Методические рекомендации для обучающихся по вопросам спортивной психологии по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Спортивные бальные танцы».
методическая разработка

Варик Виктор Анатольевич

Рассматриваются вопросы спортивной психологии на занятиях, при подготовке к конкурсам, непосредственно на конкурсе, отношения к результатам выступления, отношения родителей и детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для обучающихся по вопросам спортивной психологии по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Спортивные бальные танцы».

Варик Виктор Анатольевич, педагог дополнительного образования

ГБОУ ДТ «Измайловский», Санкт-Петербург, 2020 г

                                Для чего нужна психология танца

        Во-первых, психология танца – это решение проблем с волнением перед турниром и связанными с ним ошибками в исполнении.

        Во-вторых, это обучение способности настраивать на тренировку или выступление себя и своего партнера (партнершу).

        В-третьих, это обучение способности танцевать не просто, выполняя технические элементы, а эмоционально, артистически.

        В-четвертых, это обучение разрешению конфликтов с родителями детей.

        В-пятых, это обучение разрешению конфликтов в паре.  

        В-шестых, это решение проблем с усвоением танцевальной информации.

        В-седьмых, это актерское мастерство, постановка образа как каждого из партнеров в отдельности, так и пары в целом, развитие понимания смысла исполняемых ими вариаций.

       В каждом из нас живут не только наши умы и души, выразившиеся в определенных системах ценностей, привязанностей и приоритетов, но и части душ и умов наших родителей и других людей, оказавших на формирование наших личностей наибольшее влияние. Случается так, что все эти люди внутри нас начинают ссориться, противоречить друг другу, требуя от нас тех или иных поступков, разрывая нас изнутри. И вот тогда на помощь должен прийти тренер, он же психолог.

              1. Психологический настрой оказывает влияние и на эмоциональное состояние и восприятие, на свободу мышц, и на ощущение подвластности вашего тела любому мысленному желанию, и на чувство партнера, и на музыкальность, и, что главное, на образ, на энергетику танца.

        Причинами отсутствия должного творческого состояния являются:

а) физическая усталость

б) психологическая усталость

в) неудовлетворенность собой.

        Усталость-состояние напряжения, усиливающееся день ото дня и невозможность по какой-либо причине расслабиться и отдохнуть. Напряжение-защитная реакция, возникающая тогда, когда психика делает вывод, что обстановка опасная и необходимо быть все время в боевой готовности. Неудовлетворенность собой, своим танцем, своим телом, своим танцевальным образом, очень сильно тормозит рост мастерства. Почвой для этой неудовлетворенности являются индивидуальные особенности человека.

Что делать с предстартовыми волнениями, чтобы они не мешали тренироваться перед турниром.

      Прежде всего, их не нужно тормозить, избегать и подавлять. Волнения – это всегда мобилизация сил, энергии, ресурсов для турнира. Зачем их подавлять? Они могут пригодиться.

      Если вы сильно беспокоитесь за что то, переживаете, боитесь чего-то – непременно поделитесь с партнером, с тренером, с друзьями. Одно только лишь проговаривание проблемы снижает ее значимость и как следствие – излишнее напряжение. А если вы еще и получите от партнера поддержку, или совет, или сопереживание, или реальную помощь – будет вообще здорово. Если же вы оба «трясетесь» - тоже поделитесь друг с другом и поддержите друг друга: «Мы справимся. У нас получится. Мы сделаем все, что сумеем. И сколько сумеем – все наше».

      Самое лучшее, это, если вы сможете пообещать друг другу, что каждый из вас будет уважать другого, даже если вы проиграете или сделаете ошибку. Безопасность в паре – лучшая поддержка. Сделайте психологическое пространство в вашей паре безопасным, поддерживающим. От этого вы только выиграете. Надежность партнера, уверенность в его позитивном отношении к вам всегда прибавляет много сил, актив

КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА ТУРНИРЕ

Инструкция для родителей

Перед турниром:

•        Приготовить с вечера и погладить костюм.

•        Партнёра постричь, побрить.

•        Не забыть лак для волос, косметику, расчёску.

•        Туфли ПОДКЛЕИТЬ, почистить

•        Проверить классификационную книжку.

•        Не забыть бутерброды и напитки.

•        Сделать прическу (дома!), на турнире, при необходимости, поправить.

•        Если вы хотите взять с собой тренера на турнир, позаботьтесь о его проезде, питании и бесплатном проходе на турнир – для тренера пребывание на турнире является работой!

На турнире:

•        Быть на конкурсе за 1 - 1,5 часа до начала.

•        Желательно всем членам клуба, участвующим в турнире, а так же болельщикам, держаться ближе, чтобы поддерживать друг друга.

•        До конкурса танцоры должны рассмотреть весь зал, чтобы не делать этого в течение конкурса.

•        зарегистрировать пару;

•        посмотреть расписание конкурса, кто за кем, расписание заходов – записать заходы на листочке;

•        за 10 мин до выступления выгнать детей разминаться;

•        следить, чтобы с этого времени дети держались вместе, в паре;

•        после танца дети должны подходить к тренеру (если тренер с вами), а не к родителям;

•        внимательно следить за заходами: если один танец в последнем заходе, а следующий в первом – детям оставаться на площадке после танца.

•        если вы не вышли в свой заход - выходите в следующем.

•        Если вы танцуете многоборье (и латину, и стандарт вместе), обувь для другой программы и галстук (бабочку) взять сразу после квикстепа и поменять!

•        Записать или купить «кресты» за танцы или места в финале для вашей пары. Это необходимо тренеру для последующего анализа и работы с вашей парой.

•        Если вам сделали непонятные замечания или вы заметили какие-то странности – запишите всю информацию, фамилию Главного судьи и организаторов, и оставьте эту информацию тренеру  - он сможет вам объяснить произошедшее и адекватно отреагировать на него, если это необходимо.

Ни в коем случае нельзя:

•        давать детям советы типа «Держи руку»,  «Улыбайся!», «Танцуй легко» и прочее. То, что не натренировано, на турнире не исправить. И выше головы прыгнуть тоже невозможно.

•        расстраиваться из-за костюмов или причесок.

•        ругать ребят за неудачно станцованный танец. Его уже станцевали и всё равно ничего не исправить.

•        критиковать партнёра  (партнёршу) вашего ребенка

•        высказывать вслух своё мнение о судьях.  

•        слушать сплетни, советы и гадости, которые говорят родители соперников и сами соперники.

•        Приставать к Главному судье из-за результатов турнира.  Главный Судья  следит за соблюдением Правил - костюмы, фигуры, темп,  длительность мелодии, чтобы судьи не выходили пьяными на паркет. Жаловаться ему на судей не надо - всё равно ничего не сделает! Можно лишь получить уточнения.

•        Есть еще Спортивный Комиссар или Судья при участниках. Они следят, чтобы вовремя были сделаны все объявления и подана информация, обеспечена безопасность участников в раздевалках. Если это необходимо, вы можете обратиться к ним за помощью.

Можно:

•        громко кричать, хлопать, поддерживая свою пару и одноклубников.

•        поддерживать хорошее настроение у ребят.

После выступления:

 Если Ваш ребёнок не занял 1 место и не стал на этом конкурсе Чемпионом Мира - НЕ ДЕЛАЙТЕ ИЗ ЭТОГО ВСЕЛЕНСКУЮ ТРАГЕДИЮ! Обязательно отпразднуйте ЛЮБОЙ результат.

Помните:

•        турниры проходят каждую неделю

•        Дети гораздо спокойнее относятся к неудачам, чем родители.

•        Тренер воспринимает неудачи тоже всерьез.

•        Каждый турнир по тренировочному эффекту равен месяцу тренировок. И в этом его основная польза.

•        Межклубный турнир - это репетиция, проверка готовности и характера, психологической устойчивости к предстартовым волнениям. О реальном уровне детей можно судить на Чемпионатах города, области и России при условии независимого судейства.

•        Каждый «крест» обозначает, что данный судья ХОЧЕТ видеть вашу пару в следующем туре.

•        Соперники ваших детей тоже тренируются и хотят выигрывать. Танцоров много, а первое место одно.

•        Успех ваших детей зависит только от того, как они работают на тренировках, и как вы их поддерживаете, тренер может только помочь.

            2. Для того, что бы стать первым, кроме большого желания, необходимо следующее:

•        Умение успешно, эффективно тренироваться

•        Стабильные рабочие отношения в паре

•        Умение психологически выдерживать конкуренцию

•        Способность рационально использовать силы, время, деньги, мысли и прочее в своей карьере

•        Финансовая стабильность

•        Гармония между профессиональной и личной (семейной) жизнью

•        Уметь делать выбор и принимать решения в сложных ситуациях

•        Уметь сохранять и вызывать особую психологическую атмосферу - чувство танца, чувство себя в нем

•        Уметь выигрывать  и проигрывать

•        Уметь верить тренерам

•        Уметь уважать своих конкурентов и других танцоров, не достигших еще того уровня, который есть у вас.

Каждый ли может стать первым? Да, каждый, кто сумеет воспитать в себе эти качества. И самое главное то, что к каждому из этих качеств есть рецепт - как стать таким.

Основное правило – успех – не более,

 чем решенная задача.

Для того, что бы тренировки приносили результат, необходимо овладеть и еще некоторыми умениями:

1.        Распределять физические нагрузки, выдерживать их

2.        Планировать программу тренировок

3.        Проводить восстановительные процедуры

4.        Сосредотачиваться

5.        Отдыхать

6.        Снимать мышечное и психологическое напряжение

7.        Уметь тренироваться при любом настроении, в любых обстоятельствах и условиях, уметь создавать в любой ситуации рабочую атмосферу.

Причиной этого явления может быть и усталость, и неудовлетворенность собой, и просто неумение сосредотачиваться.

        Тренировка, с этой точки зрения, бывает эффективна тогда, когда все ваши мысли и чувства сосредоточены на той работе, которую в этот момент выполняет ваше тело. Но зачастую бывает так, что, казалось бы, одна часть нашего внимания работает над телом, а другая размышляет о посторонних вещах.

Например:

•        Ой, как больно это делать!

•        Интересно, что бы мог означать этот взгляд, которым на меня посмотрел X, Y или Z  и т. д.

•        Боже мой, как уродски это выглядит в зеркале

•        У меня опять сегодня неважный вид

•        Надеру нос конкуренту (кстати, не самая плохая мысль, но мешает!)

•        Я не готов к турниру

•        Я не могу оправдать ожиданий N или  L

•        Стоит ли мне вообще заниматься танцами?

•        Что сейчас делает моя подруга? (друг)

•        Где взять денег на уроки?

•        Я один такой бестолковый или все танцоры так «зарываются»?

И прочие мысли, вплоть до воспоминания вчерашней вечеринки. Вся эта болтовня ума нейтрализует работу тела, разрушает настрой на работу, а когда вы еще и недовольны собой, она просто блокирует мышцы, делая их непослушными, инертными или зажатыми. Необходимо полностью погружаться в работу и только тогда будет эффект.

        Не менее важно во время отдыха полностью отключаться не только от физического напряжения, уметь расслаблять мышцы во время отдыха, но и от размышлений о проблемах своего танцевания. Отдых только тогда эффективен и дает подпитку организму, когда вы во время отдыха отдыхаете и телом и душой. Если же вы с тренировки уносите отрицательные мысли и впечатления, и продолжаете культивировать их, добавляя к ним еще какие-либо жизненные трудности, то на следующую тренировку вы придете уже усталым, даже если вы устроите себе трех четырехдневный перерыв

              3. Основной элемент танца – работа мышц. Мышцы обладают различными свойствами: растягиваются, сокращаются, напрягаются, расслабляются. А так же они обладают своей собственной, мышечной, памятью. Танец состоит из сложнейших комбинаций действий мышц, а тренировка состоит из:

-        Тренировки мышечной памяти (запоминание определенных комбинаций сокращений, растягиваний и т.п.)

-        Тренировки увеличения амплитуды растяжения и сокращения мышц.

-        Тренировки скорости перехода мышц из одного состояния в другое

-        Тренировки скорости реакции, т.е., скорости управления работой мышц мозгом, скорости передачи информации от мышц к мозгу и обратно.

Разумеется, тренирующийся танцор не задумывается об этом. Он смотрит в зеркало, добиваясь определенной «картинки» от себя. Однако, есть законы психические, физические и психофизические, знание которых помогает рациональнее распределять свое внимание на тренировках, и в результате быстрее добиваться эффекта – той самой желанной «картинки».

Тренировка – это, прежде всего, повторение одного и того же действия.

Если вы учите новую фигуру или композицию (вариацию, схему, связку, цепочку), то вам нужно много-много раз повторять одни и те же шаги.

Если вы хотите, чтобы у вас было сильное и красивое движение, то вам нужно много-много раз прилагать одно и тоже усилие.

Если вы хотите добиться точности, скорости и координации движения, то вам нужно много-много раз повторять одну и ту же последовательность действий.

Например:

•        это может быть усилие для того, чтобы выпрямить колено;

•        действие «выпрямить колено до того, как перенести вес на ногу»;

•        последовательность действий «повернуть корпус мышцами спины, вынести ногу для шага, выпрямить колено, начать работать опорной стопой, собрать пресс и мышцы ягодиц, перенести вес, растянуть мышцы корпуса и рук» т .д.;

•        усилие, чтобы натянуть стопу;

•        усилие держать пресс всегда собранным;

•        усилие держать лопатки всегда опущенными;

•        и так далее……

В двух словах, тренировка – это создание полезной привычки. Для того, чтобы ваше тело двигалось грамотно, скоординировано, пластично, быстро, сильно и красиво, нужно, чтобы оно привыкло так держаться и двигаться. А чтобы оно привыкло так держаться и двигаться, нужно много-много раз повторить одно и то же действие или усилие.

Когда полезная привычка создалась, тогда от нее уже трудно избавиться. Если вы очень постараетесь, и будете повторять специальные действия и усилия каждый раз, когда вы танцуете на тренировке, то вы очень быстро привыкнете танцевать правильно. И тогда вам не нужно будет думать об этом каждый раз.

Помните:

•        тренер не может создать вам привычку и сделать какое-то усилие за вас, потому что это ваше тело, а не его, и оно должно делать усилия, а не тело тренера, потому что это вам идти на турнир, а не тренеру и именно на вас будет смотреть судья, а не на тренера. Тренер может только объяснить вам, как это сделать, что правильно, а что неправильно, и что нужно сделать, чтобы у вас было лучше, чем  у всех. А сделать это – это только ваша задача и зависит только от вас.

•        Выигрывает только тот, кто тренируется и повторяет чаще всех, сильнее всех, упорнее всех и дольше всех.

•        Танцоров очень много, а первое место только одно! Каждый хочет  занять его, каждый ходит на тренировки, каждый старается так, как он умеет, но выигрывает только тот, кто старается упорнее всех каждую минуту на тренировке.

•        Одна минута на тренировке, когда вы болтали, были невнимательными или не старались больше всех – это еще одна пара, которая обошла вас на турнире. Соперники не спят! Они стараются на тренировках и хотят занять первое место не меньше, чем вы.

•        Тренер не может заставить вас танцевать лучше всех, тренироваться и выигрывать. Только вы сами решаете: нужно вам это или нет. Тренер не может научить вас танцевать лучше всех, если вы не делаете для этого все, что только возможно для этого сделать.

•        Проигрыш – это проигрыш ленивого танцора, выигрыш – это выигрыш трудолюбивого танцора и талантливого тренера.

                4. Нет слов – без родителей не было бы и детей, которые у нас занимаются. Важно понимать степень участия тренеров и родителей в процессе воспитания. Тренер воспитывает в ребенке спортсмена и его приемы и методы не могут не вовлечь в этот процесс и личность в ребенке. Родитель же воспитывает в ребенке личность, выбрав для него спортивный танец как средство становления или вид деятельности, тем самым заложив в этот процесс долю своего участия. Ни тот, ни другой не может отрицать, что частично родители воспитывают в ребенке спортсмена, и частично тренер воспитывает в ребенке личность. Важно определить грань, где родитель не становится тренером, а тренер – родителем. У каждого из них есть свои права, своя сфера влияния на ребенка, свой уровень компетенции.

Один из самых ярких типов отношения к ребенку со стороны близких – это вознесение его на пьедестал. Этим страдает чуть ли не большая часть всех российских (да и не только российских) семей.

Что в этом вредного?

С малых лет ребенок со среднестатистическими данными, привыкший, что:

•        что бы он ни сделал – он обожаем

•        каждый его успех воспринимается как доказательство его неземной одаренности

•        каждый его проигрыш – вселенское горе

•        каждый его соперник – злейший враг, так и стремящийся подсечь «ангелочка» в случае малейшего промаха,

формирует в своем сознании завышенную самооценку.

        Что же в этом плохого?

То, что столкновение со взрослой жизнью, когда родителей, заботливых и подстерегающих, и всюду подстилающих соломки, не будет рядом, может быть очень болезненным.  Встретившись лицом к лицу с реальностью (с тем, что мир вовсе не лежит у его ног, ожидая его подвигов, с тем, что за успех нужно бороться в поте лица), ребенок может испытать самый настоящий шок. И, сохранив привычку жить в теплице, ограждающей его от вселенских невзгод, скорее всего, он и будет стремиться жить в этой теплице или ее имитации.

Следующий яркий тип воспитания – дрессировка ребенка. Ясно, что родителями это делается с целью воспитать в ребенке самые лучшие качества, но, как и во всем в мире, важно знать меру в этом.

Хуже всего, когда родители воспитывают в ребенке эти самые качества не столько с практической целью (что бы ребенок, став взрослым, мог легко справляться с любыми жизненными задачами), сколько для собственного, родительского самолюбия, что бы было чем похвастаться перед подругами, родственниками, знакомыми. Или для того, что бы не мешал им, родителям.

 Кто машинами хвастается, кто собаками, кто профессиональными достижениями, а кто – детьми.

Когда два взрослых человека начинают выяснять отношения в том, кто лучше может видеть танцевальную карьеру ребенка – речь идет уже не об интересах ребенка, а о собственных амбициях этих двух взрослых людей. Часто то, что родители принимают за проблемы в танцевании своих детей, является не проблемой ребенка, а проблемой родителя, желающего большего.

Поэтому, уважаемые родители, любите и уважайте своих детей, будьте им поддержкой и опорой, самым внимательным, интересующимся его жизнью, надежным человеком, а все остальное сделает тренер.  

                       5. Особый психологический настрой необходим для эффективной работы, для творческого состояния - создания образа. То искусство, что наполняет смыслом танец  пары, не рождается вдруг, ниоткуда. Для того, что бы получить осознанный танец во взрослом танцевании, необходимо уже в возрасте «Дети - 1» учиться элементарным вещам -  уважению и пониманию друг друга в танцевальной паре.

Достоинство парного танцевания заключается в красоте взаимодействий и взаимоотношений между партнером и партнершей, в контрасте мужского и женского танца, богатстве переплетений характеров, задаваемых тем или иным танцем.

        Недостаток же парного танцевания заключен в тех препятствиях, которые танцорам приходится преодолевать что для того, чтобы добиться взаимопонимания как личностного, так и танцевального. Эти препятствия создаются личным мировосприятием каждого из партнеров, их взглядами на то, какова должна быть их пара, как должны быть распределены их роли и в танце, и в тренировочном процессе; те препятствия, которые каждый создает в связи со своими ожиданиями по отношению к партнеру.

Причины конфликтов могут крыться в самых разных моментах, сопутствующих танцеванию и общению партнера и партнерши.

Вот основные из них:

•        "Звездная болезнь" одного из партнеров

•        Комплекс неполноценности (спортивной несостоятельности, финансовой несостоятельности) одного из партнеров. А бывает, и обоих.

•        Разница в танцевальном уровне партнеров

•        Разница в социальном уровне партнеров

•        Вмешательство личных отношений партнеров в их танцевание

•        Настраивание партнеров друг против друга их родителями, друзьями, конкурентами или тренером

•        Заинтересованность одного из партнеров не столько в совместном танцевании, сколько в обустройстве своей личной (или семейной) жизни с данным партнером

•        Любая другая разница в интересах, преследуемых каждым из партнеров в данной паре или в танцевании вообще

•        Конкуренция в паре, когда каждый из партнеров хочет перетанцевать другого

Самый главный камень, о который спотыкаются все танцоры, о который ломаются пары, так и не добившиеся стабильности карьеры, станцованности в своем танце и танцевальные судьбы, -  это увлеченность своей собственной персоной, влюбленность в себя как личность и как танцора, неумение понять природу конфликтов и природу поведения своей второй половины и нежелание этого делать. Отсюда и происходят абсолютно все танцевальные конфликты, каждый уверен в своей собственной уникальности, и как танцора, и как личности, и не ценит свою вторую половину, не дорожит ни сотрудничеством с ней, ни уже сложившимися отношениями.

Бытует мнение, что если очень много внимания уделять партнеру, не быть эгоистом, то можно потерять в этом процессе свои интересы и подставить свою шею, что-бы партнер (или партнерша) на ней удобно разместились.

     Танцор, не умеющий понять свою половину, простить, помочь ей (или ему) разобраться в сложной ситуации; своим характером, не признающим компромиссов, отравляет жизнь своей половине, ставит препятствия развитию своей танцевальной карьеры, а так-же однозначно и стопроцентно обедняет свой танец эмоционально и энергетически, изначально лишает его дуэтности. И это не случайно, поскольку всегда в танце, хотим мы этого или нет, мы раскрываем свое истинное отношение к партнеру, к самому себе и к зрителю.

Каждая пара уникальна, и в каждой паре свои особенности совместного бытия и конфликта. Однако, есть моменты, с помощью которых возможно (если приложить достаточно терпения и настойчивости) стабилизировать ситуацию паре в случае несовпадения взглядов на танцевание и партнерские отношения.

Во-первых, необходимо расставить приоритеты: что важнее для  обоих – успешно танцевать или заниматься интригами. Если танцевать успешно важнее, необходимо начать искать компромиссы. При этом ни одна сторона не должна жертвовать своими принципами больше другой, только в равной степени. Каждый в паре должен отдавать отчет себе в том, чем для него жертвует другой, ради чего и как долго это может продолжаться.

Во-вторых, не устанавливайте жестких рамок во времени действия взаимного договора – обстоятельства сильнее нас, все может тысячу раз измениться, и если кто-то из партнеров в силу обстоятельств нарушит договоренности, бессмысленно придумывать наказания и третировать друг друга за это. Более эффективным будет найти способы, с помощью которых можно дальше работать и сохранять уже приобретенное в сложившейся ситуации. Пустые упреки – это лишь пустые упреки, они не решают конфликта, а только усугубляют его.

Нет ничего в жизни постоянного.

 "Свое мнение оставляют всегда одним и тем же либо дураки, либо покойники». А люди развивающиеся растут, и растет их кругозор, и их мировоззрение расширяется вместе с ними.

В третьих: Каждый в паре должен стремиться понять, а не осудить партнера, как бы не сложилась ситуация. Но снова: если особым пониманием будет отличаться только одна сторона, это будет игра в одни ворота. В ситуации выигрывают оба только в том случае, если оба хотят, что бы оба выиграли, если оба прилагают усилия к разрешению конфликта, а не тянут одеяло на себя.

В-четвертых, каждый имеет право уйти, если сочтет этот вариант для себя наиболее приемлемым, и вторая половина пары должна учитывать, что КАЖДЫЙ имеет на это право, и никто не вправе ограничивать другого в его решениях и позициях. Каждый обязан знать, что как бы не сложилась ситуация. Никто никому ничего не должен.

                      6. Существует несколько очень простых приемов, помогающих отвлечься от негативного восприятия себя и сконцентрироваться  на тренировке..

1. Избавьтесь от зеркал. Каждый раз, видя свое отражение в зеркале, вы будете фиксировать свое внимание на негативе, сравнивая свое исполнение с исполнением чемпионов, и тем самым, еще не начав работать, уже будете выбиты из колеи. Необходимо понимать, что сразу вы не добьетесь идеального внешнего вида, особенно когда вы не просто танцуете, а что-то отрабатываете. Поскольку упражнения на отработку сами по себе не могут выглядеть готовым танцем.

2. Танец как медитация. Работа без зеркал, кроме всего прочего, помогает сконцентрироваться на внутренних ощущениях своего тела, попробуйте, закрыв глаза или, рассеяв зрение, увидеть работу своих мышц внутренним зрением, изнутри. Отследите, в каком месте мышцы не слушаются, слишком напряжены или, наоборот, инертны.

3. Дыхание. Вдохните глубоко и мысленным взором направьте энергию и воздух выдоха в то место, где вы ощущаете напряжение.

4. Никогда не помешает вам видеокамера. Свои тренировки необходимо снимать, просматривать и корректировать направление своей работы, определяя, где вы обошли вниманием себя. Сравнивайте эти записи и ищите позитив, прогресс.

5. Важно действительно получать удовольствие не только от результата тренировок, но и от самого процесса: от растягивания, усилия, от ощущения власти над своим телом. Если вы приходите в зал, и на вас уже заранее давит предчувствие войны со своим телом за результат, эффекта не будет. От того, что ваша психика настраивается на противоборство с телом, тело отвечает тем же: мышцы из гибкого податливого волокна превращаются в железную неповоротливую броню, защищающуюся от самой себя, от настроя психики. Важно поверить в то, что ваше тело - не враг вам и не саботажник, оно лишь отвечает вам тем же, с чем вы обращаетесь к нему.

6. Необходимо помнить всегда о том, что не ваше тело управляет вашим движением, а ваш мозг, и его приказы первичны, и уже их выполняют ваши мышцы, создавая нужные вам движения. Почаще вспоминайте о том, кто здесь хозяин - вы или ваш левый мизинец. Забудьте слово «не получается» - само по себе ничего не бывает. Либо вы сделаете так, что бы получилось, либо нет.

7. Визуализация. Используйте видеозаписи чемпионатов Мира и Европы не только для «слизывания» вариаций. Смотрите на того чемпиона, который вам наиболее импонирует, и представляйте, что это – вы. Запомните те ощущения, которые посетят вас в этот момент и унесите их с собой на тренировку. Визуализация – один из самых мощных способов разблокирования психики. Вариантов визуализации существует множество. Попробуйте поэкспериментировать. Я надеюсь, вы еще не разучились просто мечтать?          

                       7. На самом-то деле, конечно же, танцору, как бы он ни был погружен в свои актерские переживания, ни в коем случае нельзя забывать о том, кто он и где находится, иначе он забудет, что танцевать (свою вариацию). Для того, что бы этого не происходило, что бы «вело, но не уводило», в системе Станиславского существуют упражнения, позволяющие разделить потоки своего внимания на несколько направлений: одно В  (внимание, один его поток) следит за музыкой, другое В – за вариацией, третье В – за обстановкой на площадке (что бы ни с кем не столкнуться), четвертое В – за своим эмоциональным состоянием, пятое В – за партнером, шестое В – собственно за образом.

Вот так много внимания требуется танцору на площадке. И если эти потоки не разделить, все факторы смещаются в кучу, и будут раздергивать ваши нервы, отвлекать и напрягать, мешая танцевать.

Одну и ту же вариацию, в принципе, можно дать и танцору «Д» класса, и танцору «М» класса, и они по-разному ее исполнят не только в силу разницы технической подготовки, но и в силу разницы понимания, зачем они танцуют, что они танцуют и кому это нужно. Как правило, танцор «Д» класса танцует для тренера и выполняет то, что ему говорит тренер, а у мастера есть свое Чувство танца, свое ощущение в нем. Он уже танцует смысл, а не просто технику и понимает, что техника ему нужна как инструмент для выражения этого смысла. А танцор «Д» класса убежден в том, что самое главное – станцевать правильно технику. И на своем уровне в этом он абсолютно прав, поскольку его главная задача – научиться контролировать свое тело, овладеть им, как инструментом, создать базу для танца.

Чтобы эффективно сотрудничать, разрешать разногласия и находить взаимопонимание с людьми, следует учитывать, что существуют слова и выражения, в которые люди вкладывают разный смысл. И таких слов очень много. Отмечайте для себя, правильно ли вас поняли. Если вы видите некую неопределенность, проясните, что значит употребленное вами слово для вашего собеседника.

Необходимо наблюдать, как другой человек воспринимает самую различную информацию: одна информация его радует, другая расстраивает, третья вводит в недоумение, это заметно не только по лицу или эмоциям, некоторые люди мастерски их скрывают, но и по малозаметному изменению в осанке, например. При той информации, например, которая радует, человек становится как будто легче (используйте это в танце), окрыляется, распрямляется, взлетает. А при той, что огорчает, наоборот: сникает, сжимается, сутулится. Становится зрительно тяжелее.

Литература

1. Н. Рубштейн. Что нужно знать, чтобы стать первым. Психология танцевального спорта. Москва. 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «ТАНЕЦ»

Основные  средства хореографического  воспитания – физические  упражнения. Они  формируют  двигательные  умения и навыки, способствуют развитию двигательного  ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Спортивные бальные танцы»

Дисциплина «Спортивные бальные танцы» занимает важное место в системе художественно-эстетического и физкультурно-направленного образования. Является первой ступенью в хореографическом обра...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные танцы» (возраст детей: 7-9 лет, срок реализации: 3 года)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные танцы» (возраст детей: 7-9 лет, срок реализации: 3 года)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные танцы» (возраст детей: 10-12 лет, срок реализации: 3 года)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные танцы» (возраст детей: 10-12 лет, срок реализации: 3 года)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные бальные танцы»

Бальные танцы, наверное, самый грациозный и эстетичный вид спорта. Именно вид спорта, несмотря на то, что именуется танцами. Это спорт, требующий немалых затрат силы и энергии. Соревнования по спортив...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир бальных танцев"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир бальных танцев» относится к художественной направленности. Данная программа позволит детям 15-18 лет получить представлени...