Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников "Звуки [З], [З']. Буква З."
план-конспект

Конспект занятия подготовки к школе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО Дом культуры учащейся молодежи Краснодарского края

ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Подготовка к школе

«Кружат снежинки знаний»

Возраст обучающихся 6-7 лет

Группа 1

Педагог Скачкова Л.В.

КРАСНОДАР-2020


Тема занятия: Буква З,з. Звук [З], [З’].

Цель: Изучить букву З,з, звук [З], [З’],

            научиться писать букву и читать звук.

Задачи:

   Образовательные: 

  • Познакомить детей с буквой З и тем, что она обозначает звуки «з» и «зь»;
  • закреплять умение проводить звуковой анализ слова «Зима»  с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;
  • учить читать слоги  с буквой З;
  • закреплять умение у детей  производить словообразование;
  • закреплять умение определять  место звука в слове.
  • развивать графические навыки

 Развивающие:

  • развитие фонематического восприятия;
  • обогащение опыта чтения;  
  • развитие внимания, мышления и памяти;
  • развитие зрительного восприятия буквы;
  • тренировка чтения по слогам;
  • развитие тонкой моторики.

 Воспитательные:

  • воспитание положительного отношения к занятиям;  
  • воспитание контроля за собственной речью;
  • формирование навыков сотрудничества,
  • умения слышать собеседника.

Оборудование:

  • предметные картинки со звуком [з] и без него (глаза, арбуз, гвоздь)
  • схемы для определения позиции звука в словах,
  • тетради,
  • карандаши,
  • карточки для индивидуальной работы.

Ход занятия

1. Сообщение темы. Изучение нового материала.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки и сказать, на какой звук начинаются слова – отгадки:

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла...

                            (Зима)

Вот уж месяц снег идёт,

Скоро встретим Новый год,

В снежной спячке вся природа.

Подскажи мне время года.

                             (Зима)

От лисички тот зверек

Убегает наутек.

Ну—ка, угадай—ка!

Это белый …
                             (Зайчик)

Зверь ушастый, летом серый,

А зимою снежно-белый.

Я его не испугался,

Целый час на ним гонялся…
                           
(Зайчик)


У этой лошадки

одежка в полоску,

похожа одежка ее

на матроску.

                             (Зебра)

Он на гриб большой похож,

в дождик с ни не пропадешь.

                             (Зонт)

Дети определяют, что первый звук в этих словах [з](правильно).

Сегодня мы познакомимся со звуком [з] и научимся его четко произносить.

2. Работа со звуками.

Произношение звука [з]. Характеристика артикуляции звука [з]:

Звук [з] - согласный, твердый, звонкий, мы будем его обозначать на схемах синим цветом, он будет жить в синем домике.

Игра «Снежный ком»

Дети по очереди называют слово, которое начинается на букву З, говоря слово предыдущего участника. Таким образом слова накапливаются.

- зима

- зонт

- заяц

- звонок

- змея

- звери

- зуб

-замок

3. Развитие фонематического слуха.

Игра «Снеговик»

На доске нарисованы снеговики со слогами, начинающимися на букву З

  • За                      
  • Зу
  • Зи
  • Зы
  • Зо
  • Зе

Дети читают их.

4. Подвижная игра «Зайка».

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.

5. Произнесение звука [з] в словах.

Скажите слова наоборот. Детям предлагается назвать слова, противоположные по смыслу, чтобы в них был звук [з].

Больной-здоровый

Летний-зимний

Беззубый-зубастый

Хорошо справились с заданием.

6. Пальчиковая гимнастика.

Игра «Дружные пальчики».

   Этот пальчик маленький,

   Мизинчик удаленький.

   Безымянный – кольцо носит,

   Никогда его не бросит.

   Ну, а этот – средний, длинный,

   Он как раз посередине

   Этот указательный,

   Пальчик замечательный.

   Большой палец, хоть не длинный,

   Среди братьев самый сильный.

   Пальчики не ссорятся

  Вместе дело спорится.

( По ходу стихотворения пальцы сжаты в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры пальцы снова сжимаются в кулак.)

7. Развитие связной речи.

Закончи предложение словами на звук [з]:

Принцесса живет в красивом ____ (замке)

В лесу живет серый ___ (зайчик)

Если на улице идет дождь, то надо взять___ (зонт).

Врач вырывает _____(зуб)

8. Игра «сосчитай до пяти»

Один заяц, зва зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев

Одна змея….,

Один зонт….,

Одна зебра….

9. Обучение элементам грамоты.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. Сегодня мы познакомимся с графическим изображением звука [з] на письме – с буквой З. Из каких элементов состоит буква З (из двух полуовалов).

Рефлексия: С какой буквой мы сегодня познакомились?  

Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

конспект занятия по обучению грамоте (звук и буква Й)

конспект занятия по обучению грамоте  для детей 6-7 лет...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуки [Х], [Х\'], буква Х. "Слияние", "Вне слияния"

Конспект занятия по развитию навыков звукового анализа и синтеза с элементами обучения грамоте. Тема «Звуки [Х], [Х’], буква Х». Знакомство с терминами «Слияние», «Вне слияния»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей с ОНР. Тема: "Звук и буква С"

Занятие направлено на знакомство  со звуком и буквой "С", на автоматизацию звука с словах, словосочетаниях и предложениях . Для поддержания интереса к материалу использовались словесные и дидакти...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОНР. Тема"Звук и буква С"

Коррекционно-образовательные задачи:- научить детей характеризовать звук [C] по акустическим и артикуляционным признакам;- закрепить навык правильной артикуляции звука [C];- учить обозначать звуки бук...