Внеклассное мероприятие на тему: «Наш главный закон –Конституция»
классный час (5 класс)

Антимонова Ольга Анатольевна

Данная разработка проедназначена для учащихся младших классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstit.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие на тему: «Наш  главный закон –Конституция»

Конституция России – Основной закон страны»

Главная цель государства - не создать рай на земле, 
а не допустить ада.

Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Задачи:

  • воспитание чувства гордости за свою страну;
  • развитие интереса к истории России;
  • расширение кругозора.
  • Познакомить обучающихся с понятием «Конституция» \
  • оформить кабинет: столы для соревнующихся, статьи документов на отдельных листах, проектор, экран для трансляции презентации.

Ход мероприятия:

Учитель:  Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы проведем с вами мероприятие. А тему его вы назовете мне сами. Давайте сначала с вами побеседуем. Ответьте пожалуйста на вопросы:

  • Как называется наша Родина? (Россия)
  • Как называют людей, живущих в России? (Россияне)
  • Почему к Москве у нас особое отношение? (Столица нашей Родины)
  • Кто занимает пост Председателя Правительства? (В. В. Путин)
  • Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ?(Президент)
  • Форма правления в России? (Республика)
  • Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)
  • Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг )

Скажите, пожалуйста, чем знаменательнадата 12 декабря для нашей необъятной страны под названием Россия?

Обучающиеся: День Конституции

Учитель:  А кто знает, что такое Конституция?

Обучающиеся: Конституция – это основной закон государства.

Учитель: Верно. Итак, скажите, какой дате мы сегодня посвятим нашу с вами встречу?

Обучающиеся: Дню Конституции.

Учитель: Молодцы! 

 В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы. (слайд 4)

 Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.

 Мне бы хотелось сейчас немного обратиться к истории, думаю что вам это будет интересно.

 В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.  (слайд 5) Вот как она начиналась:

           «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации». 

 «Конвенция о твоих правах»  

Сценка «Игра».  (Показывают дети)

Ведущий:

После уроков ребята решили поиграть.

Коля:

Давайте поиграем в войну!

Ваня:

Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Димка, милиционером.  А ты, Сашка, будешь бандитом

Саша:

А я не хочу.

Коля:

Чего не хочешь?

Саша:

Играть в войну

Ваня:

Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.

Саша:

Я не хочу.

Коля:

Захочешь.

Саша:

Что же вы меня заставите?

Ведущий:

Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?

- Давайте поговорим. Как поступил Ваня и Коля? Почему они не правы? Прав ли Саша?   (Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем точки зрения.)

 - Права, обязанности и ответственность. Попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.

 Выясняется и обсуждается значение слова "право" — 1) совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, которые устанавливает и защищает государство; 2) охраняемая и узаконенная государством возможность что-то делать, осуществлять. Ученики называют права, которые должны, на их взгляд, иметь все дети, живущие на планете Земля. Учитель обобщает и дополняет высказывания ребят:

— Главнейшее право каждого человека — право на жизнь.

К сожалению, право на жизнь соблюдалось не всегда. Например, в древней Спарте, когда в семье рождался больной и слабый ребенок, его сбрасывали со скалы в пропасть. В Европе родители, которым дети были в тягость, отдавали их бедным людям вместе с деньгами на содержание. В России же, наоборот, многие бедные семьи своих маленьких детей подбрасывали добрым людям. Сегодня право детей на жизнь утверждено Конвенцией о правах ребенка.  

   Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

 К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

 Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

 «Права ребенка» с обсуждением. 

Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение) 

Право на жизнь

 Право на имя при рождении

 Право на медицинскую помощь

 Право на образование

 Право на отдых и досуг

 Право иметь имущество

 Право свободно выражать свои взгляды

 Право на свободное перемещение

 Право на заботу и воспитание родителями

  Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

 Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».

Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

Обязанности ребёнка.

  Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

 Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности. - Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

- А у вашего папы?

- У кого больше всего обязанностей?

- А какие обязанности существуют у учеников?

- А откуда вы это знаете? (Устав школы)

- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!

- А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:

     Уважать права, честь и достоинство всех участников;

     Прилежно учиться;

     Иметь аккуратный вид;

    Соблюдать правила техники безопасности;

    Беречь школьное здание, оборудование;

    Придерживаться общепринятых правил поведения;

Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы. 

 Анализ ситуаций:

1.Ира: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Настя: Ира, не имеешь права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.

Кто прав?

2.Ваня: Дима, ты уже который понедельник не готов к уроку по литературе!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

Ребята, давайте проведем нашу встречу в форме небольшого состязания. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать жетоны. В конце нашего мероприятия мы подведем итоги и выясним, кто из вас лучше ориентируется в понятии «Конституция»

Итак, начинаем!

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит  закону, говорим: «Нет!».

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?– Нет!

– Защищён ли человек законом?– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?  – Да!

2.  Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

Задание 1.  Сказка В.ГАРШИНА  «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие? ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак? ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства  личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА».  Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал? ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ».  Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».  Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?  ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

 

 «Моя родина -Россия»

ВОПРОСЫ:

  • Что такое символ? (условный знак, обозначение).
  • Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).
  • Что такое герб? (эмблема государства).
  • Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).
  • Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).
  • Где можно увидеть флаг? (на кораблях, правительственных зданиях и т. д.).
  • Что такое гимн? (торжественная песня).
  • Где его можно услышать? (на соревнованиях, встречах президентов и т.д.).
  • Символом чего является белый цвет флага? (мир, чистота, благородство. Этот цвет говорит о миролюбии нашей страны).
  • Символом чего является синий цвет флага? (вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей).
  • Символом чего является красный  цвет флага? (сила. Этот цвет обозначает цвет крови,пролитой за ее независимость).
  • Что означает слово «герб»? (вечность, единство всех народов).
  • Старинное русское название флага? (стяг).
  • Назовите растение – символ России . (береза).
  • Как называется основной закон России? (Конституция РФ).
  • Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).
  • Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).

Рефлексия.

Пока подводим итоги, я ребята прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно нарисовать ладонь и написать на каждом пальце, что понравилось или не понравилось, а на ладони – свои пожелания.

А напоследок, хочется сказать,

Что Родина - это как вторая мать.

Ее не выбирают и не губят,

А просто берегут и любят.

Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом, будьте патриотами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему "Что мы знаем о Конституции?"

Обращение к этой теме имеет огромное значение для подрастающего поколения и способствует формированию уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам по...

Конспект внеклассного мероприятия на тему: «Законы распространения наркомании» для учащихся 7-9 классов

Во время этого мероприятия учащиеся познакомятся с факторами риска и механизмами распространения наркомании, обсудят причины потребления наркотиков подростками и негативные последствия их уп...

Внеклассное мероприятие "Хочу все знать о Конституции" (с фотоотчетом)

Внеклассное мероприятие "Хочу все знать о Конституции". 7 класс...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Игра по станциям «Знатоки Конституции РФ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методическая разработка внеклассного мероприятияИгра по станциям «Знатоки Конституции РФ» Цельформирование у школьников российской гражданской идентичности посредством ...

Внеклассное мероприятие на тему : « Конституция РФ»

Внеклассное мероприятие для 8-9 классов...

Внеклассное мероприятие по обществознанию, посвященное Дню Конституции

Интеллектуальная игра-викторина для студентов первого курса...

Внеклассное мероприятие на тему: 150 лет - Периодической таблице и Периодическому закону Д.И. Менделеева

Внеклассное мероприятие на тему: 150 лет - Периодической таблице и Периодическому закону Д.И. Менделеева...