Элективный курс "Искусство владеть словом" для 11 класса на 2020/21 уч. год
рабочая программа (11 класс)

Элективный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов и составлен на основе авторской Программы элективного курса "Искусство владеть словом" под редакцией Н.В.Васильченко,-Волгоград,изд-во "Учитель"2008г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyas.z.11_elektiv.docx527.25 КБ
Файл ktp11_elektiv.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федерального закона от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05. 2012 № 413 с изменениями, внесенными приказом Мин.обр. и науки РФ от  31.12.2015г №1578
  • Учебного плана  среднего общего образования приказ №89/1 от  26.08.2020г
  • Положения о рабочей программе МБОУ ВСОШ № 2
  • Календарного учебного графика МБОУ ВСОШ № 2 на 2020 – 2021 год, пр.№52 от 25.05.2020г
  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень).
  • Авторской Программы элективного курса « Искусство владеть словом»  под редакцией Н.В. Васильченко, Волгоград, издательство «Учитель» , 2008 год.

                                    Обоснование актуальности программы

В настоящее время главной целью образования является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. На заключительном этапе обучения (профильная школа) от выпускников требуется владение такими жанрами как доклад, статья, рецензия, интервью, очерк, резюме. Хотя в основной школе  учащиеся получают информацию обо всех жанрах разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей. Однако такие жанры, как доклад, статья, рецензия, интервью, очерк, резюме не включены в Требования к уровню подготовки выпускников на этом этапе обучения. На пороге выбора профессии, самоопределения в обществе важно развить коммуникативную компетентность у учащихся. Курс «Умение владеть словом»  развивает все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Программа станет опорой при подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ (написание части С). Ведь любой текст – это, прежде всего,  сочинение.

Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:

 -   дать возможность раскрыться творческому потенциалу учащихся;

 -   умение писать публицистические тексты, которые востребованы в эпоху развития глобальных коммуникаций;

 -  уйти от шаблонности высказывания;

 -  обрести определенный набор качеств, которыми  должен обладать грамотный человек;

 -   помочь развитию личности;

 -  развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

  - сбалансированное развитие устной и письменной речи;

Программа направлена на достижение следующих задач:

-  освоить культуру устной и письменной речи;

   -  раскрыть особенности текста;

   -  расширить и углубить знания о газетных жанрах сочинений;

   - научить старшеклассников понимать специфические особенности газетных жанров сочинений, определять      
       пригодность того или иного жанра к данной теме, к данному материалу, к данному адресату;

   - привить учащимся старших классов авторское достоинство, которое пробуждает подлинный интерес к написанию  
      сочинений разных жанров, воспитывает ответственность за творческую работу.

                                 Характеристика предмета.

Предмет «Русский язык» – основа школьного филологического образования. Он является важнейшим элементом литературного образования.  Нацеленность курса «Умение владеть словом» на подготовку выпускников к получению высшего образования в области филологии определяет и специфическое содержание курса для профильного уровня: приоритетным является формирование и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся, что отражено в стандарте, т.е.  овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.

Таким образом, предметные цели курса максимально приближены к жизненным потребностям выпускника, отражают жизненные ориентиры учащихся и дают им возможность научиться писать сочинение, реферат, репортаж, интервью, портретный очерк, эссе, рецензию. Широко представлен материал по каждому жанру. Особое внимание уделено комплексному анализу текста, редактированию текста. Обстоятельно раскрыты приёмы и методы отбора фактического и языкового материала, стилистической правки текста.

 В основу содержания курса положены следующие принципы:

1. Принцип гражданственности и патриотизма предполагает сознательное отношение к языку как духовной,
         нравственной и культурной ценности народа, любовь к родному языку.

2.  Принцип научности отражает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники.

3.  Принцип доступности обучения – учёт реальных возможностей обучаемых.

4.  Принцип наглядности- применение разнообразных иллюстраций, демонстраций, практических работ, использование  
         ярких примеров и жизненных фактов.

5.  Принцип воспитывающего обучения- формирование в процессе обучения культуры личности6 нравственной,  

    эстетической, культуры труда и жизнедеятельности.

Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану школы и календарному учебному графику  в 11 классе  на изучение данного курса отводится 32 урока в год( 1 час в неделю).

класс

инвариантная часть

вариативная часть

кол-во часов в год

кол-во часов в неделю

11

1

-

32

1

Учёт возрастных особенностей

На старшей ступени обучения (10–11 классы) подростки проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим задачей обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Происходит углубление лингвистических знаний, а также совершенствование речевых умений в профессионально ориентированной сфере общения. В этом возрасте наблюдается активность в познавательной деятельности, в мышлении. Нужен индивидуальный подход к обучению. Интересны семинары, диспуты, конкурсы, размышления.

Организация образовательного процесса.

   Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием предполагает использования разнообразных методов и приемов работы над курсом. Обсуждение теоретических вопросов (материала Введения и частично других разделов программы) потребует использования лекционных приемов работы, метода беседы, организации выступления учащихся с сообщением по материалам рекомендованной учебной литературы.

Целесообразно используется  метод наблюдения, работы с текстами-образцами, сопоставления, создания текста.

Важная роль в практической работе отводится дидактическому материалу. При подборе дидактического материала необходимо, руководствуясь принципом коммуникативной ценности, привлекать тексты с учетом жанровых разновидностей речи. Написание изучаемого вида сочинения остаётся главной практической задачей курса.

Особое внимание уделяется подбору заданий и коммуникативных упражнений, которые направлены на выработку умений по составлению учащимися высказываний и текстов различной жанровой принадлежности.

Используются компьютерные технологии, групповые, игровые, развивающего обучения, педагогика сотрудничества.

В результате конкурсного отбора лучшие работы будут напечатаны в школьной газете и размещены на школьном сайте.

Межпредметные и внутрипредметные связи.

При освоении учебного содержания курса необходимо опираться на знания учащихся других предметов. Для написания сочинений учащимся потребуется знание литературных произведений. Для извлечения необходимой информации из различных источников мало умения пользоваться интернетом, нужно уметь общаться с людьми, тонко чувствовать их психологию, соблюдать этику общения. Для приведения аргументов необходимо знать историю, обществознание, географию. При написании своих работ не обойтись без грамматики русского языка, стилистики, лексики, синтаксиса.

Ожидаемые результаты:

В результате изучения курса учащиеся должны:

  •  уметь писать сочинения в газетных жанрах;
  •  уметь отбирать фактический и языковой материал для сочинения того или иного жанра;

• учиться редактировать тексты сочинений: уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи  
       разных языковых средств;

  •  уметь владеть навыками стилистической правки текста;
  •   активно владеть жанрами сочинений, коммуникативно  значимыми в учебной деятельности учащихся;
  •  Выполнять критерии части СЕГЭ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ. Текст как речевое произведение(повторение

Текст. Тема и основная мысль. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства выразительности в  тексте. Стилистические возможности языковых средств. Главные признаки текста

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ:микротема,  абзац, зачин, цепная и параллельная связи, лексические и грамматические средства связи, словесная ткань.

СОЧИНЕНИЕ – ЭТО ТОЖЕ ТЕКСТ

Формулировка темы сочинения. О некоторых правилах цитирования(как сделать цитату частью текста) Разнообразие тематических сочинений. Объём сочинений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: прямая и косвенная речь, частичное цитирование, цитирование с помощью вводных слов, вводных предложений

РЕФЕРАТ  КАК  ВИД  ТЕКСТА

Цель реферата. Требования к реферату

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: реферировать, реферативный(журнал), реферативное(сообщение), референт, исходный текст, библиографические данные книги или статьи, слова – «скрепы», научная информация

 У КАЖДОГО  СОЧИНЕНИЯ  СВОЙ  ЖАНР

Единство содержания и формы. Источник материала сочинения. Жанры малой формы. Публицистические жанры информационного и аналитического характера. Жанры, используемые в научной работе. От чего зависит выбор жанра?

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: авторы, авторское достоинство, произведение словесности.

РЕПОРТАЖ.

 Репортаж – один из жанров публицистики. Содержание репортажа. Различие между репортажем и информационной заметкой. Правила построения репортажа. Языковые средства в репортаже. Формы выражения авторского «Я»

Ключевые слова : комментатор, ком-ментиовать, репортёр, динамика, «эффект присутствия»,документальная точность, достоверность.

ИНТЕРВЬЮ

Интервью как информационный жанр. Цель интервью. Разновидности. Интервью не просто беседа. В чём своеобразия языка интервью.  Речевая  ситуация.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интервьюер, интервьюмировать, журналист, корреспондент, диалогическая речь, интервьюруемый(опрашиваемый), интервьюирующий( опрашивающий), речевой этикет, интервью – рассказ, интервью – беседа, интервью – зарисовка

ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК

Очерк документальный и недокументальный. Очерк проблемный и портретный. Сходство и их различие. Способы выражения позиции автора в очерке. Портретный очерк – один из видов очерка, широко распространённого публицистического жанра. Герой портретного очерка. Составные части портретного очерка. Этапы работы над очерком.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: публицистичность изложения, фактический материал, динамика, раскрытие темы в динамике, общественная значимость, портрет одного человека, коллективный портрет нескольких персонажей.

ПУТЕВОЙ ОЧЕРК (ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ)

Путевой очерк и путевые зарисовки. Сходство и их различие. Путевые заметки как жанр художественной публицистики. Содержание путевых заметок.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: зарисовка, информативная речь, речь изобразительная: подлинный жизненный материал, рассказ о событии

СТАТЬЯ

Статья – объясняющий жанр публицистики. Задача статьи. Строение статьи. Языковые особенности статьи.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проблема, тезис, аргументы.

ЭССЕ

Эссе как разновидность очерка научного, исторического, критического , публицистического характера. Жанровые особенности. Языковые средства. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: впечатления, ассоциации, раздумья, размышления, афористичность, подчёркнутая субъективность, свободная композиция, оригинальный взгляд на предмет, отточенность формы.

РЕЦЕНЗИЯ.

Рецензия как разновидность критической статьи. Стили речи в рецензии. Типы речи. Отличие рецензии от отзыва и эссе. Требования к форме рецензии. Как строится научная рецензия. Формы рецензии

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рецензент, рецензия на книгу, клише, суждение, обоснование, объективный анализ, субъективная оценка.

Дневниковые записи.

Дневники великих людей. Дневник- литературная форма изложения мыслей. Композиция дневника. Типы речи в дневниковых записях. Особенности текста дневника.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: творческая фантазия и воображение, заставка, личные записи

СОЧИНЕНИЕ – ПИСЬМО

Виды сочинения письма. Обязательные условия сочинения  - письма .Письма великих людей. Языковые особенности сочинения письма. Речевые формулы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: запись адресата, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания, приветствия, концовка письма.

Литература для учащихся:

1.  Гольцов Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы.- М.: Русское слово, 2012 г

2.  Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 классов.- М.: Просвещение.

3.  Лингвистические справочники и словари.

4.  Интернет-ресурсы

  5.  Пучкова Л.И. Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания.- М.: Экзамен, 2012 – 2014гг..

Литература для учителя:

1.  Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 классов.- М.: Просвещение.

 2.  Васильченко Н.В. Русский язык. 10-11 классы. «Искусство владеть словом». – Волгоград, Учитель, 2012г.

 3.  Загорская О.В., Григоренко О.В. и др. Нормы русского литературного языка. –М.: Просвещение, 2011 г.

 4. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений (Написание сочинения).- Педагогический университет «Первое сентября», 2007 г.

 5. Шамшин Г.С., Хорт О.А. Сочинение и изложение в выпускном классе.- Волгоград: Учитель, 2008 г.

 6. Цыбулько И.П., Александров Ю.Н. и др. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2014 г.

 7. Интернет-ресурсы.



Предварительный просмотр:

№\п

Дата

Тема

Виды деятельности учащихся

Домашние задания

1

Введение. Текст как речевое произведение

Устное сочинение на тему» Что значит быть талантливым писателем»

Комплексный анализ текста

Подготовить сообщения, используя ключевые слова материал вводного раздела о типах и стилях речи, о языковых средствах выразительности)

2

3

4

Сочинение – это тоже текст

Практикум

( формирование тем сочинений. Написать   фрагменты сочинения с включением в него высказывания писателей)

-  Составить памятку формулировки темы сочинения

- Написать небольшой текст, используя в нём в качестве цитаты первое предложение

- подготовить пересказ нужного высказывания и включить его в текст

5

6

Реферат как вид текста

Лекция.

- Занятия в группах: определить последовательность действий референта при написании реферата

- Обучение приёму сокращать исходный текст

- Семинар

- Написать реферат о новой книге по критической статье известного литературоведа

- подготовка к семинару

7

8

У каждого сочинения - свой жанр(обзор)

Лекция. Составление конспекта лекции в виде таблицы. Определение типов сочинения(работа с дидактическим материалом)

Подготовить краткие сообщения по предложенному плану.

9

10

Репортаж

- Лекция

- Анализ 2-3  репортажей

( события,   темы, детали описания, оценочные слова, выражения…)

- Редакция начала репортажа

- организация обсуждения в группах иронического репортажа

- Составить памятку для пишущих репортажи

- прочитать репортаж из газеты и рассмотреть его композицию

- попробовать

Написать иронический репортаж о школьной жизни

- подготовить первый вариант сочинения

11

Форма контроля: сочинение - репортаж

Конкурсный отбор репортажей для ученического альманаха

12

13

Интервью

- Лекция

- Чтение и обсуждение первых интервью и совершенствование написанного (редактирование)

- Конкурс на самое интересное интервью

- Подготовка материалов к публикации в рукописном альманахе

- публикация интервью в районной газете

- Взять интервью у неизвестного лица

- подготовить сообщение по теме

14

Портретный очерк

- Лекция. Составление тезисов.

- Подготовка к сочинению (выбор темы, объёма содержания отбор материала по теме)

- Анализ портретного очерка ( выявление языковых средств для достижения выразительности)

- рецензирование работ учащихся

- Отбор работ для ученического альманаха

- подготовка информационного материала

- написать сочинение- очерк на литературную тему.

- подготовить сообщение по теме

-анализ

портретного очерка (найти в тексте описание внешности героя, определить «данное « и «новое» в предложениях.

-написать начало очерка о человеке, который хорошо известен

15

Путевой очерк

- Практикум:

Анализ текста (составить план текста, указать перспективу развёртывания текста – в пространственной, временной, выявить изобразительно – выразительные средства языка)

- Анализ сочинений

- подготовить анализ текста в форме связного обоснованного высказывания типа рассуждения

- сочинение в  жанре путевого очерка или путевых заметок на литературную тему (черновой вариант)

16

Форма контроля: сочинение по картине

18

19

Статья

- Лекция

- Анализ статьи( работа над композицией, определение типа речи)

- устный сжатый пересказ в виде тезисов

- анализ сочинения в жанре литературно – критической статьи

(соответствие работы выбранному жанру,логика развития темы). Совершенствование написанного

- чтение статьи, формулировка темы и основной мысли. Подобрать заголовок к статье. Определить задачу речи. Найти в тексте языковые средства, воздействующие на читателя. Найти средства связи в тексте.

- сочинение в жанре литературно- критической статьи.

- подготовить памятки написания сочинения в жанре литературно- критической статьи

20

21

Эссе

Конспектирование лекции учителя

- устное рассказывание

- рассмотрение тем сочинений

- семинар

- жанровый анализ текста. Найти и отметить языковые средства, характерные для жанра эссе.

- подробный пересказ текста эссе

- подготовка к сочинению

22

Форма контроля: сочинение в жанре эссе

23

24

Рецензия

- Лекция

- оценивание и редактирование в группах

- определение объема работы для выполнения в указанные сроки

- прочитать рецензию, составить план выделив основные композиционные части и микротемы.

- написать рецензию и отредактировать

25

Форма контроля: сочинение на литературное произведение

26

27

Дневниковые записи

Практикум ( работа по карточкам: определение целей и  задач дневниковых опытов известных писателей

Подобрать материал (дневниковые записи известных деятелей) определить тип речи, озаглавить текст, найти приёмы, которыми пользуются авторы для обоснования своего мнения

28

Форма контроля: сочинение -  дневник

29

30

31

Сочинение - письмо

- устное сочинение – раздумье о судьбах литературного героя

- практикум: подготовка к сочинению – письму. Выбор темы, определение объёма содержания и границ темы, отбор материала по теме

Чтение писем известных писателей. Подбор дидактического материала.

Сочинение - письмо

32

Итоги

Выпуск альманаха сочинений газетных жанров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Современное российское законодательство" 11 класс 2019 - 2020 учебный год

Рабочая программа элективного курса "Современное российское законодательство" 11 класс 2019 - 2020 учебный год. Данная программа является продолжением элективного курса за 10 класс...

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Искусство владеть словом"

Пояснительная запискаПланирование программы составлено на основе Программы элективного курса « Искусство владеть словом»  под редакцией Н.В. Васильченко, Волгоград, издательство « Учитель» , 2008...

Программа элективного курса «Основы правовых знаний» 10 класс 2019-2020 учебный год

Планируемы результаты освоения  правового курсаДанный правовой курс поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволит ему успешно самоопредел...

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....

КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022

Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Функция: просто, сложно, интересно" на 2019 - 2020 учебный год

                Модернизация отечественного школьного образования привела к появлению новой формы обучения.             ...

Рабочая программа элективного курса «Способы и методы решений уравнений и неравенств», 9 класс, 2019-2020

Пояснительная запискаРешение уравнений и неравенств  с параметрами , с модулем являются необходимым условием получения отличной оценкой. Задачи с параметрами и модулями часто встречаются на вступ...