Методичка: ПРИЁМЫ СНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ УЧАЩИХСЯ ПЕРЕД ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ
методическая разработка

КОЖУРА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА

Методические рекомендации для педагогов художественно-эстетического цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_priemy_snyatiya_napryazheniya_pd_vystupleniem.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРИЁМЫ СНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ

УЧАЩИХСЯ ПЕРЕД ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ»

Н.В. Кожура

Методические рекомендации педагогам ДО,

художественно-эстетической направленности

Выступление учащихся – важный момент воспитания юных музыкантов. В кадетском корпусе это - концерты, конкурсы, праздничные вечера.

Публичные выступления – это особая форма музыкальной деятельности, результат напряженного творческого труда. Публичное выступление помогает более точно выявить музыкальные способности, динамику развития ученика, воспитывает эстрадную выдержку, глубину эмоций, артистизм.

Концерт – это музыкальный праздник, которого ждут, и к выступлению старательно готовятся. Участие в концерте и почетно, и ответственно. Если кадет знает о том, что изучаемое произведение будет исполняться перед слушателями, он работает более настойчиво, так как чувствует ответственность за свои действия. Он должен не подвести себя и своего преподавателя, доставить радость слушателям. А при хорошем контакте со слушателями, когда кадет чувствует одобрение своей игры, выступление сопровождается приятными впечатлениями, радостным творческим подъемом. Такое выступление запоминается надолго и способствует формированию желания играть на сцене.   Концертные выступления являются своеобразными ступенями в развитии учащихся.    Они являются необходимой профессиональной проверкой возможностей ученика.

Дать однозначный рецепт для того, чтобы каждое выступление юного исполнителя имело успех, не возьмется ни один педагог. Каждый ребенок – неповторимая индивидуальность, поэтому формы и методы подготовки всегда должны основываться на индивидуальных качествах конкретного ребенка.

Публичное выступление как важный элемент формирования профессионального мастерства у будущих музыкантов

Виды и формы психологических и физических барьеров учащихся

Всем хорошо известно, какое эстетическое удовольствие может доставить слушателю профессиональное, вдохновенное исполнение молодого музыканта. Часто мы не отдаем себе отчета, как много невидимой работы, весьма трудоемкой и непростой, выполняет ученик для того, чтобы подарить людям радость общения с музыкой.

Исполнительство – чрезвычайно тонкий и сложный процесс, который напрямую зависит от физического и морального состояния, находящегося на сцене, как в момент непосредственно самого выступления, так и задолго до него. По своим характеристикам публичное выступление учеников относят к стрессовым ситуациям. Главным стрессом для них является зрительский зал, осознание того, что каждое их действие прослеживается и оценивается другими людьми. Поэтому возникают трудности психологического порядка.

Большинство психологов и педагогов сходятся в том, что впервые волнение дает о себе знать в возрасте 10-11 лет, у кого-то позже, у кого-то раньше. Но в среднем эта возрастная веха считается типовой.

Сценическое волнение проявляется в разных видах и формах, может привести к разным последствиям. Оно может обнаруживаться в виде страхов, панического состояния, может трансформироваться в подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои силы. Напряжение эмоциональной сферы может проявиться неожиданными провалами в памяти, причем возникают они в тех местах, которые в классе ученик исполнял уверенно. В этот момент ученик думает не о выразительности, а о том, как бы скорее доиграть до конца, не забывая текст.

В других случаях волнение действует иначе. Ученик может сильно волноваться перед выступлением, но, выходя на сцену, волнение у него проходит и наступает эмоциональная стабильность. Это позволяет ученику показать проделанную работу.                                                                                

Волнуются практически все люди, выходящие на публику, но одни располагают достаточными волевыми ресурсами, другие по причине слабой воли – теряются. Большое значение имеет воспитание в учениках воли, ведущей к победе. Немалое число наших достижений на жизненном пути, в конечном результате – это победа над собой, над навыками преодолевать свои слабости, какие-то природные несовершенства.

Волевой ученик может заставить себя сделать то, что он считает необходимым, а безвольный в этих же обстоятельствах отступает.        

                 

Причины психических и физических барьеров.

Причина страхов может крыться в завышенной программе, когда от непродуманных скачков в развитии на сцену выползают все предыдущие пробелы. Лучше исполнять несложные произведения правильно и хорошо, чем посредственно играть трудные.

Чаще всего волнение навевается мыслями типа: «Что обо мне скажут?»     «Каковы будут оценки моей игры?» и т.п.

Забота юного музыканта о своей репутации вполне закономерна и естественна. В то же время преувеличенное опасение заслужить критическую оценку со стороны посторонних только лишь повышает волнение и усугубляет положение ученика.                                                                  

 Одна из первопричин сценического волнения: - боязнь забыть текст. Парадокс заключается в том, что провалы в памяти на сцене не всегда являются результатом недостаточной выученности текста. Тем не менее произведение должно быть выучено не на 100%, а на 150%. Само ощущение «чистой совести» исполнителя принесет ему уверенности в себе и наоборот.

Волнение – это непременное условие для того, чтобы ученик сконцентрировал все свои силы – физические и психические.

Многое здесь зависит от психофизиологической конституции исполнителя, типа его нервной системы. Один ученик ничего не боится, другой – трясется как осиновый лист, испытывает чрезмерное нервно-мышечное возбуждение, третий впадает в прострацию, четвертый не может совладать с чрезмерным эмоциональным возбуждением. Вообще, бывают ученики, которые хорошо играют в классе и «рассыпаются» на эстраде. Бывает и наоборот: ученик, на которого вы не возлагаете особых надежд, на эстраде настраивается и играет значительно лучше, чем вы ожидали. Это зависит от типа нервной системы и характера человека. Нервная система, пребывая в таком состоянии, начинает быстро истощаться, и организм входит в состояние полного безразличия, равнодушия. Подобное случается на конкурсах, концертах при длительном ожидании своего выступления. О таких учениках говорят: «перегорел».

В экстремальных условиях несдержанность холерика усилится. Сангвиники быстро увлекаются, но рано остывают, играют ярко, хвастливо, но не склонны к глубине. Не обижаются на критику, но быстро забывают ее. Недорабатывают текст. Холерик увлеченно играет, если пьеса нравится, и может сыграть даже лучше, чем на репетиции. Флегматик – трудоголик. Уравновешен, настойчив, трудолюбив. Но мало эмоционален. Замечания принимает деловито, не спорит. Меланхолик – малоработоспособен, быстро утомляется, замечания принимает болезненно, эмоционален. Неудачи переживает долго.

Пережить эстрадные волнения помогут ученику наблюдения за выступлениями других учеников, артистов, педагогов.

Воспитанию артистизма способствуют посещение конкурсов, фестивалей, концертов, выпускных экзаменов, где особенно велик накал эстрадного волнения.

Приемы снятия психологических и физических барьеров учащихся перед публичным выступлением

Психологическая подготовка юного музыканта к выступлению

Можно выделить следующие основные пути и способы по формированию у юного исполнителя сценической устойчивости:

а) Выявление потенциальных ошибок

Даже когда программа выступления кажется идеально выученной и можно ее играть на сцене, каждый музыкант хочет на всякий случай застраховаться от ошибок. Как бы ни было хорошо выучено произведение, для обнаружения возможных ошибок можно предложить несколько приемов, суть которых состоит в следующем:

1. Завязать на глазах повязку. В медленном или среднем темпе, уверенным, крепким звуком с установкой на безошибочную игру сыграть отобранное произведение. Проследить, чтобы нигде не возникло мышечных зажимов и дыхание оставалось ровным и ненапряженным.

2. Игра с помехами и отвлекающими факторами (для концентрации внимания). Включить радиоприемник на среднюю громкость и попытаться сыграть программу. Если при включенном радиоприемнике исполнитель может без труда играть свою программу, то его сосредоточенности можно позавидовать, и на эстраде с ним вряд ли смогут приключиться неприятные неожиданности.

3. В момент исполнения программы в трудном месте педагог или кто-то другой произносит психотравмирующее слово «Ошибка», но музыкант при этом должен суметь не ошибиться.

4. Сделать несколько поворотов вокруг своей оси до появления легкого головокружения. Затем, собрав внимание, начать игру в полную силу с максимальным подъемом.

5. Выполнить 30 прыжков или 20 приседаний до большого учащения пульса и начинать играть программу. Несколько похожее состояние бывает в момент выхода на эстраду. Преодолеть его поможет данное упражнение. Выявленные ошибки затем должны устраняться тщательным проигрыванием программы в медленном темпе.

б) Концентрирование внимания

Оно складывается из ясности и быстроты мышления, способности четко представлять программу выполняемых игровых движений и воплощаемых слуховых образов. Волевое сосредоточение внимания позволяет музыканту перенести все то, что было сделано в умственном плане в процессе предварительной работы, во внешний план, т.е. показать свою работу слушателям. Чего мы больше всего боимся, выходя на эстраду? Думаю, что все согласятся с таким ответом: как правило, мы боимся ошибок, остановиться, забыть.

Ошибиться, остановиться и забыть – это разные вещи, и они не всегда связаны между собой, поскольку:

-можно ошибиться, но не остановиться и не забыть;

-можно остановиться, но не вследствие ошибки или того, что мы забыли;

-можно забыть, но не ошибиться и не остановиться (это в практике бывает достаточно часто; многие ученики, которые не ошибаются и не останавливаются, думают, что знают текст, хотя на самом деле они его в должной мере не знают и проверить это для педагога пара пустяков).

в) Перспективное мышление

Во время концерта могут появиться какие-то неожиданности, случайности, шероховатости. В конце концов, немудрено где-то и пассаж «смазать» или «зацепить» не ту ноту. Важно научиться не придавать этому никакого значения, чтобы мимолетная фальшь не перебила ход мыслей. Главное – сохранить течение музыки.

Приемы снятия психологических и физических барьеров, учащихся перед публичным выступлением

Самовнушение. Полезно связывать свое выступление с картиной будущего успеха, считая его заслуженным и справедливым. Следует повторять друзьям и самому себе:  « Я с нетерпением жду концерта».

И если это повторять часто вслух или про себя, страх перед выступлением будет уступать место чувству уверенности.

Психологи предлагают аутотренинг для ученика:

«Сейчас я вижу зал, в котором буду выступать… Я отчетливо могу представить сцену, слушателей и комиссию, перед которой я буду выступать… Я спокоен, собран, сосредоточен… Мне нравится играть. У меня все отлично звучит, у меня прекрасная техника… Я выполняю все, что задумал... Я играю также хорошо, как и в классе… Я могу хорошо играть… Я знаю, что я сделаю все, что задумал…Я весь отдался моему вдохновенному исполнению… Какое это наслаждение – красиво и хорошо играть. Я могу перестроиться с исполнения одного произведения на другое… Мне легко и приятно держать всю программу в голове…  С каждым разом самовнушение будет помогать мне все больше и больше… Я легко расстаюсь со своим негативным волнением и заменяю его радостным ожиданием выступления…  

Также для снятия психологических и физических барьеров можно рекомендовать ряд упражнений:

Упражнение 1. Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.        

  1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд;
    расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
  2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.
  3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
  1. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
  2. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
  3. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
  4. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Упражнение 2. Если обстановка вокруг накалена, и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте,  практически незаметно для окружающих.

  1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
  2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
  3. Напрягите и расслабьте икры.
  4. Напрягите и расслабьте колени.
  5. Напрягите и расслабьте бедра.
  6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
  7. Напрягите и расслабьте живот.
  8. Расслабьте спину и плечи.
  9. Расслабьте кисти рук.
  10. Расслабьте предплечья.
  11. Расслабьте шею.
  12. Расслабьте лицевые мышцы.
  13. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем.

        Когда вам покажется, что медленно плывёте, – вы полностью расслабились.

Упражнение 3. Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

  1.  Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)
  2.  Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.
  3.  Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.
  4.  Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс.

Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю – от 30 и так до 50.

Перед выступлением необходимо:

а) играть не отдельные пьесы, а всю программу, как на концерте;

б) репетиции должны проходить с полной отдачей и ответственностью;

в) репетировать перед специально приглашенными слушателями;

г) не играть программу два раза подряд, так как второе проигрывание лучше первого, и создает неверное представление о готовности

Накануне концерта, поиграть все в сдержанном темпе, беречь силы, эмоции; просмотреть играемое произведение по нотам; спать лечь пораньше и хорошо выспаться; много не заниматься, чтобы не было по словам Г. Нейгауза «душевной изношенности» из-за переутомления.

День концертного выступления:

Для снятия стресса можно предложить ученику съесть 2-3 кусочка сахара или небольшую плитку шоколада, запив теплым слабым чаем или водой. Таким способом пользовались С. Рихтер, Д. Ойстрах.                              

Советы педагога ученику перед выступлением:

- Выходя на сцену – сделать несколько глубоких вдохов и выходов, сердцебиение приходит в норму появляется спокойствие.

- Необходимо удобство в одежде. Отталкивающее впечатление производит манерность, поза. Вести себя необходимо естественно. Не разглядывать публику в зале!

- Выходить на сцену не торопясь, ступать на восточный манер – легко.

- Перед тем, как начать играть, надо мысленно проиграть самое начало про себя.

- Для своих учеников перед выступлением я всегда повторяю слова А. Шеффера: «Лодке в гавани безопаснее чем в море, но она не для этого строилась».  

Не используйте в общении с детьми:

- Мораль, нравоучения, проповеди («Ты обязан вести себя как подобает»). Обычно из таких фраз дети не узнают ничего нового. Ничего не изменится оттого, что они услышат это в сто первый раз. Если вы хотите напомнить правило поведения, то предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать: «Здесь (с конкретным указанием места: в коридоре, за кулисами) шуметь нельзя!»

- Высмеивание («Не будь лапшой…»). Это лучший способ помочь ребенку разувериться в своих силах. Старайтесь контролировать свои высказывания и не использовать подобные фразы в разговоре.

- Уговоры («Успокойся, это неважно…»). Подобные высказывания нисколько не поддерживают ребенка. Они говорят лишь о том, что вы хотите, чтобы ребенок перестал испытывать те чувства, которые он испытывает в данный момент. Лучше озвучить чувства ребенка: «Я понимаю тебя, ты тревожишься (переживаешь, расстроен…)»  и предложить ему вспомнить любой приемлемый для него способ снятия эмоционального напряжения.

Заключение

Дать однозначный рецепт для того, чтобы каждое выступление юного исполнителя всегда имело успех, не возьмется, пожалуй, ни один из педагогов. Каждый человек – неповторимая индивидуальность, следовательно, направления, формы и методы подготовки всегда должны основываться на индивидуальных качествах музыканта.

 Общение с публикой, зрительской аудиторией – всегда творческий процесс и предполагает взаимную связь: исполнитель-музыкант не только воздействует на аудиторию, но и испытывает ее влияние на себе. Музыка для исполнителя является связующим звеном и одновременно средством общения с аудиторией. Преодоление эстрадного волнения должно идти по пути желания творческого общения со слушателями. Именно общение несет в себе истинный и непреходящий смысл всей подготовительной работы музыканта-исполнителя.

Участие в публичных выступлениях помимо сценического опыта несет детям еще и огромное количество ярких впечатлений и воспоминаний, которых хватит надолго. Благодаря этому дети будут тянуться к музыке и сами проявлять желание выступать на сцене. А что помогает привить детям любовь к музыке, как не яркие впечатления и приятные эмоции. Поэтому полная отдача воплощению музыкального образа – вот путь преодоления сценического страха, снятия психологических и физических барьеров юного музыканта перед публичным выступлением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг: «Снятие психологических барьеров»

1 Блок: знакомство, ожидание, правила работы группы.2 Блок: снятие напряжения между участниками, установления психологически безопасной обстановки в группе.3 Блок: построение команды, совместное взаим...

Преодоление психологических барьеров учащимися в проектной деятельности

Овладение проектной деятельностью нередко вызывает затруднения у учащихся. Необходимо определить проблемные зоны, выявить трудности, барьеры, организовать взаимодействие субъектов образовательной деят...

Некоторые проблемы психологической подготовки учащихся к публичным выступлениям.

В своей многолетней педагогической практике    постоянно  сталкиваюсь  с проблемой сценического волнения учащихся при подготовке к публичным выступлениям. Обобщая  накопл...

Приёмы снятия психологического напряжения

Природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом. Это – естественные способы регуляции (длительный сон, вкусная еда, общение с...

Научно - практическая работа по теме "Проблемы страха школьников перед публичными выступлениями"

Научно - практическая работа по теме "Проблемы страха школьников перед публичными выступлениями"...

Психологическая готовность педагога к взаимодействию с семьей ребенка с ОВЗ. Снятие психологических барьеров

Эффективность реализации образовательной инклюзии и успех процесса адаптации ребенка с ОВЗ в школе во многом определяется инклюзивной готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностя...