«Диагностика результативности реализации дополнительной образовательной (общеразвивающей) программы»
методическая разработка

Цой Наталья Борисовна

Цель: ориентирование педагогов дополнительного образования в методиках оценки различных видов результатов дополнительного образования (индивидуальных: предметных, метапредметных, личностных).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Диагностика результативности реализации дополнительной образовательной (общеразвивающей) программы»

Цель: ориентирование педагогов дополнительного образования в методиках оценки различных видов результатов дополнительного образования (индивидуальных: предметных, метапредметных, личностных).

В современном образовании система оценки индивидуальных результатов претерпела значительные изменения.

В педагогической теории, методики нормативной практике разработки образовательных стандартов были обозначены различия между предметными, метапредметными и личностными результатами.

Получил распространение компетентностный подход, предполагающий качественную оценку достигаемых результатов, ориентацию на достижение педагогических эффектов использования образовательного опыта для решения жизненных проблем в различных областях деятельности.

В то же время во всех системах образования, включая дополнительное, в настоящее время сохраняется и традиционная система оценивания знаний, умений, навыков.

Классификация образовательных результатов.

Образовательный результат

Характеристика

Предметные результаты

Знания, умения, навыки, опыт решения проблем творческой деятельности, система ценностей, усвоенных в рамках изучения отдельной программы

Метапредметные (надпредметные) результаты

Освоенные на базе одной программы способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Личностные результаты

Индивидуальные достижения в освоении программы определенной направленности, ценности и мотивы образовательной деятельности, самооценка образовательного опыта, в том числе уровня образованности (функциональной грамотности, допрофессиональной и общекультурной компетентности), готовности к решению социально и личностно значимых проблем.

Методика оценки предметных результатов освоения ДООП.

Разрабатывая программы оценки индивидуальных образовательных результатов необходимо ориентироваться на получение информации о том, «что именно может сделать ученик, успешно освоивший ту или иную область деятельности, какие познавательные, предметные и метапредметные умения у него при этом формируются»

Для разработки методик оценки предметных результатов освоения ДООП рекомендуется использовать конструктор предметных заданий. Его использование позволит учесть современные требования к проектированию программ оценки предметных результатов.

Конструктор предметных заданий (Е.И. Казакова)

Элемент описания результата

Критерий достижений

Форма представления результата

Категории, понятия

Учащийся может дать определения ключевых понятий образовательной деятельности (на репродуктивном или продуктивном уровне)

Тест (закрытый, открытый)

Законы и правила

Учащийся может сформулировать закон (правила), определить область его применения;

назвать следствия, полученные на основе закона (правила)

Тест (закрытый, открытый)

Методы решения задач

Учащийся может решить задачу (выполнить задание):

-на репродуктивном уровне (связанную с освоением алгоритма; решение по образцу);

-на творческом уровне (решение в условиях частичной или полной неопределенности: условия, метода, области применения и т.д.)

Задания по образцу;

Задания творческие;

Проект

Культурологический компонент

Учащийся знает основные факты, связанные с историей предметной области

Тест (закрытый, открытый)

Проблемы, гипотезы

Учащийся может сформулировать проблемы и гипотезы находящиеся в центре внимания современной науки, культуры

Тест (закрытый, открытый)

Специфичность оценки предметных результатов в ДООП определяется: содержанием, составом учащихся, имеющимися ресурсами (материально-техническими, методическими, кадровыми)

Пример разработанной методики оценки предметных результатов освоения ДООП художественно-эстетической направленности (изобразительное искусство).

Критерии оценки работ учащихся:

  1. Самостоятельность в работе:
  • Самостоятельное выполнение работы (от выбора сюжета до исполнения);
  • Выполнение работы с помощью педагога.
  1. Трудоёмкость:
  • прорисовка мелких деталей;
  • выполнение сложных элементов;
  • размер работы.
  1. Цветовое решение:
  • Гармоничность цветовой гаммы;
  • Интересное, необычное цветовое решение, богатство сближенных оттенков;
  • Неудачное решение, цвета теряются, сливаются.
  1. Креативность:
  • содержание рисунка: оригинальное, нереальное, фантастическое наивное, непосредственное, неожиданное;
  • особенности изображения: сложность в передаче формы, многоплановость, узнаваемость предметов и образов, оригинальность изображения, яркое выразительное раскрытие образа;
  • композиционное решение: заполнение листа, зоркость, наблюдательность ребенка и владение изобразительными навыками;
  • работа выполнена по своему замыслу, эскизу.
  1. Качество исполнения:
  • изделие аккуратное, выполнено с использованием технологии;
  • изделие содержит небольшие дефекты;
  • изделие содержит грубые дефекты.
  1. Оригинальность работы:
  • оригинальность темы;
  • использование различных техник;
  • вариативность, образность.

Методика оценки метапредметных результатов освоения ДООП.

Сложность оценки метапредметных результатов в самом определении этих умений. Целесообразно на уровне учреждения определить состав умений, на формирование которых потенциально могут быть направлены ДООП различной направленности.

Примерный список (согласованных между педагогами) метапредметных умений учреждения дополнительного образования:

  1. самостоятельно или при консультационной поддержке педагога извлекать и структурировать информацию из различных источников;
  2. ориентироваться в правах и обязанностях, как члена коллектива;
  3. выполнять задания по инструкции педагога;
  4. руководить группой при выполнении учебной, творческой задачи;
  5. участвовать в групповой работе в качестве исполнителя;
  6. использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения самостоятельней работы;
  7. представлять продукты творческой деятельности на выставке, конкурсе и т д.
  8. оценивать достоинства и недостатки собственной работы;
  9. выступать с результатами своих работ и анализировать работы своих товарищей;
  10. отбирать материалы и инструменты для творческой работы;
  11. оформлять результаты свой деятельности;
  12. работать в различных группах (макро-микро);
  13. владеть разнообразными средствами творческой работы;
  14. владеть навыками безопасности при работе с инструментами, материалами, механизмами;

Формы оценки метапредметных результатов освоения ДООП:

Педагогическое наблюдение - метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных. Оно не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают.

Анкетирование- метод сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. (Методика «Профиль умений»).

Проверочные задания: тесты, ситуационные задачи, практические самостоятельные задания; участие в выставках и конкурсах, участие в концертной программе и  соревнованиях и т.д.

Методика оценки личностных результатов освоения ДООП.

Список показателей личностных качеств обучающегося и его оценка.

Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Кол-во баллов

Терпение

способность переносить (выдержать) известные нагрузки в течении определённого времени

Терпения хватает меньше чем на ½ занятия.

Терпения хватает больше чем на ½ занятия.

Терпения хватает на все занятие.

0-10

Воля

способность активно побуждать себя к практическим действиям

Волевые усилия ребёнка побуждаются извне.

Иногда – самим ребёнком.

Всегда – самим ребёнком

0-10

Самоконроль

умение контролировать свои поступки(приводить к должному свои действия)

Ребёнок постоянно находится под воздействием контроля из вне.

Периодически контролирует себя сам.

Постоянно контролирует себя сам.

0-10

Самооценка

способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

завышенная

заниженная

нормальная

0-10

Интерес к занятиям в детском объединении

осознанное участие ребёнка в освоении ДООП

Интерес к занятиям продиктован ребёнку из вне.

Интерес периодически поддерживается самим ребёнком.

Интерес постоянно поддерживается ребёнком самостоятельно.

0-10

Конфликтность (отношение ребёнка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)

способность занять определённую позицию в конфликтной ситуации.

Периодически провоцирует конфликты.

Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать.

Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты.

0-10

Тип сотрудничества (отношение ребёнка к общим делам детского объединения)

умение воспринимать общие дела как свои собственные

Избегает участия в общих делах.

Участвует при побуждении из вне.

Инициативен  в общих делах.

0-10

Уровни: низкий - 5-30; средний – 31-40; высокий – 41-60.

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, помогает детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе и повышает самооценку самого обучающегося.

Методика «Портфолио»

(«Портфель»)

Одной из современных форм оценивания достижений и компетентности, в том числе творческих успехов обучающегося является формирование «портфеля» (Portfolio). Ведение портфолио развивает у обучающихся навыки рефлексивной деятельности (способность анализировать собственную деятельность, совершенствовать ее, проявлять инициативу для достижения успехов). Содержание и способы оформления «портфеля» могут быть самыми разнообразными – от полного собрания всех работ до альбома высших достижений.

В настоящее время выделяют следующие типы портфолио:

  • Портфолио документов - наиболее распространенная форма, которая представляет собой файловую папку с разнообразной информацией о приобретенном обучающимся за определенный промежуток времени опыте успешной работы по образовательной программе. В перечень документов входят грамоты, дипломы, письма-отзывы, сертификаты об участии в различных мероприятиях.
  • Портфолио работ отражает усилия, прогресс и достижения, обучающихся по определенному направлению деятельности. Это собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описание форм и направлений его творческой активности – участие в конкурсах, наличие достижений и т.д.
  • Портфолио отзывов включает в себя заметки педагога по поводу работ, оценки за выполненные задания с характеристиками и объяснениями, а также письменный анализ самого обучающегося своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлено в виде текстов заключений, отзывов, резюме.

Наиболее целесообразным представляется комплексный вариант портфолио, включающий в себя раздел документов, раздел работ и раздел отзывов.

Нет четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в портфолио. Этот вопрос решается конкретным педагогом, группой педагогов или методическим объединением.

Портфолио представляет собой папку с файловыми вкладышами и может включать в себя следующие разделы.

1. Общие данные о личности

  • Творчески оформленный титульный лист, отражающий интересы и личность ребенка;
  • Самопрезентация, резюме или автобиография;
  • Карта краткосрочных или долгосрочных планов обучения.
  1. Официальные документы: грамоты, сертификаты, благодарственные письма и т.д., подтверждающие участие ребенка на конкурсах и мероприятиях, проводимых по линии системы дополнительного образования. В портфолио могут вкладываться копии документов, их перечень оформляется в таблице.
  2. Творческие работы. Данный раздел предполагает краткое описание конкретных работ.
  3. Отзывы и рекомендации: заключения педагога о качестве выполненной работы, оценка ребенком собственных достижений.
  1. Резюме: представление себя;
  2. Самостоятельные работы: собрание текущих самостоятельных, контрольных и зачетных работ, эссе на разные темы, дискуссионные очерки, проекты;
  3. Заполненные обучающимися анкеты (об отношении к какой-либо теме, об их мнениях и т.д.);
  4. Письмо педагогу, связанное с содержанием портфолио;
  5. Компьютерные программы;
  6. Видеофрагменты;
  7. «Это интересно»: проблемные вопросы, тезисы и высказывания по актуальным проблемам изучаемой дисциплины;
  8. «Цитаты»: высказывания великих людей об изучаемой области;
  9. «Голоса»: вырезки и ксерокопии статей из журналов, газет, книг по проблемам изучаемой дисциплины;
  10. «Полезные советы», которые могут пригодиться в будущем;
  11. «Графический организатор»: планы, алгоритмы и модели выполнения заданий, написания различных творческих работ;
  12. «Библиография»: прочитанные издания по изучаемой дисциплине с краткой аннотацией каждого издания;
  13. «Справочник»: необходимые телефоны, имена, даты;
  14. «Самооценка» портфолио самим педагогом.

Литература:

Оценка результатов дополнительного образования детей/авт.-сост. Н.Ю. Конасова. – Волгоград: Учитель. – 121с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ "Методики выявления результативности реализации дополнительных образовательных программ"

Характеристика современного состояния системы педагогической диагностики.Анализ и обобщение литературных источников. Результаты аналитической деятельности.Схема организации педагогической диагнос...

Семинар-практикум «Диагностика развития УУД в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы»

Презентация к семинару-практикуму. Определение эффективных методов и средств диагностики результатов освоения образовательной программы....

Результативность реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Результативность реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Волшебная радуга"...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

Результативность и качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Результативность и качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы«Театр, дети, творчество»Срок реализации – 3 годаВозраст детей – 8-12 лет...

Сведения о качестве реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественно-научной направленности «Земля – наш общий дом» в наглядных формах представления анализа результативности

Сведения о качестве реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программыестественно-научной направленности«Земля – наш общий дом»в наглядных формах представления а...