Учреждения дополнительного образования как среда творческого развития ребенка
статья

Тейнин Людмила Васильевна

Учреждения дополнительного образования как среда творческого развития ребенка

 

 

Создание особых условий развития для каждого ребенка - такова стратегиче­ская цель учреждений дополнительного образования. Изменения в жизни обще­ства предъявляют новые требования к образовательным учреждениям всех ви­дов и типов. Социальный заказ современ­ного образования ориентирует на разре­шение острых социальных проблем, ка­сающихся организации жизнедеятельно­сти подрастающего поколения. В связи с этим, дополнительное образование сего­дня перерастает из вспомогательно-развивающей сферы, беря за основу ин­новационный путь развития.

В Концепции модернизации россий­ской системы образования и Националь­ной образовательной инициативе «Наша новая школа» отражено развитие пред­ставлений о творчестве как реальном и значимом факторе образования, придаю­щем ему смысл, нацеливающем на обес­печение личностной самореализации ре­бенка, интеграцию детей и взрослых в общественно полезную деятельность.

Важное значение творчество приоб­ретает в условиях изменений обществен­ной жизни, ведь именно в процессе твор­чества возникают новые идеи, преодоле­ваются стереотипы, вырабатываются но­вые подходы к организации жизни. С этим связан выход таких важных госу­дарственных актов, как Указ Президента РФ от 6 апреля 2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», Постановление Прави­тельства РФ от 27 мая 2006 г. «О премиях для поддержки талантливой молодежи», проекты «Государственная поддержка способной и талантливой молодежи», «Молодежь России» и другие, нацелен­ные на воспитание инициативных, пред­приимчивых людей[1].

Сфера дополнительного образова­ния занимает особое место в творческом развитии детей. С точки зрения созда­ния творческой атмосферы, организа­ции общественно полезной деятельно­сти, общения по интересам она не име­ет аналогов. Учреждения дополнитель­ного образования как никакие другие способны на подбор и предложение со­ответствующих склонностям детей ви­дов деятельности, создание ситуаций успеха, обеспечивающих творческую мотивацию, взаимообогащающее меж­личностное общение.

Происходящие трансформации в системе дополнительного образования обусловлены объективной потребно­стью в изменении образовательной си­стемы учреждения адекватном обще­ственному развитию, осознании необ­ходимости существенных преобразова­ний прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оп­тимизации образовательного процесса учреждения является поиск и освоение инноваций, способствующих каче­ственным изменениям в деятельности, что выражается в переходе учреждения в режим развития. Качественными при­знаками данного перехода являются ре­ализуемые инновации, соответствую­щие насущным потребностям и интере­сам детей, родителей, педагогов и спо­собствующие достижению высоких об­разовательных результатов.

Сегодня в России сосуществует множество семейных укладов, режимов работы и отдыха, уровней жизни; раз­ные семьи нуждаются в совершенно различных - по форме и содержанию - моделях образования и многие готовы платить за вариативные услуги.

Можно выделить следующие обще­ственные потребности, которые спо­собна удовлетворить сложившаяся си­стема УДО:

  • гибкое высвобождение времени ро­дителей (особенно мам) для карьерного роста - по индивидуальным схемам;
  • включение детей инвалидов и де­тей из неблагополучных семей в систе­му общественного образования, их адаптация и социализация;
  • реализация основных задач адап­тивного периода подготовки детей к школе (с учетом индивидуальных воз­можностей ребенка);
  • расширение диапазона образова­тельных услуг для различных групп населения: от рыночных моделей до программ социальной помощи;
  • сохранение психического и физи­ческого здоровья ребенка - в сочетании с оптимальными режимами развития[2].

Комплексный подход предполагает единство концептуальных положений, целевых установок и технологического сопровождения образовательной дея­тельности. В пространстве учреждения дополнительного образования комплекс­ный подход к деятельности обусловлен возможностью реализации модели ком­плексного образования детей от 5 до 10 лет. Данная модель предполагает:

  • целенаправленную работу всех субъектов образовательного процесса;
  • создание гибких организационно- функциональных структур;
  • создание и реализацию разноуров­невых вариативных воспитательно- обра­зовательных программ, обеспечивающих индивидуальный образовательный марш­рут ребенка.

Открытое образовательное простран­ство учреждения дополнительного обра­зования обеспечивает высокое качество образовательных услуг в соответствии с социальным запросом общества. Оно яв­ляется пространством воспитания у ре­бенка личностных качеств в процессе его деятельности и общения со взрослыми, сверстниками. Создание открытого обра­зовательного пространства - необходи­мое условие включения ребенка в социо­культурные отношения, позволяющее сформировать у него целостный образ бытия, а в нём - образ человека.

Успех ученика должен быть нача­лом его работы, и тогда ребенок дей­ствительно добьется успеха, - эта пара­доксальная мысль В.А. Сухомлинского как нельзя лучше отражает данную зако­номерность. Коллективная творческая деятельность обеспечивает выход твор­ческой энергии детей и взрослых за рам­ки отдельных образовательных учре­ждений, в социум. Она открывает самый естественный, прямой и надежный маршрут гуманистического воспитания, воспитания без принуждения. Поэтому столь очевидна близость двух парадигм - педагогики творчества и теории воспи­тательных систем. В сочетании они дают синтез глубокого содержания и эффек­тивной формы, гармонизирующий до­полнительное образование.

Дополнительное образование не за­мыкается в специализированной сети учреждений, хотя они и имеют для его развития особое значение. Краеугольным его принципом является добровольное включение детей и взрослых в коллек­тивную творческую деятельность. Твор­чество формирует особые общности лю­дей, тесно связанных общими интереса­ми, социально значимой деятельностью и гуманистическими отношениями.

Синтез исследования и творчества - еще один краеугольный принцип дея­тельности учреждений дополнительного образования[3].

В основу дополнительного образования положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников во внеурочное время. Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов; имели эстетическую значимость; давали представление о традиционных художественных видах обработки текстильных материалов; посильны детям 10-15-летнего возраста. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.

Процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение творческих работ   предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

Большое значение  имеет обсуждение художественных выставок, поиск и подбор иллюстраций образцов дизайнерских разработок и организация проектной деятельности. При выполнении творческих проектных работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным и эстетическим, так и экономическим и экологическим  требованиям. Использование метода проектов позволяет интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения и изготовлять своими руками красивые и нужные предметы, что повышает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами своего труда[4].

 

Литература

  1. Абраухова В.В. Возможности образовательного пространства учреждения дополнительного образования как среды творческого развития ребенка // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 9. С. 107-111.
  2. Антипина Н.В., Кононенко Г.В. Интегративные мотивы в вязании крючком // Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества материалы XVII международной научно-практической конференции. 2015. С. 140.

 



[1] Абраухова В.В. Возможности образовательного пространства учреждения дополнительного образования как среды творческого развития ребенка // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 9. С. 107-108.

[2] Абраухова В.В. Возможности образовательного пространства учреждения дополнительного образования как среды творческого развития ребенка // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 9. С. 109.

[3] Абраухова В.В. Возможности образовательного пространства учреждения дополнительного образования как среды творческого развития ребенка // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 9. С. 110-111.

[4] Антипина Н.В., Кононенко Г.В. Интегративные мотивы в вязании крючком // Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества материалы XVII международной научно-практической конференции. 2015. С. 140.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учреждения дополнительного образования как среда творческого развития ребенка

Создание особых условий развития для каждого ребенка - такова стратегическая цель учреждений дополнительного образования. Изменения в жизни общества предъявляют новые требования к образовательным учреждениям всех видов и типов. Социальный заказ современного образования ориентирует на разрешение острых социальных проблем, касающихся организации жизнедеятельности подрастающего поколения. В связи с этим, дополнительное образование сегодня перерастает из вспомогательно-развивающей сферы, беря за основу инновационный путь развития.

В Концепции модернизации российской системы образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отражено развитие представлений о творчестве как реальном и значимом факторе образования, придающем ему смысл, нацеливающем на обеспечение личностной самореализации ребенка, интеграцию детей и взрослых в общественно полезную деятельность.

Важное значение творчество приобретает в условиях изменений общественной жизни, ведь именно в процессе творчества возникают новые идеи, преодолеваются стереотипы, вырабатываются новые подходы к организации жизни. С этим связан выход таких важных государственных актов, как Указ Президента РФ от 6 апреля 2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», Постановление Правительства РФ от 27 мая 2006 г. «О премиях для поддержки талантливой молодежи», проекты «Государственная поддержка способной и талантливой молодежи», «Молодежь России» и другие, нацеленные на воспитание инициативных, предприимчивых людей[1].

Сфера дополнительного образования занимает особое место в творческом развитии детей. С точки зрения создания творческой атмосферы, организации общественно полезной деятельности, общения по интересам она не имеет аналогов. Учреждения дополнительного образования как никакие другие способны на подбор и предложение соответствующих склонностям детей видов деятельности, создание ситуаций успеха, обеспечивающих творческую мотивацию, взаимообогащающее межличностное общение.

Происходящие трансформации в системе дополнительного образования обусловлены объективной потребностью в изменении образовательной системы учреждения адекватном общественному развитию, осознании необходимости существенных преобразований прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации образовательного процесса учреждения является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности, что выражается в переходе учреждения в режим развития. Качественными признаками данного перехода являются реализуемые инновации, соответствующие насущным потребностям и интересам детей, родителей, педагогов и способствующие достижению высоких образовательных результатов.

Сегодня в России сосуществует множество семейных укладов, режимов работы и отдыха, уровней жизни; разные семьи нуждаются в совершенно различных - по форме и содержанию - моделях образования и многие готовы платить за вариативные услуги.

Можно выделить следующие общественные потребности, которые способна удовлетворить сложившаяся система УДО:

  • гибкое высвобождение времени родителей (особенно мам) для карьерного роста - по индивидуальным схемам;
  • включение детей инвалидов и детей из неблагополучных семей в систему общественного образования, их адаптация и социализация;
  • реализация основных задач адаптивного периода подготовки детей к школе (с учетом индивидуальных возможностей ребенка);
  • расширение диапазона образовательных услуг для различных групп населения: от рыночных моделей до программ социальной помощи;
  • сохранение психического и физического здоровья ребенка - в сочетании с оптимальными режимами развития[2].

Комплексный подход предполагает единство концептуальных положений, целевых установок и технологического сопровождения образовательной деятельности. В пространстве учреждения дополнительного образования комплексный подход к деятельности обусловлен возможностью реализации модели комплексного образования детей от 5 до 10 лет. Данная модель предполагает:

  • целенаправленную работу всех субъектов образовательного процесса;
  • создание гибких организационно- функциональных структур;
  • создание и реализацию разноуровневых вариативных воспитательно- образовательных программ, обеспечивающих индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

Открытое образовательное пространство учреждения дополнительного образования обеспечивает высокое качество образовательных услуг в соответствии с социальным запросом общества. Оно является пространством воспитания у ребенка личностных качеств в процессе его деятельности и общения со взрослыми, сверстниками. Создание открытого образовательного пространства - необходимое условие включения ребенка в социокультурные отношения, позволяющее сформировать у него целостный образ бытия, а в нём - образ человека.

Успех ученика должен быть началом его работы, и тогда ребенок действительно добьется успеха, - эта парадоксальная мысль В.А. Сухомлинского как нельзя лучше отражает данную закономерность. Коллективная творческая деятельность обеспечивает выход творческой энергии детей и взрослых за рамки отдельных образовательных учреждений, в социум. Она открывает самый естественный, прямой и надежный маршрут гуманистического воспитания, воспитания без принуждения. Поэтому столь очевидна близость двух парадигм - педагогики творчества и теории воспитательных систем. В сочетании они дают синтез глубокого содержания и эффективной формы, гармонизирующий дополнительное образование.

Дополнительное образование не замыкается в специализированной сети учреждений, хотя они и имеют для его развития особое значение. Краеугольным его принципом является добровольное включение детей и взрослых в коллективную творческую деятельность. Творчество формирует особые общности людей, тесно связанных общими интересами, социально значимой деятельностью и гуманистическими отношениями.

Синтез исследования и творчества - еще один краеугольный принцип деятельности учреждений дополнительного образования[3].

В основу дополнительного образования положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников во внеурочное время. Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов; имели эстетическую значимость; давали представление о традиционных художественных видах обработки текстильных материалов; посильны детям 10-15-летнего возраста. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.

Процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение творческих работ   предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

Большое значение  имеет обсуждение художественных выставок, поиск и подбор иллюстраций образцов дизайнерских разработок и организация проектной деятельности. При выполнении творческих проектных работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным и эстетическим, так и экономическим и экологическим  требованиям. Использование метода проектов позволяет интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения и изготовлять своими руками красивые и нужные предметы, что повышает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами своего труда[4].

Литература

  1. Абраухова В.В. Возможности образовательного пространства учреждения дополнительного образования как среды творческого развития ребенка // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 9. С. 107-111.
  2. Антипина Н.В., Кононенко Г.В. Интегративные мотивы в вязании крючком // Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества материалы XVII международной научно-практической конференции. 2015. С. 140.


[1] Абраухова В.В. Возможности образовательного пространства учреждения дополнительного образования как среды творческого развития ребенка // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 9. С. 107-108.

[2] Абраухова В.В. Возможности образовательного пространства учреждения дополнительного образования как среды творческого развития ребенка // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 9. С. 109.

[3] Абраухова В.В. Возможности образовательного пространства учреждения дополнительного образования как среды творческого развития ребенка // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 9. С. 110-111.

[4] Антипина Н.В., Кононенко Г.В. Интегративные мотивы в вязании крючком // Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества материалы XVII международной научно-практической конференции. 2015. С. 140.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ансамблевой игры в формировании всесторонне развитой личности ребенка в учреждениях дополнительного образования

В статье рассматривается значение ансамблевой игры в развитии и формировании творческой,всесторонне развитой личности ребенка ....

Отчет по теме самообразования: «Развитие творческих способностей обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования детей»

Рассмотрены теоретические основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей в условиях учреждений дополнительного образования детей. Представлены методики, развивающие у...

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Примеры форм социального партнерства в условиях детского эколого-биологического центра на обоюдо выгодных условиях....

Методическое пособие "Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка"

Методическое пособие " Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка (на пример...

Создание в учреждении дополнительного образования условий для раскрытия творческого потенциала личности ребенка.

Выступление на городском методическом объединении педагогов дополнительного образования. Автор делится опытом работы в театральном объединении Дома детского творчества: как в процессе общения с детьми...

Учреждения дополнительного образования-"среда успеха"для личностного и интеллектуального развития

Главная цель дополнительного образования-создание условий для полноценного развития личности. как можно более полной реализации всех её способностей. А также для реабилитации, социальной адаптации и и...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Современному обществу нужен человек с целостным представлением картины мира, в том числе: обучаемый - способный к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности;  интеллектуально ...