Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа начинающего художника"
рабочая программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа начинающего художника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_shkola_nachinayushchego_hudozhnika.docx47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Паспорт программы…………………………………………….

3

Пояснительная записка……………………...............................

5

Учебно-тематический план…………………………………….

9

Содержание программы………………………………………..

12

Методическое обеспечение программы………………………

17

Список литературы……………………………………………..

18

Паспорт программы

Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  изобразительного творчества «Школа начинающего художника»

Автор-составитель программы

Образовательная направленность

Художественная

Цель программы

Формирование творческой и созидающей личности через приобщение к изобразительному искусству, социальное и профессиональное самоопределение.

Задачи программы

Обучающие:

  • освоить приемы изобразительного мастерства, научить осознавать потенциал искусства в познании мира,
  • способствовать формированию осознания главных тем искусства и созданию выразительных образов.

Воспитательные:

  • воспитать способность передавать в собственной художественной деятельности красоту мира,
  • сформировать уважение к культуре и искусству, к мировому культурно- историческому наследию;
  • воспитать трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.

Развивающие:

  • развить способность воспринимать окружающую действительность и передавать в творческой деятельности;
  • развить познавательную, творческую и социальную активность обучающихся, потребность в самообразовании;
  • развить эстетический вкус на основе творческого анализа произведений искусства.

Возраст учащихся

Взрослые

Год разработки программы

2021 г.

Сроки реализации программы - 2 года

Методическое обеспечение программы

Учебно-методический комплекс Учебные и методические пособия:

-Специальная, методическая литература (См. список литературы).

Материалы из опыта работы педагога:

Дидактические материалы Методические разработки

Компьютерные презентации Конспекты открытых занятий

Рецензенты:

Внешняя рецензия:

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа начинающего художника» художественной направленности основывается на предметно-пространственном изучении изобразительного искусства. Пространство и предметное окружение человека – это природа, произведения искусства, предметы быта, люди в окружении вещей, архитектура. Приобщение обучающихся к самостоятельной, осознанной деятельности по созданию художественно-организованного пространства рассматривается как процесс, объединяющий законы изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного и народного искусства.

Новизна программы заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, предъявляемым к современному образовательному процессу, она предполагает использование тематического литературного, музыкального, игрового материала, что позволяет сделать занятия доступными, интересными и познавательными. В программе предусмотрено использование различных материалов и техник, использование в процессе обучения творческих заданий, способствующих повышению познавательной активности, развитию художественного вкуса обучающихся, а также организации работы над творческим индивидуальным или групповым проектом.  Особое место в программе отведено ознакомлению с народными промыслам Кемеровской области-Кузбасса (национально-Региональный компонент), предусматривает возможность изучения материала, связанного с культурой, традициями и обычаями региона.

Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений обучающихся в повседневной жизни.

Программа разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фзот 29.12.2012);

-  Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление                  Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642);

  • Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 №298н);
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в порядок  организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
  • Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельностииреализациидополнительныхобщеобразовательныхпрограмм» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);
  • Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013№86- ОЗ;
  • Локальные акты Центра: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике  безопасности.

Актуальность программы заключается в полихудожественном подходе к художественному развитию обучающегося, которое обладает большим педагогическим и воспитательным эффектом, прививает интерес к искусству, учит обобщать, связывать и анализировать увиденное, услышанное, прочитанное; позволяет разносторонне развивать эмоционально-чувственную сферу, способность к сопереживанию, общению с искусством. С помощью разных видов искусства легче осваивать художественный язык (ритм, композицию, пространство, форму).

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что образовательный процесс направлен на оптимальное развитие личности обучающегося на основе педагогической поддержки и его индивидуальности (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности, накопление обучающимися социального опыта (участие в акциях, конкурсах по программе), обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения  программы.

Уровни сложности - стартовый уровень.

Цель: Формирование творческой и созидающей личности обучающихся через приобщение к изобразительному искусству путем овладения различными видами художественно-творческой деятельности, умения работать разными художественными материалами.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать компетентности обучающихся по разделам программы: рисунок, живопись, тематическая композиция, декоративно-прикладное искусство;
  • научить осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
  • способствовать формированию способности осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, зрительную память, пространственное мышление и способность эмоционально воспринимать окружающую действительность и передавать в художественно-творческой деятельности;
  • развивать познавательную, творческую и социальную активность обучающихся, потребность в самообразовании;
  • развивать        эстетический        вкус        на        основе        творческого        анализа произведений искусства.

Воспитательные:

  • воспитать способность передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать свое отношение к негативным и позитивным явлениям жизни и           искусства;
  • сформировать уважение к культуре и искусству, к мировому культурно- историческому наследию;
  • воспитать трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.

Программа адресована взрослым обучающимся, не имеющими определенных знаний и навыков, находящихся в школе закрытого типа (специфичность контингента обучающихся).

Объем программы: 140 часов.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа.

Форма освоения программы: очно-заочное обучение.

Форма обучения: учебное занятие

        Формы организации учебных занятий: учебные занятия в кабинете, игровые и тренинговые занятия; практические занятия; самостоятельная работа, подготовка творческих работ и участие их в конкурсах, творческие мастерские.

        Особенности организации образовательного процесса: наполняемость групп: 15 человек. При проведении занятий соблюдаются санитарно-гигиенические нормы. Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям.

Формы и методы организации занятий

Методы обучения, применяемые в обучении изобразительной деятельностью по программе, можно классифицировать следующим образом:

По источнику получения знаний:

  • словесные: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, рассказ, объяснение нового материала по темам  программы;
  • наглядные: демонстрация дидактических пособий по изучаемой теме, атрибутов, изучение и анализ формы предметов быта, видеофильмов, показ репродукций картин, наблюдение и  др.;
  • практические: выполнение работ по заданию педагога; наброски с натуры; зарисовки растений, людей, животных; упражнения на развитие зрительной памяти, моторики руки; сюжетно-ролевые игры, работа разными художественными материалами, работа в разных техниках изобразительной деятельности, тренинги и др.

По типу познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный (предлагается образец, который учащиеся рассматривают, анализируют и работают над его изображением);
  • исследовательско – поисковый (обучение поиску самостоятельного решения творческих замыслов, выбор соответствующих техник, использование разнообразного графического или живописного материала);
  • игровой (игровые методики для развития творческой  деятельности).

Приемы обучения:

  • наглядный показ репродукций картин, этапов выполнения работы;
  • копирование образцов рисунков, художественных произведений и др.;
  • сравнение и анализ готовых рисунков и творческих работ;
  • выявление лучшей работы по изображаемой теме;
  • исправление ошибок и закрепление материала;
  • совершенствование изученного материала и проверка знаний;
  • объяснения, комментарии, указания в процессе изучения и выполнения                   художественных и творческих работ;
  •  смена видов деятельности;
  • обобщение.

Предполагаемые результаты

К концу освоения программы, обучающиеся:

знают:

  • основные, дополнительные и составные цвета и оттенки, цветовую насыщенность;
  • изобразительные средства рисунка и живописи, композиции;
  • виды декоративно-прикладного искусства, их особенности.

умеют:

  • самостоятельно создавать творческие работы путем фантазии и воображения;
  • использовать в работе различные техники;
  • создавать общий колорит в работе;
  • по возможности точно рисовать предметы с натуры, передавать пропорции;
  • получать сложные цвета на палитре;
  • создавать декоративную композицию;
  • создавать узоры (хохлома, гжель, городец);
  • использовать различную тональность в рисунке и графике.  

владеют:

  • навыками выразительного использования линий, штриха, пятна, цвета в создании композиций;
  • приемами работы с кистью, карандашом;
  • основами цветоведения;
  • искусством изображения путем наблюдения и по памяти различных объектов,

     предметов.

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

  • шкафы для хранения наглядных пособий и раздаточного материала;
  • маркерная доска;
  • технические средства обучения (аудиоаппаратура, мультимедийное оборудование и др.);
  • мольберты;
  • рабочие столы;
  • натюрмортный фонд;
  • выставочные стенды.

Материально-техническое обеспечение программы:

  • листы формата А3, А4;
  • карандаши (простые, цветные, восковые);
  • сухой графический материал (пастель, уголь, сангина, соус и пр.);
  • фломастеры;
  • гуашь;
  • краски акварельные;
  • темперные краски;
  • акриловые краски;
  • цветная бумага, картон, тонированная бумага для пастели;
  • токарные изделия (миска, яйцо, матрешка и д р.);
  • альбомы для упражнений;
  • кисти нейлон, белка (с №1 и т.д.);
  • кисти щетина круглые и плоские (№5,8).

Информационное обеспечение: видео материал.

Формы контроля: педагогическое наблюдение, наблюдение за организаторскими и коммуникативными навыками, анкетирование, опросы, тестирование, составление презентации и защита, коллективное обсуждение, анализ, творческие задания, работа над ошибками, участие в выставках различного уровня.

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие. (2ч.)

Тема  1.1.  Введение

Теоретическая часть. Техника безопасности. Охрана труда. Правила внутреннего распорядка. Знакомство обучающихся с различными видами изобразительного искусства.

Практическая часть. Ознакомление обучающихся с изостудией, с программой обучения. Оборудование и инструменты. Техника безопасности с инструментами. Входной контроль. Игры «Кто я, кто ты?», «Знакомство по кругу».

Раздел 2. «Рисунок и живопись» (68ч.)

Тема 2.1. Графические и живописные материалы. Приемы и техника работы сними.

Теоретическая часть. Виды материалов для рисования. Правила работы с ними. Правила хранения материалов и инструментов. Организация рабочего места. Разные техники работы с графическими и живописными материалами.

Практическая часть. Выполнение исследовательского задания: выразительные возможности карандаша, мелков пастели, угля, акварели, гуаши. Изображение плоских предметов.

Тема 2.2. Организация рабочего места. Техники работы с графическими материалами.

Теоретическая часть. Графические виды материалов для рисования Разные техники работы с графическими материалами.

Практическая часть. Выполнение исследовательского задания: выразительные возможности карандаша, мелков пастели, угля. Композиция на цветной бумаге пастелью. Восковые карандаши.

Тема 2.3. работа с живописными материалами.

Теоретическая часть. Виды материалов для рисования. Разные техники работы с живописными материалами.

Практическая часть. Выполнение исследовательского задания: выразительные возможности акварели, гуаши. Натюрморт гуашью в технике монотипия. Акварель.

Тема 2.4. Линейный рисунок. Упражнения на штриховку.

Теоретическая часть. Линейный рисунок.

Практическая часть. Упражнения на штриховку. Правильное положение руки.

Тема 2.5. Зарисовки растений, птиц, деревьев.

Теоретическая часть. Наблюдение за природой, природными явлениями.

Практическая часть. Зарисовки растений, птиц, деревьев карандашом, акварелью. Передача фактуры рисовальными материалами. Зарисовать разные по характеру деревья: дуб, березу, осину, иву и т.д., проследить характерные особенности строения дерева. Светотеневой рисунок птицы. Образы птиц в сказках.

Тема 2.6. Понятия основания, высоты, симметрии. Световой рисунок.

Теоретическая часть. Этапы построения предметов: основание, высота, симметрия. Светотеневой рисунок.

Практическая часть. Передача фактуры рисовальными материалами. Зарисовать разные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и др. Светотеневой натюрморт.

Тема 2.7. Изображение фигуры человека, животных.

Теоретическая часть. Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Умение выразить в изображении характер изображаемых объектов. Изучение строения животных, человека и их движения. Правила рисования с натуры.

Практическая часть. Рисование простых форм. Пропорциональность форм. От наброска к реалистичному рисунку. Зарисовки животных по фотографиям. Зарисовки людей с натуры за каким-либо занятием.

Тема 2.8. Система цвета. Основы цветоведения. Ахроматические цвета. Колористика.

Теоретическая часть. Система цвета. Цветовые гаммы.

Практическая часть. Упражнения: в заливках, цветной дождь. Изменение цветового тона от фона. Черно-белая композиция «Зима во дворе». Выполнение исследовательского задания: предмет – акцент.

Тема 2.9.  Контрастные цвета. Теплые и холодные цвета.

Теоретическая часть. Система цвета. Теплые цвета. Холодные цвета. Контрастные цвета.

Практическая часть. Упражнения: теплые «Солнце», «Радость». Заливки холодные  «Снежное царство», «Грусть»     и др. Постановки из насыщенных теплых цветов (овощи, фрукты).

Тема 2.10. Влияние световоздушной среды на цвет изображаемых объектов. Свойства света, цвет и тень.

Теоретическая часть. Свет и тень. Наблюдение световоздушной среды. Естественное и электрическое освещение, изменение цветов и оттенков. Изучение свойств цвета.

Практическая часть. Методы передачи объема изображаемых предметов.  Передача тональных переходов с помощью штрихов и линий. Изображение света в рисунке.

Тема 2.11. Живопись отдельных предметов. Учебные постановки. Правила работы над натюрмортом.

Теоретическая часть. Правила работы над натюрмортом из знакомых предметов. Этапы выполнения. Компоновка на листе.

Практическая часть. Выполнение учебных постановок: «Кувшин с лимоном», «Цветы в вазе».

Тема 2.12. Компановка на листе. Этапы работы. Тема – ваза с фруктами.

Теоретическая часть. Правила работы над натюрмортом. Этапы выполнения. Компоновка на листе.

Практическая часть. Выполнение учебной постановки «Ваза с фруктами».

Тема 2.13. Пейзаж в графическом решении. Виды пейзажа. Перспектива. Линия горизонта. Точка схода.

Теоретическая часть. Виды пейзажа. Знакомство с плоскостным решением. Линия горизонта. Точка схода. Перспектива. Знакомство с творчеством художников. Анализ репродукций известных полотен этого  жанра.

Практическая часть. Восприятие картин И. Айвазовского, Ф. Васильева, Н. Рериха и художников –пейзажистов Кемеровской области-Кузбасса Зевакина В.С., Зинатулиной И.Р., Дверина К.Г.. Выполнение пейзажа в техниках карандаш, уголь.

Тема 2.14. Изображение природы в разных состояниях.

Теоретическая часть. Работа художника над изображением природы. Настроение природы. Звонкие и глухие цвета. Смешение различных цветов для получения мрачных и нежных оттенков.

Практическая часть. Изображение контрастных состояний природы. Ландшафтный пейзаж. Выставка достижений.

Тема 2.15. Звонкие и глухие цвета. Пейзаж времени суток.

Теоретическая часть. Звонкие и глухие цвета. Работа художника над изображением природы в разное время суток

Практическая часть. Изображение пейзажа природы Кемеровской области - Кузбасса времени суток (рассвет, ночь, закат). Выставка достижений.

Тема 2.16. Выполнение мини-проекта на выбор.

Теоретическая часть. Определение темы, техники выполнения  мини-проекта.

Практическая часть. Изображение работы в выбранном жанре и технике выполнения.

Тема 2.17. Выставка работ.

Практическая часть. Итоговый контроль. Участие в выставке работ.

Раздел 3. «Тематическая композиция» (34ч.)

Тема 3.1. Виды изобразительного искусства и жанры живописи.

Теоретическая часть. Познакомить с видами и жанрами живописи; понятиями «композиция» в целом и «Тематическая композиция». Принципы построения композиции. Эскиз.

Практическая часть. Вводная беседа о композиции. Распределение простейших фигур на плоскости (круг, квадрат, прямоугольник и т.д.),их пластического взаимодействия между собой. Изучение закона Равновесия: «Симметрия» – «Асимметрия». Несложная композиция на развитие фантазии, по выбору.

Тема 3.2. Тематические композиции на заданную тему. Принципы создания эскиза.

Теоретическая часть. Знакомство с эскизом. Замысел и ясность сюжетного действия. Определение пропорциональных соотношений между пространством и силуэтом, размеров фигур – пространству.

Практическая часть. Сбор материала для будущей композиции. Выражение идеи; замысел, эскизы. Выполнение композиций с простым сюжетом.

Тема 3.3. Закон равновесия. Простейшие тела на плоскости.

Теоретическая часть. Знакомство с законом равновесия. Замысел и ясность сюжетного действия.

Практическая часть. Передача фактуры рисовальными материалами. Зарисовать разные геометрические тела: куб, параллелепипед, сфера, пирамида, призма. Светотеневой натюрморт из простейших геометрических тел.

Тема 3.4. Знакомство с понятием сюжет. Определение пропорций.

Теоретическая часть. Знакомство с понятием сюжет. Замысел и ясность сюжетного действия.

Практическая часть. Выполнение композиций с простым сюжетом.

Тема 3.5. Соотношение фигур и пространства. Замысел и эскиз – идея композиции.

Теоретическая часть. Знакомство с понятием замысел. Замысел и эскиз - идея композиции.

Практическая часть. Выполнение эскиза.

Тема 3.6. Иллюстрирование сказок.

Теоретическая часть. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением.

Практическая часть. Выполнение исследовательского задания: собрать необходимый для иллюстрирования материал (характер одежды героя, характер построек и помещений, характерные бытовые детали и т.д.). Изображение разных по характеру сказочных образов. Однотонное или цветовое решение работы. Создание иллюстраций на тему: «Сказки».

Тема 3.7. Иллюстрирование былин.

Теоретическая часть. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением.

Практическая часть. Выполнение исследовательского задания: собрать необходимый для иллюстрирования материал (характер одежды героя, характер построек и помещений, характерные бытовые детали и т.д.). Изображение разных по характеру былинных образов. Однотонное или цветовое решение работы. Создание иллюстраций на тему: «Былины».

Тема 3.8. Слово и изображение. Ритмическая организация плоскости листа.

Теоретическая часть. Слово и изображение. Ритмическая организация плоскостилиста.

Практическая часть. Выполнение тестового задания.

Тема 3.9. Создание добрых образов.

Теоретическая часть. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Возможности создания добрых образов.

Практическая часть. Изображение добрых по характеру образов. Однотонное или цветовое решение работы.

Тема 3.10. Создание злых образов.

Теоретическая часть. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Возможности создания злых образов.

Практическая часть. Изображение злых по характеру образов. Однотонное или цветовое решение работы.

Раздел 4. «Декоративно - прикладное искусство» (36ч.)

Тема 4.1. Знакомство с народным промыслом - Городецкая роспись. Выполнение элементов росписи и узоров.

Теоретическая часть. Ознакомление учащихся с видом народного творчества – Городецкая роспись. Изучение особенностей городецкой росписи.   Демонстрация образцов промысла, иллюстраций. Истоки и современное развитие. Способы держания кисти. Алгоритм выполнения мазка. Виды мазков.

Практическая часть. Освоение этапов и приемов элементов кистевой росписи. Выполнение исследовательского задания: разведение красок для росписи. Самостоятельные упражнения в выполнении элементов росписи. Выполнение эскизов. Представление творческих работ.

Тема 4.2. Знакомство с народным промыслом - Хохломская роспись. Выполнение элементов росписи и узоров.

Теоретическая часть. Ознакомление учащихся с видом народного творчества – Хохломская роспись. Изучение особенностей хохломской росписи. Демонстрация образцов промысла, иллюстраций. Истоки и современное развитие. Способы держания кисти. Алгоритм выполнения мазка. Виды мазков.

Практическая часть. Освоение этапов и приемов элементов кистевой росписи. Выполнение исследовательского задания: разведение красок для росписи. Самостоятельные упражнения в выполнении элементов росписи. Выполнение эскизов. Представление творческих работ.

Тема 4.3. Знакомство с народным промыслом - Гжель. Выполнение элементов росписи и узоров.

Теоретическая часть. Ознакомление учащихся с видом народного творчества – Гжель. Изучение особенностей гжельской росписи. Демонстрация образцов промысла, иллюстраций. Истоки и современное развитие. Способы держания кисти. Алгоритм выполнения мазка. Виды мазков.

Практическая часть. Освоение этапов и приемов элементов кистевой росписи. Выполнение исследовательского задания: разведение красок для росписи. Самостоятельные упражнения в выполнении элементов росписи. Выполнение эскизов. Представление творческих работ.

Тема 4.4. Знакомство с народным промыслом – Дымковская игрушка. Выполнение элементов росписи и узоров.

Теоретическая часть. Ознакомление учащихся с видом народного творчества – Дымковская игрушка. Изучение особенностей росписи дымковской игрушки. Демонстрация образцов промысла, иллюстраций. Истоки и современное развитие. Способы держания кисти. Алгоритм выполнения мазка. Виды мазков.

Практическая часть. Освоение этапов и приемов элементов кистевой росписи. Выполнение исследовательского задания: разведение красок для росписи. Самостоятельные упражнения в выполнении элементов росписи. Выполнение эскизов. Представление творческих работ.

Тема 4.5. Знакомство с народным промыслом - Матрешка. Выполнение элементов росписи и узоров.

Теоретическая часть. Ознакомление учащихся с видом народного творчества – Матрешка. Новокузнецкая матрешка. Изучение особенностей росписи матрешек. Демонстрация образцов промысла, иллюстраций. Истоки и современное развитие. Способы держания кисти. Алгоритм выполнения мазка. Виды мазков.

Практическая часть. Освоение этапов и приемов элементов кистевой росписи. Выполнение исследовательского задания: разведение красок для росписи. Самостоятельные упражнения в выполнении элементов росписи. Выполнение эскизов. Представление творческих работ.

Тема 4.6. Знакомство с народным промыслом – Жостовские подносы. Выполнение элементов росписи и узоров.

Теоретическая часть. Ознакомление учащихся с видом народного творчества – Жостовские подносы. Изучение особенностей жостовской росписи. Демонстрация образцов промысла, иллюстраций. Истоки и современное развитие. Способы держания кисти. Алгоритм выполнения мазка. Виды мазков.

Практическая часть. Освоение этапов и приемов элементов кистевой росписи. Выполнение исследовательского задания: разведение красок для росписи. Самостоятельные упражнения в выполнении элементов росписи. Выполнение эскизов. Представление творческих работ.

Тема 4.7. Знакомство с народным промыслом – Палехская живопись. Выполнение элементов росписи и узоров.

Теоретическая часть. Ознакомление учащихся с видом народного творчества – Палехская живопись. Изучение особенностей палехской росписи. Демонстрация образцов промысла, иллюстраций. Истоки и современное развитие. Способы держания кисти. Алгоритм выполнения мазка. Виды мазков.

Практическая часть. Освоение этапов и приемов элементов кистевой росписи. Выполнение исследовательского задания: разведение красок для росписи. Самостоятельные упражнения в выполнении элементов росписи. Выполнение эскизов. Представление творческих работ.

Тема 4.8. Знакомство с народными промыслами Кемеровской области.

Теоретическая часть. Промыслы Кузбасса. Умельцы и авторы. География промыслов.

Практическая часть. Ознакомление учащихся с видом народного творчества Кемеровской области. Выполнение мини-проекта на выбор.

Тема 4.9. Ярмарка работ.

Практическая часть. Итоговый контроль. Участие в ярмарке работ.

Лепка и роспись декоративного панно.

Теоретическая часть. Определение темы декоративного панно и места панно в интерьере. Определение размеров предметов на плоскости панно. Составление эскиза панно в натуральную величину.

Практическая часть. Лепка панно из соленого теста способом наложения и приклеивания деталей на основу. Сушка и роспись панно. Лакирование изделия. Подготовка к ярмарке работ.

Оценочные материалы

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • предварительный (входной), который проводится на начальном этапе обучения и предназначен для выявления начального уровня знаний и умений обучающихся;
  • текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет учащимся усвоить последовательность технологических операций;
  • рубежный - проводится после завершения изучения каждого раздела. Он закрепляет знания и умения, связанные с изучением данного раздела;
  • итоговый - проводится в конце каждого учебного года, позволяет оценить уровень развития обучающихся, их творческих способностей. Определение итоговых результатов обучения.

Универсальные способы отслеживания результатов: педагогическое наблюдение, опрос, игры, выставки, творческий отчет, конкурсы и т.д.

При подведении итогов также используются: устные опросы, анализ результатов деятельности, контрольные упражнения, тесты для оценки уровня творческого развития личности учащегося, которые проводятся два раза в год (предварительный (входной) и итоговый контроль). По окончанию каждого года обучения предусмотрена выставка творческих работ, проведение круглого стола с защитой и презентацией учебно-исследовательских работ, проектов, связанных с художественно-творческой деятельностью.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение  имеет коллективный анализ работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.

Методическое обеспечение программы

Учебно-методический комплекс

Мультимедийные презентации к занятиям по программе «Школа начинающего художника».

Кроме того, в реализации программы используется:

  • календарно-тематическое планирование занятий попрограмме;
  • печатные пособия - таблицы, плакаты, фотографии;
  • видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные        программные средства;
  • фонд рисунков учащихся;
  • звукозаписи;
  • материалы по работе с коллективом (методики педагогической диагностики коллектива, игровые методики),

- разработки занятий в рамках программы;

  • сценарии праздников, игровых программ и т.д.;
  • комплекс игр применяемых при реализации программы;
  • методическая и учебная литература;
  • дидактический материал (схемы, иллюстрации, фотографии и др.)

Список литературы для педагога

  1. Алексеева, В.В. Что такое искусство?: учебно-методическое пособие / В.В. Алексеева. - М: Сов. Художник, 2014. - Вып. 7. -120 с.,   ил.
  2. Алпатов, М. В. Немеркнущее наследие [Текст]: кн. для учителя / М.В. Алпатов, сост. С. П. Истратова, автор предисловия И. Е. Данилова. - М.: Просвещение, 2014.-330 с., ил.
  3. Андронникова, М. И. Портрет: от наскальных рисунков до звукового фильма [Текст]: учеб.-метод. пособие / М.И. Андронникова. -М.: Искусство, 2011. - 423 с., ил.
  4. Ватагин, В. А. Воспоминания: записки анималиста [Текст]: монография / В.А. Ватагин. - М.: Сов. Художник, 2000. -214с., ил.
  5. Виппер, Б. Р. Введение в историческое изучение искусства [Текст]: учеб. для вузов / Б.Р. Виппер М.: Изобразительное искусство, 2016. - 288с.
  6. Гастев, А. А. Леонардо да Винчи [Текст]: монография / А.А. Гастев. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 400 с., ил.

7. Живопись 1920-1930 [Изоматериал]: каталог-альбом / Гос. Русский музей; - М.: Советский художник. 2015. - 280 с., ил.

8.«Примерные требования к программам дополнительного образования детей» [Текст]:/приложение к письму Министерства образования РФ - Дополнительное образование №3/07 С.5-7.

Список литературы для учащихся

  1. Казиева, М. Сказка в русской живописи, [Текст]: учебно-методическое пособие / М. Казиева - «Белый город», Москва2008г.
  2. Сокольникова, И.М. Основы живописи, [Текст]: учебно-методическое пособие / И.М. Сокольникова - «Титул», Обнинск, 2016г.
  3. Сокольникова, И.М Основы композиции, [Текст]: учебно-методическое пособие / И.М. Сокольникова - «Титул», Обнинск, 2016 г.
  4. Сокольникова И.М Основы рисунка, [Текст]: учебно-методическое пособие / И.М. Сокольникова - «Титул», Обнинск, 2009г.
  5. Савенкова, Л. Г.  Человек в мире пространства и культуры / Л. Г.Савенкова.

— М.,2000.

  1. Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. [Текст]: учебно-методическое пособие / А.С. Хворостов- М.: Издательство «Просвещение»,2008.
  2. Энциклопедия рисования. Перевод с английского [Текст]: учебно-методическое пособие // «Росмэн» Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Природа и художник"

На занятиях по программе «Природа и художник» мир природы выступает как предмет пристального внимания и как средство эмоционально-обзорного воздействия на творческую деятельность воспитанников....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа начинающего художника"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»

Дополнительная образовательная программа «Юный художник» имеет художественную направленность. Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования связано с задача...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по немецкому языку «Немецкий язык для начинающих»

Рабочая программа «Немецкий язык для начинающих» предназначена для учащихся , желающих выучить немецкий язык как основной и как второй иностранный язык, и рассчитана на год обучения.При со...

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа по французскому языку «Французский язык для начинающих»

Представленная общеобразовательная общеразвивающая программа ориентирована на начальный курс обучения французскому языку.Изучение иностранного языка в начальной школе начинается со 2 класса, что позво...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник»

Программа составлялась на основании большого опыта работы как учителя ИЗО. Многие направления и разделы в программе так составлены, чтобы была периодичность в посезонном рисовании малой родины, в изуч...