«Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр и специальных дидактических упражнений с детьми ОВЗ»
методическая разработка

Сергеева Анжелика Ивановна

методическая разработка по развитию мелкой моторики рук по теме

Консультация для  педагогов реабилитационного центра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_razvitiyu_rechi.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр и  специальных дидактических упражнений с детьми ОВЗ»                         

методическая разработка по развитию мелкой моторики рук по теме

Консультация для  педагогов реабилитационного центра.

Развитие мелкой моторики является очень важной составляющей общего развития ребёнка.  мелкая моторика тесно связано с развитием внимания, мышления, воображения, координации, зрительной и двигательной памяти. Развивать ручную моторику важно и потому, что она будет необходима ребёнку на протяжении всей его жизни. Скоординированные и точные движения пальцев и рук необходимы в повседневной жизни для того, чтобы писать и рисовать, выполнять самые необходимые бытовые действия, например, одеваться, убирать. Развитие мелкой моторики у детей нужно начинать как можно раньше.                                                                                             Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.                                                                                        

 «УТЮЖОК»

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу

Карандаш я покачу

Вправо-влево – как хочу.

«ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?

«ДОГОНЯЛОЧКА»

Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук.

Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.

Пальчики бегут вперёд,

И никто не отстаёт.

«КАЧЕЛИ»

Прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола.

Положи тонкий короткий карандаш на средний палец прижатой к столу ладони. Указательным и безымянным пальцами попеременно нажимай на концы карандаша.

Покачаю вверх и вниз –

Крепче, карандаш, держись!

«ГОРКА»

Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.

Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.

«ВОЛЧОК»

Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.

Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.

По столу круги катаю,

Карандаш не выпускаю.

«ВЕРТОЛЁТ»

Вращение карандаша между большим, указательным и средними пальцами.

Возьми тонкий длинный карандаш двумя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.

Отправляется в полёт

Наш красавец-вертолёт.

«ЭСТАФЕТА»

  Передача карандаша каждому пальчику поочерёдно.    Сожми карандаш указательным пальцем, подержи, передай его указательному пальцу другой руки. А теперь удерживай карандаш средним пальцем. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцем.

«ЛАДОШКА»

Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

Положи ладонь на стол. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.

Нарисую я ладошку,

Отдохну потом немножко.

Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук .    Усложнение должно происходить постепенно. Главным принципом достижения эффективности является индивидуальный подход к каждому ребенку с особенностямив развитии.                                                                                                             Необходимым условием работы является доброжелательная, эмоционально-насыщенная - атмосфера совместного творчества детей и взрослых.  

 

       Примеры игр с крупами:

1. В крупе «закапываем» мелкие игрушки  Ребёнок вытаскивает их руками или ложкой.

2. Насыпаем в миску красную и белую фасоль. Ребёнок должен разложить фасоль в разные мисочки, сортируя её по цвету.

 3. Манку насыпаем на поднос или в широкую миску и разравниваем её. Ребёнок рисует на ней различные узоры, фигуры или рисунки.

 4. Смешиваем манку и макароны в одной миске. На другую миску ставим ситечко. При пересыпании макароны остаются в сите. Их пересыпаем в другую миску.

 5. Выкладывание дорожек или узоров по образцу или самостоятельно.

 6. Смешиваем в миске различные крупы, макароны, красную и белую фасоль. Ребёнок сортирует крупы в разные мисочки.

 7. Тренируем щипковый захват. Берём фасолину большим и указательным пальцами и опускаем её в маленький пузырёк. Хорошим средством развития мелкой моторики является игра с песком

                          Игры с бумагой для развития мелкой моторики

Давайте ребенку мять и рвать бумагу. Это поможет ему тренировать силу рук, учиться захватывать, тянуть, разрывать. Из полученных кусочков можно делать аппликации, скатывать бумажные шарики, рвать бумагу на полоски, квадраты. 

Еще одна игра с бумагой для развития мелкой моторики у детей  разворачивание и заворачивание предмета в бумагу.  Поиграйте, будто вы готовите подарки игрушкам, и предложите ребенку красиво их завернуть. 

Благодаря этим играм и упражнениям, дети в дальнейшем, легко смогут работать с карандашом и ручкой в школе. Точность и согласованность движений рук будет развиваться только при условии систематического выполнения упражнений. Успехов Вам и терпения! 

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и воображения посредствам нетрадиционных техник рисования.

Статья  рассказывает  о  нетрадиционных  техниках  рисования,  которые    можно  использовать  на  занятиях  изобразительным  иску...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...

Развитие мелкой моторики посредством лепки из глины

В этой статье я хочу познакомить вас замечательным природным материалом-глиной, с помощью которой можно так же эффективно развить мелкую моторику ребенка....

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"

*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой  и зрительной памяти, словесно – логического мышления....

Статья "Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования в работе с детьми с ТМНР"

В статье подобраны упражнения с нестандартным оборудованием для развития мелкой моторики рук для детей с ТМНР: массажными мячиками для рук, эспандерами, крупными бигудями, зубными щетками и.т.д.....

Проект " Развитие компонентов речевой системы детей раннего возраста в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики"

    Выбор темы проекта " Играя  развиваемся" очень актуален при работе с детьми младшей группы. У детей этого возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Стимулир...