Методические рекомендации для руководителей отделений дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающих участие в городском смотре-фестивале отделений допол
учебно-методический материал (10 класс)

Какунина Галина Владимировна

Методические рекомендации для руководителей отделений дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающих участие в городском смотре-фестивале отделений дополнительного образования профессиональных образовательных учреждений «К истокам творчества и мастерства», посвященного народному искусству и нематериальному культурному наследию народов Российской Федерации, предназначены для подготовки к Смотру-фестивалю, адресованы руководителям, методистам, педагогам дополнительного образования отделений дополнительного образования профессиональных образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

Методические рекомендации

для руководителей отделений дополнительного образования

государственных профессиональных образовательных учреждений,

находящихся в ведении Комитета по образованию,

принимающих участие в городском смотре-фестивале отделений дополнительного образования профессиональных образовательных учреждений

«К истокам творчества и мастерства», посвященного народному искусству и нематериальному культурному наследию народов Российской Федерации                              

\\10.10.10.10\docs\Методический отдел\1. Какунина Г.В\Конкурс 2021\Единство_народов_России.jpeg

Санкт-Петербург

2021


Методические рекомендации для руководителей отделений дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающих участие в городском смотре-фестивале отделений дополнительного образования профессиональных образовательных учреждений                            «К истокам творчества и мастерства», посвященного народному искусству и нематериальному культурному наследию народов Российской Федерации.

Форма проведения: городской смотр-фестиваль

Составитель:

Какунина Г.В., методист методического отдела ГБНОУ ДУМ СПб.

Консультант:

Теплякова Л.Е., начальник методического отдела ГБНОУ ДУМ СПб, руководитель городского учебно-методического объединения руководителей отделений дополнительного образования и педагогов дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений.


«Самым высоким видом искусства самым талантливым,

самым гениальным является народное искусство,

то есть то, что народом сохранено, что запечатлено народом,

что народ пронес через столетия…

народ не может сохраниться то искусство,

которое не представляет ценности»

М.И. Калинин

Введение

Методические рекомендации для руководителей отделений дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающих участие в городском смотре-фестивале отделений дополнительного образования профессиональных образовательных учреждений «К истокам творчества и мастерства», посвященного народному искусству и нематериальному культурному наследию народов Российской Федерации, предназначены для подготовки к Смотру-фестивалю, адресованы руководителям, методистам, педагогам дополнительного образования отделений дополнительного образования профессиональных образовательных учреждений.

Актуальность

Актуальность городского смотра-фестиваля отделений дополнительного образования профессиональных образовательных учреждений «К истокам творчества и мастерства», посвященного народному искусству и нематериальному культурному наследию народов Российской Федерации (далее – Смотр-фестиваль) в настоящее время направлена на развитие толерантного сознания у молодежи, гармонизации межэтнических отношений, популяризации культурного наследия, духовных ценностей народов Российской Федерации, а также повышение профессионализма педагога дополнительного образования, который создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению.

Для нашей многонациональной страны разнообразие народного творчества, обрядов, обычаев, ремесел – не только бесценное наследие. Это наше общенациональное преимущество. Ведь культура народов России выполняет в обществе ключевую объединяющую роль, способствует сближению и взаимопониманию между людьми, утверждению принципов согласия и толерантности.

Подготовка и участие в Смотре-фестивале становится настоящей школой повышения уровня педагогической компетентности.

Подобные мероприятия выявляют оригинальные, нетрадиционные подходы                            к обучению и воспитанию детей, стимулируют педагогическое творчество, дают возможность представить не только собственный опыт, но и познакомиться                                   с разработками коллег, а также позволяют педагогу «выходить» за пределы образовательного учреждения, осмысливать происходящее, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения.


Цель Смотра-фестиваля: развитие толерантного сознания у молодежи, гармонизации межэтнических отношений, популяризация культурного наследия, духовных ценностей народов Российской Федерации.

Задачи Смотра-фестиваля:

  • содействовать изучению сохранению и дальнейшему развитию нематериального культурного наследия;
  • способствовать приобщению молодежи к ценностям народной традиционной культуры;
  • содействовать передаче самобытных образцов народного творчества молодому поколению;
  • содействовать формированию у молодежи чувства национальной гордости за родной язык и культуру.

Ожидаемый результат

В городском Смотре-фестивале примут участие педагоги дополнительного образования отделений дополнительного образования профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию.

Смотр-фестиваль способствует раскрытию творческого потенциала молодежи через знакомство с этническими и культурными традициями разных народов, приобретению знаний о традиционных национальных особенностях различных народов, основываясь на принципах равного уважения ко всем людям, независимо от их национальной и религиозной принадлежности.

Смотр-фестиваль способствует приобщению обучающихся к культурным ценностям и традициям, является важной составляющей педагогической деятельности. Будущее требует от нас создания условий для самореализации личности, воспитания обучающихся с потребностью к познанию, творчеству. В связи с этим перед педагогами дополнительного образования стоит непростая задача – формирование современных педагогических систем на основе соединения традиций и инноваций, развитию компетенций педагогов дополнительного образования, созданию благоприятной мотивационной среды для профессионального развития.

Лучшие практики войдут в сборник методических разработок и будут рекомендованы для очного представления (мастер-класса) в отделении дополнительного образования профессионального образовательного учреждения и в рамках проведения Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Воспитательный потенциал системы дополнительного образования», которая пройдет в апреле 2022 года.


Методические рекомендации

для руководителей, педагогов дополнительного образования

отделений дополнительного образования

государственных профессиональных образовательных учреждений,

находящихся в ведении Комитета по образованию,

принимающих участие в Смотре-фестивале

Конкурс проводится для педагогов дополнительного образования отделений дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию.

Номинация конкурса:

«Мастер-класс или воспитательное мероприятие» в таких областях, как:

  • устные традиции, исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества;
  • культурный туризм – использование краеведческого материала, направленного на расширение общекультурного кругозора, развитие культуры личности учащихся. Формирование туристических маршрутов, которые способствуют гармонизации отношений между народами (экскурсии);
  • театр – фольклорный театр как вид народного творчества, народный (фольклорный) театр;
  • народные художественные ремесла и промыслы — материальные                           и духовные ценности народной культуры, являющиеся неотъемлемой частью культурного наследия России. Это, как правило, изготовление предметов быта ручным способом                     из местного сырья и материала.

ЧТО ТАКОЕ МАСТЕР-КЛАСС?

Мастер-класс – (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо     области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего                       тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам                       и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Мастер-класс отличается от семинара тем, что во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что более важно, показывает, как применить на практике новую технологию или метод.

Тематика мастер-класса включает в себя:

  • обзор актуальных проблем и технологий;
  • различные аспекты и приемы использования технологий;
  • авторские методы и применения технологий на практике и др.;

Задачи мастер-класса:

  • передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого                                      и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
  • совместная отработка методических подходов педагога-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
  • оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования                                  и самосовершенствования.

В ходе мастер-класса участники:

  • изучают разработки по теме мастер-класса;
  • участвуют в обсуждении полученных результатов;
  • задают вопросы, получают консультации;
  • предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
  • высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Алгоритм технологии мастер-класса

Мастер-класс всегда начинается с актуализации знаний каждого слушателя                        по предлагаемой проблеме.

Презентация педагогического опыта педагогом-мастером:

  • кратко характеризуются основные идеи технологии;
  • описываются достижения в работе;
  • доказывается результативность деятельности обучающихся, свидетельствующая об эффективности использования технологии;
  • определяются проблемы и перспективы в работе педагога-мастера.

Представление системы учебных занятий:

  • описывается система учебных занятий в режиме эффективной работы с использованием презентуемой технологии;
  • определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям;
  • даются ответы на вопросы участников.

Деятельность участников мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми

Формы проведения:

  • имитационная игра (педагог-мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми);
  • лекция с показом приемов;
  • практическое занятие;
  • интегрированное занятие (лекционно-практическое занятие).

Слушатели одновременно играют две роли: обучающиеся группы и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

Моделирование:

  • участники выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии педагога-мастера;
  • мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
  • мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.

Рефлексия:

  • проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера                    и слушателей;
  • заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям                                      и предложениям;
  • в конце можно предложить слушателям самостоятельно, под руководством мастера опробовать представленную технологию.

Критерии оценивания мастер-класса:

  • актуальность и научность содержания демонстрируемой технологии (приемов обучения), идей, соответствующих тенденциям современного образования, масштаб и уровень их реализации;
  • умение взаимодействовать с аудиторией (культура речи, стиль общения), пробудить интерес и включить участников мастер-класса в процесс активного обучения, умение выходить из проблемных педагогических ситуаций, импровизировать;
  • умение доступно комментировать цели и задачи технологии (приемов), способность к обобщению опыта, готовность к трансляции опыта;
  • практическая и методическая ценность демонстрируемой технологии, возможность широкого ее использования в педагогической практике;
  • умение организовать рефлексию деятельности участников мастер-класса (адекватно проанализировать результаты своей деятельности);
  • результативность мастер-класса, соответствие достигнутых результатов заявленным целям и задачам;
  • соответствие проведенного мероприятия формату мастер-класса.

Мастер-класс является высшей формой профессиональной самореализации педагога, так как педагог является учителем и наставником своих коллег, педагог становится мастером со своим индивидуальным стилем работы, который является инновационным, актуальным – востребованным в организации профессиональной деятельности других педагогов.

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения.

Воспитательные мероприятия – это события, занятия, ситуация в коллективе, организуемые педагогами для обучающихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий:

  • определение актуальности темы мероприятия, понимание педагогической цели;
  • организация подготовки непосредственного воспитательного воздействия   на обучающихся;
  • определение концепции, включая цель, задачи;
  • планирование этапов мероприятия;
  • результативность – анализ состоятельности данного мероприятия.

Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого мероприятия.

Структура воспитательного мероприятия

Название мероприятия

Отражается тема мероприятия, которая должна быть лаконичная, привлекательная и точно отражать содержание

Цель

Формулируется как общее направление мероприятия, это идеальный конечный результат. Должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень достижения и содержать триединую цель в развитии, обучении, воспитании в виде одного предложения

Задачи

В них должны быть различимы пути достижения заявленного результата. Должны быть четкими, направленными на развитие конкретных качеств воспитанников, отражать содержание мероприятия

Форма

Должна подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста

Методические приемы

Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста

Материал и оборудование

Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста

Оформление зала

Оформляется в соответствии со спецификой воспитательного мероприятия

Ход мероприятия

  1. Организационный момент
  2. Основная часть
  3. Заключительная часть

Критерии оценивания воспитательного мероприятия:

Примечание: максимальное количество баллов – 35.

  • актуальность и целесообразность;
  • целостность: цель-задачи-результат;
  • активность детей (включенность в деятельность);
  • владение педагогическими методами, технологиями, приемами;
  • владение способами диалогового взаимодействия;
  • владение организационными навыками;
  • культура речи

Участники представляют в оргкомитет Смотра-фестиваля методическую разработку мастер-класса или воспитательного мероприятия на электронном носителе                           по адресу: ул. Малая Конюшенная, д.1-3 литера В, каб. № 6, или по адресу электронной почты: duminfo@gmail.com в формате Word.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мониторинг результативности деятельности районного методического объединения руководителей отделений дополнительного образования детей»

Название предлагаемого метода: Мониторинг результативности деятельности районного методического объединения (РМО) руководителей отделений дополнительного образования детей (ОДОД).Деятельность РМ...

Методические рекомендации "Занятие в учреждении дополнительного образования детей"

Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам дополнительного образования выстроить модель учебного занятия, систематизировать виды и типы учебных занятий, определить их структуру, кла...

Методические рекомендации по составлению программ дополнительного образования

Данные рекомендации помогут преподавателям составить прогораммы дополнительного образования, оприраясь на современные подходы и требования ФГОС....

Методические рекомендации к авторской программе дополнительного образования по биологии «Юный исследователь» для обучающихся 6 – 8 классов

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть ...

Развитие музыкальных способностей обучающихся на индивидуальных занятиях по вокалу Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования

Учебный процесс в объединении дополнительного образования по вокалу должен предусматривать как коллективное пение, которое, конечно же, развивает детей музыкально, так и индивидуальные занятия вокалом...

«Организация и обеспечение безопасности образовательного процесса в Отделении дополнительного образования детей в образовательной организации»

Описание организации и обеспечения безопасности образовательного процесса в Отделении доплонительного образования детей в образовательной организации.СодержаниеВведение        ...

Методические рекомендации «В помощь педагогу дополнительного образования»

Методические рекомендации «В помощь педагогу дополнительного образования»...