Дополнительная общеразвивающая программа "Мой Бельск"
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Бедушвиль Светлана Николаевна

Дополнительная общеразвивающая программа "Мой Бельск"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Бельск

Согласовано

Зам директора по ВР

О.А. Бедушвиль

Протокол № _____

от «___»_______ 20___г.

Утверждаю

Директор МКОУ СОШ с. Бельск

М.Н. Гайнулина

Приказ № ____

от «___»_______ 20___г.        

Программа кружка краеведческой направленности

«Мой Бельск»

Срок реализации программы 2017-2018 уч. год

Автор:

Бедушвиль Светлана Николаевна

с. Бельск 2017 год

Пояснительная записка

Школа – отражение жизни общества. В современных условиях развития нашего общества, когда глубокие перемены, происходившие в жизни России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. В результате понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие.

Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, возрождении традиций нашей страны. Нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться. Таким образом, воспитание патриотизма является одной из основных задач воспитания.

Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных методических средств. Одним из таких средств является деятельность кружка краеведческой направленности «Мой Бельск». Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо   осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Основные направления курса – краеведение, изучение родного края.

Целью программы является изучение исторического и культурного наследия своего села, вовлечение учащихся в активную познавательную поисково-исследовательскую деятельность.

Цель реализуется через следующие задачи:

Образовательные:

  • Формирование знаний  о родном крае, его истории, традициях и культуре, знаний об истории своей семьи.
  • Обучение учащихся азам научного поиска, ознакомление с методами исторического исследования.

     Воспитательные:

  • Воспитание у школьников нравственности, патриотизма, бережного отношения к природному,  историческому наследию родного края, сохранению исторической памяти;
  • Воспитание гордости за свою малую родину, уважения к далеким предкам, к делам и трудам наших современников, гордости за успехи и достижения земляков.

Развивающие:

  • Развитие интереса к родному краю, его истории и исторической науке, с целью углубления знаний.
  • Развитие  творческих способностей, инициативы, самостоятельности, нравственной культуры.

Программа является адаптированной и составлена на основе авторской программы Стюбко Надежды Николаевны, учителя истории и обществознания МОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» Красногородского района Псковской области и Маниной Елены Егоровны, учителя географии и истории, Муниципальное образовательное учреждение Тихоновская основная общеобразовательная школа Вохомского района Костромской области с учетом возрастных особенностей детей и наличия определенной аппаратуры, пособий и техники.

Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой необходимостью формирования у воспитанников четкого понятия исторической характеристики  края.

В чем просматривается новизна программы?

Программа дополнительного образования предполагает другой стиль общения учителя и учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ краеведения, а развивает интерес к истории родного края, научно-познавательной деятельности на основе организованной работы по наблюдению за окружающей средой, экскурсионной деятельности, ведет к эстетическим переживаниям, практической готовности созидать вокруг себя, бережному обращению с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Программа адресована детям  11-17 лет (среднее и старшее звено). Количественный состав группы – переменный, около 10 человек. В группу принимаются все желающие, подходящие по возрасту дети.

Условия реализации программы

Особенностью программы является то, что каждый уровень обучения опирается на работу школьного музея. Он включает поисковую работу, пополнение музейных материалов, оформление альбомов и фотоальбомов, экспозиций, написание исследовательских работ.

Знать:

- основные даты, связанные с историей села, хронологические рамки значительных событий и процессов;

- устанавливать последовательность событий;

-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории села.

Уметь:

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

-сравнивать данные разных источников, анализировать их;

- рассказывать  об исторических событиях села, их участниках;

- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;

- вести архивную работу;

Контроль

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы, умение самостоятельно собрать и обработать информацию. Косвенными критериями служат: заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности, патриотизма.

Материально техническая база

Для более полного усвоения материала, необходимо будет использовать фотоаппарат (видеокамеру) для фиксирования некоторых данных и для составления фотоотчета о проведенных мероприятиях. Хорошим подспорьем в работе может стать диктофон при беседах с местными жителями.

Художественная литература также пригодится для сбора материала в музей.

Неотъемлемой частью работы станет принтер, сканер, копир и компьютер.

Основные методы работы

  • Наблюдения, записи и фотографирование во время экскурсий;
  • Беседы, обсуждения;
  • Интервью с жителями;
  • Метод коллекционирования (собирание газетных статей о своей малой Родине)
  • Сбор материала для музея (краеведческие находки, экспозиции)

Формы работы

  • Сбор материалов, отражающих историю села, школы и др.;
  • Работа с историческим источником с целью получения необходимой информации
  • Обработка полученных материалов
  • Организация встреч с интересными людьми
  • Проведение пеших экскурсий по родному краю, отражающих историю села, памятных мест.

Формы  проведения занятий предполагают сочетание теоретических и  практических видов деятельности, экскурсий, работу с различной литературой и картами, поисково-исследовательскую деятельность. Такой подход позволяет разнообразить формы работы, вызывая интерес у детей к краеведению.

Основные источники краеведческой информации

1) периодическая печать (газеты, журналы, статьи, очерки);

2) художественная литература;

3) архивные фонды;

4) фонды музеев;

5) устные свидетельства старожилов.

Режим организации занятий

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Общее кол-во часов

2 ч. по 45 мин

1

2

64

Учебно-тематический план кружка краеведческой направленности «Мой Бельск»

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1

Введение.

1

1

2

Древнейшие поселения и памятники природы и культуры на территории с. Бельск

1

2

3

3

Административно-территориальная структура села

1

4

5

4

История села до 1917 г.

2

21

23

5

Ссылка.Революция. Становление советской власти

2

9

11

6

ВОВ

2

12

14

7

Село Бельск с середины ХХ в. по настоящее время.

2

9

11

ИТОГО:

11

57

68

Содержание программы

  1. Введение. Составление коллективного плана работы, его тематика, индивидуальный выбор учащихся. Изучение имеющихся материалов.

Практические занятия: сбор новой информации, запросы в архивы.

  1. Древнейшие поселения и памятники природы и культуры на территории с. Бельск. Археология. Древнейшее прошлое нашего края. Стоянки древнего человека. Древнейшие пещеры.

Практические занятия: сбор новой информации, запросы в архивы.

  1. Административно-территориальная структура села. Бельский острог. Иркутская губерния. Балаганский уезд. Бельская волость. Населенные пункты Бельской волости. Село Бельское.

Практические занятия: сбор новой информации, запросы в архивы.

  1. История села до 1917 г. Основание Бельского острога. Острожная башня. Население. Организация и управление. Крестьянское хозяйствование. Домашнее кустарное производство. Кожевенный завод. Ремесла. Кузнецы. Кирпичный завод. Фабричное производство. Пивоваренный завод. Купцы-пивовары. Купцы – предприниматели. Мельница Голубева. Торговля. Православие. Сретенская церковь. Священнослужители. Развитие образования.

Практические занятия: сбор новой информации, запросы в архивы. Выпуск буклета. Создание брошюры с биографиями выдающихся людей. Экскурсии.

  1. Ссылка. Революция. Становление советской власти. Декабристы в Бельске. Революционер Пантелеймон Парняков. Колхозы, артели советского времени.

Практические занятия: сбор новой информации, запросы в архивы. Составление перечня колхозов, артелей.

  1. Великая Отечественная война. Наши земляки – участники ВОВ. Погибшие на фронтах. Вернувшиеся с фронта. Герой Советского Союза. О человеческих судьбах опаленных войной. Обелиск в память об участниках ВОВ.

Практические занятия: сбор новой информации. Работа над созданием Книги Памяти. Совместная работа с районным советом ветеранов по увековечиванию наших земляков в местах гибели (перезахоронений).

  1. Село Бельск с середины ХХ в. по настоящее время. Образование. Сельское хозяйство. Социальная сфера. Земляки. Люди земли Бельской. Руководители села. Почетные жители села.

Практические занятия: сбор новой информации, запросы в архивы. Беседы с жителями села. Создание презентации «Почетные жители».

Календарно-тематическое планирование кружка

краеведческой направленности «Мой Бельск»

(всего – 68 ч., 2ч. в неделю)

Наименование разделов и тем

В том числе

Дата

Теоретич

Практич

1

Введение.

1

Древнейшие поселения и памятники природы и культуры на территории с. Бельск (3 часа)

2

Археология

1

3

Стоянки древнего человека. Запрос в архив

1

4

Древнейшие пещеры. Запрос в архив

1

Административно-территориальная структура села (5 часов)

5

Изучение имеющихся материалов в музее. Составление плана сбора новой информации

1

6-7

Отношение села Бельск к губернии, уезду

2

8-9

Населенные пункты Бельской волости. Запрос в архив

2

История села до 1917 года (23 часа)

10-11

Изучение имеющихся материалов в музее. Составление плана сбора новой информации

2

12-13

Основание Бельского острога

2

14-15

Кожевенный завод

2

16-17

Кузнецы

2

18-19

Кирпичный завод

2

20-21

Пивоваренный завод

2

22-23

Купцы - пивовары

2

24

Купцы - предприниматели

1

25-26

Сретенская церковь

2

27-28

Священнослужители

2

29-30

Развитие образования

2

31-32

Создание брошюры с биографиями выдающихся людей

2

Ссылка. Революция. Становление советской власти (11 часов)

33-34

Изучение имеющихся материалов в музее. Составление плана сбора новой информации

2

35

Революционер Парняков Пантелеймон Федорович

1

36-37

Громницкий Петр Федорович

2

38-39

Анненков Иван Александрович

2

40-41

Колхозы, артели

2

42-43

Составление перечня колхозов, артелей.

2

Великая Отечественная война (14 часов)

44-45

Изучение имеющихся материалов в музее. Составление плана сбора новой информации

2

46-48

Погибшие на фронтах

3

49-51

Вернувшиеся с фронта

3

52-53

Герой Советского союза

2

54-55

Обелиск в память об участниках ВОВ

2

56-57

Совместная работа с районным советом ветеранов по увековечиванию наших земляков в местах гибели (перезахоронений)

2

Село Бельск с середины ХХ в. по настоящее время (11 часов)

58-59

Изучение имеющихся материалов в музее. Составление плана сбора новой информации

2

60-61

Образование

2

62

Сельское хозяйство

1

63-64

Социальная сфера

2

65-66

Почетные жители села

2

67-68

Создание презентации «Почетные жители»

2

Список литературы

1

300 лет селу Бельску, 1991

2

Зубарев Н.К. Очерки истории Черемховского района.- Иркутск: Издательский центр журнала «Сибирь», 2004.-272 с.

3

Ковальская Т.В. Бельск – село заповедное. - Восточно - Сибирское книжное издательство, 1991

4

Косых А.П., Панов В.Н., Тюкавкин В.Г. История Иркутской области. Учебное пособие по краеведению.- Иркутск, 1983.

5

Материалы историко-краеведческого музея МКОУ СОШ с. Бельск

6

Ресурсы сети интернет

7

Электронные исторические книги

8

Ярина Я. А память прошлое хранит…- Иркутск, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...