Инновационный проект «Развитие креативного мышления в «Мастерской речевого творчества»
проект (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Серобабова Анна Александровна

Данный проект направлен на повышение уровня креативности  речи  школьников, посредством развития необходимых навыков и компетенций 21 века. В проекте подробно расписана деятельность педагога, предусмотрены риски и положительные моменты. Приводится тематическое планирование аудиторных занятий в которых выделены модули, направленные на развитие креативного мышления, воображения, логики, наблюдательности. Приведён перечень интернет-ресурсов, которые можно использовать при разработке заданий. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект57.21 КБ
Файл защита проекта27.5 КБ
PDF icon презентация2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Кейзесская средняя школа»
   Седельниковского муниципального района Омской области

Инновационный проект

«Развитие креативного мышления в «Мастерской речевого творчества»

Автор проекта:

Серобабова Анна Александровна,

учитель русского языка и литертуры

Кейзес -2019

СОДЕРЖАНИЕ

1

Актуальность проекта

3

2

Цели и задачи проекта

4

3

Целевая аудитория  

5

4

Ресурсы

5

5

Основное содержание проекта

6

6

Основное содержание аудиторных занятий

8

7

План реализации проекта

10

8

Партнёры

12

9

Ожидаемые результаты

13

10

Оценка эффективности проекта

13

11

Список источников

15

Актуальность

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психологический процесс поисков и открытия нового, процесс опосредованного и обобщённого отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Оно возникает на основе практической деятельности и из чувственного познания.

В психологии мыслительной деятельности выделяют различные её виды – наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлечённое мышление. Однако названными тремя видами не ограничивается многообразие форм мыслительной деятельности. Человеческое мышление может быть и творческим. Творческими, или креативными, способностями называют особый тип интеллектуальных способностей, проявляющийся в использовании данной в задаче информации разными способами и в быстром темпе. Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Иначе можно сказать, что творчество - это внутренняя активность человека.

 К творческим достижениям ребёнка можно отнести всё, что ранее он никогда не делал: сочинения, рисунки, поделки, исследовательские работы и многое другое.

Обоснование необходимости проекта

Проблемы: Использование  педагогами задач репродуктивного характера, направленных на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин, подавляют инициативу ребенка. Результатом становится потеря способности самостоятельно мыслить, а в будущем к отказу от решения сложных учебных и жизненных проблем, капитуляции перед трудностями.

Гипотеза: Использование во внеурочной деятельности заданий, направленных на развитие навыков и компетенций 21 века (критическое мышление, креативности, сотрудничество, коммуникация) приведет к повышению уровня  креативности  речи  школьников.

Установка в учебной работе на новизну и нестандартность подхода в решении учебных задач несут в себе основную педагогическую нагрузку, нацеливая школьников на креативные действия и отношения. Специфической особенностью учебного процесса, направленного на развитие креативности, является свободный выбор действий, потребность в новизне, в их творческой самореализации.

Цель программы: повышение уровня креативности  речи  школьников, посредством развития необходимых навыков и компетенций 21 века.

Задачи:

1) развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

2) развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

3) формирование языковой компетентности;

4)  развитие креативного мышления;

5) развитие логики и воображения, как необходимой составляющей творческого мышления;

6)  развитие внимания и любознательности;

7) развитие коммуникативных навыков в процессе выполнения коллективных творческих задач с соблюдением правил сотрудничества;

8) обогащение активного и потенциального словарного запаса.

Целевая аудитория

Возраст детей участвующих в реализации проекта 11-18 лет. Группа разновозрастная, что позволяет расширить спектр воспитательных воздействий. Разновозрастные группы широко используются в вальдорфской педагогике. Возможные плюсы таких групп:  дети учатся общаться, причем старшие учатся быть терпимее к младшим, учатся быть ответственнее. Робкий ребенок заботясь о младших чувствует себя более взрослым, становится увереннее. Агрессивный ребенок учится сдерживать свои порывы.. ведь толкнуть ровесника и толкнуть малыша разные вещи. Младшие тянутся за старшими, стараются выполнять более сложные задачи, нежели те, что были бы им предложены в группе ровесников. То есть смотрят на шаг вперед. Видят к чему стремится. Становятся более самостоятельными.

При отборе ребят учитывается  их личное желание и  профессиональная направленность (способности в области филологии, профессиональный выбор (если имеется). Для того чтобы эффект от работы в разновозрастной группе был реальным необходимо создавать группу с ограниченным количеством участников (7-15 человек).

Ресурсы

Временные ресурсы: для реализации проекта необходимо 68 аудиторных часов в год и время для самостоятельной работы детей в домашних условиях.

Кадровые ресурсы: педагог, осуществляющий работу с детьми, и педагог-психолог для проведения диагностических исследований.   Информационное сопровождение осуществляется автором проекта.

Материально-техническая обеспеченность предполагает наличие в кабинете для аудиторных занятий 2-х персональных компьютеров (для педагога и для работы детей), доступа в Интернет, интерактивной доски, принтера, стенда для размещения информации и стеллажа для размещения творческих работ обучающихся.

Основное содержание проекта

Практическая значимость проекта: Данный проект помогает реализовать одно из направлений проекта «Развитие у обучающихся МБОУ «Кейзесская СШ» навыков и компетенций XXI века»,  таким образом является подпроектом, но вполне может реализовываться как самостоятельный проект.  Являясь подпроектом, помогает отработать направление «Внеурочная деятельность» основного проекта.  

При реализации данного проекта используются методы и приёмы вольфдорской школы, методы Селестена Френе, технология развития критического мышления.

Направление: общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, духовно-нравственное.

Реализация данного проекта осуществляется в рамках внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.

Сроки реализации образовательной проекта – 1 год обучения

Виды деятельности ученика:

- создаёт тексты на заданную тему стихотворной и прозаической формы,

- работает в группе, паре;

- готовит публичное выступление;

- оформляет лингвистическое портфолио;

- участвует в дискуссии или диалоге;

- выполняет творческие задания;

- наблюдает за речью товарищей, анализирует, делает корректные замечания;

- строит монологическое высказывание (подготовленное и спонтанное);

- пишет исследовательские и проектные работы;

- ищет информацию, работает с дополнительными источниками;

- решает лингвистические и логические задачи;

- участвует в лингвистических играх;

- участвует в создании сборника «Кейзесский первоцвет» (написание работ, компьютерный набор текста, редактирование, верстка сборника);

- анализирует художественные тексты.

Занятия организуются с учетом возрастных особенностей, с использованием интерактивных методов, с привлечением местного и регионального материала. Внутри группы участников проекта организована рейтинговая система оценивания и поощрения ребят.

Все ребята, участвующие в реализации проекта,  ведут лингвистическое портфолио, в котором размещают свои наблюдения, интересную информацию, творческие работы, выполненные проекты, грамоты и дипломы и т.д.

На протяжение срока реализации проекта ребята осуществляют деятельность несколькими способами:

1. Аудиторные занятия. Работа на занятиях спланирована так, чтобы дети могли максимально взаимодействовать друг с другом. Задания направлены на развитие логики, фантазии, лингвистической компетенции, словарного запаса, коммуникации, для этого активно используются интерактивные,  наглядные,  игровые,    проблемные, развивающие методы и приёмы. Кроме этого, дети знакомятся с текущими положениями конкурсов, осуществляют мозговой штурм, предлагая идеи для будущих работ, консультируются с педагогом, разрабатывают критерии оценивания своей деятельности, ведут рейтинговую таблицу, чествуют победителей по итогам четвертей.

2. Самостоятельная работа с возможностью дистанционного консультирования педагогом – необходима при работе над созданием творческих работ, проектов. Для подобной работы необходима свобода действий, отсутствие временных ограничений, особые условия: время, тишина, эмоц. настрой, атмосфера, подручные средства, ПК. В течение года ведётся дистанционное сопровождение детей, с целью создания благоприятной атмосферы для развития творческих способностей (эл. почта, ватсап, социальные сети).

3. Выезды на очные этапы конкурсов и награждения.

Основное содержание аудиторных занятий

Раздел

Основное содержание

Кол-во часов

1

Введение

Знакомство. Сплочение коллектива: игры, упражнения. Знакомство с содержанием программы. Создание критериев эффективности, для рейтинговой оценки деятельности. Система поощрения. Лингвистическое портфолио. Обсуждение разделов портфолио. Диагностика одаренности. Навыки и компетенции 21 века.

2

2

Развиваем креативное мышление

Знакомство с понятиями креативность, творческое мышление. Особенности развития. Черты творческого мышления. Рекомендации по развитию креативности. Методы развития креативного мышления (картинки-иллюзии, сейм бад  дифферент, ассоциации, цепочки ассоциаций, поэтические символы, образы, фантастическая аналогия, мозговой штурм, небылицы, разные виды головоломок: криптограммы, логогрифы, анаграммы, шарады). Развитие эмоционального интеллекта. Творчество и исследование.

12

3

Развиваем воображение

Что такое воображение и как его тренировать? Средства развития. Зачем развивать? Способы развития фантазии. Мысленное фотографирование. Создание образов. Развитие творческого восприятия (чтение книг, ассоциации). Друдлы, примеры профессий, где необходимо воображение (кулинария, мода, дизайнер – одежды, зданий, интерьера, художник, скульптор, реклама, поэт и др. Продолжи сюжет, перепиши сказку…

10

4

Развиваем логику

Что такое логика? Применение логики. Как этому научиться? Как развивать логическое мышление?  Тесты на логическое мышление. Наука мозга: интересные факты. Железо логики. Попробуй докажи! Уроки логики: «Данетки», «Закончи фразу», тест на логику, криптограммы. Логические задачи. Самые умные люди России и мира. Держим мозг в тонусе: лайфхаки  известных личностей.

Есть такая профессия – ученик.

10

5

Развиваем  речь

Что такое языковая компетенция?   Тест «Лингвистическая компетентность». О чём говорить и как говорить? (особенности монологической речи). Учимся выступать перед аудиторией (развлекательное, агитационное, информационное выступление).  Как говорим, так и учимся.  Язык художественной литературы.  Искусство пересказа. Искусство диалога. Речевой этикет. Играем со словами. Расширяем словарный запас – ерундопель, Крокодил и супер крокодил, тик-тек-тоу, лобстер, почему смешно?… Умение задавать вопросы (игра «Данетки»). Пересказ текста без искажения содержания. Виды пересказа(устный/письменный, подробный, краткий, выборочный, с творческими дополнениями).

13

6

Учимся сотрудничать

Зачем нужно сотрудничать?  Основные принципы обучения в сотрудничестве. Групповые творческие задания. РАФТ – правила распределения обязанностей. Написание коллективного сочинения. Толерантность как обязательное условие сотрудничества. Разность точек зрения (конэрс). Создание групповых лингвистических проектов, использование приёмов на развитие навыка коммуникации и сотрудничества. Командная игра – пример сотрудничества.

11

7

Учимся быть внимательными и наблюдательными.  

Зачем нужно быть внимательным и наблюдательным? Как развивать внимание и наблюдательность. «Хороший глаз – дело наживное». Приёмы привлечения внимания. Внимание к мелочам.  Два полушария мозга. Корректурная проба. Найди ошибку. Найди отличия. Конкурс «Самый внимательный». Любопытство - не порок. Любознательность – важная черта. Тренировка мозга. Постоянно задавать вопросы. Развитие кругозора. Посмотри – подумай – задайся вопросом (Си-финк-уанде).

8

8

Подведем итоги

Итоговая диагностика, защита лингвистических портфолио с анализом работы, проделанной за год.

2

Примерный перечень конкурсов, в которых предполагается участие детей в рамках организуемой деятельности:  Академия творческих наук, Межмуниципальный литературный конкурс  «Крылья», Литературно-патриотический фестиваль «Русские рифмы» (район и область), Гуманитарная олимпиада г. Тара,  Филологическая олимпиада, Медиаолимпиада, Конкурсы сочинений «Выборы», «Времена года», антикоррупционной направленности, «Красота спасёт мир» и др.

Список конкурсов примерный, в процессе работы может видоизменяться и дополняться.

План реализации проекта (аудиторные занятия)

Наименование тем

Кол-во

часов

Формы работы

Введение (2ч.)

1

Вводное занятие. Диагностика. Лингвистическое портфолио.

1

Беседа, работа с лингвистическим портфолио

2

Навыки и компетенции 21 века. Творческий человек, какой он?

1

Дискуссия

Развиваем креативное мышление (12ч.)

3

Что такое креативность и творческое мышление?

1

Беседы   в группах, в парах

4

Черты творческого мышления

1

дискуссия

5

Как развивать креативное мышление

2

Творческие   задания

6

Методы развития креативного мышления

1

Игры

7

Поэтические символы и образы

1

Выступление   перед аудиторией

8

Креативное мышление в профессиональной ориентации. Проект.

2

Проект, защита проекта

9

Развитие эмоционального интеллекта

1

Посещение  театра в г. Тара

10

Развиваем ассоциативное мышление

1

Конкурс

11

Творчество и исследование

2

Творческие задания

Развиваем воображение  (10ч.)

12

Что такое воображение и как его тренировать?

1

Практическая работа

13

Средства развития. Зачем развивать?

1

Виртуальная экскурсия

14

Способы развития фантазии. Мысленное фотографирование.

2

Творческие задания

15

Создание образов.

1

Творческие задания

16

Развитие творческого восприятия (чтение книг, ассоциации).

2

экскурсия в библиотеку

17

Друдлы.  

1

Практическая работа

18

Воображение в профессиональной ориентации.

1

Индивидуальная работа, публичное выступление

19

Продолжи сюжет, перепиши сказку

1

Индивидуальная работа, публичное выступление

Развиваем логику (10ч.)

20

Что такое логика? Применение логики.

1

Дискуссия, практическая работа

21

Как этому научиться? Как развивать логическое мышление?

1

Практическая работа

22

Тесты на логическое мышление.

1

Тест,  дискуссия

23

Наука мозга: интересные факты.

1

Публичное выступление

24

Железо логики. Попробуй докажи!

1

Конкурс

25

Уроки логики: Данетки

1

Игра

26

Закончи фразу… Тест на логику.

1

Тест, дискуссия

27

Логические задачи.

1

Практическая работа, дискуссия

28

Самые умные люди России и мира.

1

Публичное выступление

29

Держим мозг в тонусе: лайфхаки  известных личностей.

1

Беседа, практическая работа

Развиваем речь (13ч.)

30

Что такое языковая компетенция?   

1

Беседа

31

Тест «Лингвистическая компетентность».

1

Тест, дискуссия

32

О чём говорить и как говорить? (особенности монологической речи).

1

Практическая работа

33

Учимся выступать перед аудиторией (развлекательное, агитационное, информационное выступление).  

2

Публичное выступление, дискуссия

34

Как говорим, так и учимся.  

1

Исследование, тест

35

Язык художественной литературы.  

1

Экскурсия в центральную библиотеку

36

Пересказ и его виды

1

Парная работа

37

Искусство диалога. Речевой этикет.

2

Диалог, парная работа

38

Играем со словами.

2

Лингвистические игры

39

Расширяем словарный запас

1

Лингвистические игры

Учимся сотрудничать (11ч.)

40

Зачем нужно сотрудничать ?  Основные принципы обучения в сотрудничестве.

1

Дискуссия

41

РАФТ – правила распределения обязанностей.

2

Групповая работа

42

Групповые творческие задания.

1

Творческие задания

43

Толерантность - обязательное условие сотрудничества

1

Дискуссия, игра

44

Разность точек зрения (конэрс).

1

Приёмы развития навыков 21 века

45

Командная игра – пример сотрудничества.

2

Игра

46

Написание коллективного сочинения.

1

Групповая работа

Учимся быть наблюдательными (8ч.)

47

Зачем нужно быть внимательным и наблюдательным? Как развивать внимание и наблюдательность.

1

Виртуальная экскурсия

48

«Хороший глаз – дело наживное».

1

Парная работа, творческие задания

49

Внимание к мелочам.  

1

Практическая работа

50

Два полушария мозга.

1

Тест, дискуссия

51

Корректурная проба. Найди ошибку.

1

Практическая работа

52

Найди отличия. Конкурс «Самый внимательный».

1

Конкурс

53

Любознательность – важная черта. Посмотри – подумай – задайся вопросом.

1

Практическая работа

54

Тренировка мозга. Развитие кругозора.

1

Экскурсия в школьный  музей

Подведём итоги (1ч.)

55

Итоговая диагностика.

1

Тесты

56

Защита лингвистических портфолио с анализом работы, проделанной за год.

1

Публичное выступление

Партнеры

В планах занятий заложена деятельность, позволяющая организовать взаимодействие ребят с социумом: библиотеки, музеи, театр, организации, осуществляющие реализацию творческих конкурсов среди обучающихся (центры творчества, университеты, ИРООО и т.д.). Партнёрами, помогающими осуществлять развивающую деятельность с детьми, становятся и родители, им приходится выполнять разные роли: помощника, источника информации, мотиватора, идейного вдохновителя, спонсора,  зрителя и др. Выполняя проектные работы, дети привлекают родителей. Например выполнение проектной работы по темам «Традиции семьи в современном мире», «Голос поколений», «Моя родословная» предполагает взаимодействие с членами семьи.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Результаты-эффекты:

- активное участие обучающихся в творческих конкурсах, олимпиадах, результативность такого участия (рост количества участвующих и рост количества результативных участий (количественный и качественный прирост),

- приобретение опыта использования речевых средств и регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности  (анкетирование),

- наличие воспитательного воздействия благодаря тому, что группа разновозрастная, развитие личностных качеств (толерантность, внимание друг другу, сотрудничество и др.),

- положительная динамика результатов диагностических исследований в начале и по окончании обучения (методы исследования даны в разделе диагностические исследования),

Материальные объекты:

- создание законченных работ (эссе, стихотворений, исследовательских работ, творческих проектов и т.д.)

- сборники творческих работ (1 раз в полугодие),

- участие в творческих выставках,

- лингвистическое портфолио.

Эффективность инновационной деятельности оценивается с помощью таблицы «Степень достижения поставленных целей и задач – качественная и количественная оценка результатов»

Критерий

Показатель

Значение индикатора

Начало  проекта

Конец проекта

1

Наличие банка заданий, направленных на развитие навыков и компетенций 21 века

Да/нет

нет

да

2

Наличие программы внеурочной деятельности по развитию навыков

Да/нет

нет

да

3

Использование эффективных приёмов  развития навыков и компетенций 21 века в урочной деятельности

Кол-во разработок уроков на сайте педагога

4

Проектная деятельность по предмету 

Доля обучающихся

5

Участие обучающихся в творческих конкурсах:

- Количественная характеристика

Кол-во обучающихся, участвующих в конкурсах (в % от общего количества)

- Качественная характеристика

Призовые места (в % от общего количества участвующих)

6

Сформированность навыка: критическое мышление

% повысивших уровень

Перспективы дальнейшего развития проекта

При необходимости работа по реализации проекта может быть продолжена, т.к. имеется возможность развития содержания. Можно в дальнейшем создать сайт проекта, организовать дистанционное участие в реализации проекта обучающихся из других школ.

       Для дальнейшего продолжения проекта может быть необходимо: расширение круга партнёров по реализации проекта, укрепление материально-технической базы, приобретение оборудования для дистанционного сопровождения.

Список источников

Интернет-ресурсы

  1. https://4brain.ru/tvorcheskoe-myshlenie/  Творческое мышление: развитие креативности
  2. https://pikacho.ru/razvitie-tvorcheskogo-myshleniya/  Развитие творческого мышления
  3. http://card-games.com.ua/pages/cardsrazdel/22  энциклопедический сборник карточных и других популярных игр Gard Games
  4. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fmyself-development.ru%2Fkak-i-zachem-nuzhno-razvivat-tvorcheskoe-myshlenie%2F&d=1   как и зачем нужно развивать творческое мышление
  5. https://4brain.ru/logika/ логическое мышление: развитие логики
  6. https://blog.wikium.ru/kak-razvit-pamyat-i-logicheskoe-myshlenie.html  Логика. Как развивать логическое мышление
  7. https://blog.wikium.ru/derzhim-mozg-v-tonuse-lajfhaki-izvestnyh-lichnostej.html Держим мозг в тонусе: лайфхаки известных личностей
  8. https://wikium.ru/  Викиум – тренажёры для мозга
  9. https://infourok.ru/formirovanie-rechevoy-kompetencii-uchaschihsya-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-2523728.html Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
  10. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/582155/  Учебное сотрудничество на уроках

  11. https://brodude.ru/kak-razvit-vnimatelnost-ili-nablyudatelnost/   Как развить внимательность и наблюдательность

  12. https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200104507  психодиагностика творческого мышления
  13. https://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya Тет креативности Торренса. Диагностика творческого мышления
  14. http://alfaman.org/samorazvitie/44-kak-razvit-vnimatelnost.html  Как развить внимательность
  15. https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=22831 Развитие креативности школьников в процессе обучения
  16. https://infourok.ru/razvitie_kreativnosti_uchaschihsya_v_uchebnom_processe.-135447.htm  Развитие креативности учащихся в учебном процессе
  17. https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/11/21/metody-i-priemy-tekhnologii методы и приёмы технологии критического мышления
  18. https://mega-talant.com/calendar 

Литература

  1. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Селевко Г.К. Научи себя учиться. М. Народное образование, 2006.
  3. Русский язык. 9-11 классы: формирование коммуникативных компетенций. /Сост. И.Б. Чевтаева и др. – Волгоград.: Учитель, 2012.
  4. Русский язык. 6-11 классы: проектная деяельность учащихся / сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель.
  5. Л.В. Мищенкова – Занимательный русский язык. 5-6 классы. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
  6. Большая книга тестов. 300 лучших пошаговых графических тестов. – М.: Эксмо, 2009.
  7. Настольная книга практического психолога: учеб. Пособие в 2-х книгах. – М.: издательский цент «ВЛАДОС», 2004.
  8. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента /Под ред. Г.Никифорова, М.Дмитриевой, В.Снеткова. – СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2001. – 240с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»). – С. 168-174.

8.  Зиверт Х. Тестирование личности. – 2-е изд.: Пер. с нем. – М.: АО «Интерэксперт», 1998, – 198 с., илл. – С. 80-100



Предварительный просмотр:

Серобабова А.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Кейзесская СШ» высшей категории, руководитель районной ассоциации учителей русского языка и литературы

Реализация проекта «Развитие креативного мышления в «Мастерской речевого творчества»

Творческими, или креативными, способностями называют особый тип интеллектуальных способностей, проявляющийся в использовании данной в задаче информации разными способами и в быстром темпе. Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Иначе можно сказать, что творчество - это внутренняя активность человека.

Гипотеза: Использование во внеурочной деятельности заданий, направленных на развитие навыков и компетенций 21 века (критическое мышление, креативности, сотрудничество, коммуникация) приведет к повышению уровня  креативности  речи  школьников.

Установка в учебной работе на новизну и нестандартность подхода в решении учебных задач несут в себе основную педагогическую нагрузку, нацеливая школьников на креативные действия и отношения. Специфической особенностью учебного процесса, направленного на развитие креативности, является свободный выбор действий, потребность в новизне, в их творческой самореализации.

Цель программы: повышение уровня креативности  речи  школьников, посредством развития необходимых навыков и компетенций 21 века.

Задачи:

1) развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

2) развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

3) формирование языковой компетентности;

4)  развитие креативного мышления;

5) развитие логики и воображения, как необходимой составляющей творческого мышления;

6)  развитие внимания и любознательности;

7) развитие коммуникативных навыков в процессе выполнения коллективных творческих задач с соблюдением правил сотрудничества;

8) обогащение активного и потенциального словарного запаса.

Целевая группа проекта:  дети (от 11-18 лет) При отборе ребят учитывается  их личное желание и  профессиональная направленность (способности в области филологии, профессиональный выбор (если имеется).

Возраст детей участвующих в реализации проекта 11-18 лет. Группа разновозрастная, что позволяет расширить спектр воспитательных воздействий. Разновозрастные группы широко используются в вальдорфской педагогике. Возможные плюсы таких групп:  дети учатся общаться, причем старшие учатся быть терпимее к младшим, учатся быть ответственнее. Робкий ребенок заботясь о младших чувствует себя более взрослым, становится увереннее. Агрессивный ребенок учится сдерживать свои порывы.. ведь толкнуть ровесника и толкнуть малыша разные вещи. Младшие тянутся за старшими, стараются выполнять более сложные задачи, нежели те, что были бы им предложены в группе ровесников. То есть смотрят на шаг вперед. Видят к чему стремится. Становятся более самостоятельными.

Срок реализации 1 год, но деятельность описанная в данном проекте может быть продолжена, просто на 1 год пока расписаны аудиторные занятия.

В планах занятий заложена деятельность, позволяющая организовать взаимодействие ребят с социумом: библиотеки, музеи, театр, организации, осуществляющие реализацию творческих конкурсов среди обучающихся (центры творчества, университеты, ИРООО и т.д.).

Партнёрами, помогающими осуществлять развивающую деятельность с детьми, становятся и родители, им приходится выполнять разные роли: помощника, источника информации, мотиватора, идейного вдохновителя, спонсора,  зрителя и др.

Ребята участвуют в аудиторных занятиях, которые организуются с учетом возрастных особенностей с использованием интерактивных и игровых методов. Организуется  и самостоятельная работа детей, в процессе которой осуществляется педагогическое сопровождение. Предполагается участие детей в конкурсах и олимпиадах, как учебная задача для создания креативного продукта.

Реализация программы предполагает развитие креативного мышления, а вместе с ним  воображения, логики, внимания и наблюдательности, навыков коммуникации и сотрудничества, без которых развитие креативности речи невозможно. Всё это приводит к тому, что дети чаще предлагают нестандартные способы решения задач, не боятся выдвигать оригинальные гипотезы, создают уникальные тексты.

Лингвистические игры - это особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, в то же время одно из серьезных средств педагогического воздействия на учащихся.  В игре развивается творчество каждого ребенка. Словесные игры типа «Крокодил», «Данетки», «Словодел», «Ерундопель» помогают развивать словарный запас, развивают речь, логику и т.д. Кроме того, дети самостоятельно создают игры (примеры).

Следующим этапом становится создание текстов разного жанра и применение созданных текстов для участия в конкурсах, выступления, создания и защиты проекта или помещения в сборник.

Например, уже традиционно обучающиеся нашей школы принимают участие в областной творческой олимпиаде «Академия творческих наук». и количество их с каждым годом растёт, результативность тоже.

       Участие в этом  конкурсе  предполагает выполнение заданий заочного этапа, где высоко ценится  творческий подход и креативность мысли, оригинальность. Во втором этапе побеждают дети, которые предлагают в своём творческом проекте креативный вариант исполнения. Конкурс массовый, проходит не первый  год, членов жюри удивить уже трудно, но от того и интересней. В процессе выполнения заданий развивается креативность. Кто проявит его в полной мере, потрудится больше всех, тот победит. (пример заданий и работ наших детей в папке и на слайдах).-

Ещё один пример индивидуальных проектов в уже привычной для нас форме представления результатов – лепбук. Креативность проявляется в оформлении, подборе и размещении заданий. Может использоваться  в урочной и внеурочной деятельности. (пример).

Выполнение групповых творческих проектов способствует кроме прочего развитию коммуникации и сотрудничества.

Приведу несколько примеров заданий, которые использую в рамках аудиторных занятий:

Ассоциативные карты или работа с картинками-иллюзиями. Приведу пример детских вариантов ответа, чтобы вы убедились, что креативность детей не имеет границ. Для этого изображения было дано задание.  Придумайте короткое, но ёмкое название этой картине (слово или словосочетание). При этом попытайтесь мыслить глубоко, понять задумку автора, разгадать загадку этой иллюзии.

СЛАЙД и СЛАЙД.

Упражнение «Дорисуй» - это своеобразный тест на креативность.    Творческое мышление и воображение помогает искать нестандартные или альтернативные способы решения задач. Могут быть другие варианты стартовых изображений круг, квадрат, зигзаг и др. Важно – их должно быть много.

СЛАЙД  23.   Упражнение «Друдлы».  С английского: «doodle» (каракули),  «riddle» (загадка).  Суть игры с друдлами заключается в поиске как можно большего количества интерпретаций. Каждый видит в этих рисунках что-то свое, их можно дорисовывать или раскрашивать. А мы с ребятами дополнили его тем, что придумываем оригинальные названия каждому рисунку. (варианты есть в лепбуке)

Развивающая среда кабинета делает процесс непрерывным, провоцирует самостоятельность образовательной деятельности, организует учебное взаимодействие детей, провоцирует обращение детей к дополнительным источникам информации.

Продукты проектной деятельности, сборники творческих работ так же размещаются в кабинете, чтобы дети могли видеть и оценивать работы друг друга. Благодаря этому материалу  осуществляется важный этап мотивирования ребят.  В кабинете осуществляется зонирование пространства: информационный уголок, уголок вдохновения, уголок познания, уголок размышления.

Издательская деятельность связана с выпуском сборников творческих работ целый комплекс УУД развивает, строится по типу типографии Селестена Френе.  (формирование ИКТ компетентностей: набор текста, редактирование, компьютерная верстка, продумывание оформления газеты или сборника (разделы, тематические блоки).

Специфической особенностью учебного процесса, направленного на развитие креативности, является свободный выбор действий, потребность в новизне, их творческой самореализации.

Виды деятельности ученика:

- создаёт тексты на заданную тему стихотворной и прозаической формы,

- работает в группе, паре;

- готовит публичное выступление;

- оформляет лингвистическое портфолио;

- участвует в дискуссии или диалоге;

- выполняет творческие задания;

- наблюдает за речью товарищей, анализирует, делает корректные замечания;

- строит монологическое высказывание (подготовленное и спонтанное);

- пишет исследовательские и проектные работы;

- ищет информацию, работает с дополнительными источниками;

- решает лингвистические и логические задачи;

- участвует в лингвистических играх;

- участвует в создании сборника «Кейзесский первоцвет» (написание работ, компьютерный набор текста, редактирование, верстка сборника);

- анализирует художественные тексты.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Результаты-эффекты:

- активное участие обучающихся в творческих конкурсах, олимпиадах, результативность такого участия (рост количества участвующих и рост количества результативных участий (количественный и качественный прирост),

- приобретение опыта использования речевых средств и регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности  (анкетирование),

- наличие воспитательного воздействия благодаря тому, что группа разновозрастная, развитие личностных качеств (толерантность, внимание друг другу, сотрудничество и др.),

- положительная динамика результатов диагностических исследований в начале и по окончании обучения (методы исследования даны в разделе диагностические исследования),

Перспективы дальнейшего развития проекта

При необходимости работа по реализации проекта может быть продолжена, т.к. имеется возможность развития содержания. Можно в дальнейшем создать сайт проекта, организовать дистанционное участие в реализации проекта обучающихся из других школ.

       Для дальнейшего продолжения проекта может быть необходимо: расширение круга партнёров по реализации проекта, укрепление материально-технической базы, приобретение оборудования для дистанционного сопровождения.

Материальные объекты:

- создание законченных работ (эссе, стихотворений, исследовательских работ, творческих проектов и т.д.)

- сборники творческих работ (1 раз в полугодие),

- участие в творческих выставках,

- лингвистическое портфолио.

Проект находится в стадии реализации, но уже есть определенные результаты-эффекты:

- активное участие обучающихся в творческих конкурсах, олимпиадах, результативность такого участия (рост количества участвующих и рост количества результативных участий (количественный и качественный прирост),

- приобретение опыта использования речевых средств и регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности  (анкетирование),

- наличие воспитательного воздействия благодаря тому, что группа разновозрастная, развитие личностных качеств (толерантность, внимание друг другу, сотрудничество и др.),

- положительная динамика результатов диагностических исследований в начале и по окончании обучения.      

- оригинальность написанных детьми сочинений подтверждается призовыми местами в конкурсах и фестивалях разного уровня,

- творческие работы поражают новизной,

- мнения детей смелы и нестандартны,

- уход от шаблонности при написании сочинений, в том числе и экзаменационных, итогового сочинения,

- при анализе произведений худ. литературы дети проявляют нестандартность мышления, оригинальность точек зрения,

- участвуя в дискуссии, высоко оценивают ответы ребят, которые умело отстаивают свою точку зрения, аргументированно оппонируют известным критикам.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Развитие математической компетентности через организацию исследовательской работы при решении некоторых трансцендентных уравнений и неравенств"

Последние десятилетия XX века и начало XXI века ознаменовались глубокими изменениями политического, социально – экономического характера в российском обществе. Изменения, происходящие сегодня в соврем...

Инновационный проект развития дошкольного образовательного учреждения

Инновационный проект развития дошкольного образовательного учреждения «Возможности создания инклюзивного образовательного пространства в условиях ДОУ компенсирующего вида»...

Учительский проект "Развитие логического, алгоритмического мышления и творческих способностей учащихся на уроках информатики"

Учительский проект "Развитие логического, алгоритмического мышления и творческих способностей учащихся на уроках информатики" представляет собой обобщение опыта в развитии логического, алгоритмическог...

Статья "Школьная лига Роснано: инновационный проект развития современного образования" (региональная конференция 2015г.)

Статья "Школьная лига Роснано: инновационный проект развития современного образования" (региональная конференция 2015)...

Инновационный проект "Развитие технического творчества младших школьников через применение электронных учебно-методических комплексов (Лего-конструирование, СИРС)"

Цель Программы: Развитие когнитивных навыков  младших школьников.Задачи Программы: Обучение решению задач на языке программирования LegoWedo.Формирование навыков технического моделирова...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...