Методическая разработка занятия на тему: «Решение простых арифметических задач на сложение и вычитание. Геометрический материал. Логические задачи.»
методическая разработка

Анпилогова Наталья Анатольевна

(Методическая разработка занятия с применением инновационных технологий при работе с детьми)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx798.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского творчества»

Методическая разработка занятия на тему:

«Решение простых арифметических задач на сложение и вычитание. Геометрический материал. Логические задачи.»

(Методическая разработка занятия с применением инновационных технологий при работе с детьми)

Анпилогова Наталья Анатольевна, педагог дополнительного образования

Курск, 2019

Введение.

        Занятие «Решение простых арифметических задач на сложение и вычитание. Геометрический материал. Логические задачиразработано в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мозаика» по курсу «Занимательная математика». Актуальность цели занятия обусловлена необходимостью формирования самоконтроля для успешной учебной деятельности. Практика показывает, что самоконтролю следует обучать специально.

        Будучи качеством личности и условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом всех видов учебной деятельности с дошкольниками. Он необходим не только при выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении заданий на всех предшествующих стадиях, начиная с пробных действий, совершаемых под внешним управлением. Благодаря самоконтролю ребенок окончательно овладевает определенным способом действия. Кроме того, без специального формирования приемов и навыков самоконтроля качество деятельности остается очень низким.

        Структура занятия соответствует современным требованиям ФГОС ДО и построена с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

1-4 мин. – запоминается 60%.

5-18 мин. – 80% информации.

18 – 25 мин. – 50% информации.

25 – 30 мин. – 6% информации.

        Занятие предусматривает обобщение и закрепление полученных ранее знаний. Материал, используемый на занятии, включает в себя систему игр, заданий, физкультминуток, постановку проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций, что обеспечивает мотивацию и активизацию познавательных процессов учащихся.

        Данный конспект занятия поможет педагогам, работающим с детьми предшкольного возраста.

Тема: Решение простых арифметических задач на сложение и вычитание. Геометрический материал. Логические задачи.

Тип занятия: закрепление пройденного.

Цель: формирование навыков самоконтроля и самооценки у дошкольников при решении простых арифметических задач на сложение и вычитание.

Задачи:

Образовательные

- закреплять умения осознанно решать простые арифметические задачи с использованием схем;

- закреплять понятия «часть» и «целое»;

-  обобщать знания о геометрических фигурах;

-  развивать навыки счета;

- развивать способности к выстраиванию простейших умозаключений.

Развивающие:

- развивать навыки самоконтроля и самооценки;

- развивать  логическое мышление, умение сравнивать и систематизировать;

- формировать способность самостоятельно планировать свои учебные действия;

- развивать внимание, наблюдательность, умение организовывать рабочее место.

Воспитательные:

- формировать коммуникативность,  дружелюбие, толерантность, умение оказывать и принимать помощь;

- воспитывать любознательность,  умение устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- учащиеся должны знать  понятия «число», «цифра», «математические знаки», «арифметическая задача»;

- владеть умением различать геометрические фигуры,  соотносить их по цвету, форме;

- знать числа от 0 до 10 и их графическое изображение.

- устанавливать взаимоотношения между действиями сложения и вычитания чисел;

- уметь решать логические задачи.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- определять и формулировать  цель деятельности на занятии с помощью педагога;

- проводить рефлексию учебной деятельности;

- выполнять самостоятельную  работу, самоконтроль;

- оценивать свою деятельность на занятии.

Познавательные:

- воспринимать и анализировать информацию для достижения познавательной цели;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные:

- планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;

- уважать мнение собеседника;

- уметь выражать свои мысли.

Личностные результаты:

- выполнять основы мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

- воспитывать трудолюбие, усердие, внимательность, усидчивость;

- развивать мышление логическое, словесно-образное, словесно-действенное, образное.

Материалы к занятию:

Демонстрационные – изображение Незнайки, домики с изображением геометрических фигур, 2 пустых домика, цветные карандаши, песочные часы, 3 ромашки, 2 василька, схема решения задачи, иллюстрация условия задачи на логическое мышление.

Раздаточный – полоски бумаги, фишки: 8 красных и 8 зелёных, карточки с цифрами от 0 до 10, карточки с решением задач.

Музыкальное оформление – музыкальное сопровождение при выполнении физкультминутки.

Методы:

- словесный;

- наглядный;

- игровой;

- практический;

- проблемный;

- использование ИКТ.

Этапы занятия

  1. Оргмомент. Психодиагностика.
  2. Постановка цели и задач в игровой форме. Мотивация учебной деятельности.
  3. Актуализация знаний:

а) подготовка к решению простых арифметических задач на сложение и вычитание. Повторение геометрического материала;

б) логические задачи.

4. Физкультминутка.

5. Обобщение и систематизация знаний:

        а) задача на нахождение целого;

        б) задача на нахождение части;

        в) задача на нахождение части.

6. Физкультминутка.

7. Решение логической задачи.

8. Рефлексия. (Подведение итогов занятия.)

Ход занятия.

  1. Оргмомент. Психодиагностика.

- Покажите, какое у нас лицо, когда нам

- весело,

- грустно,

- когда сердимся,

- злимся.

- А какое у вас настроение сегодня?

- У меня тоже хорошее настроение. Как вы думаете почему?

Беседа о весне.

- Что весной происходит в природе?

(Природа пробуждается: бегут ручейки,  появляются листочки, травка зеленеет и т.д.)

- А у людей – весеннее настроение.

- Как вы думаете, что означает выражение или когда так говорят «весеннее настроение»?

2. Постановка цели и задач в игровой форме. Мотивация учебной деятельности.

- Когда я шла сегодня на занятие – у меня было весеннее настроение, по дороге я встретила Незнайку. Он был очень огорчён, его не приняли в школу, потому что он не справился с заданиями. И сегодня мы с вами поможем Незнайке научиться различать и сравнивать геометрические фигуры, считать, решать и составлять не только задачи на сложение и вычитание, но и «хитрые» задачи.

3. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, чем Незнайка любит заниматься больше всего?

- Как догадались?

а) подготовка к решению простых арифметических задач на сложение и вычитание. Повторение геометрического материала.

- У вас на столах лежат карточки с цифрами. Посчитайте, сколько красок у Незнайки и покажите нужную цифру.

(5.)

- Кто показал цифру 5, положите себе зелёный кружок, кто ошибся – красный.

- Посмотрите, незнайка нарисовал домики. Кто живёт в этих домиках?

(Геометрические фигуры.)

C:\Users\Пользователь\Desktop\Для конспекта\Отсканировано 27.03.2019 9-49_000.jpg

- Какие фигуры живут в домиках? Сколько их, покажите цифрой.

- Незнайка просит посчитать, сколько вместе

- квадратов и кругов;

- шестиугольников и треугольников?

- Какой знак использовали?

(правильный ответ – зелёный кружок, неправильный – красный.)

- Теперь положите цифры в числовой ряд от 1 до 10

(После выполнения задания – проверка.  Один ребёнок читает числовой ряд, а каждый по своему числовому ряду на партах передвигает пальчик от одной цифры к другой. Правильный ответ – зелёный кружок, неправильный – красный.)

б) логические задачи.

- А как вы думаете, какой домик здесь лишний? Почему?

F:\Методическая выставка\20190401_111129.jpg

4. Физкультминутка.

- А сейчас мы с вами для Незнайки сделаем подарок: у нас есть два пустых домика:

1 команда – рисует фигуры без углов.

2 команда – фигуры с углами.

- Чтобы работать было веселее, я включу музыку. А чтобы не забыть о времени, мы будем наблюдать за песочными часами.

Подведение итогов:

- Посмотри, Незнайка, какие красивые домики тебе нарисовали ребята!

5. Обобщение и систематизация знаний.

Решение и составление простых арифметических задач на сложение и вычитание по схемам.

- Незнайка пришёл к нам с букетом цветов и принёс нам задачу о цветах. А решать мы будем её с помощью полосочек.

а) задача на нахождение целого.

Три ромашки – желтоглазки,

Два весёлых василька

Подарили маме дети.

Сколько всех цветов в букете?

- Ромашки – это жёлтые полосочки, васильки – синие.

- Прежде чем решать эту задачу давайте запишем всё, что сказано с помощью чертежа.

- Давайте вспомним, сколько было ромашек?

(3 ромашки.)

- Это будет первая часть:

  3

- Сколько было васильков?

(2 василька)

- Это будет вторая часть:

     3            2

- Мы показали отрезками, что известно в задаче, т.е. условие задачи.

- А о чём спрашивается в этой задаче?

(Сколько всех цветов в букете?)

- То, что нужно узнать, называется вопросом задачи.

             ?

         

          3          2

- Как вам найти, сколько же всего цветов в букете?

(3+2=5)

- Покажите карточку с правильным решением.

(Выбирают из трёх предложенных карточек с решением одну.)

- Проверьте с решением Незнайки.

3+2=5

F:\Методическая выставка\20190401_111933.jpg

(Правильный ответ – зелёный кружок, неправильный – красный.)

б) задача на нахождение части.

(Изменить задачу в соответствии со схемой)

Игра «День - ночь»

              5

     

         3            ?

- Что останется в букете, если ромашки завянут?

(останутся васильки)

- Как это записать?

(5-3=2)

(Выбирают нужное решение на карточке.)

- Проверьте:    

5-3=2

(Правильный ответ – зелёный кружок, неправильный – красный.)

в) задача на нахождение части

Игра «День - ночь»

           5

   

      ?             2

-А если завянут сначала васильки, что останется?

(останутся ромашки)

- Как это записать?

(5-2=3)

(Выбирают нужное решение на карточке.)

- Проверьте:    

 5-2=3

F:\Методическая выставка\20190401_111313.jpg

(Правильный ответ – зелёный кружок, неправильный – красный.)

6. Физкультминутка.

(если понадобится)

Очень трудно так стоять

Очень трудно так стоять

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

(Стихотворение декламируется детьми два раза: первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой.)

7. Решение логической задачи.

- Незнайка придумал ещё одну задачу, но она «хитрая». Будьте внимательны.

- Так как Незнайка любит рисовать красками, он её нарисовал.

C:\Users\Пользователь\Desktop\Отсканировано 01.04.2019 10-34_000.jpg

С одного берега на другой собираются переплывать утята и цыплята. Сколько птичек доплывёт до берега и кто первый?

- Сколько утят?

(3 утёнка)

- Сколько цыплят?

(2 цыплёнка)

- Сколько всего птичек?

(всего 5 птичек)

- Сколько птичек доплывёт до берега? Почему?

(3 утёнка, так как цыплята плавать не умеют)

(Правильный ответ – зелёный кружок, неправильный – красный.)

8. Рефлексия. (Подведение итогов занятия.)

_ Что нового узнал Незнайка на нашем занятии? Чему мы его научили?

- А вам было интересно?

- Какое настроение у вас сейчас?

- И незнайка повеселел, потому что многому у нас научился.

- А теперь вы посчитайте свои кружки. У кого больше зелёных кружков – Незнайка подарит на ладошку Солнышко, у кого красных – своего весёлого друга.

(Педагог ставит штампики солнышка и весёлого человечка детям на ладошку.)

Приложение

Повторение геометрического материала.

C:\Users\Пользователь\Desktop\Для конспекта\Отсканировано 27.03.2019 9-49_000.jpg

Задача на нахождение целого.

              ?

        3              2        

3+2=5

Задачи на нахождение части

                     5

             3                 ?

5-3=2

                        5

                 ?                 2

5-2=3

Логическая задача.

C:\Users\Пользователь\Desktop\Отсканировано 01.04.2019 10-34_000.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические задачи на уроках информатики в начальной школе Логические задачи в дополнение к программному комплексу «Роботландия»

В настоящей статье представлены логические задачи, которые подбирались для уроков информатики в начальной школе. Уроки информатики проходили в компьютерном классе. Основное программное обеспечение у...

методическая разработка урока по теме "Решение задач на проценты"

Цель урока: научить решать задачи на нахождение процентов от числа,  числа по его процентам, совершенствование вычислительных навыков учащихся....

Методическая разработка занятия на тему "Конкурс решения задач" по общеобразовательной программе «Шахматёнок»

В образовании в настоящее время происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников...

Методическая разработка урока по теме: Решение задач на движение, 5 класс

Методическая разработка   включает: технологическую карту урока,  рабочий лист ученика, задания и ответы математического диктанта. Материалы  были представлены на  районном эт...

Методическая разработка урока по теме: «Решение графических задач на изопроцессы»

Это не конспект урока,не презентация.Это методическая разработка элемета урока...