Занятие "А.С. Пушкин - Молитва Господня"
план-конспект занятия (6 класс)

Марина Байшева

Молитва Господня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiepushkin_molitva_gospodnya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: Подвести учащихся к осознанию того, что это стихотворение Пушкина является отражением его православного мировоззрения, глубокой веры, к которой поэт пришел в зрелые годы жизни.

Оборудование:

  1. Выставка "А.С. Пушкин. Путь к православию".
  2. Толковый словарь православных терминов. (один на парту).
  3. "Молитва Господня" на церковно-славянском языке и стихотворение Пушкина "Молитва Господня" (на каждого учащегося и плакат на доске).
  4. Евангелие (одно на каждую парту).
  5. Аудиокассета с песнопениями "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас…" и "Отче наш".
  6. Видео сюжет "Богоявленский храм в Елохове", где крестили новорожденного Пушкина.
  7. Отдельно оформляется "Письменный стол в рабочем кабинете А.С. Пушкина", на котором можно расположить:

А) Библию старинную на церковно-славянском языке;

Б) Жития святых (собрание сочинений);

В) Молитвослов;

Г) Икону Святого благоверного князя Александра Невского с возожженной лампадкой около нее.

(Урок рассчитан на 40 мин., вести его надо в высоком темпе, хорошо продумать все этапы урока и тщательно подготовиться. Можно провести и спаренный урок).

 К уроку заранее несколько учащихся с помощью учителя готовят следующие задания:

  1. Рассказ ученика "Правила чтения на церковно-славянском языке" (в нашем случае это был ученик, посещающий Воскресную школу при Свято-Успенском храме в нашем городе; текст его сообщения – в конспекте урока);
  2. Исполнение молитвы "Отче наш" группой девочек в том виде, как она поется во время Божественной Литургии. Девочки должны быть одеты одинаково: в черные длинные юбки, белые блузки, на голове – шарфики, т.е. вид у девочек должен быть, как у православных женщин во время Богослужения. Хорошо, если с ними предварительно позанимается специалист – регент церковного хора.
  3. Фортепианная музыка на стихотворение А.С. Пушкина "Зимний вечер". Исполняет ученица музыкальной школы.
  4. Декламирование стихотворений А.С. Пушкина "Зимний вечер" и "Ах, умолчу ль о мамушке моей…" учеником, исполняющим роль Пушкина на уроке.
  5. Ученица с красивым голосом в роли Арины Родионовны во время урока должна будет спеть "Колыбельную песню" (см. конспект).

Ход урока.

Выступление учителя: Сегодня урок мы посвящаем двум знаменательным датам, к встрече которых готовимся: 2000-летию христианства (в 2000 году) и 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина (в этом году). (урок проводился в 1999/2000 уч. году)

На уроках литературы в разделе "Духовная литература" (т.е. религиозная) мы знакомились с Библией и житиями Святых.

Вспомните, каких Святых? (Бориса и Глеба). Сегодня речь пойдет о влиянии духовной литературы (религиозной), в частности, Библии, на светскую литературу, на примере творчества такого известного всем поэта, каким является А.С. Пушкин.

Тема нашего урока: "Стихотворение А.С. Пушкина "Молитва Господня". Путь к Православию".

На партах у вас лежит листок с названием "Словарь православных терминов". У нас урок сегодня особый: мы будем говорить о духовном. Поэтому наряду с общеупотребительной лексикой нам придется использовать православные термины. Посмотрите на список слов и найдите объяснение двум словам, которые внесены в тему нашего урока, это слова "молитва" и "Православная Церковь". По ходу нашего урока мы еще будем обращаться к словарю, а пока просмотрите его внимательно.

Нельзя считать себя культурным человеком, если ты не читал Библию, не знаешь веры своих предков и современников. Вера праотцев является святынею духовной жизни каждой нации, все народы мира благоговейно чтут веру предков, видя в этом почитании свое самосохранение. Если мы не будем знать хотя бы ее основ, нам никогда не понять творчество многих наших русских писателей и поэтов, в том числе и творчество А.С. Пушкина.

У Пушкина есть малоизвестное стихотворение "Молитва Господня". Его стали включать в собрание сочинений Пушкина только в девяностые годы нашего века, т.е. совсем недавно. Вам повезло больше — т.к. в ваши учебники оно вошло сразу, как только ученые-литературоведы доказали: это стихотворение написано Пушкиным. Послушайте его. (Текст на парте)

Не напоминает ли это стихотворение вам что-то известное из духовной литературы? (Это "Молитва Господня", которую сам Господь прочитал ученикам, когда они спросили, как надо молиться. Об этом написано в Евангелии.) Давайте, мы вспомним, как это описывается в Евангелии от Луки (11гл., 1-4 стих). (Чтение).

Значит, Пушкин мог ее прочитать в Библии. Но надо помнить, что во времена Пушкина Библия еще не была переведена на современный литературный язык. Пушкин мог прочитать ее только на церковно-славянском языке. (Посмотрим в толковый словарь) Перед вами текст молитвы, написаний церковно-славянским языком. Теми самыми буквами, которые создали в Х веке святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий специально для того, чтобы перевести Библию с греческого языка на славянский.

Прочитать ее сразу нелегко. Попробуйте, мало у кого получится. Церковно-славянский язык имеет некоторые отличия от современного русского. Для разумения того, что мы читаем и слышим в храме, (поскольку до сих пор Богослужение в Православной Церкви идет нa церковно-славянском языке) нужно знать хотя бы некоторые правила. С ними вас познакомил ученик из нашего класса, который изучает церковно-славянский - Илья Котляренко. Он же и прочитает молитву на церковно-славянском языке. (Чтение).

Сообщение ученика: Любая церковная молитва — это обращение к Богу, Божьей Матери, Святым. Обращаясь к ним, мы зовем их на помощь. Поэтому в молитвах для обращения используется так называемый звательный падеж. В современном русском языке его нет, сохранились только его формы: "Господи" (а не Господь), "Боже" (а не Бог). В "Молитве Господней" это слово "Отче" (а не Отец).

Второе правило: некоторые слова в церковно-славянских текстах принято писать сокращенно. В таких случаях пропускается одна или несколько букв. А над словом ставится специальный знак — титло. В тексте молитвы вы можете найти и прочитать несколько слов под титлами, это следующие слова: Молитва Господня. Отче, небеса царствие, небеси. Евангелие.

Комментарий учителя: Подчеркните их.

Третье правило: читаются молитвы в соответствии с церковными правилами. Чтение не должно быть похоже на декламацию светских литературных произведений. В церковном чтении не должно быть театрального пафоса или личных эмоций. Читать надо громко, речитативом, то есть нараспев, выговаривая каждую букву. И самое главное, читать надо с благоговением. Послушайте чтение.

Комментарий учителя: Отличается оно от чтения стихотворения?

Вы еще должны знать, что в православной практике эта молитва чаще не рассказывается, а поется. Это самая известная молитва. Православные читают ее несколько раз в день (утром, в трудных обстоятельствах жизни, перед трапезой, в храме при Богослужении). Послушайте православное исполнение, (Девочки в одинаковых костюмах: длинной юбке, с покрытой шалью головой, как и полагается в храме женщинам, исполняют молитву "Отче наш".)

Учитель: Давайте сравним оба этих текста. Получается, что Пушкин явился первым переводчиком молитвы с церковно-славянского на современный ему (и нам) русский язык.

Начинаются оба текста с обращения к Отцу Небесному. А далее идут семь прошений к Нему (пронумерованы). Будем читать их поочередно (параллельно), сравнивая текст молитвы из Евангелия с текстом стихотворения.

С содержанием евангельской молитвы мы знакомились подробно, когда изучали главы из Нового Завета в разделе "Духовная литература", затруднение может вызвать только 5-е прошение. Слово "долги" — значит "грехи".

Учитель: Какой вывод мы можем сделать после сопоставительного анализа. (Пушкин почти неприкосновенным сохранил весь текст евангельской молитвы).

Учитель: Это о чем-нибудь говорит?

Вывод учителя после сообщения ученика: О том, что Пушкин с глубоким уважением относился к тексту евангельской молитвы. Свою гениальность он, конечно же. сознавал, но в сравнении с творцом — Отцом Небесным, он, Гений - ничтожный. как мы все. Не случайно при жизни поэт стихотворение не публиковал, проявив в этом такую христианскую православную добродетель, как смирение (запишем в словарике).

Учитель: Понятен ли вам смысл этого слова?

Ученик: Смирение — отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воле. Гордость — чрезмерно высокое мнение о себе.

Учитель: И все же мы говорим, что это стихотворение Пушкина, а не евангельский текст. Что внес Пушкин своего? (мог ли написать это стихотворение неверующий человек'? Мы чувствуем его глубокую веру, личное доверие и любовь к Небесному Отцу).

Откуда это у него? Да, мы знаем, что во времена Пушкина Закон Божий изучали в учебных заведениях. Но можно его изучать и даже знать, а сердце будет холодным к вере. Давайте проследим, где, когда, в какой момент сердца поэта коснулась вера?

Учитель: 26 мая 1799 года во всех храмах Православного нашего отечества звонили колокола. Русская Православная Церковь отмечала великий праздник- Вознесение Господне.

(включаем аудиокассету с колокольным звоном)

А в одном из московских дворов, где проживала дворянская семья Пушкиных в этот день был двойной праздник — по воле Божьей в мир пришел гений русской литературы А.С. Пушкин, заслуживающий колокольного звона. Через несколько дней, как и полагается по древним нашим православным традициям, новорожденного принесли в храм — крестить.

(видео сюжет "Богоявленский храм в Елохове", где крестили Пушкина).

Давайте представим, как под величественные своды этого храма на руках вносят крестные родители будущего великого поэта России.

(см. фотографию собора на выставке)

Он видит божественную красоту вокруг себя (не может быть, чтобы он не видел), слышит божественные песнопения~ (не может быть, чтобы не слышал!)

(аудиокассета с исполнением песнопения "Трисвятое")

Уж не здесь ли вместе с Таинством Святого Крещения произошло еще одно Таинство — Таинство рождения не только раба Божьего Александра, но и рождение великого российского Поэта. Ведь поэтические способности Пушкин мог унаследовать от родителей, а гениальный поэтический дар мог получить только от Бога.

В раннем детстве Пушкина два человека оставили след в его душе. Его духовное развитие началось под благотворным влиянием родной бабушки Марии Алексеевны Ганнибал. В той комнате, где Сашу укладывали спать, она, встав на колени, пламенно молилась перед иконами с лампадкой. На мальчика это производило сильное впечатление.

А как вы думаете, кто был вторым человеком? (Няня)

В дворянских семьях было принято воспитание маленьких детей перепоручать няням. Один из современников Пушкина говорил: "Вовсе не университеты вырастили доброго русского человека, а добрые безграмотные няни!" Как справедливо это на примере Пушкина. 0 няне его мы знаем стихи. Даже многие композиторы по мотивам его стихотворений писали музыку. Сейчас прозвучит музыка. Подумайте, какое стихотворение Пушкина о няне переложил на музыку композитор? A исполняет его …

"Зимний вечер".

А теперь послушайте само это стихотворение (в исполнении В. Кононенко).

Давайте тихонечко заглянем в детскую маленького Пушкина. У его кроватки сидит с вязанием Арина Родионовна и поет ему колыбельную песню, каких знала немало. Может быть, вот эту? (Девочка поет в костюме няни)

Стала Божья Мати

Сына колыхати:

"Спи, мое чадо,

Матери награда!

Спи, мое моление,

Мира исцеление.

Спи, Сыне Божий,

Нет Тебя дороже!"

Учитель: Будучи глубоко верующей, как и все простые люди из народа того времени, именно она посеяла в душе Пушкина первые зерна православной веры. Когда же они взрастут? Может быть, стихотворение Пушкина "Молитва" и есть те ростки?

Бывало, обидит его кто-нибудь, я он бежит не к отцу с матерью, а к доброй своей няне. Та успокоит его, приласкает, посадит на колени и начнет сказку сказывать. Много лет спустя он так будет об этом вспоминать (читает ученик, исполняющий роль Пушкина):

Ах, умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет...

Нежную привязанность и любовь друг к другу они сохраняли всю жизнь. Чудом сохранилось письмо Арины Родионовны к Пушкину. Оно все - свидетельство веры и любви к Богу и к воспитаннику своему (читает ученица):

"...Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вac... Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю...

Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила...

Я, слава Богу, здорова. Целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна."

Учитель: Жалко, что маленьким ребенок не может быть всю жизнь. Детство проходит быстро, и вот уже воспитанием Александра Пушкина занимаются гувернеры и гувернантки, часто нерусского происхождения и сомнительной нравственности. Чему могли научить они будущего поэта? Увы, мало чему хорошему? Разве что французской речи, которую он усвоил гораздо лучше, чем родную речь.

Увы, слишком поздно он осознает недостатки своего воспитания и назовет его "проклятым". Много, очень много наделает он в жизни своей взрослой ошибок, отойдет от веры, напишет много произведений, которых потом будет стыдиться (читает):

И с отвращением, читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю

И горько жалуюсь, и горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю...

Учитель: Каждому человеку свойственно ошибаться и заблуждаться. Но далеко не каждый себя осуждает за свои грехи, кается в них. Пушкину же хорошо знакомо чувство греховности, т.е. то настроение, когда человек говорит о себе: "Пусть я не властен не согрешать, но мне горько (больно) и стыдно, что я так далек от совершенства". Это чувство характерно для православного человека. Но это к нему пришло в зрелости. А в молодые годы за вольнодумство и безбожные стихи царь отправил его в ссылку. В Михайловское, где доживала свой век добрая его няня.

Здесь, в Михайловском что-то происходит с Пушкиным. Давайте заглянем в рабочий кабинет Пушкина и посмотрим на его рабочий стол. Вместо авантюрных романов, которыми оп увлекался — жития Святых. Откуда?

Оказывается, недалеко от Михайловского находился Святогорский монастырь, в нем была богатая 6иблиогека духовной литературы. Она привлекает Пушкина, но не как профессионала. Это интерес души и сердца. Чтение житий становится любимым чтением. Он начинает отмечать День своего Ангела — духовного своего покровителя — национального русского героя и князя А. Невского, и в его комнате появляется икона с его изображением. (Демонстрация иконы)

Настольною становится и Библия. Он не только читает, но и изучает. Его друг Вяземский: "...поэт находил неистощимое наслаждение в чтении Евангелия, и многие священные тексты заучивал наизусть".

Он часто стал наведываться в Святогорский монастырь, посещать литургию, причащаться. Кто знает, может быть, во время одной такой службы (будучи пораженным красотой православного Богослужения), у него в душе родилось это стихотворение?

(аудиокассета: "Отче наш").

Вывод учителя: Вот так в Михайловском Пушкин  вернулся к тому, с чего начал свою жизнь - к вере Православной. Няня с ее незыблемой верой, Святогорский монастырь, богомольцы, чтение Библии и житий — все просветлило душу поэта, здесь произошла с ним таинственная перемена — возвращение к корням своим.

Своей кончиной он доказал, что чувства его к Небесному Отцу глубоки и искренни. Перед смертью он призвал священника, исповедался, причастился. Последние слова его перед смертью были: "Прошу не мстить за смерть мою. Хочу умереть христианином".

Похоронить себя он завещал в Святогорском монастыре. Завещание поэта было выполнено: его отпели и похоронили там, где он просил. Каждый год, в день его рождения — в июне, собираются у его могилы тысячи людей, чтобы почтить память великого нашего национального поэта.

Домашнее задание: выучить стихотворение А.С.Пушкина "Молитва Господня".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне".

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...

Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне". Часть 2.

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...

Приложение к методическому пособию "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне".

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...

Разработка внеклассного мероприятия по литературе "православные праздники и произведение И.Шмелева "Лето Господне"

Мероприятие для 8-9 класса. Предварительно учащиеся прочитали произведение Ивана Шмелева "Лето Господне", затем, разбившись на группы должны были сравнить православные праздники и то, как ни пказаны в...

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Молитва"

План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе.Учитель Петрова О.Л. МОУУСОШ №1  Тема урока: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».Цели:Образовательные: Развивать навы...

А.С.Пушкин. Стихотворное переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина. Рябчук С.М.

Молитва Ефрема Сирина на церковнославянском языке.Перевод на современный русский язык.А.С.Пушкин "Отцы пустынники и жены непорочны..." . Стихотворное переложение великопостной молитвы...

А.Куприн "Молитва Господня"

Лингвистический анализ текста помогает учащимся проникнуть в тайны художсвенного творчества писателя....