Методическая служба учреждения дополнительного образования детей, ее цели и задачи
статья

Методически обеспечить какой-либо вид деятельности – это означает вовремя прийти на помощь реализатору этой деятельности, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.

Методическая служба учреждения дополнительного образования детей – это объединение специалистов, занимающихся методической деятельностью (заместители директора, методисты по направлениям деятельности, руководители методических объединений, педагоги).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_sluzhba.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая служба учреждения дополнительного образования детей,

ее цели и задачи

Высокие требования, предъявляемые системой дополнительного образования к педагогу и его деятельности, требуют его постоянного развития и самообразования. Важную роль в этом может и обязана играть методическая служба образовательного учреждения, которая является одним из главных элементов деятельности дополнительного образования.

Методически обеспечить какой-либо вид деятельности – это означает вовремя прийти на помощь реализатору этой деятельности, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.

Методическая служба учреждения дополнительного образования детей – это объединение специалистов, занимающихся методической деятельностью (заместители директора, методисты по направлениям деятельности, руководители методических объединений, педагоги).

Под методической деятельностью сегодня понимается система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, а в конечном итоге – на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.

Методическая служба – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, и в конечном счете – повышение качества и эффективности образовательного процесса.

Основной миссией методической службы является содействие комплексному развитию образовательного учреждения, оказание реальной адресной помощи педагогам и руководителям в развитии их профессионального мастерства.

Таким образом, главной целью методической службы является повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

Для достижения этой цели методическая служба призвана решать следующие задачи:

-исследование образовательных потребностей социума;

-анализ состояния учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении;

-предоставление педагогам необходимой информации по основным направлениям развития дополнительного образования, о программах, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания детей;

-обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса путем внедрения программ нового поколения, новых педагогических технологий обучения и воспитания;

-выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательном учреждении. Обобщение и распространение передового педагогического опыта;

-прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, а также оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

-оказание поддержки педагогическим работникам и руководителям образовательного учреждения в инновационной деятельности, организации и проведении экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов, помощь в подготовке работников образования к аттестации;

-осуществление издательской деятельности;

-организация совместной работы с вузами, методическими центрами при проведении экспериментальной работы.

Основные функции методической службы

Основными функциями методической службы являются: аналитическая, информационная, консультационная, организационно-методическая.

Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности, обоснованности применения способов, средств по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.

Информационная функция направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической работы, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам деятельности учреждения дополнительного образования детей.

Консультативная функция направлена на обеспечение педагогических работников консультационными услугами и включает:

- консультирование педагогических работников по вопросам разработки различных программ (образовательные, оздоровительные, адаптационные), технологий их реализации;

- консультирование педагогических работников по вопросам обучения и воспитания детей и подростков;

- популяризация и разъяснение результатов новейших психолого-педагогических исследований и др.

Организационно-методическая функция. Данная функция обеспечивает повышение профессионального уровня педагогов в осуществлении образовательного процесса, вооружение педагогов актуальными педагогическими знаниями, развитие общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности; разработку содержания и создание различных проектов учреждения.

Основными направлениями деятельности методической службы являются:

1. Аналитическая деятельность:

-  мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников образовательного учреждения;

-  создание базы данных о педагогических работниках образовательного учреждения (с методической точки зрения);

-  изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования;

- выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;

2. Информационная деятельность:

- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научнометодической, методической и др.);

 - ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;

 - ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности округа, города, России, зарубежных стран;

 - информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей, о содержании

образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах.

3.Организационно-методическая деятельность:

- изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам и педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;

-  прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников образовательного учреждения, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

- организация работы методических объединений педагогических работников образовательного учреждения.

- подготовка и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства среди педагогических работников образовательного учреждения.

4. Консультационная деятельность.

- организация консультационной работы для педагогических работников образовательного учреждения по вопросам методики преподавания и воспитания;

-  популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.

Основные формы организации методической службы.

Формы методической службы различают индивидуальные, групповые и коллективные. Они должны разумно сочетаться в практике деятельности методической службы.

К индивидуальным относятся:

- консультации;

- самообразование;

- стажировка;

- посещение занятий опытных педагогов;

- наставничество;

- творческие мастерские;

- работа над личной методической темой и т.д.

К групповым формам деятельности методической службы относятся:

- заседания методических объединений;

- школа молодого специалиста;

- теоретические семинары;

- семинары-практикумы;

- диспуты, дискуссии (дебаты, круглый стол и др.) и т.д.

Коллективные формы методической службы:

- научно-практические педагогические конференции;

- конкурсы педагогического мастерства;

- деловые игры, ролевые игры;

- лекции;

- разнообразные выставки;

- работа коллектива над единой методической темой и т.д.

Методическая служба является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры (наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательной среды и т.д.). Она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса – содействовать его обновлению.

Изучив особенности организации методической работы в учреждении дополнительного образования, можно отметить, что педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих образовательных проблем и реализация его творческого потенциала. И реальными возможностями для решения этой задачи в системе дополнительного образования обладает методическая служба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

Методическая разработка "Работа с интерактивными досками в детских объединениях учреждений дополнительного образования детей"

Работа с интерактивной доской.Методические рекомендции начинающим - популярное изложение, помогающее понять основы работы с ИД.Начало работы с доской. Её возможности. Планирование занятия с использова...

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Педагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» города Евпатории Республики

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯПедагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дет...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования УДОД по сбору и сдаче сведений для заполнения АИСУ «Параграф» в учреждениях дополнительного образования детей.

Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования, чья деятельность связана со сбо...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...