ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ.
статья

Архипова Юлия Александровна

         В практике занятий   преподаватель сталкивается с необходимостью персонального подхода к школьникам,  имеющим хронические или перенесшими острые заболевания дыхательных путей. Это, в первую очередь, такие заболевания, как бронхит, фарингит, трахеит, пневмония, бронхиальная астма.  Такие занимающиеся зачастую относятся врачами к специальной или подготовительной медицинской группе. Не всегда есть возможность создать соответствующие условия для занятий с такими детьми, однако, использовать  упражнения из ЛФК специальной направленности вполне по силам и возможностям преподавателя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                Архипова Ю.А.

                                                                                канд. пед. наук, доцент,

педагог дополнительного образования

ГБОУ школа № 320 Приморского района г. Санкт- Петербурга

.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ.

      В последние годы отмечается неуклонный рост количества больных с заболеваниями органов дыхания. Основными причинами становятся развитие промышленности и урбанизация. Заболевания органов дыхания зачастую возникают  как осложнения инфекционно-вирусных заболеваний, которыми, по официальным данным, каждый год только в Санкт-Петербурге, болеет около 1,5 млн. человек.[1]   

         В практике занятий   преподаватель сталкивается с необходимостью персонального подхода к школьникам,  имеющим хронические или перенесшими острые заболевания дыхательных путей. Это, в первую очередь, такие заболевания, как бронхит, фарингит, трахеит, пневмония, бронхиальная астма.  Такие занимающиеся зачастую относятся врачами к специальной или подготовительной медицинской группе. Не всегда есть возможность создать соответствующие условия для занятий с такими детьми, однако, использовать  упражнения из ЛФК специальной направленности вполне по силам и возможностям преподавателя. Организационно это может быть как индивидуальный фрагмент занятия или, если занимающихся указанной медицинской группы несколько (с чем часто сталкиваемся после эпидемических заболеваний), можно заниматься с группой.

     Общим признаком при различных заболеваниях дыхательных путей является нарушение функции дыхательного аппарата, вследствие чего развивается дыхательная недостаточность разной степени. Это проявляется в появлении одышки и кашля – при небольшой физической нагрузке, при незначительном напряжении, в покое. Изменение функции внешнего дыхания возникает в связи с ограничением подвижности грудной клетки и легких, уменьшения дыхательной поверхности легких, нарушения проходимости воздухоносных путей и т.д.

        Реабилитация после перенесенных заболеваний дыхательных путей зачастую достаточно длительная и заключается в адаптации организма к физическим нагрузкам средствами лечебной физической культуры (ЛФК). Механизмы лечебного действия физических упражнений следующие:

- физические упражнения, возбуждая дыхательный центр рефлекторным и гуморальным путем, способствуют улучшению вентиляции и газообмена в легких, ликвидируя , либо уменьшая дыхательную недостаточность;

- физические упражнения, являясь сложным комплексным раздражителем, вызывают в организме человека неспецифические физиологические реакции, стимуляцию деятельности всех систем, органов, клеток и организма в целом. Специфичность влияния ЛФК определяется направленностью методик на улучшение функционирования пораженных систем и органов, что выражается в патогенетическом действии физических упражнений на больных. Также упражнения лечебной физической культуры являются биологическим стимулятором морфофункциональных структур и защитно-приспособительных реакций организма.[2]

 - физические упражнения, укрепляя дыхательные мышцы, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, что способствует ликвидации застойных явлений в легких.

        Обобщая сведения специальной литературы, при выборе специальных средств ЛФК в занятиях физической культурой со студентами, отнесенными к специальной медицинской группе после заболеваний дыхательной системы необходимо основываться на следующих особенностях методики.     

  1. Специальные дыхательные упражнения. Ведущим в патогенезе острых и хронических заболеваний дыхательной системы является патологический процесс с развитием дыхательной недостаточности различной выраженности. Изменения функции дыхания отражаются на внешнем легочном дыхании и газообмене, а затем, с ухудшением течения процесса – на кровообращении и тканевом дыхании. В связи с этим, в занятии необходимо использовать упражнения на активацию дыхания, позные упражнения, общеразвивающие упражнения. Особенностью методики ЛФК при заболеваниях органов дыхания является широкое применение специальных дыхательных упражнений. В первую очередь, обучение произвольному изменению частоты и глубины и типа дыхания (грудное, верхнегрудное, диафрагмальное, брюшное).
  2. Направленность на регуляцию режима вентиляции легких. После перенесенных заболеваний альвеолярная гипоксия зачастую приводит к легочной гипертензии и затруднению работы сердца. Аллергизация организма может вызывать спазм бронхов, что затрудняет дыхание. Обращая внимание на эти факторы, специалисты (Свежинцева Л.Г., 1984; Воробъева И.И., 1986;  Дубровский В.И., 1998, и др.) отмечают лечебную эффективность регуляции режима вентиляции легких – уменьшение объемной скорости вдоха с его удлинением, а также волевого ограничения объема легочной вентиляции с задержками дыхания на вдохе. Поэтому показаны упражнения на месте и в движении «с акцентом на вдох или выдох», при этом важно, чтобы глубина дыхания была адекватна физической активности.
  3. Очень важным является также выбор правильного и.п. при динамических и статических дыхательных упражнениях. Частая смена исходных положений, активные движения, связанные с поворотами туловища, являются благоприятными факторами, улучшающими легочную вентиляцию и профилактику застойных явлений.
  4. Укрепление дыхательной мускулатуры. В связи с этой необходимостью после перенесенных заболеваний дыхательной системы показаны упражнения для укрепления общего тонуса организма больного – общеразвивающего характера.  При этом важно помнить, что  лечебный эффект упражнений зависит не только и не столько от интенсивности физической нагрузки, соответствующей функциональным возможностям человека, но и от правильного соотношения дыхательных и общеукрепляющих упражнений.

      Практика использования упражнений ЛФК в занятиях со студентами после острых и хронических заболеваний дыхательных путей показывает, что адаптация к физической нагрузке при таком подходе происходит ровно и позволяет достаточно быстро восстановить физическую форму.  


[1]  «BioFile.ru»

[2]  Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура/Руководство.- М.: Медицина.-1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА.

Презентация к теме урока 10 класс " Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека"...

Значение двигательной активности

žПод двигательной активностью понимается сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического разви...

Конспект урока по теме Значение двигательной активности

Конспект урока по ОБЖ для 10 класса по теме Значение двигательной активности...

«Значение двигательной активности для детей с особыми образовательными потребностями».

Чтобы добиться положительного результата в работе с детьми, имеющих интеллектуальные нарушения, надо четко продумывать организацию режима детей. Чередовать активную и пассивную деятельность. Подбирать...

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.Урок темы Дыхание....

Презентация к уроку по теме: "Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей."

Цели:  Раскрыть биологическую сущность   процесса дыхания, его роль в обмене   веществ и превращениях энергии в    организме человека; показать функциональную связь ...