Методическая разработка «Певческое дыхание и звукоизвлечение».
методическая разработка

Федосова Елена Фоминична

Данная разработка посвящёна работе над правильным дыханием во время пения, а также тому, как объяснить и показать ребёнку правильную вокальную технику.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Методическая разработка занятия к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Учимся петь»

 Тема:        «Певческое дыхание и звукоизвлечение».

Проводит: Федосова Елена Фоминична, 

педагог ДО объединения

художественной направленности «Фантазия»

МКОУ «СОШ с. Коста Хетагурова»

Возраст детей: 8-12 лет

Цели: развитие системы специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся, способствуя активной естественности артикуляционного аппарата и снятию мышечных зажимов.

Задачи: 

Образовательные:

  • способствовать формированию личностного отношения к вокальному искусству;
  • обучить правилам певческой установки, основам вокального вдоха;
  • познакомить ученика с вокальными упражнениями, развивающими голос;
  • познакомить ученика с правилами бережного отношения к голосу.

Воспитательные:

Содействовать формированию:

  • ценностного отношения к музыке, музыкальному творчеству;
  • чувства коллективизма, взаимоподдержки;
  • побуждать и закреплять потребности в творческом самовыражении личности.

Развивающие:

Развивать:

  • образное мышление средствами музыкальной выразительности;
  • голос, слух; внимание, воображение, музыкальную память;
  • логические навыки, умение анализировать смысловое содержание произведений, глубокое понимание в произведении смыслового значения слова, фразы, предложения;
  • эмоциональную сферу детей, творческую активность.

Оборудование и материалы: фортепиано; музыкальный центр; ноутбук; акустическая аппаратура; микрофон.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Добрый день ребята! Сегодня мы с вами вновь коснемся темы «звукоизвлечение», но на этот раз, раскроем ее более углубленно, а также мы узнаем: какая связь между «звукоизвлечением» и «певческим дыханием». Давайте для начала, как всегда проверим готовность к занятию. Все ли сегодня присутствуют на занятии? Ну что же, начнем?!

2. Дыхательные упражнения, укрепление певческого дыхания. Работа над вокальным дыханием и правильным звукоизвлечением. Основная часть.

Дыхание - энергетический источник голоса, фундамент, основа в пении.
Начиная с младшей ступени, нарабатывается нижнереберно-диафрагматическое (как наиболее удобное), то есть смешанное дыхание, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и
мышцы брюшной полости. Длительность и сила дыхания развиваются при помощи упражнений на дыхание без звуков. Они помогают дыхательным мышцам осуществлять свою работу более точно, тем самым мы развиваем способность, управлять мускулатурой и необходимыми мышцами. Входящее дыхание производится быстро, бесшумно, только через нос, или через нос и рот одновременно. Характер вдоха, его длительность и объем диктуются музыкальной фразой и выразительными задачами.

Упражнения для наработки навыков дыхания:

1. Положить руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко вдохнуть, при этом не поднимать плечи. Диафрагма опущена. Отпустить живот, делая выдох. Вдох сделать легкий через чуть приоткрытый рот, при этом воздух автоматически проходит и через нос. Повторить четыре раза.

2. Исходное положение то же. Сделать короткий вдох. Задержать дыхание. Отпустить живот, делая выдох. При освоении навыка удлинять задержку дыхания, считая до десяти. Повторять четыре раза.

Специальные упражнения, подводящие к фонационному дыханию:

Дыхание принимает самое активное участие во всякой человеческой деятельности и особенно — в речевой. Связанное со звуком дыхание называют фонационным. Оно важно не только для организации верного звучания голоса, но и для выработки четкой дикции.

Задача фонационного дыхания - обслужить пение, работу голосовых связок. Пользуясь системой предложенных упражнений в дыхании, вырабатывается длительный выдох, короткий активный вдох и уменьшение длительности паузы после выдоха.

1. Короткий вдох, наполняющий легкие. Активный выдох, сильными рывками с произношением слога «пфу». Повторить четыре раза, выталкивая воздух животом. После каждого «пфу» сделать небольшую паузу.

2. Вдохнуть быстро, наполняя все легкие. Выдох через рот узкой струей. Выдохнуть, плавно опуская грудь, сжимая ребра и одновременно подавая воздух животом. Повторить четыре-восемь раз. Упражнение укрепляет выдыхательные мышцы.

З. Вдох узкой струей. Можно представить, что как бы пьешь воздух из узкого горлышка, приставленного ко рту. Вдыхать медленно, через узкую щель губ. В три-четыре приема, равномерно наполняя все легкие снизу вверх. Выдох рывками, произнося «фу-фу-фу», каждый раз, резко подавая воздух животом.

4. Сделать два легких коротких вдоха, равномерно наполняя легкие, «снизу вверх». Этим создаются хорошие условия для работы голосовых связок. На счет пять задержать дыхание. На счет семь медленно выдыхать через букву «с». Выдыхать нужно ровной струей. Такая тренировка совместной работы вдыхательных и выдыхательных мышц способствует нахождению чувства опоры. Повторить четыре раза.

5.Упражнение то же самое, только счет увеличивается (три, семь, десять).

Подготовка ощущений певческого аппарата к процессу фонации:

1. Поем с закрытым ртом, при этом опускаем нижнюю челюсть, смыкаем губы и делаем их «поющими», а также поем на предлагаемые слоги. Используем движение звуков вверх по полтона, потом вниз, или же на одном звуке, при этом зубы разомкнуты, нижняя челюсть глубокая, губы в состоянии щекотливости, распевание начинать на примарных звуках согласно диапазону каждого голоса. Нужно разогреть связки на натуральном, естественном певческом тоне, закрепить процесс фонации на примарном тоне, выстроить интонационный слух, закрепить положение «зевка» в звукообразование («зевок» - движение мышц гортани под корнем языка), подключить необходимые резонаторы и закрепить всю систему певческого дыхания.

2. Упражнение помогает ощутить свободное грудное резонирование. Пользоваться твердой атакой, сохранять высокую певческую позицию. Упражнение помогает переносить высокое звучание на все последующие звуки, способствует выравнивать голос, воспитывать навыки смешивания регистров: головного и грудного.

3. Система упражнений на staccato.
Следить за процессом певческого дыхания и движением диафрагмы на касание каждого звука; можно подключить и проконтролировать все типы певческого дыхания. Упражнение исполняется на одном дыхании или на придыхательном качании, двигаясь по полтона вверх от «до» первой октавы до «до» второй октавы или «си» первой, а далее вниз до «до» первой октавы. Начинать с примарного тона, действуют «средняя» и «верхняя» точки зевка.

Выстраиваем певческий тон, определяем для певческого тона место фокуса: «нижнее» (в маске), «среднее» (под зевком), «верхнее» (под куполом неба на внутренней улыбке). Нужно отшлифовать певческий тон в звуковом канале, открывая головной резонатор.

4. Система упражнений на legato для выравнивания регистров.
Проследить: за сохранностью ровной вокальной линии. Один звук как бы «переливается» в другой или «вытекает» из другого. Инструментальная вокализация с ощущением «длинного смычка»; за сохранностью звука одной силы близкого формирования; за настройкой первого тона и охранения его на протяжении всего упражнения; за закреплением наработанных ощущений.

Упражнение петь от «до» первой октавы вверх до «до» второй октавы в зависимости от подготовленности голосов и далее вниз. Наблюдаем за развитием кантилены (плавного звуковедения), распределением дыхания на певческую фразу, свободу и полноту звучания.

5.Упражнения на технику голоса: подвижность легкость и гибкость.
Поем с продвижением в тональности по полтона, соответственно диапазона, петь как legato, так и на staccato, начинать петь в медленном темпе и ускорять по мере отработанного исполнения, петь с названием нот и на гласный звук. Слышим сглаживание звуков в вокальной линии, яркое звучание всех нот, сглаженные переходы в разные регистры.

Вокальные упражнения:

Вокальные упражнения для совершенствования певческого дыхания должны быть очень простыми и в спокойном темпе. Петь их надо ровным по силе звуком. В этой работе очень важен самоконтроль слуховой и мышечный. Простые дыхательные упражнения можно чередовать с вокальными упражнениями, чтобы не утратить четкость и свежесть ощущений.

Распевание. Первый вокальный навык – «певческая установка»

Использование упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных  навыков способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, четкой артикуляции, дикции.

- Упражнение на дикцию: «Ма –мэ –ми –мо- му»

- Кантилена: «Лорелея»

- Вокальные распевки: «Веники помелики», «Ди-ги-дон», по трезвучию на staccato и на слог лё, ли, ле. Развернутое трезвучие на слог «Ма».

3. Закрепление материала: Вокальное дыхание и правильное звукоизвлечение на примере разучиваемых песен «Мама», «Озера доброты».

6. Подведение итогов, выводы.

Итак, ребята! Сегодня мы с вами выяснили, что такое «звукоизвлечение и певческое дыхание» и какая связь между ними. Мы разучили с вами некоторые упражнения для постановки правильного дыхания, а также правильного исполнения некоторых видов звуковедения!!! Надеюсь, что наше занятие вам понравилось? Давайте поаплодируем друг другу за такую прекрасную работу (аплодисменты)

На сегодня все и увидимся с вами в следующий раз!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"

Искусство пения - это искусство вдоха и выдоха, они основа пения, необходимое и важное условие в зарождении певческого процесса, которым необходимо сознательно управлять. В предлагаемой работе освещен...

Методическая разработка «ОБУЧЕНИЕ ДЫХАНИЮ В ХОРЕОГРАФИИ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД НА ТЕМУ «ОБУЧЕНИЕ ДЫХАНИЮ В ХОРЕОГРАФИИ»...

Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"

Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. Итальянские мастера bel canto придавали огромное значение работе над певческим дыханием, считая его...

Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"

Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. Итальянские мастера bel canto придавали огромное значение работе над певческим дыханием, считая его...

план - конспект интегрированного урока Методическая разработка урока "Дыхание Земли" 6класс

план- конспект интегрированного урока  Методическая разработка урока "Дыхание Земли" 6 классформирование знаний о землетрясениях и вулканах...

План-конспект учебного занятия «Певческое дыхание. Упражнения на развитие певческого дыхания»

Занятие для обучающегося первого года обучения.Учебная дисциплина: вокалТип занятия: изучение нового материала.Форма работы: индивидуальнаяТема занятия: Певческое дыхание. Упражнения на развитие певче...