Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» в рамках МИП "Зов предков" (Невы ила' саир'')
календарно-тематическое планирование

Сэротэтто Алла Алексеевна

Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» на 2016-2017 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Дополнительная общеобразовательная программа «Хозяйка чума»

Количество часов _96   в год                 

в неделю  1 занятие

№ п/п

Раздел

Тема

Кол-во часов

Даты проведения

Примечание

Занятия мужчин и женщин в тундре.

4

4

1,2

Основы занятий мужчин в тундре.

Занятия мужчины в тундре содержание и выпас северного оленя. Выпас и содержание оленей осложняется связи погодными условиями.  В крупных стадах выпас плодовой части стада отдельно от неплодовой вызван тем, что не плодовые олени, являясь подвижной частью стада.  Главная задача  весеннего периода – благополучие перевести стадо на отельные пастбища. Организация «телятьих чумов»в период отела. Прививки и просчет оленей, мечение телят. Перегон оленей на летние пастбища. Просчет животных и формирования стада на следующий год.

 Изготовление транспортного снаряжения.

 Нарты легковые, грузовые и женские. Материалом служит лиственница ,береза  и ель.  Просушка, обработка и изготовление древесины.

 Изготовление упряжи. Грузовая упряж т.е грузовая «лямочка упряжь прямой тяги» изготавливается из вытянутого сыромятного ремня, кожи морского зверя или шкуры крупного рогатого скота.

 Изготовление аркана.

Отбор животных для транспортного использования и их обучение.

Кормление, содержание и эксплуатация транспортного оленя.

2

04.09.2016

11.09.2016

3,4

Основы занятий женщин  в тундре.

Женщина в тундре содержит в  чуму тепло и уют.

 В содержание входит:  установка и разборка чума, изготовление покрытий для чума «нюк» заготовка дров и воды, приготовление пищи, спальные места для всех членов семьи, уход за одеждой, уход за детьми, шитье одежды для всех семьи.

18.09.2016

25.09.2017

Одежда.

36

14

      5

 Хозяйка чума.

Основное жилище ненцев чум.

 Женщина в тундре содержит в  чуму тепло и уют.

 В содержание входит:  установка и разборка чума, изготовление покрытий для чума «нюк» заготовка дров и воды, приготовление пищи, спальные места для всех членов семьи, уход за одеждой, уход за детьми, шитье одежды для всех семьи.

1

02.10.2017

6

Основы обработки сырых шкур.

 Чистка шкуры.

Правила чистки  всех видов шкур (зимняя, весенняя, летняя и осенняя).  Правила копчения шкур после сушки.

1

09.10.2017

7

Основы сушки оленьих шкур.

Сушка оленьих шкур.

Правила сушки всех видов шкур (зимняя, весенняя, летняя и осенняя). Ценная шкура осенняя т.к почти вся одежда шьется из нее.

1

16.10.2017

8

Подбор шкур для  балахона малицы.

Малица состоит из балахон с капюшоном и рукавом с рукавицами.  Балахон сшит мехом внутрь из шкуры телят с волосяным покровом высотой не более 2.5 см. Капюшон шьют из двойной шкуры теленка мехом внутрь и наружу.

Для малицы нужно 5 телячьих шкур и одна шкура летнего взрослого оленя на подол снаружи.

1

23.10.2017

9

Основы вделки шкур для балахона малицы. Выделка шкур для малицы.

Правила замачивания шкур.

Основы выделки шкур.

1

30.10.2017

10

11

12

Практическая работа в тундре.

Основы кройки  балахона малицы. Кройка материала на малицу.

Основы приготовления жил для шитья малиц. Приготовление жил.

Шитье балахона  малицы.

3

в период осенних каникул с 31.10.16 по 06.11.16

13

Основы кройки  сорочки  малицы.

Кройка и шитье  сорочки из сукна. Сорочка шьется после шитья балахона. Размер сорочки измеряется на балахон.  Шить сорочку надо вручную иногда используется арнамент.

 

1

13.11.16

14

Основы кройки  шубы - ягушки. Кройка  материала ягушки.  

Распашная шуба – ягушка.  Ягушку  шьют из телячьих шкур 9  мехом  внутрь и наружу.

Стан ягушки шьется из трех полос и двух пол. Спина и борта имеют различный цвет . Воротник выполняется  из белого песца.  

1

20.11.16

15

Кройка балахона на ягушку.  

Основы кройки балахона на яушку.

Балахон выполняется из телячьих шкур и на стан ягкушки.

 

1

27.11.16

16

Основы койки и шитья капора.

Основные элементы капора.

Капор шьется из лап и арнаментов выполненных из белых и черных телячьих лап.

Внутрь выполняется из телячьей шкуры. Украшения металлические бляхи и бисер.

1

04.12.16

17

 Основы  и способы ухода за зимней одеждой.

Условия, место хранения  в летний период.

Ремонт и обработка одежды после зимнего периода.

1

11.12.16

18

Основы кройки и шитья летней женской ягушки.

Шитье ягушки.

Выбор материала, изготовление выкроек.

1

18.12.16

19

 Основы шитья одеяло для детской люльки. Шитье покрывало для детской люльки.

Люлька выполняется, из шкуры осеннего теленка с внутри  покрывается сукном.

1

25.12.16

20-39

Практическая работа в тундре.

Выполнение арнаментов с помощью трафарета.
Изготовление люльки  для  куклы.
 

Кройка и шитье ягушки для куклы .

Кройка и шитье малицы  для куклы.

Кройка и шитье шапки женской  для куклы.

Применить навыки на практике  в тундре как правильно ухаживать за зимней одеждой.

19

в период зимних каникул с 29.12.15 по 12.01.16.

40

Бисер. Вышивка из бисера пояса и украшения для детской люльки.

 Знакомство с историей  вышивка из бисера орнаментов.

Северными орнаментами называю орнаменты народов Ямала, обобщенное название, такие орнаменты выполняют на территории Тюменской области: в Ханты-мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Северный орнамент – орнамент геометрический, выполненный из треугольников, ромбов и четырехугольников. Наличием общих черт в орнаменте народов Ямала является общность территории, тесность экономических связей. 

Узоры, композию, цвета для орнаментов каждый народ брал в мире природы. Названия орнаментам давали по сходству с предметами. Каждый орнамент имел свое название, например:

  • «локоть песца»;
  • «боковое приспособление для костра»;
  • «лошадиный нос»;
  • «утиные крылья»;
  • «след медведя»

2

15.01.2017

22.01.2017

Обувь.

18

9

41

Обувь народов Ямала.

 Различия между женской и мужской обувью.

Ненецкая мужская обувь   позволяет ноги всегда держать в тепле.

Обувь шьют без разделения на правую и левую. Есть различие  между женской и мужской обувью. Различия это – носики при украшении передней стороны обуви, задняя часть кисов одинакова.

Носики украшаются полосками белого камуса и цветным сукном.

Мужчины под коленом дополнительно подвязывают цветной, сплетенной из шерстяных ниток.

1

29.01.2017

42

43

Ненецкая обувь различия между обувью других народностей  Севера.

Мультимедийная презентация.

Обувь народа Якутии.

Обувь народа Чукотки.

Обувь ненцев, хантов , коми, селькупов. 

Обувь    Эвенского народа . 

.

2

05.02.2017

12.02.2017

44

  Основы шитья. Материал и подошва ненецкой обуви.

Пошив ненецкой обуви (пива) осуществляется из трех кусков – голеница, носка и подошвы.

Кисы шьют из камусов мехом наружу, а подошва – из оленьих кусочков камуса с волосом, обрамляющим копыта животных (вэра).кисы шьют из темного и белого камуса.  Темный камус считается будничной зимней обувью. Выходные кисы шьютя более красочно, так как дополнительно украшаютс полосками белого камуса и цветного сукна.  Чижи (тобак) – меховые чулки надеваются внутри кисов.  Их шьют из телячьих осенних шкур мехом внутрь.

Чижи и кисы шьются длинными, выше колена на 20-30-см.

1

19.02.2017

45

Основы выделки. Выделка лап для (кисов).

1

26.02.2017

46

Женская, мужская и детская обувь по сезонам.

Виды обуви весной и осенью кисы с чижами (мада) выполненные из камуса.

 Детская обувь кисы с чижами (сигмада) выполненные с камуса зимних и телячьих.

Зимняя обувь мужская (хасава пива),  женская (непива).

1

05.03.2017

47

Основы покроя обуви (кисов). Покрой женской обуви  (кисов) по трафарету.  

Покрой обуви очень сложен, поэтому можно использовать трафарет.

Мультимедийная презентация, пошаговая работа с трафаретом.

1

12.03.2017

48

Основы покроя обуви (кисов).

 Покрой мужской обуви  (кисов) по трафарету.

Мультимедийная презентация, пошаговая работа с трафаретом.

Выполнение работы.

1

19..03.2017

49

Основы шитья обуви ( кисов).

Покрой женской обуви  (кисов) по трафарету.

Мультимедийная презентация, пошаговая работа с трафаретом.

Выполнение работы.

1

26.03.2017

50-58

Практическая работа в тундре.

Выделка лап для изготовления обуви для кукол.

Выполнение  кроя кисов с помощью трафарета.
Изготовление чижов   для  куклы.
 

Кройка и шитье женской обуви для куклы .

Кройка и шитье мужской обуви   для куклы.

Кройка и шитье  детской обуви для куклы.

Применить навыки на практике  в тундре как правильно ухаживать обувью.

9

в период весенних каникул с 27.03.17 по 05.04.17.

Охота, рыболовство, собирательство.

12

8

59,60

Охота.

Знакомство с историей охоты ненцев и видами добычи.

В течение года оленеводы промышляют на дикого северного оленя (илебць), зайца, волка , песца, горностая, белую куропатку: гуся гуменника, гуся белого; уток: чирка – свистунка т.д.  

Раньше  ненцы при добыче промысловых зверей и птиц использовали  луки, петли, силки,  различные ловушки.   Оленеводы охотятся на нерпу.

Правила обработки добычи.

2

09.04.2017

16.04.2017

61,62

Рыболовство.

Знакомство с историей рыболовства ненцев и видами добычи.

Основной лов рыбы ненцами производится на открытой воде. Сначала устанавливается  с помощью лодки.  В меньших количествах рыба ловиться  в период ледостава. Рыболовство для ненцев имело и продолжает иметь подсобное, но очень важное значение, так как рыба в рационе занимает существенное место.

Правила приготовления рыбы.

2

23.04.2017

30.04.2017

63,64

Собирательство.

Знакомство  с дарами природы и их применение в рацион.  В тундре каждая семья занимается собирательством даром природы.

Ознакомление  с полезными макро – и микроэлементами, витаминами.  

 Чага.  Использование чагу в лечебных целях.

 

2

07.05.2017

14.05.2017

65-66

 Экологический календарь ненцев.

Знакомство с экологический календарем ненцев.

Осенние и зимние месяцы мультимедийное сопровождение.

Весенние и летние месяцы мультимедийное сопровождение.

В каждый месяц связан с жизнью тундры и оленеводством

2

21.05.2017

28.05.2017

67-70

Практическая работа

Основы кройки  балахона малицы. Кройка материала на малицу.

Основы приготовления жил для шитья малиц. Приготовление жил.

4

в период летних каникул

71-96

Практическая работа в тундре.

Выполнение плана-задания на лето.

Выполнение арнаментов с помощью трафарета.

Выделка шкур для малицы.

Выделка шкур для ягушки. 
Изготовление детской  люльки. .
 

Кройка и шитье ягушки.

Кройка и шитье малицы.

Кройка и шитье шапкиженской.

Применить навыки на практике  в тундре как правильно ухаживать за зимней одеждой.

Бисер. Вышивка из бисера пояса и украшения для детской люльки и орнамента для верхней одежды.

Выделка лап для изготовления обуви и рукавиц.

Выполнение  кроя кисов с помощью трафарета.
Изготовление чижов.

Кройка и шитье женской обуви.

Кройка и шитье мужской обуви.

Кройка и шитье  детской обуви.

Применить навыки на практике  в тундре как правильно ухаживать обувью.

26

в период летних каникул с 01.06.16 по 31.08.16

Итого

96

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие объединения дополнительного образования "Знакомые незнакомцы (Занимательная этимология)"

Данное занятие позволяет учащимся закрепить знания об этимологии как науке, познакомиться с историей происхождения многих слов....

Занятие объединения дополнительного образования "Золотое слово" по теме "Театр -это маленькая жизнь"

Сценарий занятия, посвященный  году театра в объединении дополнительного образования "Золотое слово" ( художественное чтение)...

Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» в рамках МИП "Зов предков" (Невы ила\' саир\'\')

Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» на 2015-2016 учебный год...

Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» в рамках МИП "Зов предков" (Невы ила\' саир\'\') (2017- 2018 учебный год)

Календарно-тематическое планирование занятий объединения дополнительного образования «Хозяйка чума» на 2017-2018 учебный год...

Участие обучающихся с ОВЗ в конкурсах и занятиях объединений дополнительного образования как метод социальной адаптации учащихся

Дополнительное образование детей с ОВЗ и инвалидностью характеризуется очевидной актуальностью для обучающихся, поскольку направлено на воспитание и социализацию личности ребенка, коррекцию его психич...