Опыт проведения дистанционных занятий в психологическом клубе для старшеклассников «Школа жизни»
статья (10 класс)

Дистанционное образование…мой опыт.  До того, как оно стало основным, в виду самоизоляции, я относилась к нему доброжелательно и с заинтересованностью. Мне нравилось предлагать обучающимся дополнительный материал в своем блоге, а затем обсуждать на занятии, что они думают по этой теме. Но когда пришлось все занятия психологического клуба для старшеклассников «Школа жизни» переводить в онлайн-формат мое отношение изменилось. В статье описан опыт проведения занятий в клубе и  вывод  - Когда процесс образования интересен, затрагивает учеников эмоционально, он становится эффективным. Я поняла, что  при дистанционном обучении основной упор буду делать на активизацию творческих способностей обучающихся, инсайты, эмоциональную вовлеченность и яркую поддержку детей в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnoe_obrazovanie_shsp.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Мои сложности и находки при проведении дистанционных занятий в психологическом клубе для старшеклассников «Школа жизни»

Ткаченко С.В.

Педагог дополнительного образования,

 психология общения

МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко»МО г. Братска

Дистанционное образование…мой опыт.  До того, как оно стало основным, в виду самоизоляции, я относилась к нему доброжелательно и с заинтересованностью. Мне нравилось предлагать обучающимся дополнительный материал в своем блоге, а затем обсуждать на занятии, что они думают по этой теме. Но когда пришлось все занятия психологического клуба для старшеклассников «Школа жизни» переводить в онлайн-формат мое отношение изменилось.

Не открою секрет, что в психологический клуб приходят определенный дети – те, кто не особо успешен в общении, в самопознании, в понимании психологических законов, да много еще с чем старшеклассники  хотят разобраться на занятиях. И главное условие успеха такого клуба – это живое общение, по поводу «меня самого», работа по поводу того, как  «я смогу» в этом защищенном пространстве научиться взаимодействовать, понять и принять себя.

Именно поэтому программа клуба имеет практическую и прикладную направленность: с одной стороны, овладение психологическими знаниями способствует личностному росту, а с другой – достигается конструктивность в решении жизненно важных и реально существующих у растущего человека проблем. Если необходимые умения не приобретаются на пороге взрослой жизни, молодой человек оказывается незащищенным перед трудностями, стрессовыми ситуациями, терпит неудачу в неформальных отношениях, оказывается коммуникативно некомпетентным и личностно зависимым.

Часто это происходит из-за того, что, испытывая затруднения, он боится обратиться к окружающим за помощью, т.к. просто не умеет общаться.   На занятиях по данной программе каждый подросток окруженный вниманием может активно экспериментировать различные стили общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая психологический комфорт и защищенность.

        Все эти условия довольно легко создать в очном формате, но дистанционно затруднительно. Остановлюсь на двух наиболее важных с психологической точки зрения моментах, на которые пришлось обратить особое внимание – эмоциональном состояния обучающихся и проблеме повышения мотивации.

Первое - при дистанционном образовании обучающиеся получают меньше положительных эмоций в сфере межличностных отношений, ведь общаясь, мы всегда эмоционально реагируем на окружающих. Отсутствие непосредственного контакта между обучающимися и педагогом, снижает степень моего личного влияния на эмоциональное состояние детей.

Поэтому, как показывает опыт нужно включать задания, направленные на сплочение дистанционной учебной группы, моделировать ситуации командного взаимодействия, что обогащает эмоциональные переживания учащихся, повышает эффективность взаимодействия между ними и усвоение знаний, а также поддерживает уровень заинтересованности в посещении занятий

Второе - для поддержания мотивации к занятиям, важно заинтересовывать, привлекать внимание, убеждать в важности и ценности такого обучения.

 В поисках методов повышения мотивации обучающихся в клубе старшеклассников, мне на глаза попалась модель американского исследователя Джона Келлера, состоящая из четырех компонентов – внимание, значимость, уверенность и удовлетворенность. 

Внимание обучающихся - Важно заинтересовать слушателей спорными, неожиданными, оригинальными идеями. Этому может способствовать проведение проблемно -ориентированных семинаров, дискуссий, дебатов стимулирующих участие обучающихся в обсуждении, обращение к их личному опыту, что пробуждает любопытство, поддерживает внимание и улучшает запоминание материала.

Содержание программы представляет практическую ценность для обучающихся, и соотноситься с личными целями. Но, так как в дистанционном обучении, нет такого замечательного компонента, как живое присутствие других детей, нет тактильных игр, что часто является важнейшим фактором заинтересованности в обучении,  то приходится усиленно информировать старшеклассников о том, как данная учебная программа поможет им стать более компетентными, эффективными.

Важно укреплять уверенность обучающихся в том, что они успешно овладевают материалом и справляются с поставленными задачами. Поэтому старалась предоставлять детям возможность увидеть промежуточные результаты, создавала ситуации успеха. Обращалась к эмоциям обучающихся относительно приобретаемых знаний или опыта, т.к. если они положительные – уверенность возрастает.

Есть еще важный   момент,  о котором  хотелось бы сказать  -  Это организация удаленной работы.  Что важно:

1. Организация рабочего места  - Я пришла к выводу, что в домашних условиях лучшим фоном, на котором будет выступать преподаватель, является светлая стена без каких-либо деталей. Не самый удачный фон — это ковер, книжные или другие полки и ваш потолок. Важно позаботиться о подсветке. Без дополнительной подсветки ваше лицо будет очень тёмным. А чем темнее оно будет, тем меньше внимания аудитории вы сможете удержать.

  • Питьевая вода Непривычный формат работы — это дополнительный стресс. От него нередко пересыхает горло. Поэтому - рядом с вами должна стоять чашка с чаем или водой
  •  Расположение камеры. Нужен оптимальный угол наклона, при котором ваше лицо вам будет нравиться.
  • Удобные стул или кресло. В идеале, кресла не должно быть видно в кадре, то есть это вариант с низкими подлокотниками и низкой, не слишком широкой спинкой.
  •  Звукоизоляция-  Она просто необходима.  Ваш семья должна понимать, что вы на работе, и не отвлекать вас. То же касается и животных.

2. Внешний вид

  • Одежда и жесты. Важна  выразительная одежда. Лучше, если она будет однотонной, чёткого силуэта, с яркими деталями. Это очень помогает удерживать внимание. Сидеть  перед камерой надо так, чтобы были видны жестикулирующие руки.
  • Прическа Лёгкая небрежность в причёске выглядит в обычной жизни очень мило. В кадре это выглядит совсем не так. Поэтому прическа очень аккуратная.

3 Методика «эффект присутствия»

  • Обучающиеся будут более внимательны, если Вы не только поздороваетесь, но и добавите например -  «Я рада вас  видеть» или «О, нас уже шестнадцать человек, можем начинать!» или : «Ага, вижу: здесь Иван, Елена, Игорь, Даша... отлично» Это делается для того, чтобы участники почувствовали себя частью учебной группы, а не просто зрителем перед экраном.
  • В середине занятия лучше сделать такую перекличку-  попросить коротко ответить. По мере появления в чате ответов можно  спросить: «Вижу мало ответов, вы где? Это даст детям сигнал, что от занятия не надо отвлекаться
  1. Управление своим состоянием.  

Дистанционный формат  работы утомительный. Важно распределять  время занятий  и отдыха. То, что мы работаем дистанционно, не означает, что перемена нам не нужна. Полезно ставить рядом с монитором что-то красивое и приятное глазу: это не будет видно детям, но будет видно вам. При взгляде на такие предметы мы улыбаемся — и это ОЧЕНЬ важно при работе онлайн. Потому  что люди кажутся чуть более суровыми, суетливыми, неприветливыми или напряжёнными, когда их снимает камера. Так что на поддержание комфортной обстановки на занятии стоит обращать особое внимание.

  1.  Технические детали.  Освоить Skype для индивидуальной работы, а для групповых онлайн-занятий Zoom.

Отсюда вывод - Когда процесс образования интересен, затрагивает учеников эмоционально, он становится эффективным. Я поняла, что  при дистанционном обучении основной упор буду делать на активизацию творческих способностей обучающихся, инсайты, эмоциональную вовлеченность и яркую поддержку детей в обучении.

Список литературы  

  1. Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб.: Питер, 2011. – 416 с.: ил.
  2. «Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов», А.Г. Грецов, СПб, «Питер», 2008г. , 193с.
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога с взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб. пособие / Е.И.Рогов. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 477 с. : ил.;
  4. «Психология развития конкурентоспособной личности», Митина Л.М., М. Издательство Московского психолого-социального института, 2003г., 400с.

  1. Интернет ресурс https://megalektsii.ru/s5873t6.html 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАСТРОЕНИЕ НАШЕГО ГОРОДА (опыт проведения большой психологической игры старшеклассников)

Наш мир и современное общество постоянно находится в движении, совершенствуются системы, создаются новые методы и формы работы во всех областях науки. В соответствии с требованиями жизни соверше...

Опыт проведения дистанционного сетевого учебного проекта по географии в социальной сети ВКОНТАКТЕ

Создание и проведение учебного проекта по теме "Африка" для учащихся 7 класса на базе соц. сети "ВКонтакте"...

Программа психологического сопровождения Совета старшеклассников "Школа лидера"

Развитие лидерских качеств у старшеклассников, формирование активной жизненной позиции...

Программа психологического сопровождения Совета старшеклассников "Школа лидера"

Развитие лидерских качеств у старшеклассников, формирование активной жизненной позиции...

Особенности проведения индивидуальных занятий по математике обучающихся в вечерних школах г. Санкт-Петербурга.

 Основные особенности обучение учащихся в вечерних школах г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области в соответствии с требованиями  законодательства об образовании в  Российской...

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФЛОРБОЛУ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

в статье рассматривается технология проведения факультативных занятий по флорболу с детьми младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы, направленная на решение актуальной проблемы...

Презентация для дистанционного занятия каникулярного финансового лагеря "Скидки в нашей жизни"

Презентация для дистанционного занятия  каникулярного финансового лагеря "Скимдки в нашей жизни"...