Мастер-класс «Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для младших школьников»
план-конспект

Карчина Ольга Павловна

Цель: Познакомить родителей с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми

для обучения детей игре в шахматы.

2. Формировать умение играть в шахматы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»

Мастер-класс

«Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для младших школьников»

Карчина О.П., педагог дополнительного образования

Цель: Познакомить родителей с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми

для обучения детей игре в шахматы.

2. Формировать умение играть в шахматы.

 (При входе в класс родители берут пешку белого или чёрного цвета , тем самым распределяясь на две команды)

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с игровыми ситуациями, которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат.

Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, который увеличивает интеллектуальные способности ребёнка.

Помимо того, что у него активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.

Сейчас на практике я покажу использование некоторых игровых приемов, которые я использую  при обучении детей игре в шахматы.

Чтобы было интереснее, вы должны поделиться на две команды: команда белых пешек и команда чёрных пешек. А я посмотрю, чья команда умнее, сильнее, быстрее.

1 этап. Знакомство с шахматной доской.Моя цель помочь ребятам овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.

-Итак, рассмотрим некоторые приёмы.

-Посмотрите внимательно на доску и скажите, из чего она состоит.

- На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета. Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева-направо, вертикали сверху-вниз, а диагонали наискосок. А сейчас возьмите фишки и выложите на своей доске линии: команда чёрных- горизонтали, команда белых- вертикали.

Задание выполнено, а сейчас назовите линии, которые вы выложили. Правильно, молодцы, все справились.( в знак благодарности команды получают шахматную фигуру)

Каждое поле имеет своё название, для умения правильно ориентироваться на шахматном поле я использую эстафету «Найди своё место».

На доске записаны  координаты.

Команда белых- белые пешки                                          

команда чёрных- чёрные пешки

Командам необходимо как можно быстрее разместить правильно пешки на магнитной шахматной доске.

За правильно выполненное задание-фигура.

2 этап. Знакомство с фигурами и пешками, их движение на поле. Для этого использую стихи, игры, сказки,загадки.

На данном этапе к нам в гости приходит помощник Динозаврик Дино.  Я предлагаю вам посмотреть как он знакомит ребят  с фигурами и способами их передвижения.

( демонстрация программы Динозавры учат шахматам)

После того как ребятапрошли полный курс обучения с Динозавриком Дино, познакомились со всеми фигурами и их движением на шахматном я предлагаю игру «Чудесный мешочек». Цель данной игры – проверить на сколько хорошо запомнили ребята фигуры, их названия, а также первоначальное расположение на поле сражения.

Я предлагаю вам данную игру. Ваша задача на ощупь определить название фигуры и правильно расположить её на поле. Для того, чтобы мы могли проверить правильность выполнения задания  один из команды распознанную фигуру располагает на магнитной шахматной доске.

( два волшебных мешочка- с белыми и чёрными отдельно)

За правильно выполненное задание-фигура.

Одним из приёмов являются загадки.Ребятам очень интересно отгадывать о какой фигуре идёт речь.Например:

Маленькая, удаленькая все поля прошла и фигуру нашла.

(Пешка)

Стою на самом краю, путь откроют – пойду.

Только прямо хожу, как зовут – не скажу.

(Ладья)

Не живет в зверинце, не берёт гостинцы,

По косой дорожке ходит, хоботом не водит.

(Слон)

Передвигается не косо и не прямо,

А буквой «Г» - так шахматисты говорят. (Конь)                                                                       4

Их на поле всего два, 
Из-за них идет война. 
Одного поймать в ловушку - 
Прекращается игра. 
(Шахматный король) Молодцы1

- А сейчас я предлагаю вам принять участие в эстафете  «Расставь фигуры». Посмотрите ещё раз на расположение фигур, уберите фигуры с шахматной доски , посмотрим кто  быстро и правильно расставит фигуры на шахматной доске в первоначальную позицию. Начнём по хлопку.                                                                                                                          

Молодцы.

За правильно выполненное задание-фигура.

-Сейчас внимание на экран я предлагаюигру «Чьи следы». Ваша задача определить какая из фигур движется в данном направлении.

За правильно выполненное задание-фигура.

Наше занятие подошло к концу. Подведём итоги.( количество фигур). Победила команда белых (или чёрных).

Подведем итоги нашего путешествия по шахматному королевству в виде теста. Если вы согласны с ответом, то хлопаете в ладоши 2 раза, если не согласны , то топаете.

1.На шахматной доске 8 горизонталей.( да)

2. Косые ряды полей на шахматной доске называются диаграммами. (нет)-диагонали

3. Самая ценная фигура в шахматном войске пешка.( нет)- король

4. На шахматной доске 64 поля. (да)

5. Пешка ходит только вперёд. (да)

6. Фигура, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры-конь. (да)

Молодцы! Я  думаю из вас получатся мудрые шахматисты.

Я прошу вас оценить наше путешествие в мир шахмат. Если вам понравилось, то наклейте пешку на белое поле, а если нет – на черное.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является...

Игровой тренинг для младших школьников "ДРУЖБА"

Игровой тренинг «ДРУЖБА» для младших школьников.       Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.  ...

Сценарий новогодней игровой программы для младших школьников.

К сожалению, мои новогодние сценарии привязаны к восточному гороскопу, так что полностью могут использоваться лишь раз в 12 лет. Но конкурсы, идеи вполне годятся....

Сценарий игровой программы для младших школьников "Путешествие в страну здоровья".

В данном статье приводится сценарий игровой программы «Путешествие в страну здоровья», цель которой пропаганда ЗОЖ. Ребятам в увлекательной форме предлагается закрепить имеющиеся знания по...

Новогодняя игровая программа для младших школьников.

Очень яркий, веселый и интересный сценарий Новогоднего утренника!...

Сценарий конкурсно- игровой программы для младших школьников «Живая старина»

Сценарий конкурсно- игровой программы для младших школьников  «Живая старина»      Мы побываем с вами в одной русской семье, познакомимся с ее бытом.Вы знаете, что такое ...

Мастер класс "Учимся играть в шахматы"

Мастер класс "Учимся играть в шахматы"...