«ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КАЗАХСКОГО ТАНЦА ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ»
статья

Жалелова Айгуль Наримановна

Аннотация: Что такое танец?  Какую роль играет танцевальное искусство в жизни? Танец - вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела.

 

Ключевые слова: казахский народный танец, художественно-эстетическое воспитание, ансамбль танца, казахская воскресная школа, учащиеся.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_metodiki_prepodavaniya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

«ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

КАЗАХСКОГО ТАНЦА ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ»

Жалелова Айгуль Наримановна

педагог до

МБУ ДО «ЦВР «Поиск» г.о.Самара

Аннотация: Что такое танец?  Какую роль играет танцевальное искусство в жизни? Танец - вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела.

Ключевые слова: казахский народный танец, художественно-эстетическое воспитание, ансамбль танца, казахская воскресная школа, учащиеся.

Введение.

        Танец – это полет души и тела! Танец – это жизнь! "Мы выражаем жизнь в танце. Мы хотим, чтобы зритель за каждым нашим номером разглядел, почувствовал душу народа, его привычки, обычаи, стремления; мы ищем ту эстетику и ту пластику, которая отвечает современности", - писал Игорь Моисеев.

        Танец – самый популярный вид искусства. Занятия танцами оказывают положительное влияние на развитие художественно-эстетического вкуса,  на рост общей культуры и культуры поведения, способствуют  физическому развитию, воспитывают организованность и дисциплинированность. Хореография – это искусство танца. На уроках танца вырабатываются изящество движений, грация у девушек, статность, хорошая осанка и мужественность у юношей. Танец служит не только красоте, но и физическому развитию, предает телу гибкость, пластичность. Недаром древние индийские мудрецы почитали танец как искусство, приносящее человеку здоровье.

Первоисточник танца разнообразные движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Движения постепенно изменялись, преображались - это привело к возникновению искусства танца, являющегося одним из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрел значение самостоятельного искусства. Созданные талантливыми представителями народа танцы получали распространение, совершенствовались, обретали устойчивые формы. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, хореографический язык и пластическая выразительность, свои приемы соотношения движения с музыкой. На этой основе стал формироваться профессиональный народно-сценический танец.

        Основная часть.

        Актуальность исследования обусловлена тем, что танец играет большую роль в воспитании национального самосознания. Получение знаний о танцах разных народов и различных эпох очень нужно, так как каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи, традиции и характер. Изучение танцев своего народа необходимы также, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, самобытности, выработанные в течение многих веков.

        Отличительными особенностями моей педагогической программы "Основы народной хореографии" является то, что в процессе обучения учащиеся не только изучают казахские танцы, а также сами участвуют в создании танцевальных постановок, овладевают умениями создания национальной сценической одежды, а самое главное их творчество базируется на знаниях о культуре, быте, традициях, обрядах казахского народа и истории национального костюма.

        Народный танец – это летопись жизни народа. Радость и горе, мечты и разочарования отразились в нем. Человек выражает в танце свои чувства и мысли, раскрывает душу, свое отношение к жизни, труду, окружающей природе. Конечно, главное – это дарование, но без знаний дарование бесполезно. Поэтому самое главное для хореографа – это высокая степень культуры. Чем выше уровень его знаний, тем интереснее и лучше его танцевальные постановки. Танцы помогают не только красиво показать себя на сцене, но и придают уверенность в себе, в своих силах, помогают самоутвердиться в жизни.

        Великая Степь породила, воспитала  и вырастила трудолюбивый казахский народ, а так же даровала им дерзновенный темперамент, подобный диким лошадям и мужественным беркутам. Казахи всю свою жизнь проводят с песнями и пляской. Им достаточно нескольких домбр и сыбызгы, чтобы плясать без устали.

        Каждый руководитель хореографического коллектива стремиться научить учеников легко и красиво танцевать. Занятия в коллективе, направленные на приобретение техники и выразительности в танце, требуют настойчивости, упорства и старания. Только большая любовь к искусству танца и к своему делу - помогают педагогу развить у учащихся трудолюбие, дисциплину, любовь к прекрасному виду искусства - танец и добиваться отличных результатов на танцевальных конкурсах. Особенно важно когда при постановке танца педагог включает весь ансамбль, дав каждому учащемуся посильное задание и роль в танце. И если все будут слаженно и синхронно, точно исполнять танец, то от этого зависит успех всего коллектива на выступлениях на сцене. И если хоть один исполнитель нарушает эту точность, он может испортить весь танец, снизить его художественную ценность. Освоение массового танца требует от танцоров внимания и собранности. Групповая форма работы, общая заинтересованность в  ней создают настоящий, дружный, крепкий коллектив, в котором каждый осознает свою ответственность за общее дело. Я приглашаю детей младших групп на открытые уроки к старшим детям чтобы наглядно показать умения и навыки старших, постановки танцев. Малыши увидев танцы старших детей, стремятся тоже научиться так танцевать и это очень помогает развивать в детях целеустремленность и трудоспособность.

На уроках казахского танца вырабатывается изящество движений, грация у девочек, статность, хорошая осанка у мальчиков. Танцы казахов отличаются неповторимым своеобразием, самобытностью, быть может, еще и потому, что казахский народ был очень близок к природе и вел кочевой образ жизни.

Танец является ярким, красочным творением поколений, эмоциональным, художественным, специфическим отображением многовековой многообразной жизни, воплощающий в себе творческую фантазию и глубину народных чувств. Танец показывает быт казахского народа, его любовь к искусству.

Особое внимание следует уделить занятиям с мальчиками, так как они проводятся несколько иначе, чем с девочками. С мальчиками тяжелее, они менее охотно идут в танцевальные кружки. Иногда случается, что руководители заменяют исполнителей - мальчиков девочками, одевая их в мужские костюмы. Я считаю такая замена совершенно недопустима, девочкам тяжелы движения мальчиков по их характеру и физической нагрузке.

        В казахских танцах движения девушек более грациозны и мягки, а у юношей много прыжков и подскоков, переворотов корпуса на полу и многое другое.  С девочками мы отрабатываем движения на вращения кистей рук "Айналма", "Айна", "Сырга", "Сандену" и т.д., прогибы корпуса "Мост", "Кольцо", "Бурамбель" и другие, переменный шаг на носок и на каблук, движения по диагонали "Орнек", повороты и т.д. С мальчиками движения рук по позициям казахского танца, прыжки "Ат шабыс", повороты и т.д.

        Создание танца – чрезвычайно сложный процесс. В своих постановках казахских танцев я использую лексику, показывающие орнаменты, узоры казахского народа, бескрайние степи и растительный мир, красоту девушки, удаль юноши, а также танцы, показывающие трудовой процесс мастериц, игровые моменты, скачки и т.д. Порой в основу композиции положены сказания, легенды, мифы. Например, поставленные казахские танцы «Жезтырнак» (Колдунья с железными когтями), «Адай», «Акку ертеги» (Сказка о белом лебеде). Движения рождаются в результате самых неожиданных находок, даже житейских наблюдений, как  например, в казахских танцах «Кос - Алка» (нагрудное украшение), «Балбраун», «Бозжорга» (скакун) и многие другие.

Танцы казахов наглядно демонстрируют своеобразие кочевников, богатство их внутреннего мира. Танцам, которые выражают насыщенный аромат их культуры, присущи быстрота, легкость, жизнерадостность, сила и твердость. Трогательные мелодии и очаровательные позы танца так захватывают людей, что, кажется, сам находишься в танце. В танцах часто применяются такие приемы, как "движение плеч", "конный шаг" и другие сильно ритмические движения, которые проявляют дерзновенную удаль танца.

Танец, как и другие виды национального искусства, издавна существовал в быту кочевников-скотоводов и в художественных образах передавал все его особенности. Если разобраться, казахи всю свою жизнь проводят с песнями и пляской. Народные праздникивстречи друзейсвадьбыбанкеты, и даже похороны родичей не обходятся без песен и танцев.

        Казахский народ издавна имел самобытную танцевальную культуру. Танец, подобно другим видам национального искусства, существовал в быту кочевников-скотоводов и в танцевальных образах передавал все его особенности. Подтверждением служат сохранившиеся народные танцы, среди которых — трудовые (ормек би — танец ткачей), охотничьи (коян би — охота беркута на зайца, кусбеги-дауылпаз — обучение сокола охоте), танцы-состязания (утыс би), шуточные, сатирические, юмористические (насыбайши), танцы подражания животным (ортеке — козёл-прыгун, кара жорга, тепенкок — танец скакуна, бег иноходца, аю би — медвежий танец).

        Так получилось, что в революционные годы древний танец «Кара жорга» был незаслуженно забыт. А недавно вместе с этническими казахами он вернулся к нам, на историческую родину, из Китая. Было решено популяризовать этот очень красивый, самобытный танец, надеясь, усилиям людей, которые занимаются популяризацией танца, приведут к тому, что его будут танцевать на всех вечерах, юбилеях и взрослые, и дети.

Это настоящий мужской и женский танец – «Кара жорга».

        Но это не просто древний танец. Уже и врачами не раз доказано, что этот танец оказывает профилактическое и лечебное воздействие. Его можно танцевать вместо утренней зарядки. Каждое движение танца имеет свое значение, его можно прочитать. В танце очень хорошо работают плечевые, голеностопные, коленные суставы, суставы кистей. Танец полезен тем, кто ведет малоподвижный образ жизни, имеет больные суставы, слабые мышцы. Ну а девушки научатся красиво работать в танце руками, демонстрировать парням свою пластику, нежность, красоту.

        Легенда гласит, что танец летящего скакуна «Кара жорга» зародился на просторах казахской степи в глубокой древности. Когда-то дочь одного казахского бая вместо приданого попросила у отца черного иноходца. Отец не смог отказать любимой дочери и решил подарить ей своего лучшего скакуна. Напоследок баю захотелось посмотреть на стремительный бег любимца. Наблюдая за летящим по просторам степи грациозным скакуном, присутствовавший на скачках акын сочинил кюй. Услышав его ритмы, люди придумали танец «Кара жорга», который отражает плавный и стремительный ритм и грацию скакуна. Конь – составная часть жизни казахского народа, образ его жизни, поэтому казахи подражали грациозным движениям лошади.

Большинство казахских танцев имитирует трудовую жизнь или движения степных животных. И как только начинается танец, сразу чувствуется ликующий и могучий порыв. В этих танцах чувствуется густое дыхание степи.

         Художественно-эстетическое воспитание особенно эффективно, когда большое внимание уделяется не только изучению культуры своего народа, его ценных традиций, но и наглядно показывается в жизни при реализации культурных проектов. Именно при таком подходе можно развивать в душах людей истинный патриотизм и ценные духовно-нравственно-культурные и художественно-эстетические качества.  

        Изучение казахских танцев и казахской культуры в целом помогает учащимся в развитии художественно-эстетического вкуса, чувства гармонии и красоты. танцы помогают не только красиво показать себя на сцене, но и придают уверенности в общении, физически развивают, воспитывают чувства ответственности, дисциплины.

Результаты работы

        Итогом работы казахской воскресной школы являются ведение отчета деятельности коллектива, анализ работы, составление статистики.

За последние только четыре года с января 2016 по декабрь 2019 года  КНВШ "Ак булак" участвовало в более 200 мероприятиях, проектах и конкурсах разных уровней:

  • участие в межнациональных мероприятиях, организованных общественными организациями города Самара:
  • в ежегодном празднике "День дружбы народов" и в фестивале национальных свадеб с обрядами казахского народа, в фестивале им.В.Карабаненко, в фестивале «Во славу земли Самарской», ко Дню родного языка, в межнациональном мероприятии «Единство народов – сила России!»,
  • в чувашском празднике «Чуклеме», в башкирском празднике «Карга туй», в праздниках культуры армянского, немецкого, азербайджанского, узбекского, татарского народов, в мероприятии «Дружба не имеет границ», посвященное 15-летию со дня основания СООО «Осетинский НКЦ «Алания» и т.д.
  • участие в мероприятиях, посвященных семейным традициям разных народов, организаторы - детская областная библиотека и воскресные школы города;
  • участие в мероприятиях города и области: участие в церемонии возложения цветов у вечного огня (8 мая), участие в шествии парада «Бессмертный полк» ко Дню Победы, в праздничном параде в честь празднования Дня России, в праздничном мероприятий, посвященное Дню народного единства, в Параде Памяти, посвященный военному Параду в 1941 году (7 ноября).
  • участие и получение наград Гран-при и лауреатов разных степеней в конкурсах различных уровней: в областном конкурсе народного танца «Традиция», в международном конкурсе «Фисталония-Алматы - Испания» (Организатор – Испания), в международном конкурсе «Ерлігі - елге мұра» (Организатор Республика Казахстан), в III Международном конкурсе казахского искусства «Ұлы мұра» (Актобе), в VI областном фестивале «Радуга талантов» среди детских национальных творческих коллективов, в III Областном фестивале детского и юношеского творчества «Радуга Поволжья», в Международном конкурсе детского и юношеского творчества «Мой путь» (г.Самара и г.Сочи), во Всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества «Метелица», городского конкурса моды «Самарский стиль-2017», в малых Дельфийских играх в номинации «Дизайн одежды», городского конкурса-фестиваля детского и юношеского творчества «Нам нужен мир!», в областном конкурсе «Самарское кольцо», в Х Областном Библиотечном конкурс - фестивале национальных культур народов Поволжья «Национальные сезоны», в Международном конкурсе детского и юношеского творчества "Шаг за шагом к успеху", международного конкурса "Первые шаги" и многие другие.

        

Дальнейшее развитие и заключение.

        Систематические занятия по изучению казахских танцев, трудолюбие, старательность учащихся дает возможность в дальнейшем участвовать в конкурсах разных уровней и в праздничных мероприятиях города и области, демонстрируя умения и навыки профессионального исполнения казахских танцев.

Деятельность казахской национальной воскресной школы «Ак булак»  помогает вырасти гармонично развитой личностью. Мы планируем и дальше развивать танцевальное творчество, которое помогает воспитывать художественно-эстетические качества личности учащихся.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Абиров Д., Исмаилов А. Казахские народные танцы Алма-Ата «Өнер» 1983 
  2. Аюханов Б. Биография чувств. – Алматы, 2001
  3. Барышникова Т. Азбука хореографии. – Москва, 2001
  4. Володина О. Самоучитель клубных танцев. – Ростов-на-Дону, 2005
  5. Всеволодская – Галушкевич О. "Пять казахских танцев" – Алматы, 1988
  6. Гусев Г.П. "Методика преподавания народного танца" – М.: ВЛАДОС,  2002.
  7. Ерзакович Б. «Песенная культура Казахского народа» Алматы Наука 1965г.
  8. Жиенкулова Ш. Жизнь в танце. – Алматы, 1984
  9. Жиенкулова Ш. Тайна танца. – Алматы, 1980
  10. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Учите детей танцевать. – Москва, 2003.
  11. Ресурсы Интернета.
  12. Танцы в начальной школе//Роот З.Я.-2006.
  13. Ткаченко Т. Народный танец. – М.: Искусство, 1967.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание гражданских качеств личности школьника в процессе изучения общественных наук"

Что надо предпринять, чтобы возродить потенциал  нации?       Возрождение духовности, нравственности нашего общества - это не только психолого-педагогическая, но и с...

«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»

Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...

«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»

Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...

Родительское собрание на тему"«Единство семьи и школы в воспитании нравственных качеств личности».

Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания дет...

Доклад "Воспитание ценностных качеств личности через содержание учебного материала на уроках математики"

Каждый урок должен обогащать учащихся новыми знаниями, расширять их кругозор. От урока к уроку, учащиеся продвигаются вперед по бесконечной лестнице познаний. Учебное занятие  должно иметь большу...

Воспитание нравственных качеств личности через организацию досуговой деятельности/из опыта работы

Работа по нравственному воспитанию может быть полезна воспитателям, классным руководителям.   В приложениях даны разработки занятий "Делать добро спешите", "Совесть",...

«Самосовершенствование личности. Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»

Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собстве...