«РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
статья

Стифеева Елена Львовна

                Система  дополнительного образования детей Российской Федерации в  ее  новом качественном состоянии развивается на протяжении более  10   лет.    Под    "дополнительным"   понимается   мотивированное образование, которое   получает   личность    сверх    основного образования,  позволяющее ей реализовать  устойчивую  потребность  в познании  и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно,  социально,  профессионально, личностно.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

                Система  дополнительного образования детей Российской Федерации в  ее  новом качественном состоянии развивается на протяжении более  10   лет.    Под    "дополнительным"   понимается   мотивированное образование, которое   получает   личность    сверх    основного образования,  позволяющее ей реализовать  устойчивую  потребность  в познании  и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно,  социально,  профессионально, личностно.  Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

-  создание  условий  для  свободного  выбора  каждым  ребенком образовательной области (направления и вида деятельности),  профиля программы и времени ее освоения, педагога;

- многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;

-личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий   развитию   мотивации   личности   к   познанию   и творчеству, самореализации и самоопределению;

-   личностно-ориентированный  подход   к   ребенку,   создание "ситуации успеха" для каждого;

-    создание   условий   для   самореализации,   самопознания, самоопределения личности;

- признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;

-   применение   таких  средств  определения   результативности продвижения   ребенка  в  границах  избранной   им   дополнительной образовательной  программы  (вида  деятельности,  области  знаний), которые  помогли  бы  ему увидеть ступени собственного  развития  и стимулировали  бы  это  развитие, не ущемляя  достоинства  личности ребенка.

 Дополнительное  образование детей по праву рассматривается  как важнейшая  составляющая образовательного пространства, сложившегося в  современном  российском  обществе. Оно  социально  востребовано, требует  постоянного  внимания и поддержки со  стороны  общества  и государства   как   образование,  органично   сочетающее   в   себе воспитание,  обучение  и  развитие  личности  ребенка.

В нашей стране в последнее время всё больше ребят стремится уже с малых лет совершенствовать свою речь на английском  языке. Необходимость использовать иностранный язык в будущей профессии порождает интерес к странам изучаемого языка (их истории, политике, литературе, жизни  детей и молодёжи и т.д.), а также желание понять друг друга и быть понятыми, готовность рассказать о жизни людей своей страны, своём «я» , обсудить своё видение культуры, мира и проблемы взаимопонимания – для того чтобы учесть все мотивы деятельности ребят и в полной мере их использовать учителю английского языка помогает дополнительное образование.

         Дополнительные занятия  по английскому языку являются  необходимым условием для расширения и  углубления знаний предмета, развития умений и совершенствования навыков коммуникативной деятельности, раскрытия творческих способностей учащихся и   их социокультурного развития.

           К сожалению, на уроках учитель не всегда может учитывать индивидуальные особенности учащихся: память, слух, логическое мышление и т.д., а ведь у каждого они находятся на разном уровне развития. Дополнительное образование в этом отношении имеет свои преимущества: педагог получает возможность установить более дружеский и тесный контакт с детьми, что снимает многие трудности в общении, помогает активизировать коммуникативную и  творческую деятельность учащихся. А такой подход обеспечивает успех,   который даёт ребёнку   возможность самоутвердиться. Успех, самоутверждение, поощрение достижений являются необходимыми условиями для дальнейшей мотивации  учащихся на дополнительных занятиях по английскому языку.

Однако, как и  любой вид деятельности, дополнительное образование  должно быть занимательным и увлекательным, вызывать интерес у детей, ведь интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. Конечно,    на дополнительных занятиях ребятам не обойтись     без                                                                                                                 приложения умственных и физических усилий. Педагог  должен объяснить, что без труда не бывает ни успеха, ни отдыха, ни веселья.

        Система образования в России в настоящее время претерпевает значительные изменения. В связи с этим  возникла и необходимость создания программ и учебно-методического обеспечения для дополнительного языкового образования. Их  можно рассматривать как средство оптимизации и индивидуализации языкового образования, эффективности управления учебным процессом.  Учители, учащиеся и их родители заинтересованы   в повышении уровня языковой подготовки, но  для соблюдения новых норм максимально допустимой нагрузки школьников в рамках здоровьесберегающих  факторов необходимо все дополнительные материалы перенести в систему  дополнительного языкового образования. Учебный день сокращается, а все углубления знаний по языку происходят на дополнительных занятиях, которые проводятся во второй половине дня. При  этом школа, учащиеся и учителя не только ничего не теряют, но и приобретают большую самостоятельность и автономию.

          В рамках программы дополнительного образования для решения всех вышеперечисленных задач  мною была написана образовательная программа «Творческое развитие личности ребёнка посредством изучения английского языка», которая даёт  мне возможность всесторонне развивать личность ребёнка, при этом, не нарушая нормативов стандарта.

           Активизация познавательных интересов учащихся во внеурочное время совершенствует знания и умения, формирует социальную активность, определяет поведенческие нормы, творческое воображение, нравственные и духовные ценности, побуждает самостоятельно заниматься изучением языка, учит толерантности, что особенно необходимо в нашей многонациональной стране.

        Ведь в связи с интенсивными процессами социокультурной интеграции в современном мире возникает актуальная необходимость формировать и развивать у учащихся толерантное отношение к межкультурным различиям. У большинства школьников, изучающих английский язык, знание социокультурных  особенностей страны изучаемого языка ограничивается общей страноведческой информацией о праздниках и традициях.

         Дополнительное образование даёт возможность в большей степени развивать социокультурную компетенцию, восприимчивость учащихся к иноязычной культуре, обучать школьников рассуждать, высказывать своё мнение и выражать своё отношение к изучаемому материалу.

       Условия работы в современной школе требуют от учителя английского языка не только эффективного владения предметом и методикой его преподавания, но и умения видеть и анализировать современные, реальные изменения в столичном образовании, адаптировать теоретические знания к жизненным ситуациям, применять современные технологии обучения для достижения конкретных целей и задач обучения.

      Суть работы учителя иностранного языка – это непрерывное творчество, постоянные эксперименты, неотступный поиск путей самосовершенствования. Дополнительное образование открывает дорогу для этого «творчества», делает учительский труд интересным, ярким и запоминающимся для его учеников, даёт возможность и  в ребёнке развить творческую личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯАракелян Л.Н., Аракелян А.Н....

Роль дополнительного образования в современной системе языкового образования

Дополнительное  образование детей по праву рассматривается  как важнейшая  составляющая образовательного пространства, сложившегося в  современном  российском  обществе....

"Роль дополнительного образования на современном этапе"

Статья "Роль дополнительного образования на современном этапе"...

Статья "Роль дополнительного образования в современном обществе"

Статья " Роль дополнительного образования в современном обществе"...

Роль дополнительного образования в современной системе образования

Lополнительное образование  обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Оно предоставляет   обучающимся  широкие возможности для полу...

Роль дополнительного образования в образовательной системе России

О роли дополнительного образования в образовательной системе России...

Роль дополнительного образования в современной системе образования

       Система дополнительного образования детей - особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и професс...