ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО «НОВОТОМНИКОВО – МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» В СТИЛЕ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Лосева Наталья Николаевна

Методическая разработка «Декоративное панно «Новотомниково – моя малая Родина» в стиле городецкой росписи» подготовлена на основе многолетнего опыта работы с детьми в учреждении дополнительного образования Новотомниковская школа искусств в объединении «Роспись по дереву».

Методическая разработка направлена на развитие познавательного интереса к истории своего родного края, приобщение детей и подростков к сокровищам региональной художественной культуры, освоение историко-культурного наследия родного края, нравственное воспитание на основе народной этики и эстетики.

Данная методическая разработка ориентирована на обучающихся среднего и старшего школьного возраста и может быть использована на интегрированных занятиях в средней школе и учреждениях дополнительного образования детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekorativoe_panno.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОТОМНИКОВСКАЯ    ШКОЛА    ИСКУССТВ»

Методическая разработка

ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО «НОВОТОМНИКОВО – МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

В СТИЛЕ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ

Разработала

Педагог дополнительного образования

Лосева Наталья Николаевна

Новотомниково  2017 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация …………………………………………………………………

Пояснительная записка …………………………………………………..

Заключение ……………………………………………………………….

Список литературы ………………………………………………………

Приложения………………………………………………………………

3

4

6

7

8

АННОТАЦИЯ

Методическая разработка «Декоративное панно «Новотомниково – моя малая Родина» в стиле городецкой росписи» подготовлена на основе многолетнего опыта работы с детьми в учреждении дополнительного образования Новотомниковская школа искусств в объединении «Роспись по дереву».

Методическая разработка направлена на развитие познавательного интереса к истории своего родного края, приобщение детей и подростков к сокровищам региональной художественной культуры, освоение историко-культурного наследия родного края, нравственное воспитание на основе народной этики и эстетики.

Данная методическая разработка ориентирована на обучающихся среднего и старшего школьного возраста и может быть использована на интегрированных занятиях в средней школе и учреждениях дополнительного образования детей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы, когда остро встал вопрос о формировании национального самосознания, большое внимание стали уделять национально-культурному мировоззрению, образованию и воспитанию.

Народное искусство воздействует на формирование нашей духовной культуры и сегодня задачи возрождения и совершенствования традиционных художественных промыслов приобретают особую актуальность. Обращение к истокам национальной культуры, к памятникам народного декоративно-прикладного творчества формирует важные качества личности школьника, связанные c национальным самосознанием- чувством своей причастности к своему народу, к его истории и культуре.

Объединение «Роспись по дереву» в Новотомниковской школе искусств работает по программе «Русская народная живопись».

В программе третьего года обучения имеются разделы «Роспись готового изделия». Дети выполняют большую коллективную работу- декоративное панно в стиле городецкой росписи. Работа проходит в несколько этапов:

I. Экскурсия по архитектурно-парковому ансамблю графа И.И.Воронцова -Дашкова в селе Новотомниково  (Приложение 1)

II. Выполнение эскизов - архитектура усадьбы (Приложение 2)

III. Роспись декоративного панно «Новотомниково - моя малая Родина»: (Приложение 3)

  1. Подготовка деревянной поверхности (грунтовка и тонирование)
  2. Линейный рисунок
  3. Подмалевок
  4. Оживка
  5. Покрытие лаком

В настоящее время единственным полностью сохранившимся в Тамбовской области памятником дворянской усадебной архитектуры является бывшее имение графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова в селе Новотомниково  Моршанского района. Это уникальный уголок русской земли, где уцелели не только усадебные и хозяйственные постройки, но и действующий конезавод, барский парк с каскадом прудов, великолепная церковь, жилые и хозяйственные строения крестьян, да и весь ландшафт местности сохраняет еще аромат прежней, давно ушедшей от нас жизни.

На экскурсии  дети знакомятся с жизнью родного села во второй половине XIX –  начале XX веков, с яркой личностью графа И.И.Воронцова-Дашкова, с архитектурой усадьбы, с работой архитектора Н. В. Султанова, с экономикой имения. Дети выполняют наброски карандашом.

Затем в школе искусств дети выполняют эскизы «Благовещенский храм», «Дом графа», «Конюшни и лошади», «Въездные ворота», «Графский парк». Дети составляют многоярусные композиции, проходит коллективное обсуждение каждой работы и выбирается наиболее удачная композиция. В результате подробного обсуждения закрепляются знания о выразительности цвета, о способности выражать свое отношение к изображаемому, у детей развивается художественное мышление.

 Следующий этап-роспись панно.

Декоративное панно имеет вытянутую по вертикали форму.

Работа начинается с  подготовки деревянной поверхности к росписи.

Лист многослойной  фанеры шлифуют наждачной бумагой, грунтуют крахмальным клейстером, тонируют, выполняют линейный рисунок.

Центр композиции- Благовещенский храм. Дальний план- дом графа, всадники. Ближний план- фигуры людей в праздничной и обрядовой одежде.

Сюжетную композицию украшают гирлянды городецких цветов- розаны и купавки. Сюжетная роспись-это одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Роспись выполняют гуашевыми красками с добавлением небольшого количества клея ПВА. Хорошо просушенное изделие покрывают масляным лаком ПФ-283.

Занимаясь в объединении «Роспись по дереву» обучающиеся имеют возможность развивать свои навыки и умения, творческие и интелектуальные способности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Востребованность данной разработки состоит в том, что дети, изучая историко-культурное наследие родного края, прикасаются к памятникам архитектуры, участвуют в создании текстов экскурсии, выполняют сюжетные композиции, сохраняя традиции народных мастеров.

После занятий по данной методической разработке наблюдается активизация интереса к изучению истории своей малой Родины, понимание важности сохранения памятников истории, архитектуры.  Дети проявляют свое отношение к изображаемому, выражают свои чувства уважения к прошлому своего народа.

                               СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Соколова М.С.  Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов. М.; Гуманит. из. центра  Владос, 2005 .-303с
  2. Возвращение к истокам. Народное  искусство и детское творчество. Под ред Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. М; Гуманит. из. центра  Владос. 2000.-272 с.  
  3. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 1-2 классы.Учебник для общеобразовательных уч. заведений.- М; Дрофа –1995- 240 с.
  4. Никологорская О. Волшебные сказки. Книга для детей и родителей. Основы художественного ремесла. М; «АСТ-ПРЕСС»- 1997- 96 ст.
  5. Цвет и линия. Практическое руководство по рисунку и живописи.  Аксенов Ю, Левидова М. 1. выпуск. М. «Советский художник». 1976.
  6. Ботова С.И, Приставкина Т.А. Рябчиков А. В. Рукотворная краса земли Белгородской. Учебно- методическое пособие часть 1. Методич. Худ.- дидак. Материал. Белгород 2000.
  7. Ботова С.И, Приставкина Т.А. Рябчиков А. В. Рукотворная краса земли Белгородской. Учебно- методическое пособие часть 2. Методич. Худ.- дидак. Материал. Белгород 2000.
  8. Романова А.Ф. Нестандартные уроки. Народные промыслы России. Волгоград. «Учитель» 2003.
  9. Новотомниково/ науч. ред. Ю.А.Мизис. – Воронеж. – Центр духовного возрождения Черноземного края. 2002. – 160 с.
  10.  Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Составители А.Г.Александрова, Н.В.Капустина. Издательство «Учитель» Волгоград 2006.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cказочные узоры городецкой росписи

Фотографии в альбоме «2.Cказочные узоры» zhital на Яндекс.Фотках...

Открытый урок по декоративно-прикладной композиции с применением ИКТ "Декоративное панно для украшения интерьера"

Цели урока - знакомство с новым видом росписи по ткани, некоторыми творческими технологиями быстрого декорирования, вспомнить и закрепить полученные ранее знания о цветоведении и композции...

Кухонный набор в стиле городецкой росписи

Прект выполнил ученик 8 класса Васильев МаксимПроект "Кухонный набор в стиле городецкой росписи"...

Открытое занятия: Использование изображения птиц в различных видах декоративно - прикладного искусства. Выполнение мотива городецкой росписи «петушок».

Ознакомление обучающихся с вариантами изображения птиц в различных видах декоративно - прикладного искусства, изучение кистевых приемов росписи....

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Индивидуальный методический проект для уроков по изучению народных промыслов: " Новогодняя открытка в стиле городецкой росписи".

Выполненный проект представляет собой наглядное пособие, позволяющее повысить интерес школьников к изучению одного из традиционных художественных русских промыслов-городецкой росписи и мотивировать уч...

Конспект интегрированного урока «Растения и их декоративное изображение на рисунках по мотивам городецкой росписи «Птица счастья»".

Цели урока: повторить и обобщить знания о многообразии растений, определить значение растений в природе и жизни человека, смоделировать птицу счастья, используя символы цвета и растений.Задачи:Образов...