Отчет Дополнительной общеразвивающей программы духовно-нравственного развития культуры народов Ямала «Хозяйка чума» в рамках реализации МИП.
материал

Сэротэтто Алла Алексеевна

Отчет по  программе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_programma_hozyayka_chuma_a.a._serotetto.docx33.54 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет программы «ХОЗЯЙКА ЧУМА»

Программа объединения дополнительного образования объемом 320 часа предназначена для воспитанниц интернатов семейного типа коренной национальности (ненцы, ханты) в возрасте от 7 до 17 лет. Программа работала   3,5. Занятия проводятся по вторникам. Количество девочек в группе 5-10.

 В курсе рассматриваются  особенности приготовления и приема пищи народов Севера, взаимосвязь климатических условий и  исторического формирования  образа жизни народов ненцы и ханты, технологии приготовления разнообразных блюд этих народов и традиционные промыслы тундрового населения, традиции  и обычаи  народов ненцы и ханты. В ходе изучения курса, у воспитанниц,  формируются вечные ценности и морально-этические нормы  (нельзя быть неблагодарным по отношению к тому, в чьем доме ты ел хлеб, нельзя вкушать пищу второпях, нельзя непочтительно и расточительно относиться к природе, ведь она дает пищу и т.д.),  уважение и почитание культуры своего народа, толерантность в отношении представителей иных народностей и культур.

Особенностью курса является сочетание информационной составляющей и практической деятельности. Количество часов, отведенных на практическую часть вдвое больше, чем теоретических часов.

Информационный блок проходит в форме бесед, лекций, с использованием мультимедийных презентаций. Здесь воспитанницы могут получить основные сведения об особенностях питания народов Севера, правилах приготовления отдельных блюд, сервировке стола, особенностях быта ненцев и ханты. Изучение программы курса также нацеливает воспитанниц на работуcразными источниками информации,  изучение культуры, традиций и обычаев  народов Севера

Практическая часть представлена в виде выполнения заданий непосредственно в местах кочевий, чуме. Это сбор информации, работа с природными материалами, приготовление блюд, традиционных для народов ненцы и ханты, совместно с родителями воспитанниц. Практические работы и задания выполняются воспитанницами во время зимних, осенних и летних каникул.

Цель программы:  создание условий для приобщения воспитанниц к сохранению традиционного уклада и образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

Задачи программы:

  • Изучать традиции  и обряды  народов Севера;
  • Познакомиться с этнографическим материалом, связанным с традиционным образом ведения домашнего хозяйства народов ненцы и ханты;
  • Изучить особенности национальной кухни народов Севера;
  • Пропагандировать национальную  культуры ненцев, ханты;
  • Определить  связь этнографических особенностей с географической средой;
  • Воспитать национальное самосознание, уважение к культуре, традициям и образу жизни народов Крайнего Севера.

Итоги  реализации программы

Итогом реализации программы является знания воспитанниц Этнические особенности народов Севера;о коренных малочисленных народов  Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.  Знания об истории происхождения  ненецкого народа и образа  женщины-матери, что  это своеобразный нравственный камертон для искусства любой эпохи, любого народа.

Воспитанницы владеют информацией о национальных   домах народов Севера – чум, яранга и иглу, которые до сих пор используются местными жителями во время охоты, кочевки и даже в повседневной жизни. Девочки владеют навыками сушки шкур северного оленя и пошива нюка для зимнего  чума и изготовлением домашней утвари, а также умеет кроить покрытия летнего   чума из  брезента.  Владеют информацией, что  в  старину летом чум покрывали берестяными покрытиями и умеют делать  покрытие для чума из бересты, но это   не проще, чем зимнее, меховое. Участницы программы освоили основы заготовки бересты и правильно подбирать  куски по ширине и длине, складывать бересту в три слоя и только тогда сшивать. В берестяном чуме в жару прохладно, в холод тепло и всегда сухо.  Проводились экскурсия в чум,  где на практике ознакомились особенностями установки  чума зимний и летний вариант. На практике занимались покроем брезента для летнего чума и выделывали шкуры  для нюка для зимнего  варианта.Воспитанницы как истинные женщины в тундре с легкостью быстро собирают и разбирают чум, а также  переносят  на новое место.  Участницы программы владею информацией, что   засимзы размещается священное пространство си. На него могут ступать только старшие мужчины. Для женщин и детей это место запретное. Здесь обычно находится священный ларь. В нём хранятся духи-покровители очага, семьи, рода и местности. Здесь же часто содержатся все семейные сбережения и реликвии, а также оружие и ларь с инструментами. Всё это вещи главы дома, они неприкосновенны для остальных членов семьи.

Воспитанницы знают историю  кухни северных народов,  специфику северной кухни. Рыба и мясоосновной рацион ненецкой кухни девочки знают правила хранения сырых продуктов.  Владеют основами  способы приготовления    мясных и рыбных  блюд на костре и в печи, а также способами их хранения зимний и летний период.

Проведены мероприятия «Роль женщины в чуме», «Роль мужчины в чуме»,  «Ребенок – главный в семье». Девочки владеют информацией о том, что ненецкий народ всегда считал своей основной задачей – воспитание подрастающего поколения физически закаленным, психически стойким, выносливым, сильным, ловким, смелым, терпеливым, умеющим переносить сложные условия Крайнего Севера. Детей в ненецкой семье "специально" родители обычно ничему не учат... Лучший способ воспитания - пример родителей. Даже совсем маленькие дети чувствуют добро и зло. Младенец в колыбели оживляется, если к нему подходит спокойный, доброжелательный человек, и плачет при появлении злого, раздраженного. В первом случае матери говорят: «Наш малыш улыбнулся, значит, его сердце приняло вас» или «Ваша душа расположена к детям». Улыбка младенца считается добрым знаком.

Воспитанницы знают основы заготовки дров в летний и зимний  период, а также сбором  грузовых нарт. На практике знакомы с азами   запряжки оленьи упряжи.

После  первого года обучения в период летных каникул воспитанницы изготовили    куклы – Нухоко и кукольные  колыбели, кукольные женские нарточки  украшенные нюком с орнаментами  все эти поделки  участвовали различных конкурсах.

 Воспитанницы выполнили  план - задания на лето,  написали и Эссе «Моя профессия – хозяйка чума и сочинение «Роль хозяйки чума в тундре».

 Предоставили фотоотчет  «Помощь в ведение домашнего хозяйства» содержание состояло: шитье одежды для кукол,  обработка  и сушка оленьих шкур и лап,    выделка и шитье шкур для нюка и приготовление и соблюдение правил хранения скоропортящихся продуктов. А также девочки создали  фотоальбома-гербария «Даря тундры».

Воспитанницы знают особенности традиционных занятий в тундре и особенности образа жизни ненцев и ханты, связь их с природными условиями и кочевым образом жизни, а также  владеют информацией  с основными занятиями  мужчины в тундре. Занятия мужчины в тундре содержание и выпас северного оленя. Выпас и содержание оленей осложняется связи погодными условиями.  Главная задача  весеннего периода – благополучие перевести стадо на отельные пастбища. Организация «телятьихчумов»в период отела. Прививки и просчет оленей, мечение телят. Перегон оленей на летние пастбища. Просчет животных и формирования стада на следующий год. Проводились мероприятия «Изготовление транспортного снаряжения», «Нарты легковые, грузовые и женские различия между ними»,  «Изготовление аркана», «Отбор животных для транспортного использования и их обучение», «Кормление, содержание и эксплуатация транспортного оленя»  девочки хорошо знакомы со всем этим, так как в тундре женщина всегда и во всем помогает мужчине.

Участницы программы хорошо умеют выполнять повседневную домашнюю работу в чуме, совместно со старшими владеют основами занятий женщин  в тундре.Женщина в тундре содержит в  чуму тепло и уют. В содержание входит:  установка и разборка чума, изготовление покрытий для чума «нюк» заготовка дров и воды, приготовление пищи, спальные места для всех членов семьи, уход за одеждой, уход за детьми, шитье одежды для всех семьи.

Воспитанницы знают   правила сушки всех видов шкур (зимняя, весенняя, летняя и осенняя). Ценная шкура осеняя т.к почти вся одежда шьется из нее.  Умеют подбирать шкуры  для  балахона малицы.  Малица состоит из балахона  с капюшоном и рукавом с рукавицами.  Балахон сшит мехом внутрь из шкуры телят с волосяным покровом высотой не более 2.5 см. Капюшон шьют из двойной шкуры теленка мехом внутрь и наружу. Для малицы нужно 5 телячьих шкур и одна шкура летнего взрослого оленя на подол снаружи и умеют правильно выделывать  шкуры для балахона малицы.

Девочки владеют основы кройки  балахона малицы и приготовления жил для шитья малиц. Кроить  и шить  сорочки из сукна с использование орнамента  воспитанницы умеют.

На практике воспитанницы доказали, что владеют навыками работы с иглой,   кроить   и шить  шубы - ягушки. Распашная шуба – ягушка  шьются  из телячьих шкур 9  мехом  внутрь и наружу. Стан ягушки шьется из трех полос и двух пол. Спина и борта имеют различный цвет,  а воротник выполняется  из белого песца.  Девочки сшили ягушки для кукол для участия в конкурсах по рукоделию,  а также  владеют азами кройки и шитья летней женской ягушки  из сукна с использование орнаментов.  Применяли  навыки на практике  в тундре как правильно ухаживать и хранить  одежду  в летний период.

Проводились мероприятия о культуре народов ненцы и ханты,  темы  «Общее понятие культуры», «Культура народов ненцы и ханты» и «Запреты и обряды Северных народов» с целью  воспитание культуры речи, культуры  поведения, культуры поведения и ознакомление  с культурой народов ханты и ненцы.        Воспитанницы знают особенности, сходства и отличия культур народов ненцы и ханты; священные предметы, собирать, отбирать, обобщать информацию.  Девочки знают  экологические аспекты  традиционных и  религиозных верований,  прослеживающие  в защищающем  природу табу.  Например, не засорять озера, реки, не бросать острые предметы воспитанницы  тоже знают.Соблюдают  запреты и обычаи  в период каникул и сшили одежды для «Мяд пухуча».

Итогами  реализации программы  за третий является:

Воспитанницы знают:

  • Способы заготовки мяса и жира животных, рыбы, тушек птиц, ягод, грибов;
  • Способы приготовления морсов;
  • Особенности, сходства и отличия культур народов ненцы и ханты;
  • Символику, виды орнаментов;
  • Проявление  особенностей образа жизни, климатических условий в типичном наборе продуктов питания, калорийности питания, технологий приготовления блюд, наборе кухонной утвари, правилах приема пищи;
  • Основные национальные блюда народов ненцы и ханты и правила приготовления блюд.

Воспитанницы умеют:

  • Готовить национальные блюда;
  • Заготавливать продукты.
  • Собирать, отбирать, обобщать информацию;
  • Готовить национальные блюда;
  • Заготавливать  продукты.

Воспитанницы владеют  навыками:

  • Приготовления национальных блюд;
  • Шитья орнаментов.

Воспитанницы предоставили отчет по  пройдённой практике за период  летних каникул.

Выполнили  план - заданий на лето, ведение дневника, сбор фотографий.  Девочки сшили  одежду для куклы (мальчика), одежду для куклы (девочка), сшили женские  сумки (туча), а также научились декорировать    одежды, обувь, сумочки.

По итогам  четвертого  года обучения воспитанницы знают: «Сказки народов Севера», «Некохадакэндавадако».Ненецкие сказки разделяются на несколько видов: волшебные, социально-бытовые, о животных, детские и  исторические. Героические, сатирические и другие.Распространены сказки космогонического характер о сотворении мира, происхождение земли, воды, грома, дождя, снега, животных, рыб.

А также девочки знают историю своего рода, эпические песни  «Ярабц», ненецкие загадки и виды  детских игр народов Севера.

Воспитанницы умеют правильнострогать   березу, плести циновку из сухостоя и шить ненецкиекуклы с гусиным клювом, а также владеют  навыками сбора и приготовления чаги,шить ненецкие платья, плести берестяные шкатулки и плести пояса из ниток.

При выполнении работ по программе «Хозяйка чума» развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук. Воспитанницы, занимающиеся рукоделием, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал. В познавательном плане: в  ходе изучения курса, у воспитанниц,  формируются вечные ценности и морально-этические нормы, уважение и почитание культуры своего народа, толерантность в отношении представителей иных народностей и культур.Расширился  круг знаний, умений, навыков в технике шитья и кругозор детей.

Таким образом, занятия кружка позволило  девочкам узнать дополнительные сведения по трудовому обучению: знакомство с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно-прикладного искусства, шитья одежды, приготовление пищи, ведения хозяйства.  

Выводы

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2.  Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4.  Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5.  Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «ВЕСЕЛАЯ АППЛИКАЦИЯ» для детей 5-10 лет сроком реализации 2 года.

Ощеразвивающая программа художественной направленности «Веселая аппликация» для детей 5-10 лет направлена на развитие художественного вкуса у детей,  координации движений па...

"Горячие сердца " Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи.

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации.    ...

Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников "Мысли. Образы. Чувства"

Цель ДОП "Мысли. Образы. Чувства" - создание условий для успешного развития духовно-нравственных ценностных ориентаций у подростков средствами русской художественной литературы....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Дополнительная общеразвивающая программа студии «Иконопись» имеет художественную направленность. Программа студии «Иконопись» ориентирована на развитие компетенций в области ос...