народной игрушки из глины», «Путешествие в страну оригами», «Волшебный пластилин», «Отгадай загадку», кроссворд:  «Жанры живописи».                                                                                                                              В результате применения выше перечисленных современных педагогических технологий у младших школьников  в объединении «Спектр» формируются следующие навыки творческого самоопределения:                                                             - навыки творческого подхода к выполнению  изделий по теме, предусмотренных дополнительной образовательной программой «Спектр»;           -навыки  самостоятельного и творческого  выполнения своего придуманного и сконструированного изделия;                                                                                      - навыки работы в группе ( творческое сотрудничество при создании нового изделия из предложенного материала);                                                                        - навыки самообразования (поиск  нового в сети  Интернет, изучение литературы по декоративно-прикладному искусству) для изготовления новых изделий.                                                                                                                                                                                   Таким образом, на занятиях в объединении «Спектр» младшие школьники  учатся понимать, ценить искусство, чувствовать потребность в нем. Искусство становится необходимым для самопознания, творческого самоопределения,  выбора жизненного пути ребенка. Поэтому становится важным поддержать и направить ребенка на потребность мыслить, узнавать, постигать, изумляться. Именно искусство хранит закон универсального творчества и наивысшего мастерства.  

 

Литература.

1. Интернет-источники:

Сайты:

  1. zentrtvorchestv.ucoz.ru Дмитриенко Т.Н. Развитие творческих способностей у детей на занятиях декоративно-прикладным творчеством.
  2. infourok.ruЧерных С.И. Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей.
  3. nsportal.ru. Социальная сеть работников образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...

Методическая литература по теме самообразования "Развитие речи обучающихся с нарушением интеллекта в процессе урока через использование современных педагогических технологий"

Подборка методической литературы в помощь учителю в работе по теме самообразования"Развитие речи обучающихся с нарушением интеллекта в процессе урока через использование современных педагогически...

методическая разработка "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

В методической разработке представлено описание современных педагогических технологий и их практическое применение на уроках музыки с обучающимися ОВЗ в коррекционной школе....