Система внеучебных воспитательных мероприятий в детском объединении как фактор создания благоприятного психологического климата
статья

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2016.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Система  внеучебных  воспитательных мероприятий в детском объединении  как фактор создания благоприятного психологического климата

Курицина Е.К. , педагог дополнительного образования

Перед педагогом дополнительного образования стоит задача огромной важности: создать благоприятный психологический климат в  детском объединении и управлять им на протяжении всей работы клуба, студии, ансамбля и т.д. Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций.

Что же такое психологический климат?

Под психологическим климатом коллектива в социальной психологии понимают «эмоциональный настрой коллектива», «стойкое», «преобладающее настроение людей, удовлетворённость их своим трудом, руководством, организацией, взаимоотношениями».

В качестве показателей психологического климата психологи отмечают:

- удовлетворённость взаимоотношениями, трудом, организацией;

- преобладающее настроение в коллективе;

- взаимопонимание педагога и  детей;

- авторитет педагога;

- степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении;

 - сплочённость как эмоциональное единство;

 - сознательную дисциплину.

В сплочённых детских коллективах наблюдается единство переживаний, связанных с какими- то либо событиями, учащиеся испытывают доброжелательные отношения друг к другу, в классе бодрое настроение, нет уныния и пессимизма.

Что подразумевается под термином «благоприятный?»

Благоприятный климат - это такой, который положительно влияет на самочувствие коллектива и определяет общий эмоциональный настрой на деятельность.  Психологический климат не является изначально заданным, он формируется в ходе воспитания.

При этом благоприятный климат создают:

- доброжелательность в отношениях друг к другу;

- активность (активная позиция в общих делах);

- взаимопомощь друг другу;

-инициатива;  

-оптимизм;

- организованность членов коллектива.

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагога дополнительного образования. Именно ему в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы подвластны механизмы управления психологическим климатом.

 

Современный педагог, для создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе должен обладать:

  • знаниями об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках;
  • знаниями в области процессов общения, происходящих в детском коллективе в целом и в отдельных микрогруппах;
  • знаниями об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.

 

К качествам педагога, влияющим качество психологического климата в детском коллективе, хочу отнести следующие:

  • личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность);
  • профессиональные качества (теоретическая и методическая вооружённость);
  • ориентация педагога на эмоциональный комфорт обучающихся.

Психологический климат во многом зависит от умения  педагога правильно строить свои взаимоотношения с обучающимися. Для этого:

- необходимо учитывать индивидуальные особенности  детей (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам;

- нужно уметь выслушать обучающегося, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности;

- относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать  авторитарные формы;

- старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Но помните, что захваливание одних и тех же  детей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего коллектива;

- критика по форме и содержанию  должна исходить из уважительного отношения к  детям. Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. Покажите провинившемуся, что вы верите в него.

 Все это помогает создавать положительный психологический климат в коллективе.

Как сплотить детский коллектив?

 Мы хотим познакомить вас с некоторыми тренинговыми приемами, которые можно применить для обучающихся любого возраста, для того, чтобы сплотить детский коллектив.

Упражнения (выполняются педагогами в кругу, выполняют роль динамической паузы в ходе педсовета)

Клубок”. Это упражнение выполняется в кругу. Ребята перебрасываются клубком, параллельно выполняя какое-либо задание. Например, говоря что-нибудь хорошее тому, кому кидают клубок. Получившийся клубок, прежде чем бросить его следующему игроку, один раз наматывает нитку на палец. В итоге получается своеобразная паутина.

Слепой и поводырь”. Это упражнение проводятся тогда, когда дети не умеют общаться с другими сверстниками. Два обучающихся - один лидер, второй неприметный. С помощью голоса (глаза завязаны) провести человека по определенному пути. Голосом управлять движением. Затем поменяться местами.

 

Исходя из наблюдений за своими воспитанниками, из прочитанной литературы по данной теме мы выделили эффективные способы формирования  педагогом психологического климата, которые стараемся применять на практике:

  • включение в жизнедеятельность детского объединения различных видов искусства;
  • использование игры;
  • формирование общих традиций в коллективе;
  • создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий;
  • стремление к эмоциональному включению в жизнь коллектива каждого ребенка;
  • наличие активной  позиции педагога по отношению к детскому коллективу;
  • привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь детского коллектива;
  • проведение различных  внеучебных мероприятий, общих дел.

В наших детских объединениях – «Декоративная мастерская и «Аэробика», мы построили целую систему  внеучебных мероприятий, которые  помогают:

 - сблизить  детей друг с другом;

 - установить дружеские отношения;

 - формировать чувство принадлежности к группе;

 - установить комфортную атмосферу, создать эмоциональный заряд;

 - развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, умения понять чувства другого человека;

 - развивать навыки слушания;  

 -предоставить детям возможность почувствовать доброжелательный настрой друг к другу и педагогу.

Система  внеучебных мероприятий отражена в плане воспитательной работы в детском объединении.

          Мероприятия разнообразны по содержанию и форме проведения – это  тематические  праздники, конкурсы, посиделки. Все они становятся яркими, интересными событиями для детей. В интересной совместной деятельности налаживается более тесный контакт педагога с детьми, детей друг с другом. Во время подготовки и проведения мероприятия дети активно общаются, лучше узнают друг друга, между ними возникают тёплые дружеские отношения.

.

Таким образом, мы на собственном опыте работы убедились, что проведение внеучебных мероприятий положительно влияет на создание благоприятного психологического климата в детском объединении, помогает сплотить детский коллектив, формировать положительные личностные качества детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Рекомендации психологов для проведения  "успешного" урока....

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для ...

Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся и родителей с целью создания благоприятного психологического климата в классе и развития коллектива"

Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся  и родителей  с целью создания благоприятного психологического климата в классе и разви...

Создание благоприятного психологического климата в классном коллективе.

Дела? Проблемы? Всё пустое!Душа ребёнка- вот святое!Цветок в душе ещё так мал.Успей полить, чтоб не завял?Опытные педагоги утверждают, что работать с детьми становится все сложнее. В последнее время п...

«Педагогические условия создания благоприятного психологического климата в детском коллективе»

Для педагогов детский коллектив - одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в...

Рекомендации педагогам: "Факторы создания благоприятного психологического климата урока"

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВФакторы создания благоприятного психологического климата урока.         Педагогическая деятельность, как известно, может осуществ...