Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы»
рабочая программа

Федоров Евгений Михайлович

Рабочая программа внеурочной деятельности  по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-4_vneur_gum_shahm_fem.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАРАВАЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА

Рассмотрено

на педсовете

Протокол №1

          от   .08.2020г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

_____________

           Нечаева И.И.

Утверждено

Приказом директора

№    от   .08.2020г.

               ______________  

                 Кузенкова О.И.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Шахматы»

Программу составил:

Федоров Евгений Михайлович

д. Караваево

2020


                                              Пояснительная записка

Нормативно-правовую основу для разработки данной рабочей программы составили:

  • Федеральный образовательный стандарт начального общего образования ;
  • Примерная образовательная программа начального общего образования;
  • Учебный план ОУ;
  • Положение муниципального казенного общеобразовательного учреждения Караваевской основной школы.

     Программа «Шахматы» определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Данная программа способствует формированию культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает развитие творческих способностей, социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование  обучающихся.

Реализация программы «Шахматы» направлена на создание условий для умственного развития, становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческом самовыражении. В процессе работы формируются такие личностные характеристики как любознательность, целеустремленность, способность к организации собственной деятельности, к взаимодействию с другими детьми, стремление делать полезные дела, ответственность, доброжелательность, развивается чувство соревновательности.

     Актуальность программы  в том, что дети получают ценный опыт умственного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Используя разные виды деятельности, инициированные педагогом и предложенные самими учениками, обучающиеся не только формируют компетентности в различных областях знания, но и самостоятельно создают продукт, имеющий значимость для других. Реализуя программу, педагог создает такие условия для творчества, что становятся востребованными любые способности и увлечения детей, что многократно повышает их мотивацию и интерес к совместной деятельности.    

Программа  построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья.

Цель программы:

Воспитание и социализация духовно-нравственной личности формированием личностных качеств посредством создания условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи:

  1. Формировать у детей представления о логических взаимосвязях  и нравственных нормах поведения.
  1. Знакомить воспитанников с основными моделями коммуникативного   поведения и правилами спортивной игры, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.
  1. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.
  2. Развивать внутреннюю убежденность в востребовании воспитанника обществом.
  1. Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
  2. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.

      Цель и задачи программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Шахматы» соответствуют цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МКОУ Караваевской  ОШ.

      Программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся 1- 4 го классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН. Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на  17 часов.

       Связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на изучение нового, а будет способствовать формированию познавательной активности, исследовательской и поисковой деятельности.

       Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает  использование форм и технологий обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника: информационные,  проектная деятельность, занятия – практикумы, игры.

При составлении программы и методики её реализации были учтены принципы реализации внеурочной деятельности такие как:

  • Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом. Вовлечение каждого ребёнка в активную деятельность.
  • Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Учёт возрастных особенностей детей.
  • Единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования.
  • Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Связь теории с практикой.

      Содержание данной программы раскрывает все стороны интеллекта, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: соревнования, конкурсы, школьная научно-практическая конференция.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Результаты освоения программы.

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающихся будут сформированы:

-  самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля,

-  уважение  и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают часть своей жизни,

-  уважительное отношение к иному мнению,

-  положительное отношение к школе,

-  навыки  взаимодействовия со взрослыми и сверстниками через участие в совместной деятельности.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность:

-  овладеть навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире,

- развить личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей,

-   развить доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,

-   научиться оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми,

-   сформировать элементарные основы спортивной культуры.

     Регулятивные  универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

-   принимать и сохранять учебную задачу,

-   в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале,

-   переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

-   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

-   оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи,

-   адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

В результате освоения программы обучающиеся научатся:

-   первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности, задавать вопросы,

-   учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

-  адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой общения,  формулировать собственное мнение и позицию,

- развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Познавательные универсальные учебные действия

 В результате освоения программы обучающиеся научатся:

-    слушать и понимать речь других людей,

-    работать по предложенному учителем плану,

-  выделять и формулировать познавательную цель и проблемы с помощью учителя, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

-    строить сообщения в устной и письменной форме,

-    устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать

                                                 

Предметные результаты освоения программы:

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

Содержание программы

Раздел 1. Шахматная доска 
Знакомство с шахматной доской. Шахматная доска.
Раздел 2. Шахматные фигуры 
Знакомство с шахматными фигурами. Шахматные фигуры. Закрепление.
Раздел 3. Начальная расстановка фигур 
Расстановка шахматных фигур.
Раздел 4. Ходы и взятие фигур 
Знакомство с шахматной фигурой Ладья.  Ладья в игре.
Знакомство с шахматной фигурой Слон. Слон в игре. Ладья против слона.
Знакомство с шахматной фигурой Ферзь.  Ферзь в игре. Ферзь против ладьи и слона.
Знакомство с шахматной фигурой. Конь. Конь в игре. Конь против ферзя, ладьи и слона.
Знакомство с пешкой.  Пешка в игре. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
 Знакомство с шахматной фигурой Король. Король против других фигур.
Раздел 5. Цель шахматной партии 
Шах. Учимся ставить шах. Мат.  Мат в один ход. Ставим мат. Детский мат.
 Ставим мат. Линейный мат двумя ладьями.  Ничья, пат. Рокировка. Рокировка. Игровая практика.
Раздел 6. Игра всеми фигурами из начального положения 
Шахматная партия. Как начинать шахматную партию.
 Шахматная партия. Правила игры. Игровая практика.

Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Раздел 1. Шахматная доска

1

2.

Раздел 2. Шахматные фигуры

1

3

Раздел 3. Начальная расстановка фигур

1

4

Раздел 4. Ходы и взятие фигур

6

5.

Раздел 5. Цель шахматной партии

4

6.

Раздел 6. Игра всеми фигурами из начального положения

4

итого

17

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАРАВАЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА

Рассмотрено

на педсовете

Протокол №1

          от   .08.2020г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

_____________

           Нечаева И.И.

Утверждено

Приказом директора

№    от   .08.2020г.

               ______________  

                 Кузенкова О.И.

КТП
внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Шахматы»

КТП составил:

Федоров Евгений Михайлович

д. Караваево

2020

Календарно - тематическое планирование

внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Шахматы»

Тема занятия

Дата

Кол-во часов

Раздел 1. Шахматная доска

1

Знакомство с шахматной доской. Шахматная доска.

05.09

1

Раздел 2. Шахматные фигуры

2

Знакомство с шахматными фигурами. Шахматные фигуры. Закрепление.

11.09

1

Раздел 3. Начальная расстановка фигур 

3

Расстановка шахматных фигур.

18.09

1

Раздел 4. Ходы и взятие фигур 

4

Ладья

25.09

1

5

Слон

02.10

1

6

Ферзь

09.10

1

7

Конь

16.10

1

8

Пешка

23.10

1

9

Король

06.11

1

Раздел 5. Цель шахматной партии 

10

Шах

13.11

1

11

Мат

20.11

1

12

Ничья. Пат

27.11

1

13

Рокировка

04.12

1

Раздел 6. Игра всеми фигурами из начального положения 

14

Правила игры.

11.12

1

15

 Как начинать шахматную партию.

18.12

1

16

Игровая практика

21.12

1

17

Итоговое занятие

25.12

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ Юный информатик

Данная программа кружка «Юный информатик» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов.Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием в...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности по математике «От развлечения к знаниям»

Рабочая программа внеурочной деятельностиобщеинтеллектуальной направленности  по математике«От развлечения к знаниям»...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная математика»

Программа внеурочной деятельности предусматривает включение упражнений, которые отличаются новизной и необычностью математической ситуации. Влияет на общее развитие детей, так как позволяет использова...

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Реальная математика» для 9 класса

Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015г. Учебно-методический комплект: учебник...