Конспект занятия "Плетеный коврик"
план-конспект занятия (6 класс)

Силкина Валентина Александровна

Изготовление коллективной поделки «Плетеный коврик»  из отдельных мотивов в технике плетение из бумажных полос

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pletenyy_kovrik.docx221.01 КБ

Предварительный просмотр:

Оржевский филиал МБОУ «Умётская СОШ»

Конспект занятия кружка «Умелые ручки»

«ПЛЕТЕНЫЙ КОВРИК»

Руководитель кружка:

                                             Учитель  математики,

педагог дополнительного образования

                      Силкина Валентина Александровна

С.Оржевка

2021

Тема: «Плетение из бумажных полос.  Изготовление поделки «Плетеный коврик»

Цель: выполнить коллективную работу в технике переплетение полосок из бумаги

Задачи:

-Вовлечь детей в коллективное обсуждение общего замысла. 

-Способствовать формированию представления о разновидностях народного творчества - плетение (ткачество).

-Ознакомить обучающихся с техникой выполнения плетения полос из бумаги.

-Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка, навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук. Аккуратность, внимательность, трудолюбие, умение работать в коллективе.

-Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, культуре и традициям России.

Результаты: изготовление коллективной поделки «Плетеный коврик»  из отдельных мотивов в технике плетение из бумажных полос.

Познавательные УУД: осуществляют анализ предметов декоративно-прикладного искусства, устанавливают аналогии.

Регулятивные УУД: умеют работать по предложенной последовательности выполнения.

Коммуникативные УУД: умеют обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, умеют работать в группе.

Личностные УДД: развивают уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству; развивают самостоятельность в поиске решения поставленных задач.

Материалы: образцы переплетений (полотняное, саржевое, сатиновое, атласное), образцы тканей, полоски цветной бумаги (уток), заготовки из картона (основа), клей ПВА, клей карандаш, ножницы, трафареты, персональные компьютеры, монитор, проектор

Ход занятия:

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята, проверьте своё рабочее место. У вас на столе должны лежать: цветная бумага, клей, ножницы, линейка, карандаш, влажные салфетки.

II. Вводная беседа и выявление темы и задач занятия.

Ребята, давайте посмотрим видео и определим какова тема нашего занятия

https://videouroki.net/razrabotki/tkatskiie-pierieplietieniia.html

Таким образом: тема нашего занятия - работа с бумагой, плетение из полос.

– А как вы думаете, какая задача нашего урока?

1)  Аккуратно выполнить коллективную работу «Плетеный коврик» с помощью техники плетения из бумажных полос.

2) Научиться выполнять и различать простые виды переплетения из бумажных полос (ткани)
– Вы согласны с задачами занятия?

-Прежде чем перейти к выполнению нашей работы, мы с вами посмотрим, что же такое плетение, как возникло ткачество, и как было развито ткачество в Тамбовской губернии.

Плетение – один из древнейших видов рукоделия, широко распространенных у всех народов мира. Уже в каменном веке человек превратил плетение в искусство, украшая узорами одежду, изготавливая талисманы, обувь и домашнюю утварь. Во всех разновидностях народного творчества древних славян любимыми были красный, зеленый, желтый, белый и черный цвета. Народы Севера Руси особенно много плели различных изделий из бересты. Техника плетения совершенствовалась, и с появлением ниток возникло ткачество. Любая ткань есть не что иное, как сплетенные между собой нитки. Продольные нити, совпадающие с кромкой называются основными (основа), а поперечные нити – уточные (уток) нити.

      Переплетения в тканях и других плетеных изделиях бывает различным. Количество вариантов переплетений велико, однако есть основные переплетения, вариации которых позволяют создавать разнообразные рисунки как при выработке тканей, так и при создании других изделий декоративно-прикладного искусства.

      Известны переплетения гладкие (или простые), мелкоузорчатые, сложные, или крупноузорчатые.

       Гладкие переплетения бывают четырех видов: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное.

1) Полотняное переплетение является самым простым и, видимо, самым древним. В нем нить утка переплетается с нитью основы в шахматном порядке. Ткани с таким переплетением гладкие, матовые. Лицевая и изнаночная стороны одинаковы. Это переплетение применяется для выработки таких тканей, как ситец, бязь, батист, парусина, полотно, марля, применяется оно и в изготовлении корзин, ремней.

2) Саржевое переплетение отличается от полотняного внешним видом. У него сразу видны косые полоски «ёлочки», располагающиеся слева направо. Такое переплетение имеют х/б, шёлковые (подкладочные) и чаще всего шерстяные нити: бостон, диагональ, коверкот, шевиот.

3) Сатиновое и атласное переплетения по внешнему виду резко отличаются от первых двух. Ткани с таким переплетением имеют с лицевой стороны гладкую, блестящую поверхность. При помощи таких переплетений вырабатывают х/б и шёлковые ткани.

 Посмотрим видео, где рассказывается о четырех видах гладкого переплетения

https://vk.com/video-177127336_456239042 

Ткачество в Тамбовской губернии

         В Тамбовской губернии широко развито было ткацкое искусство. Замечательные холсты ткали крестьянки сел Малая Даниловка и Селезни Тамбовского уезда. Около 110 мастериц жило в деревнях Горденинская, Голицынская, Протасовская, Каверинская. Лучшими ткачихами из них считалась семья Черемисиных. Много мастериц ткачих жило в селе Романово Липецкого уезда и в близлежащих деревнях Частая Дуброва (130 человек), Студеные хутора (140 человек). Лучшие мастерицы – Д. Таравкова, Н. Андреева, С. Чеботарева. В Тамбовском уезде ткацкими считались села Мирополье и Коровино, где работали мастерицы П.А. Цепляева, У.И. Гурова, А.И. Селезнева, Ф.Г. Яковлева, С.Е. Капустина, А.Е. Тимофеева, А.М. Корнеева, К.И. Гусева. Особым мастерством ткачества отличались также и крестьянки Моршанского уезда.

     Отличительной особенностью тамбовского узорного ткачества является яркое разноцветье, причем тона и оттенки отличались в каждой деревне. Да и внутри одной деревни крестьянки соперничали друг с другом в выборе сочных ярких тонов. С большим вкусом и мастерством оформлялись тканые полотенца, скатерти, подзоры простыней, поневы. Для орнаментов тамбовского узорного ткачества характерна строгая геометричность и  ритмичность. Сравнительно редко встречались растительные мотивы, а также изображения фигур. Эти сюжеты, как правило, тоже сильно геометризированы. Растительные мотивы или изображения фигур обычно вплетались в орнамент со строгим линейным ритмом. Узор ткани выстраивался на пересечении диагональных линий, и поэтому в орнаменте легко прослеживалось его ромбическое происхождение. При этом орнамент был строго симметричным не только по вертикальной, но и по горизонтальной оси. В целом характерно было фризовое построение орнамента в виде горизонтальной полосы, в которой отдельные элементы повторялись, образуя рапорт. Колорит тамбовских тканей определяли звучные яркие тона, с преобладанием красного оттенка в сочетании с белым. Очень часто тканый орнамент, украшавший подолы одежды, ее рукава и кушаки, дополнялся вышивкой и аппликацией из других тканей. Наиболее распространенной техникой тканых изделий был перебор,  орнамент со строгим линейным ритмом.

этой технике выполнялись полотенца и передники. Узор при этом получался не очень ярким, поскольку узорные нити были переплетены с нитями основы. Очень древнее происхождение имела техника закладного ткачества. В этой технике выполнялись лишь фрагменты узора, в целом же узор представлял собой сочетание нескольких техник ткачества. Закладным ткачеством украшались, как правило, детали женского костюма – рубахи, передники, шушпаны. Не менее распространенным видом ткачества в губернии была пестрядь.

      Народная пестрядь была очень разнообразной и ткалась из льняных, шерстяных и хлопчатобумажных нитей. Цвета пестряди подбирались так, чтобы они гармонировали и прекрасно сочетались. Наиболее сложным видом ткачества,

имевшим распространение в Тамбовской губернии, было браное ткачество, при котором узор получался рельефным. Браными узорами украшались полотенца, ткачества и детали женской одежды. По своему виду и выпуклым формам браное ткачество приближалось к вышивке. Менее распространенным было ремизное ткачество (самый сложный тип узорного ткачества).

     О высочайшем уровне тамбовских мастериц–ткачих свидетельствует факт направления в губернию для изучения и оказания методической помощи летом 1911 года специалистки по ткачеству отдела сельской экономии и сельхозстатистики управления землеустройства А.Г. Доливо-Добровольской

https://i.pinimg.com/originals/62/6c/4c/626c4ccb79d548929ef701dff7651fd7.jpg

III.Физкультминунка

Пальчики в замок сцепили,

Вправо, влево покрутили.

Кисти вниз, потом подняли.

Так недолго помахали.

Каждый пальчик на руке

Помассировать в руке.

Пальцы в кулачки сомкнули,

Кисти рук слегка стряхнули.

IV. Практическая часть:

–Прежде чем мы с вами приступим к выполнению задач,  посмотрим видео по созданию плетеного коврика.

 https://www.youtube.com/watch?v=6WtfE6lt0gU

Правила по технике безопасности

Так как нам предстоит работать с ножницами и клеем, давайте вспомним правила работы с ними.

Как правильно работать с ножницами? 

1. Не оставлять ножницы на столе в раскрытом виде.

2. При вырезании ножницы держать в одном направлении острыми концами от себя.

3. Передавая ножницы, держать их за закрытые острые концы
Как правильно работать с клеем? 

1. Не оставлять клей открытым.

2. Не наносить на деталь слишком много клея.

3. Если клей попал на кожу, вытереть её влажной салфеткой, а в конце работы вымыть руки.

Итак,  перед вами прямоугольный лист бумаги. С чего начнём работу? (заготовить основу из картона одинакового размера)

(Обговорить этапы работы.) 

Но, у вас сегодня уже есть заготовки бумажных полос и основы.

1. Сложить основу пополам по длине.

2. Отступить от края 2 см, провести линию, начертить вертикальные полоски шириной 1-2 см, разрезать.

3. Развернуть лист, сверху сделать разрезы до конца.

4. Вплетать полоски бумаги по схеме (эскизу).
5. С помощью клея соединить отстающие полоски с обратной стороны (к основанию).

Самостоятельная работа:

- Работать будем самостоятельно. Каждый будет делать свой коврик. Узор выполняете по эскизу или придумываете свой. Но перед началом необходимо установить порядок выполнения работы.

На партах карточки, где хаотично расположены следующие шаги:

  1. Концы каждой полоски закрепляй на основании клеем.
  2. Выполни плетение по образцу или придуманному рисунку.
  1. Выбери узор для коврика.
  2. Нарезанные полоски бумаги аккуратно подтягивай и не допускай больших просветов и перекосов в плетении.

- Расположите карточки в правильном порядке и  можете приступать к работе.

- По окончании необходимо будет выбрать лучшие коврики от группы (дети объединяются в четвёрки). Значит, необходимо определить критерии оценки (Дети предлагают: аккуратность, правильность, оригинальность)

Контроль за выполнением работы

Педагог в ходе самостоятельной работы осуществляет индивидуальный подход (наблюдение, помощь).

V.Рефлексия. Практическая значимость

- Ребята, заполните анкету, пройдя по ссылке, ответив на несколько вопросов:

- Чему научились на занятии?

-Что понравилось?

-Где можно использовать нашу работу?  И другие вопросы.

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdqh6W_r9Z4InhgsPqPD1HpY7BLAeNeWPyP1J0kSBOzI1IxiA/viewform?usp=sf_link 

-А теперь все наши плетеные коврики в один.

Дети составляют на доске из своих ковриков большой ковёр.

Очень красиво! Знаете ли вы, как называется народное ремесло, где используются лоскутки ткани, которые очень  напоминают наши коврики?

- Панно покрывало, выполненное в технике ПЭЧВОРК. Сравните с нашим ковром, похоже, по внешним признакам?

- Этому ремеслу мы научимся тоже, только немного позднее. Нам необходимо для этого ещё многое освоить. Недаром говорят в народе: «Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит».

- Спасибо за работу. Сегодня вы на славу потрудились. У вас всё получилось благодаря вашему терпению, вниманию и умению сотрудничать друг с другом.

- «Мы - хранители своих традиций!» И не только на словах, но и на деле.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Коврик"

Я природой живу и дышу,Вдохновенно и просто пишу.Растворяясь душой в простоте,Я живу на земле в красоте!   ...

План-конспект занятия по теме "Техника лоскутного шитья "Ляпочиха". Изготовление коврика.

В кабинете набирается очень много мелких, ненужных обрезков после раскроя изделий и для этой  техники  лоскутного шитья всё это подходит как нельзя лучше. Она приучает учащихся к экономике и...

Творческий труд "Плетение коврика"

Цель: развитие творческого воображения....

Развивающий коврик своими руками

Предлагаю коврик, изготовленный своими руками. Может, кому-нибудь идея пригодится. Такое "пособие" позволяет на занятии  разивать мелкую моторику ребенка, зрительное восприятие, мышление и пр. На...

Развивающий коврик своими руками

Предлагаю коврик, изготовленный своими руками. Может, кому-нибудь идея пригодится. Такое "пособие" позволяет развивать мелкую моторику ребенка, зрительное восприятие, мышление и пр. На коврике 6 карма...

План-конспект занятия по теме «Техника лоскутного шитья "Ляпочиха". Изготовление коврика».

Разработка план – конспекта  занятия кружка « Лоскутная пластика»...

конспект урока по технологии в 4 классе на тему: "Аппликация орнамент -коврик"

Цель: познакомить детей с народным творчеством, созданием народных орнаментов;·         научить различать элементы узора, их форму, расположение, цветову...