«Воспитание гражданской позиции и патриотизма подрастающего поколения с помощью физкультуры и спорта»
методическая разработка

Туманова Елена Геннадьевна

Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитание гражданской позиции21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая тема: «Совершенствование форм и методов нравственно-патриотического воспитания в условиях учреждения дополнительного  образования»

тема: «Воспитание гражданской позиции и патриотизма подрастающего поколения  с помощью физкультуры и спорта»

               Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.

              В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.

             Особенно актуальной становится проблема формирования любви к Отечеству, к своей «Малой родине». Необходимо расширять кругозор учащихся, знакомить их с жизнью родного города,  воспитывать любовь к малой Родине, гордость за свой народ, воспитывать патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.     

Задачи патриотического воспитания:

1. Воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма, целеустремлённости, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе.

2. Формирование у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и межнациональных отношений на основе сохранения и развития чувства гордости за свою страну.

3. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

4. Организация практической деятельности учащихся Центра  по формированию патриотического поведения и культуры межнациональных отношений.

3. Формирование у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к Родине, другим нациям и народам. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, проявляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

              Верный путь к этой активной жизнедеятельности детей, направленной на сохранение и улучшение своего состояния здоровья – здоровый образ жизни, неприятие к различным нарушениям режима, физическую активность и гигиенические навыки. Сохранение и укрепление здоровья с помощью физкультуры и спорта – это личный долг каждого гражданина нашей страны.

             Противостоять пагубному влиянию на детей, пропаганды жестокости, насилия, равнодушия, цинизма, которые показывают с экранов телевизоров и сети интернета, поможет школа, семья,  дополнительное образование в организации системы патриотического воспитания.

             Эти организации всегда были борцами за сохранение нравственности, человеческого уклада жизни, моральных устоев Российского общества.

               Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности в Центре  осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся  в образовательном, соревновательном и внеучебном процессе.

              Именно в юном возрасте  происходит интенсивное формирование личности спортсмена – идет процесс накопления опыта поведения человека. Сегодня спорт молодеет.  Учащиеся  познают науку побеждать.  Побеждать собственное  «не могу и не хочу»,  физические нагрузки, уважать свой труд и труд партнера, тренера-преподавателя.  Тренировки формируют у учащихся волю, характер, настойчивость в достижении цели, умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решение, разумно рисковать или воздержаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с партнером, соревнуется с соперником и обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других. Таким образом, через физическую культуру, личный контакт тренера и учащегося  происходит воспитание в широком смысле слова.

             Педагогическое сопровождение тренировочного процесса заключается в сообщении знаний о социально значимых ценностях с помощью индивидуальных и коллективных бесед, диспутов, встреч со спортсменами, на которых обсуждаются вопросы проявления мужества и чести, проявляемых во время спортивных соревнований, освещении славных событий истории страны, о правильной организации жизни и деятельности в системе воспитательных физкультурных мероприятий, которые должны создавать условия, чтобы практическая деятельность соответствовала принципам поведения, установленным в обществе.

Формирование спортивно-патриотических компетенций учащихся – основное направление воспитательной деятельности в Центре.

Основными формами спортивно-патриотического воспитания являются:

- проведение тематических бесед и диспутов, праздников;

- посещение исторических мест (экскурсии в городе и на выезде);

- беседы на общественно-политические, нравственные темы;

- встречи с ветеранами, интересными людьми;

- беседы о выдающихся достижениях российских спортсменов разных видов   спорта;

- торжественное чествование победителей соревнований;

- просмотр соревнований;

- оформление стендов с освещением спортивно-массовых мероприятий;

- проведение соревнований различного уровня;

- взаимосвязь с общеобразовательными школами и школьными организациями.

              Развивая чувство патриотизма и любви к Родине педагогический коллектив использует все возможности тренировочного процесса и мероприятий вне занятий, формируя у обучающихся мотивацию к занятиям спортом, нравственные и гражданские позиции по отношению к окружающим людям. Можно отметить, что всем, учащимся в Центре, есть с кого брать пример.

Воспитательные мероприятия по формированию чувства гражданственности и патриотизма у учащихся в  за 2018-2019 учебный  год (см. план)

            Участие в данных спортивно-массовых мероприятия дают возможность показать профессионализм и результат работы своего тренера, своего клуба, продемонстрировать собственный талант, спортивные наработки и достижения. Кроме того, выступая,  учащиеся  дают возможность зрителям приобщиться к миру спорта, ощутить положительные эмоции, а для родителей и тренеров это дополнительный повод гордиться своими учениками.

           Достижение  спортивных результатов на основе разносторонней подготовки и выступления на соревнованиях различного уровня дает новый импульс формированию глубоких эмоциональных переживаний, морально-волевых качеств, позволяющих положительно влиять на рост спортивного мастерства, опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта, обеспечивает формирование патриотических чувств у учащихся в нашем Центре.

              Проводя занятия в спортивных секциях ДЮЦ «Юбилейный»  по различным видам спорта, привлекая детей к участию в массовых соревнованиях: легкоатлетические  эстафетные пробеги,  Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России»,  турнирах по мини-футболу, настольному теннису, шахматам и шашкам, дартс, спортивных эстафетах и праздниках «Зимние забавы», «Быть здоровым – классно!»,  в Спартакиаде Центра - мы также  участвуем  в воспитании активных, здоровых  и физически развитых детей и подростков, устремленных к разностороннему развитию и проявлению своих способностей.

              Прогресс любого государства, включая материальный, основан на его духовном развитии. Духовные ценности любой нации и общества становятся важнейшим фактором, определяющим их будущее развитие.

             Особенности патриотизма и гражданственности каждого конкретного человека является не  только любовь к своей Родине, верность ей, но и постоянное, нацеленное регулирование своего поведения, сознания, чувств во всех сферах жизни, таких как производственная, учебная и спортивная деятельность, быт, семейные и личностные отношения.

             Чрезвычайно актуальна, как для настоящего, так и для будущего России проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Повседневные занятия физическими упражнениями содействуют духовному и физическому оздоровлению детей и молодежи, их активному участию в разнообразных формах творческой  социально-полезной деятельности, включая физическую культуру, спорт и искусство, формированию и развитию ориентации на духовно-нравственные ценности, в том числе в отношениях  друг с другом, развитие лучших черт, присущих россиянам – доброты, милосердия,  высокой духовности в сочетании с физической  силой, здоровьем и талантливостью в самых различных областях творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя английского языка: Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции

Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прив...

«Воспитание гражданской позиции гимназистов в экологической деятельности»

В условиях экологического кризиса планеты для выпускников школы наряду с глубокими, прочными знаниями жизненно важны нравственные ценностные ориентации, экологически грамотные поведенческие навыки и у...

Литература как средство воспитания гражданской позиции

Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе для  достижения главной цели-развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, с яр...

Воспитание гражданской позиции через школьную газету

  Школьная газета «Отражение» - современное средство формирования активной̆ гражданской̆ позиции, воспитания патриотизма, а также средство повышения интереса к учѐбе и, в цело...

Литература как средство воспитания гражданской позиции

Урок по теме«Проблема  маленького человека в «Петербургских  повестях Н.В.Гоголя»  в 9 классе...

"Организация внеурочной деятельности по воспитанию гражданской позиции"

В данной работе отражена передача опыта по формированию гражданской позиции обучающихся....