Рабочая программа "Настольный теннис"
рабочая программа

Огай Евгений Елисеевич

Пояснительная записка

Рабочая программа  по настольному теннису для детей первого года обучения на основе:

•        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 373 от  6 октября 2009 года;

•        Приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 года №889;     

•        Примерной программы по физической культуре и спорту в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. - М.: Просвещение, 2010).

•        Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов

·              Конвенция ООН «О правах ребенка»

 

История возникновения.

В XVI веке в Англии и Франции возникла забавная игра без определенных правил. Мяч был с перьями, позже появился резиновый.

           В XIX настольный теннис появился в России. В Петербурге открылся клуб «Крикет и лаун-теннис». Первые правила игры были созданы в Англии. Одна партия велась до 30, а не до 11 очков, как сейчас.

           Мощный толчок развитию тенниса дало изобретение английского инженера Джеймса Гиббса (1894г.). Он ввел в игру легкий и упругий целлулоидный мяч. Постепенно стала изменяться и форма ракетки, появились фанерные, вес уменьшился почти втрое. Скорее всего, именно на рубеже ХХ века и определилось название игры – «пинг-понг».

           Настольный теннис является одной из увлекательных спортивных игр. Для него характерен целый ряд игровых элементов, выполнение которых требует хорошей физической подготовки, обучение и овладение которыми способствуют хорошему физическому развитию спортсмена. Это развивает подвижность, выносливость, а участие в соревнованиях способствует воспитанию смекалки, упорства и других важных волевых качеств.

           Одной из характерных черт настольного тенниса, как спортивной игры, является большое разнообразие технических приемов. Существенным является тот факт, что уровень физического развития игрока в этом виде спорта не ставит преград, как в больших видах спорта. Эта игра развивает быстроту реакции, остроту зрения, выносливость.

           Данная адаптированная программа рассчитана на 72 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часа, предусматривает фронтальные занятия (с оказанием индивидуальной помощи) с детьми 8-10 лет.

Цель программы: развитие интереса к спорту, формирование двигательных навыков.

 

Реализация цели осуществляется через решение задач:

Образовательных:

1.     Способствовать расширению кругозора

2.     Учить основным приемам техники игры в настольный теннис

3.     Учить вносить дополнения и изменения в тренировочный процесс

4.     Учить анализировать, делать выводы в процессе тренировки

Воспитательных:

1.     Воспитывать уважение к спорту и людям спорта

2.     Воспитывать аккуратность и усердие

Развивающих:

1.     Развивать наблюдательность, настойчивость, терпение

2.     Развивать моторику рук и глазомер.

Формы организации внеклассного занятия с образовательно-тренировочной направленностью

 преимущественно используются для развития физических качеств, формирования у обучающихся представлений о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма.

Содержание программы

1.     Вводное занятие – 1час. Беседа о целях и задачах объединения, теоретические сведения по истории данного вида спорта, изучение правил техники безопасности.

2.     Техника игры – 8 часов. Обучение основам настольного тенниса: подачи, подрезки, накаты, приемы топ - спины. Общая физическая подготовка.

3.     Накат открытой ракеткой справа – 6 часов. Основная цель атакующих ударов – обеспечить высокую точность попадания мяча в намеченное место. Необходимая крутизна траектории достигается тем, что мячу придается верхнее вращение. Ракетка движется вверх вперед, наносит удар по верхней боковой половине мяча.

4.     Короткий накат – 7 часов. Соприкосновение мяча с ракеткой происходит над столом, иногда близко к сетке. Движение руки должно быть стремительным. Удар выполняется на взлете, по мячу.

5.     Длинный накат -5 часов. Разновидность удара справа, контакт мяча и ракетки происходит далеко от задней кромки стола.

6.     Удар по «свече» -4 часов. «Свеча» - удар по мячу, отскочившему намного выше сетки. Удар производится, когда мяч достигнет высшей точки взлета. В момент удара ракетка над головой, рука согнута, удар с размаху.

7.     Накат закрытой ракеткой слева – 9 часов. Движение мяча, как и справа. Ракетка вверх вперед.

8.     Подрезка открытой ракеткой – 8 часов. Исходное положение – игрок стоит лицом к столу, выставив вперед левую ногу. Замах делается назад – вверх и затем идет вперед - вниз. После удара ракетка немного провожает мяч и уходит влево – вперед вниз.

9.     Подрезка закрытой ракеткой – 3 часа. Исходная стойка типична для игры слева. Рука согнута в локте и отведена наверх - назад для замаха. Движение происходит сначала вперед – вниз. Рука в локте не разгибается.

10.      Топ – спин справа -5 часов. Движение начинается с активного поворота направления удара. Правая рука идет вперед – направо - вверх. В момент соприкосновения с мячом ракетка должна скользнуть по нему.

11.      Топ – спин слева – 5 часов. Аналог накат слева, движение кисти более глубокое. Завершающая точка движения выше, чем наката слева.

12.      Круговая «свеча» - 5 часов. Мяч принимается на ракетку, когда рука расположена  чуть ниже пояса. Ракетка движется вверх - вперед и чуть в сторону.

13.      Плоский удар – 5 часов. Термин определяет не траекторию полета мяча, а характер удара ракеткой. Удар считается плоским, если ракетка поставлена под прямым углом к направлению своего движения.

14.      Заключительное занятие -1 час. Подведение итогов работы за год

           Основной вид деятельности - практическая работа. Специального времени на теорию не отводится, т.к. в процессе практики дети получают знания. В течение учебного года в плане возможны изменения, т.к. в ходе занятий может выясниться целесообразность увеличения количества часов на работу, обучение по одним темам и сокращение по другим. Практическая работа дает возможность участвовать в соревнованиях начального профессионального уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_nastolnomu_tennisu.docx42.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  по настольному теннису для детей первого года обучения на основе:

•        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 373 от  6 октября 2009 года;

•        Приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 года №889;     

•        Примерной программы по физической культуре и спорту в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. - М.: Просвещение, 2010).

•        Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов

  •      Конвенция ООН «О правах ребенка»

История возникновения.

В XVI веке в Англии и Франции возникла забавная игра без определенных правил. Мяч был с перьями, позже появился резиновый.

           В XIX настольный теннис появился в России. В Петербурге открылся клуб «Крикет и лаун-теннис». Первые правила игры были созданы в Англии. Одна партия велась до 30, а не до 11 очков, как сейчас.

           Мощный толчок развитию тенниса дало изобретение английского инженера Джеймса Гиббса (1894г.). Он ввел в игру легкий и упругий целлулоидный мяч. Постепенно стала изменяться и форма ракетки, появились фанерные, вес уменьшился почти втрое. Скорее всего, именно на рубеже ХХ века и определилось название игры – «пинг-понг».

           Настольный теннис является одной из увлекательных спортивных игр. Для него характерен целый ряд игровых элементов, выполнение которых требует хорошей физической подготовки, обучение и овладение которыми способствуют хорошему физическому развитию спортсмена. Это развивает подвижность, выносливость, а участие в соревнованиях способствует воспитанию смекалки, упорства и других важных волевых качеств.

           Одной из характерных черт настольного тенниса, как спортивной игры, является большое разнообразие технических приемов. Существенным является тот факт, что уровень физического развития игрока в этом виде спорта не ставит преград, как в больших видах спорта. Эта игра развивает быстроту реакции, остроту зрения, выносливость.

           Данная адаптированная программа рассчитана на 72 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часа, предусматривает фронтальные занятия (с оказанием индивидуальной помощи) с детьми 8-10 лет.

Цель программы: развитие интереса к спорту, формирование двигательных навыков.

Реализация цели осуществляется через решение задач:

Образовательных:

  1. Способствовать расширению кругозора
  2. Учить основным приемам техники игры в настольный теннис
  3. Учить вносить дополнения и изменения в тренировочный процесс
  4. Учить анализировать, делать выводы в процессе тренировки

Воспитательных:

  1. Воспитывать уважение к спорту и людям спорта
  2. Воспитывать аккуратность и усердие

Развивающих:

  1. Развивать наблюдательность, настойчивость, терпение
  2. Развивать моторику рук и глазомер.

Формы организации внеклассного занятия с образовательно-тренировочной направленностью

 преимущественно используются для развития физических качеств, формирования у обучающихся представлений о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма.

Содержание программы

  1. Вводное занятие – 1час. Беседа о целях и задачах объединения, теоретические сведения по истории данного вида спорта, изучение правил техники безопасности.
  2. Техника игры – 8 часов. Обучение основам настольного тенниса: подачи, подрезки, накаты, приемы топ - спины. Общая физическая подготовка.
  3. Накат открытой ракеткой справа – 6 часов. Основная цель атакующих ударов – обеспечить высокую точность попадания мяча в намеченное место. Необходимая крутизна траектории достигается тем, что мячу придается верхнее вращение. Ракетка движется вверх вперед, наносит удар по верхней боковой половине мяча.
  4. Короткий накат – 7 часов. Соприкосновение мяча с ракеткой происходит над столом, иногда близко к сетке. Движение руки должно быть стремительным. Удар выполняется на взлете, по мячу.
  5. Длинный накат -5 часов. Разновидность удара справа, контакт мяча и ракетки происходит далеко от задней кромки стола.
  6. Удар по «свече» -4 часов. «Свеча» - удар по мячу, отскочившему намного выше сетки. Удар производится, когда мяч достигнет высшей точки взлета. В момент удара ракетка над головой, рука согнута, удар с размаху.
  7. Накат закрытой ракеткой слева – 9 часов. Движение мяча, как и справа. Ракетка вверх вперед.
  8. Подрезка открытой ракеткой – 8 часов. Исходное положение – игрок стоит лицом к столу, выставив вперед левую ногу. Замах делается назад – вверх и затем идет вперед - вниз. После удара ракетка немного провожает мяч и уходит влево – вперед вниз.
  9. Подрезка закрытой ракеткой – 3 часа. Исходная стойка типична для игры слева. Рука согнута в локте и отведена наверх - назад для замаха. Движение происходит сначала вперед – вниз. Рука в локте не разгибается.
  10. Топ – спин справа -5 часов. Движение начинается с активного поворота направления удара. Правая рука идет вперед – направо - вверх. В момент соприкосновения с мячом ракетка должна скользнуть по нему.
  11. Топ – спин слева – 5 часов. Аналог накат слева, движение кисти более глубокое. Завершающая точка движения выше, чем наката слева.
  12. Круговая «свеча» - 5 часов. Мяч принимается на ракетку, когда рука расположена  чуть ниже пояса. Ракетка движется вверх - вперед и чуть в сторону.
  13. Плоский удар – 5 часов. Термин определяет не траекторию полета мяча, а характер удара ракеткой. Удар считается плоским, если ракетка поставлена под прямым углом к направлению своего движения.
  14. Заключительное занятие -1 час. Подведение итогов работы за год

           Основной вид деятельности - практическая работа. Специального времени на теорию не отводится, т.к. в процессе практики дети получают знания. В течение учебного года в плане возможны изменения, т.к. в ходе занятий может выясниться целесообразность увеличения количества часов на работу, обучение по одним темам и сокращение по другим. Практическая работа дает возможность участвовать в соревнованиях начального профессионального уровня.

Учебно–тематический план

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Вводное занятие

Техника игры

Накат открытой ракеткой

Короткий накат

Длинный накат

Удар по «свече»

Накат закрытой ракеткой слева

Подрезка открытой ракеткой

Подрезка закрытой ракеткой

Топ-спин справа

Топ-спин слева

Крученая «свеча»

Плоский удар

Заключительное занятие

1

8

6

7

5

4

9

8

3

5

5

5

5

1

1

1

-

8

6

7

5

4

9

8

3

5

5

5

5

-

ИТОГО:

72

2

70

Планируемые результаты

       В процессе выполнения тренировочных заданий у детей совершенствуются следующие умения и навыки:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  •  умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  •  проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  •  оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
  • организация самостоятельной деятельности с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  •  планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и отдыха в процессе ее выполнения;
  • выполнение технических действий, применение их в игровой и соревновательной деятельности;

Методическое обеспечение программы

Этапы педагогического контроля

Тема

знания, умения, навыки контролируются

форма проведения итогов

дата проведения

1

2

3

4

Школьные соревнования

Городские соревнования

Республиканские соревнования

Товарищеские встречи

а) совершенствование умения применять на практике полученные знания элементов техники игры в настольный теннис;

б) правила безопасной тренировки;

в) бережное отношение к спортинвентарю;

в) уважение и ответственность к команде и к соперникам; соблюдение

техники игры.

зачет

соревнования

соревнования

зачет

зачет

октябрь

ноябрь

декабрь

февраль

апрель

Условия реализации программы

             Для успешной реализации программы необходимо обеспечение следующим спортивным оборудованием и материалами:

- спортивный зал, соответствующий гигиеническим требованиям и требованиям техники безопасности;

- место для занятий детей соответствует требованиям СанПиН;

- инструкции по правилам безопасного поведения в спортивных залах;

- ежедневные кратковременные перерывы и физкультминутки

- шарики для настольного тенниса (300 штук)

- стол для настольного тенниса (7 штук)

- ракетки для настольного тенниса (12штук)

Наглядные пособия:

- планшеты с рисунками техники настольного тенниса;

- видеоматериалы с тренировочными уроками мастеров настольного тенниса;

Технические средства:

- ноутбук

- мультимедийное оборудование

Календарно-тематический план

Место проведения занятий (зал настольного тенниса МБОУ Красносельцовская СОШ№1).

Расписание: 

1 группа: Четверг - 15:45 - 18:15,

  Суббота - 9:30 - 12:00

Цель программы: развитие интереса к спорту,

формирование двигательных навыков.

Задачи:

Образовательные:

1.        Способствовать расширению кругозора

2.        Учить основным приемам техники игры в настольный теннис

3.        Учить вносить дополнения и изменения в тренировочный процесс

4.        Учить анализировать, делать выводы в процессе тренировки

Воспитательные:

1.        Воспитывать уважение к спорту и людям спорта

2.        Воспитывать аккуратность и усердие

Развивающие:

1.        Развивать наблюдательность, настойчивость, терпение

2.        Развивать моторику рук и глазомер

Оборудование: стол для настольного тенниса, ракетки, шарики.

№ занятия

Наименование разделов и тем, УУД.

Всего часов

Дата

проведения

1

Вводное занятие, теория, техника безопасности по настольному теннису, накаты

1

2

Теория. Техника игры в н/теннисе

1

3

Техника верхней и нижней прямой подачи

1

4

Техника верхней и нижней прямой подачи

1

5

Накаты открытой ракеткой

1

6

Общая физическая подготовка.

1

7

Короткий накат

1

8

Длинный накат

1

9

Совершенствование накатов

1

10

Удар по «свече». Обучение

1

11

Подрезка открытой ракеткой. Обучение

1

12

Подрезка открытой ракеткой. Совершенствование

1

13

Крученая «свеча»

1

14

Удар по «свече». Совершенствование

1

15

Совершенствование техники игры. «Свечи»

1

16

Игры в парах

1

17

Накат открытой ракеткой с усилием

1

18

Отбивание мяча через сетку в непосредственной близости от стола

1

19

Передвижения теннисиста

1

20

Завершающий удар справа

1

21

Удар короткий

1

22

Удар средний длинный

1

23

Удар укороченный

1

24

Прием в ближней зоне

1

25

Прием в дальней зоне

1

26

Короткий накат с усилием

1

27

Прием в средней зоне

1

28

Выполнение приема по движению звеньев руки - кистевой

1

29

Выполнение приема по движению звеньев руки - локтевой

1

30

Выполнение приема по движению звеньев руки - плечевой

1

31

Выполнение приема по высоте траектории полета мяча - высокий

1

32

Выполнение приема по высоте траектории полета мяча - низкий

1

33

Выполнение приема по высоте траектории полета мяча - нормальный

1

34

Выполнение приема по высоте траектории полета мяча - зависающий

1

35

Тактическая направленность игровых действий - атакующие

1

36

Длинный накат с усилием

1

37

Тактическая направленность игровых действий - контратакующий

1

38

Тактическая направленность игровых действий - подготовительные

1

39

Тактическая направленность игровых действий - защитные

1

40

Тактические комбинации

1

41

Средства ведения игры с верхним вращением - накат, удар

1

42

Средства ведения игры с сильным верхним вращением - топ-спин

1

43

Средства ведения игры без вращения - подставка, толчок

1

44

Средства ведения игры с нижним вращением - срезка, подрезка

1

45

Подача, срезка вправо или влево, удар в противоположный угол стола

1

46

Подача с боковым вращением, накат влево. Косой топ-спин в противоположный угол стола

1

47

Перемещения приставными шагами: лицом вперед, правым, левым боком вперед, спиной вперед

1

48

Правило ускорения игры

1

49

Удар подача и ее прием

1

50

Удар по «свече» сверху

1

51

Накат закрытой ракеткой слева

1

52

Подрезка открытой ракеткой

1

53

Подрезка закрытой ракеткой

1

54

Топ-спин справа, снизу

1

55

Топ-спин слева, снизу

1

56

Крученая «свеча», защитная

1

57

Плоский удар с усилением

1

58

Остановки  шагом, прыжком

1

59

Прыжки вверх толчком двух ног (одной) с места и после перемещения и остановки

1

60

Сочетание способов перемещения

1

61

Сочетание способов перемещения с техническими приемами

1

62

Передачи мяча сверху, над собой

1

63

Отбивание мяча через сетку в непосредственной близости от стола

1

64

Передвижения теннисиста

1

65

Технические приемы

1

66

Подача слева с нижнебоковым вращением

1

67

Подача справа с нижнебоковым вращением

1

68

Подача слева быстрая с верхним вращением

1

69.

Упражнения на координацию движения

1

70

Упражнения на развитие силовых качеств. Учебно-тренировочные игры: в одиночном разряде

1

71

Удар подача и ее прием. Учебно-тренировочные игры: в парном разряде.

1

72

Заключительное занятие, подведение итогов.

1

Итого:

72 часа

Учебно - методическое обеспечение

Литература:

1. Амелин А.Н; Пашин В..А. «Настольный теннис», «ФИС», Москва 2017г.

2. «Теория и методика физвоспитания», Мосиздат 2015г.

3. Журналы «Физкультура и Спорт»:

№№ 1-12 за 2015г., № 1-12 за 2017г.,№ 1-12 за 2016г.

Электронные образовательные ресурсы:

1. http://go.mail.ru/tennis_mail/ru                                                                                         

2. http://table tennis.ru q                                                                                                                  

3. http://go.mail.ru/study  table  tennis q                       

4.http://cn.shopotam.ru/taobao/otc-1198                                                                               

5. https://www.google.ru/search?q=table+tennis+2013&rlz                                                       

6. http://stigatabletennis.com/en/about-stiga/                                                                                   

7. https://www.google.ru/search?q=table+tennis+game&rlz


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настольный теннис рабочая программа

Настольный теннис рабочая программа...

рабочая программа настольный теннис 1 час по В. И. Ляху

Рабочая программа дляВНЕКЛАССНОГО КРУЖКА ПО СПОРТИВНОЙ ИГРЕ «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»...

Рабочая программа по настольному теннису

В рабочей программе представлены основные разделы спортивной подготовки теннисистов 1-го года обучения, изложенные на основе новейших данных в области теории физической культуры и спорта. Особое внима...

рабочая программа по настольному теннису

рабочая программа по настольному теннису 1-4 кл.,5-8 кл., 9-11кл....

Конспект занятия по настольному теннису по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе"

Конспект занятия общеметодологической направленности по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе". Занятие построено с соблюдением всех требований к занятиям этого типа. После консп...