Методическая разработка «Нетрадиционные методы и правополушарное рисование для мотивации успеха»
методическая разработка

Гатина Светлана Вячеславовна

В пособии представлено  много полезных  практических советов, разработки занятий  направленных на развитие  творческих  способностей детей и мотивацию успеха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopolusharnoe_risovanie_dlya_motivatsii_uspeha.docx78.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОПОЛУШАРНОЕ РИСОВАНИЕ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ

С.В. Гатина

МБУ ДО  «Центр детского творчества» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, пгт Алексеевское

       Что же такое правополушарное рисование? В чем суть этой методики? Наш мозг разделен на два полушария: левое и правое. Левое отвечает за логику и следует правилам. Правое же работает с интуицией, вдохновением, чувствами. Именно в правой стороне мозга рождается фантазия. Не важно, как правильно рисовать. Мы рисуем интуицией: линиями и цветом «как есть».

        Для правополушарного рисования не нужно иметь опыт рисования за плечами. Ребенок развивает фантазию и моторику рук. Отсутствие анализа позволяет расслабиться и наслаждаться процессом. Главное — преодолеть страх «нарисовать не похоже». Многие дети всегда стараются изобразить так же, как им показали. Я же работаю над тем, чтобы дети рисовали по-своему:

«- Не получилось такое же ухо у собачки как у меня, ну и ладно, у тебя своя собака, другая».

        В методике правополушарной живописи только одна инструкция, которой нужно придерживаться – логику следует отключить. Можно выходить за пределы листа, использовать любые кисточки, краски, а определенные детали рисовать пальцами. Если вы получите от процесса удовольствие, значит, все правила соблюдены.

        Я 26  лет работаю  педагогом дополнительного образования, являюсь руководителем объединения «Семицветик» и «Мир красок», программы основаны на нетрадиционных техниках и на методике правополушарного рисования. Моя цель раскрепостить детей во время  рисования, дать им свободу.

        В своей работе я ставлю перед собой задачи:

- развить у ребенка интерес к рисованию;

- избавиться от страха во время рисования;

- получить  положительный результат от рисования.

        Никогда не нужно говорить юному художнику, что он рисует неправильно, это может полностью изменить его картину мира. В своей практике я столкнулась с такой проблемой, в школе детей учат рисовать шаблонно, показывают неправильное изображение предметов. Например, деревья, ствол в виде треугольника, ели – это треугольники выстроенные друг над другом. Многие учителя рисования требуют от детей строгого выполнения изображения, если листочек, то только зеленый, если небо, то только голубое. А небо может быть фиолетовым, сине-зеленым, переходить в лиловый цвет до розового. В детях убивают творчество, интерес к рисованию.

        Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, правополушарное  рисование позволяют избежать этого, так как я  вместо готового образца демонстрирую лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Часто даже показываю картинку черно белую, чтобы дети цветовой ряд не копировали, а  придумывали свой. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, обучающиеся  учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие.

       Моя методика основана на том, чтобы ребенок научился заполнять изображениями весь лист, а не хаотично рисовать,  что попало. Сначала мы учимся делать фон, на ярком фоне любая картина выглядит эффектно.

       Когда дети научатся делать разный  фон, изображать деревья мы переходим к более сложным сюжетам.                                           

        Обучающимся очень нравится изображать разных животных, но это слишком сложная тема, многие педагоги из-за неумения рисовать, вообще не берут эту тему. По методике правополушарного рисования это получается легко. В этих работах делается акцент на форму тела и глаза животного, такие детали, как лапки большую важность не играют, изображение делится на формы  (Рис. 1, 2) (фото 1,2 – работы детей).

                                                                                   

                                         Рис.1                                               Рис.2

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\0WEM_NMFLKw.jpg                   C:\Users\1\Desktop\LkaLwcK9mls.jpg

                                      Фото 1.       Работы детей          Фото 2.                                                        

                               

        Дети, у которых гармонично развиты оба полушария могут в разных ситуациях "включать" нужное из них. Синхронизация мыслительных процессов позволяет нестандартно решать многие учебные или жизненные задачи.
А кроме того: вселяет уверенность в себе, улучшает память и сообразительность,  повышает креативность, развивает интуицию.

        Чтобы развить в правое полушарие, предлагаю несколько практических упражнений. Самые простые упражнения заключаются в написании букв зеркально, рисование двумя руками поочередно и одновременно.  «Знак бесконечности» - ребенок рисует восьмерку, и начинает ее обводить по часовой стрелке, не отрывая карандаш от бумаги, пока не устанет рука, после против часовой стрелки. Можно попробовать левой рукой. Предлагаю более сложные фигуры (фото 3).

C:\Users\1\Desktop\te2aM2xBTGg.jpg              C:\Users\1\Desktop\коты правополушарное рисование\5b76de5eab90753f5876a963_lico-ili-figura.jpg

                     Фото 3.                                                фото 4.

       Попробуйте  нарисовать двусмысленную картинку, типа вазы-лѝца. Сначала с левой стороны изображаем контур лица, затем сверху проводим линию и пытаемся справа повторить форму линии, не думая о том,  где нос, губы. В итоге должна получится ваза (фото 4).

       По этой методике я работаю не долго, но уже заметила изменения, работы детей стали выразительней,  у детей появилось желание  к творчеству, даже очень слаборисующие дети  стали давать результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник "Весенние цветы"

Создание рисунка в технике набрызг, печатания пенопластом и губкой, в технике граттаж....

Методическая разработка по образовательно программе «Рисование»

Методическая разработка  по образовательно программе «Рисование». Тема: Природа, музыка, ИЗО...

Методическая разработка урока на тему «Рисование с натуры ветки рябины»

Методическая разработка урока на тему«Рисование с натуры ветки рябины»Дети с ОВЗ (умственная отсталость) 4 класс....

Методическая разработка "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать ...

Методическая разработка по русскому языку: «Приемы создания ситуации успеха на уроках русского языка как средство повышения учебной мотивации»

В  методической  разработке  я  попыталась   раскрыть содержание  работы  по  использованию   приёмов создания ситуации успеха  на уроках ру...

Методическая разработка занятия .Нетрадиционная техника рисования цветным песком. «Морские обитатели».

Методическая разработка по нетрадиционной техники рисования цветным песком - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё. Это огромная возможность для ...