Программа ДО «Дорожная азбука»
рабочая программа

Малюкова Тамара Ивановна

Программа «Дорожная азбука» представляет собой занятия по профилактике детского травматизма, направленных на передачу детям знаний и устойчивых навыков сознательного сбережения собственной жизни и здоровья. Содержание занятий ориентировано на осмысленное понимание детьми необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности и формировании навыков культуры собственного безопасного поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_do_na_2020-2021u.g_dorozhnaya_azbuka.docx49.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»

Принята на заседании

методического совета

«__»____20__г.

Протокол №__

Утверждаю:

Директор __________И.Е.Сергеева

Приказ №__ от «__»_______20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«Дорожная азбука»

Возраст обучающихся: 9-11 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Т.И. Малюкова,

педагог дополнительного образования

г.Нефтеюганск, 2020г.

Пояснительная записка

В настоящее время в государственной политике Российской Федерации расставлены приоритетные акценты в направлении здоровьесбережения населения страны и, в первую очередь, детей и подростков. Существенно способствует реализации поставленных задач по улучшению данной ситуации стремительный рост новых здоровьесберегающих технологий.

Вместе с тем, вопросы обеспечения безопасности детской жизни и профилактики детского травматизма всё ещё продолжают быть весьма актуальными. Число детских травм, в том числе с летальным исходом, держится на недопустимом уровне.

Противостоять этому процессу может пересмотр педагогических технологий и методик в работе с детьми в части формирования навыков культуры собственной безопасности и разработка соответствующего комплекса воспитательных и образовательных мер в образовательных учреждениях.

Анализ существующих в стране практик работы в направлении повышения уровня детской безопасности и профилактики детского травматизма выявил такую важную проблему, как недостаточное количество комплексных программ, направленных на формирование у обучающихся навыков личной безопасности.

Несмотря на присутствующий в школьной программе учебный курс окружающий мир, современные дети часто не видят для себя важности и актуальности изучения и соблюдения, элементарных правил собственной безопасности, не в состоянии на практике оценить степень риска в создавшейся внештатной ситуации и применить соответствующие, полученные в школе, знания.

Практически отсутствуют программы, обучающие ребенка прогнозировать и предупреждать факт возникновения опасности.

Программа «Дорожная азбука» представляет собой занятия по профилактике детского травматизма, направленных на передачу детям знаний и устойчивых навыков сознательного сбережения собственной жизни и здоровья. Содержание занятий ориентировано на осмысленное понимание детьми необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности и формировании навыков культуры собственного безопасного поведения.

Нормативно-правовое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», Постановлением  Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018); с Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в ХМАО-Югре» (с изменениями от 20.08.2018 №1142).

Требования к квалификации педагога дополнительного образования

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.

Уровень программы

«Стартовый уровень». Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Дорожная азбука» предполагает освоение элементарных навыков безопасного поведения на дорогах, что соответствует стартовому уровню содержания программы.  

Направленность программы: социально-педагогическая.

Актуальность программы 

Развитие сети дорог и резкий рост количества транспорта значительно усложнили обстановку на дорогах. Дети вместе со взрослыми являются участниками дорожного движения. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице в качестве пешеходов и формирование у них специальных навыков участников дорожного движения в качестве велосипедистов. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка настолько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира.

Новизна программы

В учебном плане по курсу ОБЖ школьной программы не предусмотрены часы на изучение правильного вождения велосипеда. А ведь каждый второй школьник имеет велосипед и после самостоятельного обучения ребенок, слабо владея навыками вождения на велосипеде и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть, становясь потенциально опасным водителем или потенциальной жертвой. Данная программа подразумевает именно подготовку юных велосипедистов к безопасному движению на дороге.

Цель программы

-создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД сохранения жизни и здоровья.

Задачи программы

предметные (обучающие):

-повысить уровень знаний по правилам дорожного движения;

- оказать содействие в выработке навыков по оказанию первой помощи.

метапредметные (развивающие):

-развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

-способствовать развитию таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

личностные (воспитательные):

-воспитывать дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

-формировать культуру поведения в транспорте и дорожную этику;

-сформировать сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Адресат программы

К обучению по программе допускаются учащиеся в возрасте от 9 до 11 лет, без ограничений по уровню подготовки и не имеющие противопоказаний по здоровью.

Программа построена с учетом индивидуальных, психологических, физиологических особенностей учащихся. Основной акцент в подростковом возрасте делается на формирование устойчивых предпрофессиональных интересов. Кроме того, для подростков важна возможность самореализации, возможность встать на позицию взрослого, самостоятельность и возможность выбора, поэтому им предоставлена возможность изменения социальных ролей – переход от роли обучаемых к роли обучающих (выполнение роли инструкторов, организаторов тренировок, а также самостоятельное планирование собственной траектории развития).

Условия реализации программы

Условия набора обучающихся в группу: основная группа здоровья (без требований к уровню спортивной подготовки).

Для освоения программы «Дорожная азбука» формируются учебные группы до 15 человек.

Форма обучения – очная. Возможно применение дистанционных технологий при проведении занятий с учебными группами.

Формы организации деятельности – практические тренировочные занятия (групповые и индивидуальные).

Сроки реализации программы

Срок реализации программы 1 год (102 часа).

Режим занятий

Занятия походят 2 раз в неделю. Первое занятие продолжительностью   1 академический час, второе занятие продолжительностью 2 академических часа, с перерывом 5 минут.

Формы занятий

Занятия проводятся с полным составом объединения, но по мере роста опыта занимающихся следует делать больший упор на групповые (2 – 3 человека) и индивидуальные занятия. Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Обязательны м условием является практическое участие обучающихся в подготовке и проведении соревнований. Для проведения теоретических и практических занятий рекомендуется привлекать учителей – предметников, инструкторов, врачей, спасателей. Практические занятия проводятся, в помещении (в классе, спортзале), а также на местности (во внутреннем дворе образовательной организации «Автогородок»).

Планируемые результаты 

предметные (обучающие):

-владения знаниями правил дорожного движения;

-владения навыками по оказанию первой помощи.

метапредметные (развивающие):

-наличие умений ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

-наличие умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

личностные (воспитательные):

-дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

-сформированная культура поведения в транспорте и дорожная этика;

-сознательность и ответственность учащегося в вопросах собственного здоровья, личной безопасности и безопасности окружающих.

Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности

Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.

Входной контроль определяет готовность обучающихся к обучению по конкретной программе и проводится в форме стартовой диагностики (для определения зоны ближайшего развития, обучающегося).

Текущий контроль выявляет степень и интенсивность формирования практических умений и навыков (с учетом физиологических особенностей организма и индивидуальных особенностей подростков). Осуществляется через педагогическое наблюдение без фиксации в листах наблюдений, самоконтроль, выполнение контрольных комплексов упражнений по правилам дорожного движения.

Промежуточная аттестация качества определяет уровень усвоения обучающимися учебного материала по итогам отдельной части программы и проводится в форме зачетов и тестов.

Итоговая аттестация определяет уровень достижений, обучающихся по завершению освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей и проводится по завершению всего объёма дополнительной общеобразовательной программы в форме командной игры или учебно-тренировочного лагеря.

 По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

-высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник имеет высокие достижения;

-средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

-ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.

Учебный план

N п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

2

0

Зачет, тестирование, опрос, контрольные стрельбы.

2

История правил дорожного движения

1

1

0

3

Изучение правил дорожного движения

75

35

37

4

Основы оказания первой помощи

24

8

16

5

Аттестация

2

0

2

6

Итоговое занятие.

1

1

0

7

Итого часов:

102

47

55

Календарный учебный график

№ п/п

Число/месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

I.Вводное занятие

1.1

01.09.2020

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Вводное

Уч.кабинет

-

II. История правил дорожного движения

2.1

07.09.2020

15.10-15.50

групповая

1

История развития автомотоспорта. Проблемы безопасности движения. Отечественные автомобили, мотоциклы, велосипеды. ПДД в нашей стране.

Уч.кабинет

выставка

III. Изучение правил дорожного движения

08.09.2020

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Элементарные вопросы теории движения автомобиля – разгон. торможение, занос. Влияние погодных условий на движение автомобиля. Время реакции водителя

Уч.кабинет

Опрос

14.09.2020

15.10-15.50

групповая

1

Элементарные вопросы теории движения автомобиля – разгон. торможение, занос. Влияние погодных условий на движение автомобиля. Время реакции водителя

Уч.кабинет

Опрос

15.09.2020

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

ПДД. Общие положения. Обязанности водителей и пешеходов.

Уч.кабинет

Опрос

21.09.2020

15.10-15.50

групповая

1

ПДД. Общие положения. Обязанности водителей и пешеходов.

Уч.кабинет

Опрос

22.09.2020

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

ПДД. Разметка проезжей части дороги. Места перехода улицы. Перекрестки и их виды.

Автогородок

Опрос

28.09.2020

15.10-15.50

групповая

1

ПДД. Разметка проезжей части дороги. Места перехода улицы. Перекрестки и их виды.

Автогородок

Опрос

29.09.2020

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Организация дорожного движения. Планирование дорожной сети в городе. Развитие технических средств регулирования. Права и обязанности пешеходов.

Уч.кабинет

Опрос

05.10.2020

15.10-15.50

групповая

1

Организация дорожного движения. Планирование дорожной сети в городе. Развитие технических средств регулирования. Права и обязанности пешеходов.

Уч.кабинет

Опрос

06.10.2020

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Практическое занятие с велосипедами на специально размеченной велосипедной площадке

Автогородок

Практическое задание  

12.10.2020

15.10-15.50

групповая

1

Практическое занятие с велосипедами на специально размеченной велосипедной площадке

Автогородок

Практическое задание  

13.10.2020

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Практическое занятие с велосипедами на специально размеченной велосипедной площадке

Автогородок

Практическое задание  

19.10.2020

15.10-15.50

групповая

1

Практическое занятие с велосипедами на специально размеченной велосипедной площадке

Автогородок

Практическое задание  

20.10.2020

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Практическое занятие с велосипедами на специально размеченной велосипедной площадке

Автогородок

Практическое задание  

09.11.2020

15.10-15.50

групповая

1

Практическое занятие с велосипедами на специально размеченной велосипедной площадке

Автогородок

Практическое задание  

10.11.2020

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

ПДД. Светофорное регулирование движения. Значение сигналов светофора.

Сигналы регулировщика.

Уч.кабинет

Игра

16.11.2020

15.10-15.50

групповая

1

ПДД. Светофорное регулирование движения. Значение сигналов светофора.

Сигналы регулировщика.

Уч.кабинет

Игра

17.11.2020

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

ПДД. Светофорное регулирование движения. Значение сигналов светофора.

Сигналы регулировщика.

Уч.кабинет

Игра

23.11.2020

15.10-15.50

групповая

1

ПДД. Светофорное регулирование движения. Значение сигналов светофора.

Сигналы регулировщика.

Уч.кабинет

Игра

24.11.2020

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

ПДД: дорожные знаки, их группы. Применение аварийной сигнализации.

Уч.кабинет

Игра

30.11.2020

15.10-15.50

групповая

1

ПДД: дорожные знаки, их группы. Применение аварийной сигнализации.

Уч.кабинет

Игра

01.12.2020

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Значение дорожных знаков. Установка дорожных знаков.

Уч.кабинет

Опрос

07.12.2020

15.10-15.50

групповая

1

Значение дорожных знаков. Установка дорожных знаков.

Уч.кабинет

Опрос

08.12.2020

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Значение дорожных знаков. Установка дорожных знаков.

Уч.кабинет

Опрос

14.12.2020

15.10-15.50

групповая

1

Значение дорожных знаков. Установка дорожных знаков.

Уч.кабинет

Опрос

15.12.2020

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Значение дорожных знаков. Установка дорожных знаков.

Уч.кабинет

Опрос

21.12.2020

15.10-15.50

групповая

1

Значение дорожных знаков. Установка дорожных знаков.

Уч.кабинет

Опрос

22.12.2020

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Сигналы регулировщика. Расположение транспортных средств на дорогах.

Уч.кабинет

Практическое задание  

28.12.2020

15.10-15.50

групповая

1

Сигналы регулировщика. Расположение транспортных средств на дорогах.

Уч.кабинет

Практическое задание  

29.12.2020

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Автомагистраль. Железная дорога.

Движение по автомагистралям и железным дорогам.

Уч.кабинет

Опрос

11.01.2021

15.10-15.50

групповая

1

Автомагистраль. Железная дорога.

Движение по автомагистралям и железным дорогам.

Уч.кабинет

Опрос

12.01.2021

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

День памяти жертв ДТП. Автомагистраль, Проезд железнодорожных переездов.

Движение транспортных средств.

Уч.кабинет

Опрос

18.01.2021

15.10-15.50

групповая

1

День памяти жертв ДТП. Автомагистраль, Проезд железнодорожных переездов.

Движение транспортных средств.

Уч.кабинет

Опрос

19.01.2021

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Патрулирование с ГИБДД

Улицы города

Практическое задание  

25.01.2021

15.10-15.50

групповая

1

Патрулирование с ГИБДД

Улицы города

Практическое задание  

26.01.2021

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Общие вопросы порядка движения, остановки и стоянки транспортных средств

Уч.кабинет

Опрос

01.02.2021

15.10-15.50

групповая

1

Общие вопросы порядка движения, остановки и стоянки транспортных средств

Уч.кабинет

Опрос

02.02.2021

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Горизонтальная и вертикальная разметки. Отдельные вопросы проезда перекрестков, пешеходных переходов и железнодорожных переездов.

Уч.кабинет

Опрос

08.02.2021

15.10-15.50

групповая

1

Горизонтальная и вертикальная разметки. Отдельные вопросы проезда перекрестков, пешеходных переходов и железнодорожных переездов.

Уч.кабинет

Опрос

09.02.2021

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Учебная езда. Перевозка людей и грузов.

Уч.кабинет

Опрос

15.02.2021

15.10-15.50

групповая

1

Учебная езда. Перевозка людей и грузов.

Уч.кабинет

Опрос

16.02.2021

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Права, обязанности и ответственность граждан за нарушения ПДД.

Уч.кабинет

Опрос

01.03.2021

15.10-15.50

групповая

1

Права, обязанности и ответственность граждан за нарушения ПДД.

Уч.кабинет

Опрос

02.03.2021

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Игра «Дорожный калейдоскоп»

Уч.кабинет

Опрос

08.03.2021

15.10-15.50

групповая

1

Игра «Дорожный калейдоскоп»

Уч.кабинет

Опрос

09.03.2021

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Решение тестов и дорожных задач

Уч.кабинет

Тестирование

15.03.2021

15.10-15.50

групповая

1

Виды, отрасли, формы страхования. Страхование от несчастных случаев. Страхование автогражданской ответственности

Уч.кабинет

Опрос

16.03.2021

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Просмотр видеофильма по ПДД

Уч.кабинет

Тестирование

29.03.2021

15.10-15.50

групповая

1

ДТП: причины их возникновения и возможные последствия.

Уч.кабинет

Тестирование

IV. Основы оказания первой помощи

30.03.2021

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП..

Уч.кабинет

Тестирование  

05.04.2021

15.10-15.50

групповая

1

Аптечка автомобиля и ее содержимое.

Уч.кабинет

Тестирование  

06.04.2021

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Аптечка автомобиля и ее содержимое.

Уч.кабинет

тестирование

12.04.2021

15.10-15.50

групповая

1

Виды травм

Уч.кабинет

тестирование

13.04.2021

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Виды ран

Уч.кабинет

тестирование

19.04.2021

15.10-15.50

групповая

1

Виды переломов

Уч.кабинет

Практическое задание  

20.04.2021

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Транспортировка пострадавшего

Уч.кабинет

Практическое задание  

26.04.2021

15.10-15.50

групповая

1

Транспортировка пострадавшего

Уч.кабинет

Практическое задание  

27.04.2021

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Практическое занятие по оказанию пострадавшему первой помощи.

Уч.кабинет

Практическое задание  

03.05.2021

15.10-15.50

групповая

1

Практическое занятие по оказанию пострадавшему первой помощи.

Уч.кабинет

Практическое задание  

04.05.2021

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Практическое занятие по оказанию пострадавшему первой помощи.

Уч.кабинет

Практическое задание  

10.05.2021

15.10-15.50

групповая

1

Практическое занятие по оказанию пострадавшему первой помощи.

Уч.кабинет

Практическое задание  

11.05.2021

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Практическое занятие по оказанию пострадавшему первой помощи.

Уч.кабинет

Практическое задание  

17.05.2021

15.10-15.50

групповая

1

Практическое занятие по оказанию пострадавшему первой помощи.

Уч.кабинет

Практическое задание  

18.05.2021

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Практическое занятие по оказанию пострадавшему первой помощи.

Уч.кабинет

Практическое задание  

24.05.2021

15.10-15.50

групповая

1

Практическое занятие по оказанию пострадавшему первой помощи.

Уч.кабинет

Практическое задание  

V. Аттестация

25.05.2021

14.20-15.00

15.05-15.45

групповая

2

Аттестация

Уч.кабинет

Тестирование

VI. Итоговое занятие

31.05.2021

15.10-15.50

групповая

1

Итоговое занятие: подведение итогов работы за год

Уч.кабинет

Зачет  

Содержание

Введение в образовательную программу кружка. Теория. Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности).

История правил дорожного движения. История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках.

Изучение правил дорожного движения. Теория. Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты. ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки. ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Дорожные знаки. Знаки приоритета. Дорожные знаки. Предписывающие знаки. Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка. Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки». Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом. Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки. Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием. Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог. Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей. Движение через железнодорожные пути. Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде. ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

Дорожные ловушки. Причины ДТП. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Практика. Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства». Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам. Разработка викторины по ПДД в уголок. Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят». Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом». Участие в конкурсах по правилам ДД.

Основы оказания первой помощи. Теория. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения. Обморок, оказание помощи. Правила оказания. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего. Виды травм, ран, переломов. Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.

Методическое обеспечение

Педагогические методики и технологии

-технология сотрудничества предполагает организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию (С.Л. Соловейчик Н.П. Гузик, Б.П. Никитин);

-здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов и др.);

-технология организационно-деятельностных и имитационных игр и соревнований, в основе которой лежит деятельностный подход (А.Н. Прутченков, Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова).

Методы и приемы

Согласно программе «Дорожная азбука» используются следующие методы, приемы и средства обучения.

По способу организации  

объяснительно-иллюстративные:

-теоретические занятия;

-лекции;

-видеолектории;

-инструктажи;

практические:

-моделирование ситуаций;

-групповые практические занятия;

-игры;

-соревнования.

Методика организации занятий представлена следующим образом:

На теоретических занятиях учащиеся изучают основы безопасного поведения на дорогах, во дворе, в общественном транспорте. Изучают правила дорожного движения, части велосипеда.

 На практических занятиях закрепляются знания, полученные учащимися на теоретических занятиях, выполняются упражнения на знание правил дорожного движения. От занятия к занятию усложняются условия решения практических задач, сокращается время на выполнение предложенных упражнений.

Дидактическое обеспечение

Каталог обучающих фильмов и видеороликов по теме программы.

Медиаколлекция учебных ситуаций для определения способов безопасного поведения.

Карточки-задания для выполнения практических работ и проведения практических занятий.

Плакаты по изучению устройства велосипеда.

Техническое обеспечение

-тренажер медицинский «Гоша» для оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях;

-аптечка;

-велосипед;

-фишки;

- учебная площадка по безопасности дорожного движения ОУ.

Список литературы для учителя

1. Правила дорожного движения Российской Федерации. Утверждены постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1423 (с изменениями и дополнениями на 1 июля 2015 г).

2. Баринова, Е.В. /Улица, транспорт, дорога. Безопасность малышей / Е.В Баринова. –  Ростов - на - Дону, 2014. – 75 с.

3. Майорова Ф.С. / Изучаем дорожную азбуку / Ф.С. Майорова. –   Москва, 2007. – 245 с.

4.Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. / A.JI. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008. – 112 с.

Список литературы для учащегося

  1. Алексеев А.П. / Правила дорожного движения / А.П. Алексеев. – Москва, 2009. – 144 с.
  2. Захарова А.Е. / Азбука спасения при дорожно-транспортных происшествиях / А.Е. Захарова. – Москва, 2005. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная программа «Дорожная азбука» Внеклассное мероприятие для 5 классов.

Данное мероприятие направлено на пропаганду правил дорожного движения...

Рабочая программа факультативного курса "Азбука дорожного движения" 7класс.

Рабочая программа факультативного курса "Азбука дорожного движения" 7класс....

Рабочая программа факультативного курса "Азбука дорожного движения" 8класс.

Рабочая программа факультативного курса "Азбука дорожного движения" 8класс....

Программа ДОЛ «Дружба» по изучению правил дорожного движения «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

Программа ДОЛ «Дружба» по изучению правил дорожного движения«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»...

Развлечение по правилам дорожного движения «Дорожная азбука» для старших дошкольников

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Цель занятия:  обобщить представления детей об основных правилах дорожного движения, о дорожных знаках: пешеходный переход, автобусная остановка; осторожно дети и учить пра...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука дорожной безопасности»

Рабочая программа социального направления нацелена на формирование культуры поведения на дорогах, вовлечение учащихся в деятельность по профилактике дорожно—транспортного травматизма и обеспечение защ...

Дополнительная образовательная программа "Знатоки дорожной азбуки"

Дополнительная общеобразовательная программа "Знатоки дорожной азбуки" предназначена для получения углубленных знаний по правилам дорожного движения....