Конспект по истории современной хореографии
план-конспект

Барышева Ольга Валерьевна

Конспект теоретического занятия по истории современной хореографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_sovremennoy_horeografii.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Зарождение и развитие современного танца

Друзья, мы с вами занимаемся современной хореографией. Что такое современная хореография, откуда она появилась, и почему мы используем много понятий из классической хореографии, а все танцевальные элементы имеют английские названия? Давайте разберемся.

Упрощенно историю современной   хореографии можно представить в виде схемы.

Таким образом, современная хореография вобрала в себя элементы классического танца, танца модерн (в большей степени), а так же стиля джаз-модерн, уличных танцев, йоги и боевых искусств.


Танец МОДЕРН

Модерн построен на внутреннем, индивидуальном мировосприятии, в центре - художественный образ, а не технический принцип исполнения. Главным техническим отличием является невыворотность форм и мягкий, подвижный позвоночник.
Зародившееся в конце XIX - начале XX веков течение в искусстве очень быстро охватило весь мир. Это объяснялось необычностью новых форм исполнения, смешением различных стилей и жанров, которые зародились в Новом времени в русле европейской и американской культур.

Модерн принято делить на:

- американский танец модерн,

- немецкий экспрессионистский танец,

- свободный пластический танец в России.

В России термин "модерн" изначально не употреблялся, а были распространены такие определения, как "современный", "ритмопластический", "свободный" танец. Да и вообще в России танец модерн начал успешно развиваться в 1920-е годы, но был запрещен по идеологическим мотивам. После чего надолго воцарился академический балет.

В школу русского классического балета модерн вошёл в виде поиска новых выразительных средств исполнения и новой формы пластики тела в творчестве Александра Горского, Михаила Фокина, Вацлава Нижинского.

Каждое течение танца модерн сформировало собственную эстетику, но общей составляющей явилось его эмоциональное содержание. Впитавшие дух своей эпохи, хореографы модерна отражали посредством своего языка человеческие взаимоотношения, душевные переживания и абстрактные формы окружающей действительности. У каждого из представителей модерна складывалось свое видение и свой стиль.

Основные техники танца модерн:

1. Техника Марты Грэм (Martha Graham)
2. Техника Мерса Каннингейма (Merce Cunningeim)
3. Техника Лестера Хортона (Lester Horton)
4. Техника Хосе Лимона (Jose Limon)

Важные принципы работы с телом и движением:

1. Дыхание, связь дыхания и движения
2. Правильное, экологичное выстраивание тела
3. Различение мышечной и суставной работы
4. Работа с весом тела, центром тяжести, силой притяжения
5. Использование инерции в движении
6. Работа со временем и пространством

Выводы: Современная хореография – это новая танцевальная форма, не имеющая строгих рамок, вобравшая в себя элементы классического танца, танца модерн (в большей степени), а так же стиля джаз-модерн, уличных танцев, йоги и боевых искусств. В центре внимания – художественный образ, а не техническое исполнение. Главная задача современной хореографии – передать чувства и переживания танцора.

Вопросы для самоконтроля:

  1. К какому веку относится понятие «современная хореография»?
  2. Какие танцевальные стили оказали влияние на формирование современной хореографии?
  3. Назовите период зарождения танца Модерн.
  4. На какие направления принято делить Модерн?
  5. Перечислите важные принципы работы с телом в танце Модерн.

От  Модерна к Contemporary

Модерн зародился в Америке. Его появление было спровоцировано желанием танцовщиков отойти как от традиционных догм классического танца, так и от беспечности эстрадного. Модерн, который является провозвестником contemporary, отличается интересом к внутреннему миру человека, к содержанию и качеству движущегося тела, с его взаимоотношением с пространством, временем и партнёром. Это не развлекательный и услаждающий взор процесс, это инструмент для формирования индивидуального хореографического языка.

Как бы модерн и contemporary во многом не пересекались, все же в корне эти два направления отличны друг от друга. Прежде всего тем, что модерн основывается на базе, а у contemporary ее нет. А любая база, как известно, накладывает рамки и, соответственно, ограничения. База модерна базируется на основных четырех техниках: Марты Грэм, Лестера Хортона, Хосе Лимона и Мерса Каннингейма. Contemporary же свободен от любых рамок. Он всеяден. Contemporary питает себя и базой модерна, и восточными гимнастиками, и израильской гагой, и т.п.

В идеале современный танец стремится выйти за рамки искусства и стать орудием самопознания и саморазвития. Тело - это хорошо, но сами по себе прыжки и позы ещё не есть выход за рамки. Подлинная магия начинается вместе с идентификацией и сопереживанием. Современный танец рождается тогда, когда нельзя объяснить словами всего происходящего с тобой, а молчать нет сил.

Тогда ты начинаешь говорить всем своим существом, тогда даёшь волю той первобытной энергии, которая в повседневной жизни задавлена прессом запретов и предрассудков. Для этой энергии не существует понятий "норма", "хорошо", "плохо", она - то, через что мы можем позволить себе быть настоящими, а все остальное - условия и условность. Современный танец не гарантирует, что зрителю будет понятно и приятно, это не всегда про красоту и гармонию, но всегда про личность. Здесь выражаются чувства, которые переполняют именно современного человека, а не принцев и принцесс уютных сказок. Этим современный танец кардинально отличается от классического. Человек, который наблюдает это действо, получает полную свободу понимания происходящего: сколько зрителей, столько и нюансов восприятия.

Выводы: Ближайшим родственником танца Contemporary является Модерн. Взяв базу Модерна, Contemporary идет дальше, освобождается от рамок, продолжает исследовать движения тела, позволяет танцору быть настоящим и уникальным в танце, создавать свой, индивидуальный танцевальный язык.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В какой стране зародился Модерн?
  2. Назовите четыре техники Модерна.
  3. Назовите главные отличительные особенности Contemporary от Модерна и классической хореографии.
  4. Хотелось бы вам придумать свой танец, свой стиль хореографии, присущий только вам?

Тело в современном танце

Примерно на рубеже XIX–ХХ веков началось движение за раскрепощение тела. В XIX веке в приличном обществе тело не было принято не то что показывать — о нем нельзя было упоминать. Вид босых ног, голой кожи считался неприличным.

Реформа одежды началась с танца, вернее с нескольких танцовщиц, одна из которых — Айседора Дункан. Она очень продвинула реформу одежды — не только в театре, но и в жизни, в повседневной одежде. Она сама отказалась от корсета, обуви и чулок в жизни и на сцене и мечтала о том, что люди в будущем станут свободными, с абсолютно свободным телом — и вернутся, уже на новом этапе, в золотой век Античности, когда счастливое человечество проводило время в общении с природой и плясках на зеленых лугах. Последовательницы Айседоры получили даже имя «босоножек».

Поскольку у каждого стиля свой телесный идеал и свои требования к телу и движениям, в балете, у Айседоры Дункан, в танце модерн или в контактной импровизации танцевальное тело разное.

Балетное тело легкое, формы его линейные. У балетного тела сильные ноги при слаборазвитой мускулатуре рук и фронтальная развернутость — наследие театра барокко с его узкой сценой и галантными манерами танцующих, всегда обращенных к зрителям анфас. Для балетного класса характерно использование зеркал, которые, с одной стороны, поощряют нарциссизм танцовщиков, а с другой, напоминают им о неадекватности или недостаточной балетности их тел.

В танце модерн тело сильное, атлетичное. В этом стиле, созданном американкой Мартой Грэм, тело гибкое, тренированное, способное решить сложные драматические задачи и задачи самовыражения. Своим танцем Грэм ломала стереотип, согласно которому женщине свойственны движения плавные и округлые, в отличие от мощных прямолинейных жестов мужчин. Грэм заявила, что она «не хочет быть ни деревом, ни цветком, ни волной». Она ценила энергию и силу, хотела видеть танцовщиц своей труппы не грациозными маленькими эльфами, а земными женщинами.

Свой вид танцевального тела характерен и для контактной импровизации — направления, созданного в 1970-е годы Стивом Пэкстоном и Нэнси Старк Смит. Как и свободный танец, контактная импровизация основана на руссоистской идее о том, что у тела есть свой интеллект, или «мудрость». В повседневной жизни «мудрость тела» задавлена грузом условностей и привычек, но проявится, как только тело освободить. В контактной импровизации телу дается парадоксальная свобода — ему разрешается быть не более чем физической массой, обладающей чисто физическими характеристиками: весом, тяжестью, инерцией.

Еще один вид танцевального тела, тело джазовое, привезла в Европу афроамериканка Жозефина Бейкер. В джазовом танце центр тяжести смещен вниз. Тело как будто теряет свою целостность — разные его части совершают движения независимо друг от друга. Для джазовой музыки свойственны энергия и темп, для джазового тела — динамика, подвижность. Особенно подвижны у танцовщика шея и таз.

Выводы:

Стиль танца определяет требования к телу танцора. В современной хореографии тело наиболее свободное, вне времени и пространства. Оно должно дышать, уметь быть непреодолимо тяжелым или легким, как шифон. Тело танцора выстраивается анатомично, экологично. Этот принцип отражен и в одежде – танцор одет просто, часто танцует босиком.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите особенности балетного тела, тела в танце модерн, в контактной импровизации и в джаз танце.

Постмодерн

Во второй половине ХХ века модерн продолжал развиваться. К концу Второй мировой войны он завоевал прочное положение на американской сцене.

Одна из особенностей модерна этого периода – мощный вклад исполнителей и хореографов афроамериканского происхождения: Кэтрин Данхэм, Перл Примус, Элвин Эйли, Талли Битти, Доналда Мак-Кейла и многих других. Танцовщики обращались также к наследию индейского и латиноамериканского населения (Хосе Лимон), американскому народному танцу (Софи Маслов, Джейн Дадли), танцу Востока и Индии (Джек Коул), опирались на пантомиму и цирк (Лотте Гослар), использовали сочетания движения и слова (Нина Фонарофф), постоянно прибегали к движениям спортивным и бытовым.

Кроме того, модерн питался также достижениями постановочной техники, позволяющей на основе новейшей электронной аппаратуры добиваться невиданных ранее эффектов, как звуковых, так и световых. Самый яркий тому пример – постановка Алвина Николая.

Тем не менее, к 1950 годам выросло поколение артистов, которым идеи и формы традиционного модерна казались безнадежно устаревшими. Их неприятие того, к чему призывали наставники, их бунтарство, то направление, которое приняли их поиски, вызвали к жизни новое течение американского танца – «постмодерн».

Искания танцовщиков этого направления были связаны с новой музыкой: использовались любые шумы, электронная аппаратура и др. Они были не чужды и нового изобразительного искусства, будь то нью-йоркская школа («абстрактный экспрессионизм») с ее коллажами, включавшими повседневные предметы – обрывки газет и афиш, банки, бутылки и прочий бытовой мусор, - будь то более поздние направления, в частности поп-арт.

Выводы:

Танец развивается в тесной связи с современным искусством. Новая музыка рождает новые движения, изобразительное искусство – новые формы, композиции на сцене. Модерн, ведомый современным искусством, дал жизнь новому направлению – постмодерн.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Когда появилось направление Постмодерн?
  2. Что нового вобрал в себя Постмодерн?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Современная хореография"

Рабочая программа Образцового театра современной хореографии "Премьера" г.Микунь, Республика КОМИ на 5 лет обучения...

Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах по теме: "Северный Ледовитый океан: экология, история, современность"

Конспект открытого урока; презентации "Самый холодный", "История освоения Северного морского пути" и "Животный мир Арктики"....

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМПРОВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМПРОВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ...

Конспект дистанционного занятия "Мастера современной хореографии. Марта Грэм"

Конспект дистанционного занятия "Мастера современной хореографии. Марта Грэм"...

Конспект занятия "Мастера современной хореографии. Хосе Лимон"

Конспект дистанционного занятия "Мастера современной хореографии. Хосе Лимон"...

Методическая разработка занятия по хореографии Тема: «Импровизация в современной хореографии»

Предлагаемое занятия может быть полезное педагогам дополнительного образования, хореографам, работающим в школах, учреждениях культуры. Во время занятия участники познакомятся с импровизацией в хореог...