Исследовательский проект "Утраченные святыни г. Моршанска"
проект (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Федякина Ольга Николаевна

Цель исследовательского проекта: Восстановление духовно-исторической памяти об утраченной святыне г. Моршанска – храма в честь иконы Феодоровской Божьей Матери. Задачи: 1. Создание комплексного подхода к изучению биографического материала об истории создания и функционирования Федоровский церкви на основе анализа архивных материалов, литературных источников, Интернет-ресурсов. 2. Проведение встреч-бесед с автором книги «Моршанск православный Озорновым И.А., краеведами, научными сотрудниками музея, настоятелем Никольского храма г. Моршанска о. Сергием. 3. Организация волонтёрского движения по уходу за территорией, прилегающей к утраченной Феодоровской церкви, в том числе и за часовней Василия, Блаженного на городском купеческом кладбище г. Моршанска. 4. Проведение социологических опросов с населением. 5. Создание группового проектного продукта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 03bd777e74cdf98d56bffa598c95b687d2789410.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

 «Утраченный Божий дом – история Феодоровской церкви»

Авторы:

Иванова Татьяна Николаевна, заместитель директора по УВР;

Федякина Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования

Образовательное учреждение: ТОГБОУ «Моршанская школа-интернат»

Место и год создания работы: г. Моршанск, 2016

Введение

XX век был веком перемен для жизни Российского народа. Это век нескольких революций, крупных войн, в котором наряду с техническим прогрессом Россия прошла и путь, разрушительный для идеалов и культурных устоев общества. После свержения монархии наступила эра научного атеизма, значительно изменившая мировоззрение людей и повлекшая за собой губительное уничтожение православных храмов и церквей.

Наше время определяется как век нового крещения Руси: восстанавливаются разрушенные и строятся новые храмы... Каждый из них имеет свои особенности и представляет собой произведение искусства.

На Тамбовщине, как и по всей огромной России, идет восстановление порушенных святынь, создаются новые храмы, возрождается монастырская жизнь.  

Старинный Моршанск – это город многочисленных церквей и красивейших храмов, придававших ему яркий архитектурный облик. Господь даровал Моршанску юродивых Христа ради, прозорливцев, великих молитвенников за родную землю. В начале двадцатого века начали истребляться духовные основы православного народа. В Моршанске, как и во всей огромной России, начали разрушать храмы, расстреливать и отправлять в тюрьмы не только священнослужителей, но и обычных верующих людей, не пожелавших предать веру своих предков.

Таким образом, актуальность темы исследования вызвана:

  1. острой необходимостью сохранения православных храмов как объектов культурного наследия;
  2. возрождением связи времён и, как следствие, — духовного возрождения общества;
  3. большой значимостью Церкви, как хранительницы нравственных ценностей, патриотических чувств;
  4. стимулированием интереса к познанию исторического прошлого своего родного края;
  5. воспитанием любви к малой родине подрастающего поколения.

Обращение к духовным ценностям прошлого, попытки искать пути восстановления прерванных связей времён, возможны в форме социокультурного проекта, направленного на изучение своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.  

Изучение исторических, культурных традиций на примере краеведческого материала позволяет способствовать:  

  1. формированию основ российской гражданской идентичности;
  2. пробуждению веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  3. формированию патриотизма и гражданской солидарности;
  4. развитию навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  5. становлению гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  6. формированию осознанного и уважительного отношения к православным традициям, к вере и религиозным убеждениям.

Методологической основой исследования являются: принципы историзма, научной объективности и системности. Наиболее приемлемым для раскрытия выбранной темы представляется проблемно-хронологический метод, описательный, а также метод источниковедческого анализа.

Теоретическими методами исследования являются: анализ исторических и других источников по теме исследования, анализ и обобщение архивных данных.

Эмпирические методы исследования: изучение различных документов, архивных музейных данных, данных церковных архивов, индивидуальные и групповые беседы с настоятелями храмов, краеведами, научными сотрудниками музея, людьми разных возрастных категорий.

Цель исследовательского проекта:

Восстановление духовно-исторической памяти об утраченной святыне г. Моршанска – храма в честь иконы Феодоровской Божьей Матери.

Задачи:

  1. Создание комплексного подхода к изучению биографического материала об истории создания и функционирования Федоровский церкви на основе анализа архивных материалов, литературных источников, Интернет-ресурсов.
  2.  Проведение встреч-бесед с автором книги «Моршанск православный Озорновым И.А., краеведами, научными сотрудниками музея, настоятелем Никольского храма г. Моршанска о. Сергием.
  3. Организация волонтёрского движения по уходу за территорией, прилегающей к утраченной Феодоровской церкви, в том числе и за часовней Василия, Блаженного на городском купеческом кладбище г. Моршанска.
  4. Проведение социологических опросов с населением.
  5. Создание группового проектного продукта.

                Участники проекта: педагогические работники и обучающиеся школы-интерната 5-9 классов, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования — храм в честь иконы Феодоровской Матери Божией, разрушенного в 1937-1940 годах XX столетия и часовня Василия, блаженного (Ильина), построенная на месте храма.

Предмет исследования –  история храмового комплекса г. Моршанска Тамбовской области.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1784 г. по 2016 г.  

В процессе реализации исследовательской работы участники знакомятся с историей и культурой родного края через призму истории становления и развития христианства в нашем крае на примере истории храмовых комплексов Моршанской земли в разные исторические эпохи и подвижнической деятельности представителей церкви.

Активное приобщение обучающихся к истории родного края способствует формированию бережного отношения к традиционным семейным, культурным, религиозным ценностям, воспитанию патриотизма, уважения к прошлому.

Практический выход проекта предусматривает как приобщение молодого поколения к духовному опыту, так и создание волонтёрского движения с целью поддержания порядка на территории, прилегающей к утраченной Феодоровской церкви, в том числе на месте захоронения Блаженного Василия (Ильина), создание рукописной книги «Светоч», в которой будут отражены впечатления и мысли обучающихся, соприкоснувшихся с духовным потенциалом святынь Моршанского края.

Ожидаемый результат:

  1. рост инициативы и активности обучающихся, повышение интереса к истории родного края;
  2. создание группового проектного продукта – презентации, составленной по итогам источниковедческой работы с церковно-приходскими книгами и другими историческими документами Моршанского краеведческого музея, а также рукописной книги «Светоч», представляющей собой сборник сочинений, стихотворений и эссе, выполненных обучающимися школы-интерната;
  3. выработка практических навыков, обучающихся по отбору архивного материала и создание на его основе публицистической статьи историографического характера, развитие навыков в проведении интервью и создании творческих работ;
  4. привлечение интереса общественности к восстановлению православных святынь.

Основная часть (исследование)

На подготовительном этапе реализации проекта обучающиеся 5 – 9 классов школы-интерната под руководством педагогов составили план работы, который включил в себя основные направления исследовательской деятельности:

  1. Изучение и анализ архивных материалов, литературных источников, Интернет-ресурсов по утраченным святыням г. Моршанска.
  2. Выбор предмета исследования.
  3. Реализация мероприятий исследовательского проекта:

- проведение встреч-бесед с автором книги «Моршанск православный Озорновым И.А., краеведами, научными сотрудниками музея, настоятелем Никольского храма г. Моршанска о. Сергием;

- организация волонтёрского движения;

- привлечение общественности к внедренческому этапу проекта: всех обучающихся школы-интерната, воспитанников воскресной школы при Никольском храме г. Моршанска, студентов строительного колледжа, жителей города.

- создание групповых проектных продуктов – презентаций, сборников сочинений, стихотворений и эссе;

- проведение социологических опросов с населением.

4. Заключение – выводы.

При изучении архивных материалов, литературных источников, Интернет-ресурсов обучающиеся школы-интерната смогли проследить всю полноту духовной жизни Моршанска от глубокой старины до наших дней.  Дети выяснили, что к концу XIX века в Моршанске было 17 храмов: собор, приходские и домовые церкви, часовни. Своеобразным путеводителем в прошлое послужила книга «Моршанск православный», созданная совместными трудами авторов-составителей: И. Озарнова, Н.Федосеевой и О. Левиной. При личной встрече с Озорновым И.А. участники проекта смогли уточнить несколько противоречивых исторических фактов.  На основании документов, хранящихся в городском архиве и краеведческом музее и свидетельствующих о том, что в 30-е годы XX века произошло массовое уничтожение моршанских храмов, был составлен список утраченных святынь.

При активном обсуждении исторического прошлого города и его храмов был выбран объект исследования — храм в честь иконы Феодоровской Матери Божией, разрушенного в 1937-1940 годах XX столетия и часовня Василия блаженного (Ильина), так как была построена на месте храма. Таким образом, обучающиеся разделились на две группы, одна из которых занялась более детально изучать историю Феодоровского храма, вторая – биографию Василия Блаженного.

История Феодоровской церкви

Престол церкви во имя Феодоровской иконы Божией Матери на старом купеческом кладбище считается одним из древнейших. В 1784 году с благословения Преосвященного Феодосия, епископа Тамбовского и Пензенского, была освящена деревянная церковь, построенная на месте часовни приходского кладбища Софийской соборной церкви. Главной престол освятили в честь иконы Божией Матери «Феодоровская».

После пожара, случившемся в 1817 году, была построена новая церковь в классическом стиле. Здание храма своими пропорциями напоминало Преображенский собор Петербурга: шестиколонные портики всех трёх папертей, роспись в их фронтонах, прямоугольный алтарь и единственный круглый купол. Моршанские купцы сообща опекали эту церковь, особенно заботились о ней, т.к. знали, что многих из них по смерти будут отпевать именно здесь.

Церковь была закрыта в 1936 году и вскоре превращена в сельскохозяйственный склад. Золочёный иконостас разобрали, обширную церковную библиотеку разорили. Иконы потихоньку прятали по домам местные жители. Моршанская святыня, чудотворный Феодоровский образ Божией Матери, исчезла.

Через два года красивейшее здание храма было разобрано. Колокольня «пережила» церковь на два года. Осенью 1942 года она была взорвана.

Василий Блаженный

Почти у всех старых городов земли Русской есть свои заступники и молитвенники перед Господом Богом, покровители у Престола Всевышнего. Земля Тамбовская не обделена Промыслом Божиим, и здесь есть свои святые, молитвенники и подвижники. Вот уже более 150 лет святостью и чудотворениями светится имя моршанского Христа ради юродивого Блаженного Василия (Ильина).

Родился Василий в семье состоятельного мещанина — ремесленника Ивана Ильина в конце восемнадцатого века. Рос Василий обычным мальчиком, отличала его порой недетская задумчивость и прилежание к молитве.

Душа Василия тянулась к людям, и то, что было предначертано Промыслом Божиим, исполнилось. Господь призвал Василия на подвиг юродства. Василий ушёл от своих попечителей, раздал все деньги, немудрёный скарб и отправился странствовать. Будучи не раз искушаем врагом рода человеческого, творил непрестанную молитву Иисусову. Так он прожил четыре года. За время странствий Василий прошёл двенадцать губерний, посещая монастыри, скиты, пустыни и храмы, встречался с подвижниками Божиими и старцами.

Не сразу в городе его признали. Поначалу даже гнали, дразнили, издевались над ним. Василий помогал добрым словом или верным советом всем, кто подходил к нему. Появился у него дар прозорливости, данный ему Господом за преданность вере и постоянную молитву. Он ведал многое наперёд и передавал открывшееся ему свыше. Вёл Василий самый жестокий, аскетический образ жизни, изнуряя себя постом и молитвою. Стал исцелять множество людей. Ещё при жизни толпами шли к Василию люди за исцелением, и он помогал всем, кому мог.

Скончался Блаженный Василий 30 апреля 1845 года. Спустя полсотни лет после преставления Василия многие уже почитали его как святого. И сегодня верующие посещают могилу Василия Блаженного, исцеления на которой передаются прихожанами из поколения в поколение.

Исторический материал был систематизирован. Результатом проведенных исследований стало создание группового проектного продукта – презентации «Церковь во имя  Феодоровской иконы Божией Матери на Купеческом кладбище» на основе архивных материалов, которая была представлена на уроке православной культуры для всех обучающихся школы-интерната, вследствие чего возросло число детей, желающих участвовать в проекте. Дети решили создать волонтёрский отряд для по ухода за территорией, прилегающей  к утраченной Феодоровской церкви, в том числе и за часовней Василия Блаженного на городском купеческом кладбище г. Моршанска.

К волонтёрскому движению обучающихся школы-интерната присоединились воспитанники воскресной школы Никольского храма г. Моршанска. Дети регулярно посещали часовню во имя Феодоровской иконы Божией Матери, а также  могилу блаженного Василия, заступника и молитвенника земли Моршанской.  Ребята наводили порядок в часовне, украшали ее цветами, в которой настоятель Никольского храма о. Сергий отслужил панихиду, а на могиле блаженного Василия –   литию о упокоении.

«Мне очень нравится бывать у Блаженного Василия, - делится одна из девочек 6 класса. – После того, как побываешь у него, чувствуешь такую духовную радость, такую благодать… Это трудно передать словами».

При проведении социальных опросов обучающиеся школы-интерната посетили Никольский храм г. Моршанска, прихожане которого с большой отзывчивостью отвечали на вопросы ребят, а также присоединились к волонтёрскому движению детей. Ответы горожан показывают, что большинство из них часто посещает это святое место с просьбой о помощи, а также все получают здесь положительный эмоциональный заряд и рекомендуют другим людям посещать эти места.

Однажды, проходя мимо старого склепа, волонтёрский отряд детей встретил пожилую женщину, которая представилась как жена правнука одного из моршанских купцов. Дети попросили дать её интервью. Женщина охотно рассказала удивительную историю рода мужа. Когда-то прадед её мужа, как и многие купцы, жертвовал на строительство храмов города. В смутное время переворотов всю семью купца расстреляли: от стариков до детей. Одного мальчика спасла служанка, выдав его за своего ребёнка. Вот так продолжился род купца Наплёкова.   «Жертвовать надо на богоугодные дела, и тогда Бог защитит и спасёт нас», —   закончила свой рассказ женщина.

Для восстановления архитектурного проекта Феодоровского храма обучающиеся школы-интерната обратились к студентам строительного колледжа г. Моршанска.

Все привлеченные к проекту обучающиеся школы-интерната в совместном творчестве с руководителями проекта объединили собственные размышления, сочинения, стихотворения и эссе в сборник рукописной книги «Светоч». В работах ребят нашли отражение их добрые чувства и светлые мысли.    

Заключение

В результате проделанной работы цель исследования достигнута.  Была создана творческая группа, разработавшая программу исследования судьбы такой утраченной святыни Моршанска, как храм Феодоровской иконы Божьей Матери, и собравшая материал о жизни Моршанского праведника Блаженного Василия (Ильина), организовано волонтёрское движение, издан сборник авторских работ детей.  

Обучающиеся школы-интерната с миссией восстановления духовно-исторической памяти об утраченной святыне г. Моршанска – храма в честь иконы Феодоровской Божьей Матери привлекли к своей исследовательской работе жителей города разных возрастов: от школьника до пенсионера. Было очевидно, какой интерес проснулся у всех участников к утраченным святыням.

В беседе обучающихся школы-интерната и автора книги «Моршанск православный» Озарнова И.А  возникла мысль о проведении совместной исследовательской работы по истории церви села Карели Моршанского района.

Особый интерес  у детей с ограниченными возможностями здоровья вызвал Софийский собор, так как ежедневно их маршрут в школу проходит мимо заброшенного серого здания, построенного в советское время на месте утраченной святыни.

Данный проект показал, что тема утраченных православных святынь в нашем городе и близ лежащих сёлах всколыхнула души юных исследователей и жителей города. В дальнейшем планируется продолжить исследовательскую работу в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступления отряда ЮИД "Светофорчик" 5 класса б, МБОУ СОШ №3, г. Моршанск на городском семинаре по правилам дорожного движения.

Выступления отряда ЮИД "Светофорчик" 5 класса б, МБОУ СОШ №3, г. Моршанск на городском семинаре по правилам дорожного движения....

Программа саморазвития учителя английского языка Нагорновой И.И.( МБОУ "Гимназия" г. Моршанска)

Данная программа саморазвития  составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО в рамках работы по экспериментальному введению новых стандартов в основной школе....

Исследовательская работа "Кологривские святыни"

В данной работе ученик изучает историю создания храмов в Илешевской волости. Кроме того он изучает храмовую архитектуру и живопись. Изучая историю возникновения храма, ученик пытается понять душу русс...

Святыни мировых цивилизаций в Петербурге. Православие. Утраченные Святыни.

Православие. Русская Православная церковь. Строительство храмоа в Петербурге, утраченные святыни....

Сообщение о проведении конкурса творческих проектов студентов по краеведению «Жемчужины Моршанского зодчества».

28 марта 2017 года проведен конкурс творческих проектов студентов по краеведению на тему:  «Жемчужины Моршанского зодчества»....

Исследовательская работа "Утраченные святыни"

Исследовательская работа "Утраченные святыни"...