шкатулки для души
классный час

Евграфова Надежда Анатольевна

в помощь учителю основ православной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkatulki_dlya_dushi.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

III Муниципальные Александровские образовательные чтения.

г.Ртищево 1.11.2018г.

Евграфова Н.А.

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ п.Красный Текстильщик

Саратовского района

Саратовской области»

Фон№1 - Здравствуйте!

Тихонько садитесь и слушайте эту прекрасную музыку,  закройте глаза, вспомните свою маму, бабушку, как они ласкают вас. Пожелайте мысленно добра им, нашим гостям, своим друзьям. Пожелайте друг другу хорошего настроения, чтобы мы могли хорошо поработать на нашем занятии. (звучит классическая музыка).      

У нас сегодня очень серьезная тема! И поэтому я попрошу вас, соответственно этой теме, быть очень серьезными. Мы будем говорить о том, чего никто никогда не видел, но все знают, что это существует, и люди часто говорят об этом.

Посмотрите на доску. Здесь записаны определения. Прекрасная, страдающая, широкая, щедрая …… Предположите к  какому слову подходят все эти определения? Правильно, ДУША.

Название нашего занятия: Шкатулки для души

А, как вы думаете, почему наше занятие мы начали с музыки?

Чтобы вам легче было ответить на вопрос, послушайте другие музыкальные произведения. А потом скажите, какие чувства, какое настроение у вас вызвала музыка.

Фон №2 - Слушаем музыку

Какие чувства, какое настроение у вас вызвала музыка?

А как вы это все узнали? Ведь никто вам не говорил страшных, веселых или трагичных слов. Конечно, вы почувствовали душой.

Душа –  это что то неуловимое, что  составляет внутренний мир человека.

На столе вы видите шкатулки. Всегда бывает приятно перебирать то, что лежит в них. Давайте сегодня займемся тем, что поищем в шкатулках что то для души. Предлагаю первому желающему подойти и открыть 1 шкатулку

1  шкатулка. – Пупс.

Что, по вашему мнению, более важно – внешние характеристики людей или их внутренний мир? Душа или тело? Да, человек – это, прежде всего душа, а не тело. Как вы думаете, могло бы тело человека существовать без души? А душа без тела? Тело без души не может существовать, человек без души – робот. Смыслом жизни человеческой является, в первую очередь, развитие и совершенствование души. Хотя тело мы должны беречь и заботиться о его здоровье, ведь оно является домом для души. Душа наша развивается в теле.

Раздаются листочки, разделенные на две половины: на одной написано слово «душа», а на другой - «тело». Здесь же написаны слова - летать, радоваться, восхищаться, мерзнуть, питаться, жиреть, любить, расти.   Задание – выбрать из данного списка слова, применяемые к душе или телу, и записать их в соответствующие половинки.

Душа: летать, радоваться, восхищаться, питаться, любить, расти.

Тело: мерзнуть, питаться, жиреть, расти.

Мы увидели, что душа обладает более возвышенными качествами, чем тело. А способность расти и питаться присуща как душе, так и телу. Но вы знаете, что тело может расти только до определенного возраста: взрослые люди не растут. А душа совершенствует и растет бесконечно – и у ребенка, и у взрослого, и даже у пожилого человека. Тело ваше растет не зависимо от вашего желания, а душа растет, в основном, когда человек хочет и старается питать свою душу.

А,  чем питается, благодаря чему растет наша душа? Наша душа растет, когда мы радуемся, бываем добрыми, любим и прощаем друг друга, когда мы видим красоту природы, прекрасные картины, слушаем музыку, стихи, сказки.

ИТАК ТЕЛО, Т.Е. ДОМ ДЛЯ ДУШИ У НАС ЕСТЬ. ТЕПЕРЬ НЕОБХОДИМО РАСКРЫТЬ СВОЙСТВА, КОТОРЫМИ ДУША МОЖЕТ ОБЛАДАТЬ.

Я предлагаю вам  посмотреть, что находится во 2 шкатулке. – Сердце.

Наше занятие я бы определила как  занятие с философским содержанием, поэтому мы будем говорить о сердце в духовном плане.

милосердие

Что же такое милосердие? Что предполагает «милосердность»?

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».

Я предлагаю вам выразить цветом свое отношение к понятию «милосердие ».

Объясните выбор цвета.

Из ответов учащихся:

«У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношение людей к друг другу.»

«Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра»

«Милосердие - это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру»

А сейчас я каждой группе даю карточки с высказываниями о милосердие и каждая группа должна прокомментировать доставшееся высказывание.

Карточка1. Мы все природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего (святитель Иоанн Златоуст).

Карточка2. Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые (митрополит Филарет).

Карточка3. Милосердие – это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом ее богатство и сила.(Н.Бердяев).

Прикрепляем лучик с этим качеством к нашему человечку.

Я предлагаю вам  посмотреть, что находится в 3 шкатулке  – стих о доброте.

Читает тот кто достал из шкатулки.

О чем шла речь в этом стихотворении? – о доброте.

Не зря говорят, что книги помощники человека. Они могут научить ребенка очень многому. То, что прочитано и принято всем сердцем и всей душой – остается с человеком на всю жизнь.

Я предлагаю сделать нашу небольшую книгу о добре.

Прикрепляем лучик с этим качеством к нашему человечку.

Я предлагаю вам  посмотреть на 4 шкатулку  –  Что она может символизировать?

Правильно – Красоту.

Но красоту мы здесь выделим как физическую так и душевную. С физической гораздо проще – мы ее видим глазами,  и хоть каждый выбирает свой эталон красоты, все равно дать определение красоты тела не составит большого труда.

А что мы понимаем под красотой души?

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Матф.16:26)

                                   Прикрепляем лучик с этим качеством к нашему человечку

И вот у нас осталась последняя шкатулка. Прошу подойти и открыть ее.

Что такое? она пуста?

Ангелочек – я.

Я не думаю, что мы вот так можем закончить наше занятие. Я предлагаю вам теперь самим предложить какие еще качества мы не раскрыли и написать их на лучиках и разместить на нашем импровизированном человечке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...

«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")

Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...

Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»

Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...

“У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)

Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь ...

«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.

«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс....

Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться")

Урок - мастерская  по стихотворению Николая Заболоцкого...