ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ
статья

Махотина Ксения Юрьевна

В статье рассмотрены трактовки понятия «способность» учеными с разных точек зрения. Далее раскрывается более узкая категория в данной области - понятие «творческие способности». Рассматривая сущность художественно-творческих способностей, исследователи дают различные определения данному понятию. В статье представлена структура художественно-творческих способностей обучающихся. В рамках темы освещён вопрос развития художественно-творческих способностей обучающихся через призму искусства. Во всем спектре видов искусства хореография занимает особое место. Она обладает богатейшим набором действенных средств по воспитанию эстетического вкуса к прекрасному, развитию художественного творчества, наполнению духовного мира человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Махотина К.Ю.

магистрант кафедры педагогики и педагогического и социального образования

Научный руководитель: д-р пед. наук, профессор Л.А. Ибрагимова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ

Несмотря на то, что в прошлом столетии учёные многих областей науки и искусства активно занимались изучением вопросов искусства, творчества и их влияния на личность человека, на сегодняшний день данная тема остаётся не менее актуальной. Проблемы развития художественно-творческих способностей обучающихся рассматриваются учёными, исследователями, педагогами-психологами в философии, психологии, педагогике.

В рамках исследуемого явления, прежде всего рассмотрим трактовки понятия «способность» учеными с разных точек зрения.

Индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления деятельности в психологии называют способностями. Один из ведущих исследователей индивидуальных особенностей человека в отечественной и зарубежной науке Б.М. Теплов считал, что в понятии «способность» заключаются три признака:

  • индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  • не все индивидуальные особенности человека, а лишь те, которые имеют отношение успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
  • не только те знания, навыки или умения, которые уже выработаны у данного человека [8, с. 54].

Точку зрения Б.М. Теплова разделял и советский психолог Б.Г. Ананьев, который в рамках психологии образования указывал на связь способности с самой личностью. Учёный отмечает, что «способности есть проявление творческого развития ума, а не простое накопление знаний, которые он усваивает, новаторской позиции самого человека в отношении знаний…» [1, с. 52]

В другом подходе, излагаемом в научной литературе, способности рассматриваются в первую очередь как родовые качества человека. В частности, данный подход основан на теории Л.С. Выготского, который устанавливает связь между способностями человека и культурой, и эпохой, в которой он живет. Психолог характеризует развитие способностей как:

  • существующие в культуре способы взаимодействия с действительностью;
  • подчиненное закономерностям целостного развития сознания и анализ в контексте этого целого;
  • освоение ребёнком определённых достижений культуры.

От характеристики способностей перейдем к рассмотрению более узкой категории в данной области, понятия «творческие способности».

На основе изучения работ Дж. Гилфорда, В.Н. Дружинина, А. Маслоу, посвящённых творческим способностям и их развитию, мы пришли к выводу о том, что в психолого-педагогической науке под творческими способностями понимаются индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода и их развитие должно начинаться еще в период детства.

Художественное творчество рассматривается многими учёными: философами, психологами, педагогами. Они, в силу специфики направленности в определённой области научных знаний, трактуют данное понятие по-разному. С точки зрения философии художественно-творческое развитие понимается как многокомпонентный процесс, направленный на создание новых реальностей и ценностей (Н.А. Бердяев, Э.В. Ильенков, И. Кант, А.Я. Пономарёв и др.). С позиции эстетики художественное творчество есть самовыражение внутреннего мира ребёнка, который не только познаёт, но и выражает своё видение, понимание окружающего. Результатом его творческой деятельности является художественный образ как особый вид освоения и выражения действительности, форма мышления, существования в искусстве (Ю.Б. Борев, В.А. Разумный, Е.И. Севастьянов и др.).

Рассматривая сущность художественно-творческих способностей, исследователи дают различные определения данному понятию. Так, советский и российский педагог Т.С. Комарова, являясь создателем целостной системы художественно-эстетического воспитания дошкольников, под художественно-творческими способностями понимает проявление индивидом художественно-творческой активности, направленной на создание прекрасного в любом виде деятельности, выражающейся в стремлении как можно более ясно отразить задуманное содержание и передать образ, предметы и явления. Е.И. Чернышева, Н.В. Нахабенко художественно-творческие способности рассматривали как вид специальных способностей, которые представляют собой определенные успехи человека в художественно-творческой деятельности. При этом не только необходимо существование особого вида задатков, но и их развитие, обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности [9, с. 92]. Определение данного понятия в более узком смысле даёт А.А. Буксман. Согласно его мнению, под художественно-творческими способностями понимается совокупность психических свойств, обусловливающих успешное выполнение художественно-творческой деятельности, то есть такой деятельности, которая направлена на создание субъективно нового и порождающей продуктивные оригинальные идеи в сфере искусства [2]. И.Ю. Волосатова предложила следующее определение: художественно-творческими способностями являются способности, имеющие универсальный (общий) характер, обеспечивающие успешность занятий различными видами художественного творчества, формирующие эмоционально-ценностное отношение человека к окружающей действительности и способствующие его самореализации. [3] 

Определив основные понятия данной темы, перейдем к рассмотрению структуры художественно-творческих способностей обучающихся. Б.М. Теплов полагал, что успешное освоение художественно-творческой деятельности требует развития эмоционального, «чувственного» восприятия и творческого воображения. Ряд авторов, занимающихся проблемой специальных способностей (Н.А. Ветлугина, В.И. Киреенко, А.В. Ковалева, Т.С. Комарова, О.А. Куревина, Н.П. Саккулина, К.В. Тарасова), в качестве главных компонентов художественно-творческих способностей выделяют эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие, творческое воображение и исполнительскую технику. И.Ю. Волосатова в процессе исследования пришла к выводу, что художественно-творческие способности представляют собой многоуровневую, многокомпонентную систему, ведущими составляющими которой являются творческое воображение, эмоции и чувства, познавательные способности, определяемые особенностями системы анализаторов человека, особенности двигательно-моторной сферы, востребованные непосредственно в хореографическом искусстве.

Исследования отечественных и зарубежных учёных в области творчества привели к созданию ряда целостных структурных моделей рассматриваемого явления. Дж. Гилфорд в своей модели выделял три вида творческих способностей: операции (познание, память, дивергентное мышление, конвергентное мышление, оценка); содержание операций (образное, символическое, семантическое, поведенческое, чувства, желания); результат (элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы). Модель художественно-творческих способностей, предложенная учёным, занимающимся изучением психологии и педагогики искусства и творчества А.А. Мелик-Пашаевым, основывается на представлении художественно-творческих способностей в виде иерархии психических свойств и качеств личности, ответственных за формирование художественного образа в различных видах художественно-творческой деятельности. Структура художественно-творческих способностей описывается автором как многоуровневая система взаимосвязанных компонентов: эстетическое отношение к миру, художественно-творческое воображение, специальные технические способности [6, с. 96]. В рамках модели творческого потенциала личности Дж. Рензулли работа педагога должна осуществляться по трем основным направлениям: пробуждение интереса (расширение кругозора, предоставление возможности действовать по интересу); развитие способностей к мышлению и восприятию; развитие творческой продуктивной деятельности обучающегося.

Изучение и анализ моделей, разработанных учёными, позволяет выстроить логическую цепочку развития художественно-творческих способностей обучающихся на примере мнения советского психолога С.Л. Рубинштейна. Он считал, что «развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способности более высокого уровня» [7, с. 268].

В рамках темы рассмотрим вопрос развития художественно-творческих способностей обучающихся через призму искусства. Искусство в целом является важным компонентом культурного пространства общества, формирует целостную, гармонично развитую, культурно и духовно обогащённую личность, что в очередной раз подтверждает актуальность рассматриваемой проблемы.

Во всем спектре видов искусства хореография занимает особое место. Она обладает богатейшим набором действенных средств по воспитанию эстетического вкуса к прекрасному, развитию художественного творчества, наполнению духовного мира человека. Кроме того, данный вид искусства обладает большими возможностями для развития и совершенствования личности ребёнка в области физиологии. Хореография развивает в ребёнке такие качества личности, как внимание, упорство, трудолюбие, ответственность, коммуникативность, чувство коллективизма. Всё это обусловлено такой особенностью хореографии, как синтез других видов искусства, смежных для хореографического творчества. Это и музыка, и живопись, и театр, включая драматургию. Каждый из них, преломляясь соответственно требованиям данного вида искусства, становится необходимым компонентом хореографического образного мышления и формирует всесторонне развитую личность.

Художественная деятельность – один из первородных, самых ранних видов деятельности человека. Танец – один из древнейших видов искусства. У всех народов во все времена танцу отводилось почётное место. Всё это говорит о природных способностях к художественной, творческой деятельности, свойственных большинству людей. Кроме того, хореографическое творчество – искусство, любимое с детства. Подавляющее большинство детей любит ритмично двигаться под музыку. Наличие желания – важный фактор для развития художественно-творческих способностей ребёнка, без которого невозможно полноценное раскрытие творческой составляющей его личности. Проявление интереса к этому виду искусства позволяет добиться больших успехов в реализации поставленной задачи по развитию личности ребёнка в области культуры и искусства. Танец, являясь источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа» [4, с. 239]. Таким образом, происходит гармоничное развитие творческих способностей ребёнка с их последующим совершенствованием.

Говоря о развитии художественно-творческих способностей, необходимо сделать акцент на том, что развивать эти способности следует именно в детском возрасте. Данное утверждение подтверждено проведёнными исследованиями учёных. Так, выдающийся психолог ХХ века Л.С. Выготский доказал, что в каждом человеке заложены задатки творчества с рождения. Не мало работ исследователей и учёных в области психологии и педагогики посвящено вопросам творчества детей и развития их способностей в младшем школьном возрасте.

Почему же необходимо развивать художественно-творческие способности именно в раннем возрасте? Автор разделяет точку зрения Б.М. Теплова, который считал, что способности должны находиться в постоянном развитии, иначе они со временем потеряются. Только благодаря систематическим занятиям с постоянным, планомерным изучением упражнений определённого вида искусства можно развить соответствующие способности. Рассматривая развитие художественно-творческих способностей обучающихся средствами хореографии данное развитие должно осуществляться постепенно, от простого к сложному. При этом материал должен находиться в так называемой зоне оптимальной трудности. Только в этом случае происходит развитие способностей. Более лёгкие упражнения в гораздо меньше степени ведут к развитию художественно-творческих способностей. Через чур сложный материал, является невыполнимым и так же не развивает способности. Художественно-творческие способности – это специальные способности, проявляющиеся в специфических видах деятельности. Для их проявления необходимы задатки особого рода. Но только в сочетании общих и специальных способностей возможно успешное освоение хореографического искусства и развитие творческих способностей. К специальным способностям в области хореографического творчества можно отнести способность к восприятию, мышлению, усвоению материала, запоминанию, творческому подходу.

Любой вид искусства рассматривает проблему развития художественно-творческих способностей наиболее эффективными средствами для воспитания творчески активной личности. Благодаря таким хореографическим средствам, как музыкально-ритмические упражнения, обучающиеся учатся «слышать» музыкальное произведение, интонировать, выражать эмоции, чувства и музыкальное настроение с помощью хореографических образов, языка жестов и движений. Всё это в совокупности с долей условности можно именовать танцем, через который происходит эстетическое и духовное насыщение положительными эмоциями и впечатлениями, что и является основой развития художественно-творческих способностей ребёнка. Развитие творческих способностей происходит в том числе и за счёт формирования у обучающихся нравственно-эстетической отзывчивости. Этот процесс направлен на развитие отношения детей к окружающему миру и умения выражать своё отношение как с помощью речи, так и художественными средствами. Развитие художественно-творческих способностей не происходит само по себе и зависит не только от уровня самостоятельного творческого мышления ребёнка, его воспитанности и обучаемости. Здесь не малую роль, а зачастую и главную, играет педагог, его профессиональные качества и гражданская позиция. Воспитание и обучение детей, развитие их способностей – задача не простая, многогранная. Её решение требует вовлеченности педагога, его самоотдачи. Чем более учитель не безразличен к потенциалу, заложенному в каждом ребёнке, тем явнее происходит формирование, становление и развитие личности, обладающей такими качествами как самоопределение, самореализация, творческая активность, ответственность, свобода самовыражения. Таким образом, ознакомление с музыкой и изучение танцевальных движений – начальная ступень развития художественно-творческих способностей. Применение полученных знаний в танце ведёт к эмоциональному удовлетворению, способствует дальнейшему развитию творческих способностей обучающихся. Развитие художественно-творческих способностей следует понимать не как количественное их увеличение, а как качественное изменение. Формирование творческой активности обучающихся в области хореографической деятельности позволяет им раскрыться, овладеть различными приёмами творческой деятельности.

На основе выше изложенного можно сделать вывод о том, что хореография оказывает огромное влияние на развитие эмоционально-нравственной культуры личности, а также способствует формированию культурных потребностей: стремление к нравственности, осмысленной деятельности, красоте [5]. Это проявляется в том, что искусство танца развивает воображение и творческие способности детей. Способности к танцу выражаются не только в двигательных, физических и музыкальных способностях ребёнка, но и в умении применить эти способности при формировании творческих навыков. Хореография является уникальным средством развития художественно-творческих способностей обучающихся. Как танцевальное образование, так и танцевальное воспитание призваны обеспечивать условия для всестороннего развития личности человека, и в частности, ребёнка: психофизического, социального, эстетического, нравственного становления. Теоретики хореографической педагогики считают, что привлечение ребёнка к танцевальному искусству важно для его духовного развития, формирования необходимых моральных качеств и раскрытия творческого потенциала. Огромный опыт, накопленный историей науки в трудах таких педагогов и деятелей искусства, как А.Я. Ваганова, И.А. Моисеев, М.М. Фокин, З.И. Васильева, Л.Н. Богаткова, Т.В. Пуртова, и др. подтверждает тесную связь занятий хореографией с эстетическим и творческим развитием обучающихся. Художественно-творческая деятельность решает не только частные задачи художественного воспитания и образования, раскрытия творческого потенциала, но и более глобальные – развивает интеллектуальные способности ребёнка.

Литература

  1. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. 184 с.URL: http://pedlib.ru/Books/6/0067/6_0067-52.shtml (дата обращения: 29.01.2020)
  2. Буксман А.А. Развитие творческих умений школьников в гимназии эстетического профиля: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Оренбург, 2004. 182 c.
  3. Волосатова И.Ю. Формирование художественно-творческих способностей младших школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: Самара, 2008. 270 с.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства / Предисл. А.Н. Леонтьева. – М.: Искусство, 1986. 573.
  5. Ибрагимова Л.А., Салаватова А.М. Этнокультурный компонент в деятельности современных школ региона // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. №4. С.79-85.
  6. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. Дубна: Феникс+, 2006. 108 с.
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000. 712 с.: ил.
  8. Теплов Б.М. Способности и одарённость // Вестник практической психологии образования. 2012. № 4(33). С. 54-57 (дата обращения: 29.01.2020).
  9. Чернышева Е.И., Нахабенко Н.В. Развитие художественно-творческих способностей у младших школьников на уроках технологии // Перспективы науки и образования. 2014. №4(10). С. 92-94.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей обучающихся средствами хореографии»

"Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования"...

Развитие художественно-творческих способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства. (Методическая статья)

 Занятие по обучению росписи пасхальных яиц с использованием натуральных красок и воска. У детей  развивается творческая активность, любознательность, инициатива и стремление к творче...

Презентация педагогического проекта "Реализация развития художественно-творческих способностей обучающихся средствами коллективного музицирования в системе преемственности «школа искусств - колледж"

Раскрытие сущности и содержания преемственности развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках коллективного музицирования......

«Реализация развития художественно-творческих способностей обучающихся средствами коллективного музицирования в системе преемственности «школа искусств - колледж»

В проекте раскрыты: Проблемы преемственности  как непрерывного процесса воспитания и обучения, имеющие общие и специфические цели для каждого возрастного периода. ...

ЗАНЯТИЯ ХОРЕОГРАФИЕЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье представлены результаты исследования уровня развития художественно-творческих способностей у младших школьников в учреждении дополнительного образования. Как средство эффективного развития ху...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены теоретические основы создания педагогических условий как необходимого фактора в развитии и воспитании ребёнка через призму творчества. Приведены доводы о том, что формирование худ...