Применение игровых технологий на занятиях по (изо)
консультация

Стрельцова Евгения Александровна

Игровые технологии имеют Введение

 

Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы особое внимание обращено на создание условий для проявления творческих способностей обучающихся.

 

Современное общество нуждается в творческом человеке, обладающем аналитическим мышлением, воображением, готовом на диалог, сотрудничество и сотворчество в семейных, социальных, политических, национальных отношениях. Поэтому, человек вынужден включаться в процесс непрерывного обучения и освоения новых технологий. Необходимыми становятся такие качества как мобильность, умение адаптироваться к новым условиям.

В современном образовании возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания изобразительной огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и развития творческого потенциала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igrovye_tenologiina_zanyatiyah_po_izo.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на занятиях изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Введение

Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы особое внимание обращено на создание условий для проявления творческих способностей обучающихся.

Современное общество нуждается в творческом человеке, обладающем аналитическим мышлением, воображением, готовом на диалог, сотрудничество и сотворчество в семейных, социальных, политических, национальных отношениях. Поэтому, человек вынужден включаться в процесс непрерывного обучения и освоения новых технологий. Необходимыми становятся такие качества как мобильность, умение адаптироваться к новым условиям.

В современном образовании возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания изобразительной деятельности, относятся игровые технологии.

Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и развития творческого потенциала.

Но в то же время возникают противоречия:

Между огромным интересом педагогов к дидактической игре и игровым технологиям как средству развития творческих способностей обучающихся и отсутствием научной классификации игры и определения ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием.

Между отнесением игровых технологий «инновационным» в системе российского образования и длительным присутствием игровых технологий в педагогическом процессе: игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.

азвития творческих способностей.

Цельданной работы – систематизация и внедрение в ОП игровых технологий как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и средства приобщения обучающихся к искусству.

Применение игровых технологий на занятиях позволит:

развить умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;

сформировать умение находить новые способы для художественного изображения;

повысить активность и самостоятельность детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности;

увеличить информационную ёмкость занятия, глубину подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на обучающихся за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности.

Обучающиеся смогут проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

Игровые приемы, используемые на занятиях, позволят обучающимся раскрыть и активизировать свои способности; усилят интерес к предмету, увлекут обучающихся и дадут высокие результаты в обучении и воспитании.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм организации воспитательно-образовательного процесса, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению изобразительного искусства. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний и, следовательно, развитию.

В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

1. Развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

2. Коммуникативную: освоение диалектики общения;

3. По самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;

4. Терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

5. Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

6. Коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

7. Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

8. Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Педагогические игры – достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

- дидактическим целям;

- организационной структуре;

- возрастным возможностям их использования;

- специфике содержания.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

Г.К. Селевко предлагает следующую классификацию педагогических игр:

1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные.

3. По характеру игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. В связи с этим, обучая посредством игры, задача педагога построить занятие, чтобы не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Профессионально организованное занятие изобразительной деятельности поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в учебе, творчестве и в общении с другими.

Структура занятия изобразительной деятельности

Обычно занятия изобразительной деятельности проводятся по структуре помогающей максимально выполнить все задачи.

I этап. Психологическое вхождение.

В начале занятия обязательно проводится психологическое вхождение. Оно может быть музыкальным в виде прослушивания музыки или пения песенки, или дети молча рассматривают картину, в виде игры, или рассказывания сказки.

II этап. Познавательный:

1. Где раскрывается тема занятия в игровой форме, ставится учебная задача или создается проблемная ситуация.

2. Во время объяснения или повторения пройденного используются модели и алгоритмы, схемы и конструкции, предлагаются развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.

III этап. Завершающий.

По окончании занятия проводится игра или заканчивается сказка, начатая в начале занятия, которая иллюстрируется работами детей. Происходит логическое завершение проблемы, созданной в начале занятия. Можно провести психологическую разгрузку, следя за настроением детей. Например, пение веселой песенки, слушание веселой или спокойной мелодии при рассматривании готовых работ. В конце занятия важным является настроение ребенка, его эмоциональное состояние.

Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время работы, иногда исходящие от игрового персонажа.

В структуре занятия предусматривается применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления мышц, физкультминутки. Игры на развитие мелкой моторики рук и имитационные двигательные упражнения, перекликающиеся с темой занятия, способствуют не только физической разгрузке, но и максимальному усвоению материала и развитию творчества.

Таким образом, необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является творческий подход к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.

Игровые технологии на занятиях изобразительной деятельности

1. Дидактические игры «Вести с корабля», «На развилке трех дорог», «Волшебные ковры» используются для эмоционального восприятия цвета. Цвета добра и зла, радости и уныния должны быть различными.

Дидактические игры «Выставка картин», «Найди ошибку», «Путаница», «Похоже-непохоже», «Ожившие картины» обобщают знания, приобретенные обучающимися на занятиях изобразительной деятельности.

2. Приём перевоплощения применяется на разных занятиях. Например, на занятии «Домашние животные» дается задание: «Вообрази себя кошкой, вспомни, как она двигается, мурлычет, ласкается. Проделай то же самое». «Представь себя богатырем, который попал в царство Добра или Зла. Какие сказочные герои живут там? Какие животные, птицы, насекомые обитают? Какими красками можно изобразить царство Добра и царство Зла?». Перевоплощаясь в разные образы, дети становятся «артистами» и перестают чувствовать себя скованно. Их рисунки получаются более живыми, эмоциональными, творческими.

Игры-перевоплощения могут и не содержать волшебного, сказочного элемента. Например, обучающиеся становятся художниками и рисуют картины, выполняют роль народных мастеров и расписывают посуду, игрушки, части одежды и т.п.

3. Во время игры-эксперимента обучающиеся проводят несколько исследований. На занятии по цветоведению «Волшебная палитра» проводится эксперимент на смешение красок. Благодаря этой игре ученики легко смешивают и подбирают необходимые для своих рисунков цвета, учатся различать оттенки цвета. Игры в «Кляксографию» помогают развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Обучающиеся всматриваются в кляксы и с большим удовольствием превращают их в птиц, зверушек, рыб, сказочных героев. С помощью трубочки для коктейля кляксу можно превратить в икебану. Способом выдувания кляксы превращаются в стебли, цветы, ветки, сучки.

4. Большой познавательный интерес вызывают игры-путешествия, приглашающие участников в увлекательное путешествие. К этому типу можно отнести занятие «Путешествие в мир природы». Это занятие воспитывает любовь детей к родной природе, интерес к творчеству поэтов, музыкантов и художников, которые описывают красоту природы. С помощью музыки, поэзии о природе обучающиеся побуждаются к творческому выражению в рисунках.

5. Изобразительная деятельность естественно связывается с игрой через игрушку. Предложение нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить игрушку вызывает радость у детей всех возрастных групп. Изображая своих любимых мишек, кукол, зайчат, ребенок переживает те же добрые радостные чувства, что и при игре с ними. А это в свою очередь вызывает стремление лучше изобразить любимцев. Таким образом, весь творческий процесс приобретает эмоционально- положительную окраску.

На занятиях обучающиеся могут изготовить елочные игрушки в подарок малышам, при этом у них возникает желание быть внимательными к малышам, заботиться о них. Создавая игрушки для украшения своего кабинета, дети ощущают причастность к общему делу, испытывают радость от того, что сами украсили свой «дом».

6. Важное место в жизни ребенка занимает сюжетно-ролевая игра, поэтому связь детского изобразительного творчества с играми этого вида имеет особое значение для воспитания, служит средством обогащения и развития этих видов деятельности. Эта связь должна быть разносторонней: дети могут создавать предметы для игры и отражать сюжеты игры в аппликации, рисунках, лепке. Пережитое в игре окрашивает художественную деятельность обучающихся положительными эмоциями: своим рисунком, лепкой, аппликацией он рассказывает, во что и как играл. Дети стараются отразить свои игры в рисунках полнее, разнообразнее, творчески, а задача педагога - помочь им в этом, предлагая вспомнить наиболее интересные и легкие для передачи эпизоды.

7. Большие возможности для решения задач всестороннего воспитания обучающихся и развития детского творчества заключаются во взаимосвязи изобразительной деятельности и игры-драматизации. Игры-драматизации строятся по мотивам литературных произведений и требуют, чтобы у детей были сформированы ясные представления об образах героев, а также умение передавать в игре характеры, действия и поступки персонажей. Для игр-драматизаций обучающиеся многое могут изготовить сами: декорации или их части, детали костюмов, маски

Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности способствует повышению активности обучающихся, вызывает у них положительное отношение к игре, рисованию, лепке, аппликации, углубляет образное познание действительности и искусства. Предложение педагога нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить картину о том, как они разыгрывали сказку, рассказ, вызывает у детей живой интерес; возникает личностно значимый для каждого ребенка мотив творческого изображения.

8. В рисовании, лепке, аппликации обучающиеся с удовольствием создают настольно-печатные игры. Содержанием таких игр могут стать произведения детской литературы. Игры, создаваемые детьми, имеют для них особое значение. Участвуя в такой работе, ребенок в деятельной форме познает и отражает предметы и их свойства. В процессе изготовления игр, а затем в самой игре у детей развивается эстетическое восприятие, формируются эстетические представления, образное мышление, воображение.

Заключение

Возможности игровых технологий велики, так как их применение на занятиях изобразительной деятельности очень полезно не только для уточнения, углубления и закрепления представлений о предметах и их свойствах, но и для формирования практических навыков и умений обучающихся.

Игровые технологии раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает обучающийся, который выполняет задание играя. В жизнь детей дошкольного возраста включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и подвижные. Все они доставляют детям радость.

Игра и изобразительная деятельность имеют много общего. Оба вида деятельности основываются на тех впечатлениях, которые дети получают из окружающей жизни и в процессе жизнедеятельности в детском саду, различных кружках и дома. Поэтому так важна взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает личностно значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ее более высокую эффективность, результат получается более высоким и творческим, так как ребенок не просто рисует, лепит, а передает в изображениях образы игры, создает новые игры (дидактические, настольно-печатные).

Не всякий ребенок, прошедший «рисовальную школу», выбирает профессию художника или скульптора, но всякий становится творческой личностью, то есть приобретает умение думать и выражать свои мысли и чувства в достаточно оригинальной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Применение игровых технологий на занятиях в младшей группе театральной студии."

Поскольку игра является ведущей деятельностью младших школьников, то именно через игру дети не только максимально продуктивно усваивают новые знания, но и творчески самореализуются. Но актерское...

Применение игровых технологий на занятиях с детьми 5-6 лет в хореографическом коллективе

Педагог  хореографического коллектива  использует много различных приемов и методов, которые вызывают у детей желание творчества.  Один из немаловажных педагогических приемов – игровой....

Методическая разработка "Применение игровых технологий на занятиях хореографией с детьми младшего школьного возраста"

Методическая разработка показывает какие игровые технологии могут быть применены на занятиях хореографией с детьми младшего школьного возраста....

Применение игровых технологий на занятиях дополнительного образования

В данном методическом пособии рассматривается роль игровой деятельности в образовательном процессе и воспитании детей.  Развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всест...