Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 3-го класса общеобразовательной школы с применением ЭОР по теме «Дифференциация строчных прописных букв х-ж в предложениях»
план-конспект урока

Коленкова Инна Васильевна

Формирование межпредметных связей и навыка дифференциации оптико-кинетически сходных букв х- ж на материале предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek1.docx36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированного логопедического занятия

по коррекции оптической дисграфии с учащимися 3-го класса общеобразовательной школы с применением ЭОР по теме «Дифференциация строчных прописных букв х-ж  в предложениях»

Конспект  разработан  учителем-логопедом  высшей  квалификационной категории  ЦПМСС  Калининского  района  Санкт-Петербурга  

Коленковой Инной Васильевной

Интегрируемый предмет: «Окружающий мир»

Темы:

Логопедическая тема: Дифференциация  строчных  прописных  букв х-ж в предложениях.

Лексическая тема: Забота животных о своем потомстве.

Грамматическая тема: Грамматическое оформление  предложения.

Цель: Формирование межпредметных связей и навыка дифференциации оптико-кинетически сходных букв  х- ж на материале предложений.

Задачи:

Коррекционные:

  • Формировать чёткие графические образы строчных прописных букв х – ж, отрабатывать своевременное переключение с одной кинемы на другую;
  • Развивать умение пользоваться логоритмами при написании букв, сходных по начертанию;
  • Развивать зрительное восприятие, анализ и синтез, пространственную ориентировку;
  • Работать над слоговым анализов и синтезом;
  • Развивать языковой анализ и синтез на материале предложений;
  • Формировать функцию словообразования;
  • Развивать высшие психические функции (зрительное и слуховое внимание и память, конструктивный праксис);
  • Закреплять временные представления.

Образовательные:

  • Показать связь звука и буквы;
  • Учить пользоваться схематическим планом ответа;
  • Формировать навыки знаковой символизации;
  • Совершенствовать навык орфографического проговаривания;
  • Тренировать навык чтения;
  • Формировать навык  грамматического оформления предложения;
  • Обогащать лексический запас по теме «Животные»;
  • Совершенствовать графо-моторные навыки;
  • Повторить орфограммы: «Правописание безударных гласных»,  «Правописание сочетаний жи-ши»;
  • Вызвать интерес к животному миру.

Воспитательные:

  • Создать положительный эмоциональный настрой у детей;
  • Прививать интерес к речевым единицам;
  • Учить слушать и слышать окружающих;
  • Формировать навыки самоконтроля;
  • Содействовать формированию уважительного отношения к родителям, к материнству;
  • Воспитывать уважение к природе.

Используемые педагогические технологии:

  • Технология развивающего обучения;
  • Технология перспективно-опережающего обучения;
  • Игровые технологии;
  • Здоровье сберегающие технологии;

Методические приемы:  наглядность (использование  авторских разработок: карточек-подсказок,  карточек-заданий,  дидактической игры, слайдов презентации), практическая  совместная деятельность, использование  игровых приемов.

Методические приемы контроля: мгновенная проверка, самоконтроль;

Оборудование:  «Экран настроения»,  «Лестница успеха»,  корточки-подсказки, карточки-задания, проволочная мозаика, цветной конверт с письмом Незнайки, презентация «Зрительная гимнастика»- тренажер Базарного В.Ф., мультимедийная техника: ноутбук, проектор, колонки; презентация занятия в Power Point, цветные карандаши, ручки и тетради, мяч,

Структура  урока:

  1. Организация начала занятия

1)  Самооценка эмоционального состояния.

        2)   Упражнение на развитие зрительно-пространственных                   представлений и ориентировки.

  1. Повторение пройденного материала.
  1.  Сообщение темы.

IV.      Основная часть:

   1.  Анализ и синтез деформированного предложения.

   2.  Анализ предложения,  в котором буквы х и ж  с зашифрованы опорными символами.

   3.  Анализ предложения с пропущенными буквами х и ж.

   4.  Анализ деформированного предложения , записанного внутри строчных прописных букв х и ж.

   5.  « Мозаика» и синтез предложения из слов.

  1.  Подведение итогов занятия.
  1. Рефлексия

                                                 Ход урока:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

   Оборудование

I. Организация начала занятия

- Здравствуйте ребята!

1)  Самооценка эмоционального состояния.

Оцените свое эмоциональное состояние по пятибальной системе в «Экране настроения».

2)   Упражнение на развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.

Логопед дает указание ученикам. 

-  Сядьте так, чтобы между Сашей и Колей сидел Денис,  а Алина сидела рядом с Сашей. За Колей пусть сядет Миша, а за Денисом Света.

Дети здороваются, оценивают свое настроение, садятся за парты согласно указаниям логопеда.

«Экран настроения», фломастеры.

II. Повторение пройденного материала

- Какие буквы и звуки мы учились различать в словах и словосочетаниях на прошлом занятии?

- Расскажите по карте-подсказке всё, что вы знаете о звуке и букве х, ж?

- Из каких элементов состоит буква  х, буква ж? Выберите нужные элементы из «Проволочной мозаики»

- Какие элементы одинаковые у  букв х и ж? Какой элемент добавляется у буквы ж?

- Какие картинки, слова и цифры помогают  запомнить написание букв?

- Какие стихи вы запомнили о буквах? (используется методика коррекции почерка учителя-логопеда Трубниковой Т. А.)

- Мы учились различать буквы и звуки х и ж.

Дети отвечают, пользуясь картой-подсказкой.

-Буква х состоит из полуовала влево и полуовала вправо. Буква ж состоит из полуовала влево, полуовала вправо, а между ними элемент «жук».

Дети показывают элементы.

- У букв х и ж одинаковые элементы- овалы, а у буквы ж добавляется «жук».

Показывают элемент «жук»

- Это изображения хомяка  и жука, слова «холодно» и «жарко», цифры 2 и 3.

- Буква х – «Сушка влево, сушка вправо», буква ж – «сушка влево, жук, сушка вправо».

Слайд № 7

Наглядное пособие «Проволочная мозаика»

III. Сообщение темы

- Сегодня мы будем учиться различать буквы х и ж в предложениях.

   У нас на уроке будут присутствовать  заботливые мамы некоторых животных и птиц. Давайте узнаем, кто именно будет гостями на нашем занятии.

   Откройте тетради, напишите число, обозначьте слоги - слияния.

   Я «продиктую» вам предложение с помощью логоритмов: « Первое слово: Заглавная - точка, ложка, буква эль и эм; вверх  направо; ушко, вверх, вокруг, вниз, сомкнули; узелок; палочка, галочка; вверх направо; сушка влево ,  жук, сушка вправо; вверх направо; раз -и, два - и; вверх направо; сушка влево, сушка вправо; вверх направо; ушко, вверх, вокруг, вниз, сомкнули, зайка, ножка балерины ; запятая,  второе слово: раз – и –ух; вверх направо; сушка влево, жук, сушка вправо, вверх направо; сушка влево, сушка вправо; вверх направо; ушко, вверх, вокруг, вниз, сомкнули, зайка, ножка балерины»… и т.  д.

   Логопед диктует предложение  с помощью логоритмов (по методике коррекции почерка Трубниковой Т. А.):« Моржиха, ужиха, ежиха и стрижиха – заботливые мамы ».

 IV. Основная часть

1) Анализ и синтез деформированного предложения

   На севере нашей страны живет очень заботливая мама. Кто она такая, и как она заботится о своих детенышах вы узнаете, прочитав следующее предложение. Логопед выдает детям Карточку № 1.

- Прочитайте предложение, начиная читать справа налево,  по строчкам. Обведите каждое слово в овал. Не забудьте обвести предлоги в треугольники, а союзы и, а, но в кружки.

Сколько слов в предложении?  

- Запишите предложение  в тетрадь, орфографически по слогам- слияниям проговаривайте каждое слово, обозначьте границы предложения (заглавная буква в начале предложения обозначается «уголком», точка обводится в кружок). Красным цветом выделите букву ж, синим х.

Слайд № 8

- О ком говорится в этом предложении?

- В этих словах есть «опасные места». Какие? Подберите проверочное слово к словам моржиха и моржата, так чтобы безударная гласная О стала ударной.

Интересные факты из жизни моржей:  (слайды № 9, 10,11)

Морж — самый крупный представитель ластоногих в Северном полушарии. В поисках пищи моржи ныряют на глубину до 30-40 м и могут подолгу оставаться под водой. Детеныш с первых дней жизни умеет плавать и в случае опасности покидает льдину вместе с матерью. Если детеныш по какой-то причине не может этого сделать мать остается рядом с ним, даже если ей угрожает смертельная опасность. Моржи очень умные и дружелюбные животные.

Релаксационная  минутка:

- Закройте глаза, правую ладонь положите на левое колено, а левую ладонь – на правое колено. Глубоко вдохните и выдохните. Посидите в тишине, пока я не хлопну в ладоши.

Теперь, пожалуйста, встаньте. Выполним гимнастику для глаз.

2)  Анализ предложения,  в котором буквы х и ж  с зашифрованы опорными символами.

-Нам пришло письмо от Незнайки. Логопед читает письмо.

«Ребята, я придумал и зашифровал для вас предложение. Интересно, сможете ли вы его прочитать?»

(Слайд № 12)

- Прочитайте предложение. Что необычного в этом предложении? Что обозначают цифры 2 и3?

- Запишите предложение в тетрадь, орфографически  по слогам- слияниям проговаривая каждое слово, обозначьте границы предложения.

- Разделите слова на слоги, подчеркните слоги с буквой х - синим карандашом, а слоги с ж- красным.

- Кто такая жужелица? Посмотрите как она выглядит (Слайд № 13). От какого слова образовано слово ЖУЖЕЛИЦА? На какую букву похожа жужелица?

(Слайд № 14, 15)

А теперь послушайте интересные факты из жизни ужей, сопоставьте их с предложением, которое придумал Незнайка, соответствует ли оно с действительностью.

Интересные факты из жизни ужей:

Ужи отличаются от других змей «жёлтыми ушами» — ярко-выраженными отметинами на голове, чаще жёлтыми, но иногда белыми и оранжевыми. Брюшко, как правило, пятнистое.

Уж неагрессивен. При виде человека он спасается бегством. Укус ужа не опасен для человека, Так как уж неядовит. Питаются ужи, в основном, лягушками, головастиками. Детеныши ужа с рождения добывают себе пищу самостоятельно.

- Какие несоответствия вы обнаружили?

Молодцы!

- Как вы думаете, почему змей называют пресмыкающимися?

- Все ли животные, изображенные на картинке относятся к этому классу?

- Правильно лягушка это земноводное животное.

3) Анализ предложения с пропущенными буквами х и ж.

  (Слайд № 16)

- Прочитайте предложение  про себя, вставляя пропущенные буквы х или ж.

- Прочитайте предложение, поднимая карточки с буквами х и ж.

Примечание: Если дети не могут вставить буквы в 8-ое слово в предложении («пожухлых»), логопед задаёт вопрос:

- Какое близкое по значению слово можно подобрать с слову «засохший, увядший»?

- Пожухлый.

- Запишите предложение в тетрадь, орфографически по слогам-слияниям проговаривая каждое слово, обозначьте границы предложения.

- А теперь зашифруйте буквы х и ж цифрами 2 и 3 и напишите это предложение.

Дети пишут предложение, заменяя букву х на цифру 2, а букву ж на цифру 3.

(Слайд № 17,18)

Интересные факты из жизни ежей:

  Обычно у ежихи бывает пятеро близнецов. Все заботы о потомстве ложатся на плечи колючей мамы. Правда, заботы не бог весть какие: через два месяца ежата ведут вполне самостоятельную жизнь. Но пока детеныши — несмышленыши, мамаша пестует их как может. Если гнездо обнаружено, переносит своих чад в другое место. Ходит с ними на прогулки. Потерявшись, ежонок истошно пищит — страшно ведь одному в таком огромном мире. Если братья и сестры рядом, то самое веселое дело — это бодаться наподобие козлят. Мать разговаривает с ежатами обычно при помощи свиста.

Физминутка: 

Игра с мячом «Как назвать маму».

   Логопед начинает фразу и кидает мяч ребёнку, ребёнок образует слово с помощью суффикса -их- и кидает мяч логопеду.

 - Используйте суффиксы  – ИХ –

У зайчат - зайчиха, у крольчат –крольчиха, у барсучат – барсучиха, у слонят – слониха, у страусят – страусиха, у слонят – слониха, у грачат- грачиха, у лосят –лосиха, у оленят- олениха.

4) Анализ деформированного предложения , записанного внутри строчных прописных букв х и ж.(Слайд № 19)

Игра «Волшебные буквы».

- Посмотрите на слайд. Что вы видите?

- Мы видим две буквы ж и х. Внутри  больших букв   написаны маленькие буквы.

   Логопед раздаёт каждому ребенку индивидуальную карточку с заданием.

- Прочитайте одно предложение, которое «спряталось» в этих двух  буквах. Отделяйте каждое слово чёрточкой. Предлоги обведите в треугольник, а союзы  и, а, но - в кружок.

-Запишите предложение в тетрадь, орфографически по слогам-слияниям проговаривая каждое слово, обозначьте границы предложения.

(Слайд № 20, 21, 22)

Интересные факты из жизни стрижей

  У чёрного стрижа самая большая горизонтальная скорость полёта среди птиц, она достигает 111 км/ч. Во время выкармливания птенцов  родители не в состоянии подлетать к гнезду с каждой пойманной ими мошкой. Птицы набирают сначала полный рот корма, обволакивают его слюной и затем с этим пакетиком летят к своему гнезду. За дневное время стрижи приносят корм к гнезду 34 раза, а перед вылетом птенцов только 4—6 раз. Интересно, что птенцы приобретают максимальный вес примерно на 20-й день жизни, а потом они постепенно худеют.

5) « Мозаика» и синтез предложения из слов.

- Соберите мозаику по образцу. Расположите её справа от образца.

Дети собирают мозаику из 12 частей.

- Составьте предложения из слов, написанных на карточке.

- Прочитайте слова, в которых есть только буква ж ; только буква х; в которых есть буквы  ж и х.

- Найдите слова, отличающиеся одной буквой.

- Сколько букв х на карточке?

Сколько букв ж?

Дети считают (х-з, ж-4)

Дети пишут число в тетрадях.

Дети записывают буквы, ориентируясь на логоритмы, называемые логопедом. В результате получаются слова и в конечном итоге – предложение:

Моржиха,  ужиха, ежиха  и стрижиха  - заботливые  мамы.

Дети обводят слова, читают предложения.

- В предложении 13 слов, из них  3 предлога и 1 союз.  

   Дети выполняют задание.

Отважная моржиха охраняет моржат от северных хищников и от скольжения по хрупким льдинам.

- О моржихе и моржатах.

- Орфограмма: жи-ши.

- Безударная гласная О.

- Морж.

Дети выполняют задание.

Дети выполняют

гимнастику для глаз   с помощью тренажёра  Базарного.

-В предложении буквы х и ж зашифрованы цифрами 2 и 3, потому что у буквы х 2 элемента, а у ж- три.

    Дети пишут предложение в тетрадь, обозначают границы предложения, делят слова на слоги и подчёркивают слоги цветными карандашами:

Рыжехвостая ужиха кормит ужат жирными мухами и жужелицами.

- Жук.

- От слова жужжать.

- На букву Ж.

- У ужа оранжевые пятнышки на голове, а не рыжий хвост.

- Ужиха не кормит ужат насекомыми, они сами добывают себе пищу.

- Потому что они ползают.

- Нет лягушка не ползает.

Дети читают предложение про себя.

Дети по очереди читают предложение и поднимают карточки с буквами х и ж.

Дети пишут предложение в тетрадь, орфографически проговаривают каждое слово, обозначают границы предложения:

Колючие хорошенькие ежата живут с ежихой в пожухлых кустах крыжовника под сухими лопухами.

Колючие  2орошенькие  е3ата   3ивут    с   е3и2ой   в  по3у2лы2   куста2   кры3овника   под   су2ими  лопу2ами.

Дети выполняют указания логопеда

Дети  выполняют задание в индивидуальных карточках, пишут предложение в тетрадь, орфографически проговаривают каждое слово, обозначают границы предложения:

  В кустах жасмина и облепихи  хлопотливая  стрижиха сооружает для стрижат надёжные гнёзда.

Ученики собирают мозаику.

Дети составляют предложение:

Ежиха и ужиха дружно жили в хвойном лесу.

Дети читают слова: жили, дружно; хвойном; ежиха, ужиха.

- Это слова ежиха- ужиха. Они отличаются первой буквой.

Дети считают (х-з, ж-4)

Карточка № 1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2015/04/19/konspekt-integrirovannogo-logopedicheskogo-zanyatiya-po

Цветные карандаши

Слад № 8

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд № 11

Презентация

https://lh4.googleusercontent.com/JVGU_1bbcJZ8XE3oVknkXFU04yAuiGjMTmjLnDfo6c40goupOUdnm7a9A6Fnjr5W0OF7CHmuT4UbzePs4vQ7YW-SXMHqrlD0gDiwpFbkoo1zmDaIplHfpnWd9hI7WGP93pDGs2AS2MAJH9WA

Ресурс: http://zrenieostro.com/blog/other-methods/profilaktika-zritelnogo-utomleniya-i-narushenij-zreniya-po-metodike-bazarnogo.html

Письмо Незнайки

Слайд № 12

Цветные карандаши.

Слайд № 13

Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17

 Карточки со строчными прописными буквами х и ж у каждого ребёнка.

Слайд № 18

Мяч

Слайд № 19

Слайд № 20

Индивидуальная карточка

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2015/04/19/konspekt-integrirovannogo-logopedicheskogo-zanyatiya-po

Слайд № 21

Слайд № 22

Мозаика у каждого ребёнка (образец и 12 разрезных карточек)

C:\Users\lenovo\Documents\мозаика ж-х.JPG

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

(Слайд № 23, 24)

- Что за мамочки были у нас на занятии?

- Что мы делали на уроке?

- Что больше всего понравилось?

- Теперь вы знаете как  в животном мире мамы заботятся о своих малышах. Ваши мамы тоже заботятся о вас? Какие чувства вы испытываете к своим мамам? А вы заботитесь о мамах? Молодцы!

Поставьте себе оценку за работу на уроке («Лестница успеха»), оцените свое эмоциональное состояние в «Экране настроения». Сегодня мы хорошо потрудились и  узнали много нового.

Логопед награждает детей за хорошую работу.

На этом наш урок закончен, до свидания!

Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Слайд № 23

Слайд № 24

Наклейки с изображением животных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции письменной речи для учащихся 6-8 классов по теме "Великие творцы Победы"

Логопедические занятия, проводимые в школе, направлены не только на устранение недостатков устной и письменной речи, но и на развитие познавательных способностей учащихся, расширение их кругозора, фор...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции оптической дисграфии

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции оптической дисграфии у учащихся 2-х классов...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса...

Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 3-4 классов общеобразовательной школы.

Анализ простых  предложений различной   структуры....

Занятие по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы.

Тема:   Анализ простых  предложений различной   структуры....