Рабочая программа на тему "Азбука общения"(5 класс)
календарно-тематическое планирование (5 класс)

Рабочая программа на тему "Азбука общения"(5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_na_temuazbuka_obshcheniya5_klass.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа является планированием  курса, которая включает в себя "Азбуку общения" курса человековедения для обучения детей  школьного возраста  и адаптирована  для детей с особыми образовательными потребностями, обучающимися по программе 8-го вида. Данная категория детей нуждается в дополнительных формах социализации личности, воспитании коммуникативности и толерантности.

Навыки общения умственно отсталых детей весьма ограничены. Без специально организованного обучения навыки цивилизованного поведения таких детей осваиваются крайне трудно или не осваиваются совсем.

Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом.

Процесс социализации осложняется неадекватным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками.

Предложенные занятия и виды работ реализуют вышеперечисленные потребности учащихся коррекционного класса. Одной из важнейших идей курса является идея мира и ненасилия в общении. В связи с этим в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формирование личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, т.е. духовному слою, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества. Содержание курса направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.

Цель: Социализация детей, формирование гармоничного образа "Я".

Задачи:

1. Формирование социального доверия, адекватного восприятия окружающего мира.

2. Развитие коммуникативных навыков, развитие социальной активности детей, формирование навыков культуры поведения.

3. Развитие социальных эмоций.

4. Формирование адекватной самооценки у детей, обучение детей пониманию себя и умению "быть в мире с собой".

5. Формирование навыков культуры общения, выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения, овладение детьми речевыми средствами общения.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599)
  3. Адаптированная основная образовательная программа общего образования детей с интеллектуальными нарушениями
  4. Методические рекомендации по формированию учебного плана образовательными организациями 
    на 2016-2017 учебный год для детей с умственной отсталостью (
    Приложение 1к письму от «01» августа2016года № 55-37-1441/16)

Формы проведения занятий:

экскурсии;

беседа (этическая, нравственная);

встречи с интересными людьми;

викторины, конкурсы по различным областям знаний;

просмотр видео роликов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. «Школьный этикет»

  • Учащимся необходимо принять основные правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приходить в школу без опозданий.

2. «О трудолюбии»

  • Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
  • формирование организационных умений: вовремя приходить на занятия.
  • знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

3. «Культура внешнего вида»

  • Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
  • Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
  • Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

4.«Правила общения»

  • Выбирать оптимальные нормы поведения.
  • Употреблять вежливые слова в различных ситуациях.
  • Уметь излагать свои мысли.
  • Употреблять в различных ситуациях вежливые слова.

5.«Внешкольный этикет»

  • Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащийся должен знать:

правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, на улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке.

Учащийся должен уметь:

общаться с другими людьми;

осознавать характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. соблюдать нормы поведения и общения.

Учебно-тематический план

  1. Школьный этикет - 8
  2. Правила общения - 8
  3. О трудолюбии - 7
  4. Культура внешнего вида - 4
  5. Внешкольный этикет - 5

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра»  для внеурочной деятельности  школьников   2009.
  2. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль , Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.
  3. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994.
  4. Этикет от А до Я / Автор составитель Н.В.Чудакова.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 112с.
  5. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников. — 2004–2007. — №1–9.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] — М.: Просвещение, 2009.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Раздел программы

Тема урока

Количество часов

Теория

Практика

Школьный этикет

(8 часов)

1

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим.

2

Забота о младших.

3

«Познай самого себя».

4

Определение цели и составление плана самовоспитания.

5

Как я работаю над собой.

6

О терпении.

7

Конец каждого дела обдумай перед началом.

8

«Ты памятью своей разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Правила общения

(8 часов)

9

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

10

Культура общения в современной семье.

11

Правила приличия в житейских ситуациях.

12

Правила приличия в житейских ситуациях.

13

Правила этикета: знакомство.

14

Язык, мимика и жесты.

15

«Приветливость – золотой ключик, открывающий сердца людей».

16

Игра «Город вежливости».

О трудолюбии

17

Культура физического труда.

18

Положительные герои в былинах и сказках.

19

Книга – источник знаний.

20

Золотые руки.

21

Определение значения трудолюбия.

22

Определение значения трудолюбия.

23

Результаты труда.

Культура внешнего вида (4 часа)

24

Что такое культура внешнего вида?

25

Одежда и осанка.

26

Вежливость и внешний вид.

27

«Вот человек. Что скажешь ты о нем?»

Внешкольный этикет

(7 часов)

28

Осваиваем правила «так нельзя».

29

Услышь собеседника.

30

Совесть – основа нравственности.

31

Что такое хорошо и что такое плохо.

32

Что такое хорошо и что такое плохо.

33

Что такое хорошо и что такое плохо.

34

Итоговое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по культуре общения (7 класс)

Данная программа разработана на основе...

Рабочая программа клуба "Час общения" для 5 класса.

Настоящая программа подготовлена в соответствии с  внедрением Федеральных государственных стандартов общего образования второго ...

рабочая программа по культуре общения для 5 класса

Рабочая програма по культуре общения для 5 класса. Автор программы И. Стернин. Компонент ОУ. Рассчитано на 17 часов (0,5 часа в неделю)...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 7 класса "Культура общения"

Рабочая  программа  разработана в  соответствии  с  требованиями    ФГОС  ООО  и  направлена  на  развитие коммуникативной компетентности ...

10 класс.рабочая программа.Русское речевое общение

Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Московской области. – М.: Изд-во МГОУ, 2004 г....

11 класс.рабочая программа.Русское речевое общение

Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Московской области. – М.: Изд-во МГОУ, 2004 г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ ДЛЯ 7 КЛАССА

Цели и задачи рабочей программы          Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения...