Программа дополнительного образования по рисованию "Палитра" (бюджет) 2019-2020 уч.года
рабочая программа

Титова Елена Васильевна

Программа рассчитана на один год обучения:

Обучение детей  5-6 лет - 1 раз в неделю,в год 36 часов

Обучение детей 6-7 лет - 2 раз в неделю, в год 72 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_palitrabyudzhet.docx129.81 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Искусство дарит человеку радость общения, формирует умение чувствовать, сопереживать. Воспринимая произведения искусства, ребёнок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Необходимо учить ребёнка видеть, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной  природы.

Программа «Природа и художник» нацелена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе, как живом организме.

Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания. Расширяется круг представлений об окружающей их действительности.

1.1.Направленность

Содержание  художественно-экологической программы по изобразительному искусству направленно на формирование  у дошкольников художественной культуры, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Формирование «культуры творческой личности» предполагает  развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему само реализоваться в различных видах и формах  художественно-творческой деятельности.

  1. Актуальность, цели, задачи

В современном обществе ведущая роль в становлении личности ребёнка, формировании его духовного мира принадлежит  эмоциональной сфере. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития. На занятиях по данной программе мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников.

Цель обучения :

  • формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной;
  • приобщение воспитанников к миру искусства;
  • развитие природных задатков, творческого потенциала, эстетического отношения к предметному миру и миру природы;
  • развитие мелкой моторики и образного мышления.

Задачи обучения:

  • Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование  экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
  • Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности).
  • Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».
  • Сообщение с учётом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.

1.3 .Возраст обучающихся   и срок реализации программы

Уровень: ознакомительный

Программа обучения рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы) – 5-7 лет.

Организация обучения:

Программа рассчитана на один год обучения:

Обучение детей  5-6 лет - 1 раз в неделю, в год 36 часов

Обучение детей 6-7 лет - 2 раз в неделю, в год 72 часа

1.4. Формы, виды и режимы занятий

Формы занятий:  подгрупповые.

Режим занятий 

  • Занятия проводятся во второй половине дня.
  • Длительность занятия составляет :

Старшая группа –  1 учебный час (25 минут);

Подготовительная группа -1 учебный час (30 минут).

1.5 .Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу  года обучения дети должны:

  • Научиться разным приёмам работы с графическими материалами ( уголь, сангина, сепия ), используя все выразительные средства;
  • Научиться смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
  • Уметь использовать адекватные средства художественного выражения (цвет, линия, объём ) для осуществления своего замысла;
  • Уметь давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать свою точку зрения;
  • Быть оригинальным в выборе сюжета;
  • Уметь проявлять инициативу и самостоятельность;
  • Научиться идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, с другим человеком или героем художественного произведения;
  • Уметь проявлять свои познания в области изобразительного искусства, пытаться анализировать произведения различных видов искусства, выражать своё отношение к ним;
  • Быть активным на занятии, не стесняться спрашивать и задавать вопросы;
  • Владеть различными способами изображения предметов и сюжетов;

Способы определения результативности

  • Просмотр и обсуждение работ по окончании заданной темы.
  • Регулярные отчётные выставки.
  • Участие в окружных и городских конкурсах и выставках.

Мониторинг проводится 2 раза в год (вначале учебного года и в конце) для выявления личностного роста и продвижения обучающегося.

2. Учебный тематический план

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждого года основывается на четырёх  тематических блоках: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». 

2.1. Учебный тематический план обучения детей 5-6 лет

Тема года: «Художник и природа нашей страны»

Тематические блоки

Кол-во часов

  1. Мир природы.

1.Введение (Рисунок на свободную тему)

1

2. Образы  неба (светлые и тёмные краски)

1

3. Образы деревьев (семья деревьев)

1

4. Дары природы (осенний урожай)

2

5.Образы земли и неба(звёздная ночь)

2

6. Образы природы (Портрет волшебницы –Флоры)

2

  1. Мир животных.

1.Образы подводного мира (рыбы большие и маленькие)

2

2. Образы насекомых (семья жуков на прогулке)

1

3. Образы домашних животных(Кот- котофеич)

2

4. Образы животных( Корова Бурёнка)

1

5. Образы диких зверей (семья белых медведей)

2

6. Образы природы (Волшебница Фауны)

2

     

  1. Мир человека.

1. Я- художник (живописец, врач, архитектор)

1

2. Возраст человека: молодой – старый

1

3. Образы времён года в искусстве (костюм зимы)

1

4. Чудо- Планета

1

5. Весенние праздники (первые цветы.Верба)

2

6. Весенние праздники( Мамин праздник)

2

  1. Мир искусства.

1.Любимые сказки(путешествие в сказочную страну)

1

2.Волшебник (фокусник)

2

3.Волшебные предметы ( волшебный сосуд)

1

4.Сказочные герои (Богатыри)

2

5.Сказка и быль(Волшебные цветы весны)

2

6.Обобщающее занятие

1

Итого часов :

36

2.2. Учебный тематический план обучения детей 6-7 лет

Тема года: «Художник и природа пяти континентов».

Тематические блоки

Кол-во часов

  1. Мир природы.

1.Введение(рисунок на свободную тему)

1

2.Образы неба(небесные переливы)

1

3.Образы земли(ковёр из осенних листьев)

1

4. Образы деревьев

1

5.Образы земли и неба(Лестница в небо. Радуга)

2

6. Образы цветов(Натюрморт в тёплой и холодной гамме)

3

7.Образы растений(комнатные)

1

8.Зеркало природы –вода (отражение)

1

9.Осенние дары(ваза с плодами)

3

10.Чудо- цветок

2

11. Образы природы (портрет волшебницы осени)

2

                       

  1. Мир животных.

1. Образы птиц (перелётные)

2

2. Образы насекомых

1

3. Образы подводного царства(рыбы коралловых рифов)

2

4. Кто на себе дом несёт

2

5. Образы зимней природы(следы на снегу)

1

6.Образы домашних животных(кто сказал  мяу?)

3

7.Образы экзотических животных(львы, жирафы..)

2

8.Образы диких животных(лось, олень)

2

9. Образ животного (лошади )

 3

  1. Мир человека.

1.Мои друзья (Парный портрет)

2

2.Едем в страну вообразилию (фантастический транспорт)

1

3.В стране лилипутии (Я –великан)

1

4.Холодное царство(Пингвины)

3

5.Тёплое царство(замок, деревянный терем)

2

6.Страна улыбок – царство смеха(цирк)

3

7.Белое на чёрном и чёрное на белом(день, ночь)

3

8.Шахматное королевство

2

9.Страна чудес (Царство волшебных букв)

3

  1. Мир искусства.

1. Пять континентов(Мы путешественники)

2

2.Космическое путешествие

3

3. Путешествие на Африканский континент (пирамиды)

1

4. Путешествие на Американский континент (ребята – индейцы)

3

5. Путешествие по берегам Японии (ветки сакуры)

2

6.Цветы весны

2

7. Москва – столица нашей Родины

2

8.Обобщающее занятие

1

Итого часов:

72

3.Содержание изучаемого курса

3.1. Содержание учебного тематического плана для детей 5-6 лет

1 Тематический блок: «Мир природы».

Программное содержание

Закреплять умения детей рисовать правильно используя материалы; развивать память, воображение и творческие способности.

Закреплять умения приёмам смешивания цветов; дать представление о светлых и тёмных оттенках цвета,  продолжать учить приёмам работы с красками;

Закреплять знания об окружающем мире,  умения внимательно рассматривать растения, обращая внимание на характер стебля, листьев; учить придумывать названия растениям; закреплять умения рисовать с натуры.

2 Тематический блок: «Мир животных».

Программное содержание

Закреплять умения внимательно рассматривать репродукции, иллюстрации; закреплять знания об окружающем мире; закреплять умения работать в смешанной технике.

Закреплять знания об окружающем мире при рассматривании северных пейзажей и иллюстрации северных животных.

Закрепление приёмов рисования в разных техниках, закреплять умения создавать образ из « линии – закорючки ».

3 Тематический блок: «Мир человека».

Программное содержание

Закреплять умения внимательно рассматривать иллюстрации и репродукции, обращая особое внимание на то, как художники передают различные особенности изображаемого,; закреплять умение подбирать фон.

Закреплять умения внимательно рассматривать репродукции различных архитектурных построек разных стилей, особое внимание обращая на архитектурные элементы(колонны, арки, крыши, окна); закреплять умения изображать здания, украшая их согласно задуманному. Развивать творческие способности и воображение.

4 Тематический блок: «Мир искусства».

Программное содержание

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции, обращая внимание на форму, цветовое разнообразие и орнаменты; закреплять умения работать с разными материалами.

Закреплять умение внимательно рассматривать и анализировать репродукции произведений художников, обращая внимание на одежду богатырей их удаль и стать, опираясь на описания богатырей в былинах и в музыке; закреплять умения работать с графическими материалами.

3.2.Содержание  учебного тематического плана для детей 6-7лет

1 Тематический блок: «Мир природы».

Программное содержание

Закреплять умения детей рисовать на свободную тему, правильно используя материалы; развивать память, воображение и творческие способности. Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции пейзажей с изображением радуги; закреплять умения смешивать краски.

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с изображением пейзажей с водой, обращая внимание на то, что отражение в воде – это перевёрнутый мир; продолжать учить работать в технике  монотипии.

Закреплять умение внимательно рассматривать и анализировать репродукции картин .показать приёмы изображения.

2 Тематический блок: «Мир животных».

Программное содержание

Закреплять знания детей об окружающем; закреплять умение внимательно рассматривать репродукции закреплять навыки работы с графическими материалами, закреплять умение работать в смешанной технике.

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции животных, обращая внимание на строение их фигур; закреплять умение изображать животных в их естественной среде обитания.

3 Тематический блок: «Мир человека».

Программное содержание

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с портретами, обращая внимание на среду, в которой находятся люди, что они держат в руках, какое у них настроение;

Продолжать развивать воображение, фантазию и творческие способности;  закреплять умение работать с графическими материалами.

Закреплять знания детей о холодных и тёплых цветах, обращая внимание на то, какое настроение вызывает тот или иной цвет и их сочетание; продолжать развивать воображение и фантазию.

Закреплять знания детей об окружающем мире; продолжать учить детей работать аккуратно с графическими материалами, чтобы передать красоту линии, контраст цвета.

4 Тематический блок: «Мир искусства».

Программное содержание

Закреплять знания детей об окружающем мире, о том, где они живут, какие ещё есть страны и континенты; вызвать интерес к путешествиям; закреплять умение внимательно рассматривать репродукции красивых мест нашей страны и других стран; закреплять умение работать с графическими материалами.

Учить обращать  внимание на облик русского сувенира, на используемые цвета и орнаменты; закреплять умение составлять растительные орнаменты, используя знания о русских промыслах.

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции и иллюстрации с изображением разных красивых мест нашего города, обращая внимание на архитектуру городского пейзажа; закреплять умение изображать по памяти, используя все свои знания и умения.

4.Методическое обеспечение программы

  • Методическая  литература;
  • Наглядно демонстрационный и раздаточный материал;
  • Репродукции картин;
  • Технические средства: музыкальный центр + аудиокассеты, диски; телевизор; DVD + диски;
  • Мини – галерея детских работ;

4,1Материально- техническое обеспечение

Условия реализации программы:

  • Занятия проводятся в изостудии;
  • В изостудии есть: удобные разноуровневые столы и стулья, магнитная доска;
  • Стеллажи с различными художественными ( акварель,  гуашь ), графическими ( цветные карандаши, фломастеры, маркеры, восковые мелки, цветные и гелиевые ручки, пастель сухая и масляная, уголь, сангина, соус, сепия,) и конструктивными материалами ( пластилин, различные виды бумаги, природный и бросовый материал);
  • Стеллажи с оборудованием ( кисти, баночки, ножницы обычные и фигурные);

  1. Библиографический список

 Список рекомендованной литературы для педагога:

  1. Копцева Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. М., 2006.
  2. Мелик - Пашаев А.А., Новлянская З.Н. : Ступеньки к творчеству. М.,2014.
  3. Сборник стихов и загадок. «Про всё на свете»:  М., 2002.

Список рекомендованной литературы для родителей:

         1. Герасимова Д. «Осенние рыбы. Первые уроки творчества»- М.: ООО  «Издательство Лабиринт Пресс», 2015 г

         2. Фиона Гоуэн «Мастерская суперидей. Рисуют все! Всем…и на всём!» - М.: ООО «Издательство Лабиринт Пресс», 2013 г.

         3.Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. М., 2001.

4.Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. М.,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ и педагога дополнительного образования 2018-2019 учебный год, 2019-2020 учебный год, 2020-2021 учебный год

Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ   и педагога дополнительного образования  2018-2019 учебный год,  2019-2020 учебный год, 2020-2021 учебный год...

Аннотация к программе дополнительного образования по рисованию "Палитра" (бюджет) 2019-2020 уч.года

Данная программа основана на программе: Копцевой  Т.А. «Природа и художник. Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству».Старшая группа -36 часовПодгот...

Программа дополнительного образования по рисованию "Палитра" (бюджет) 2018-2019 уч.года

Организация обучения:Программа рассчитана на один год обучения:Обучение детей  5-6 лет - 1 раз в неделю, в год 36 часовОбучение детей 6-7 лет - 1 раз в неделю, в год 36 часов...

Аннотация к программе дополнительного образования по рисованию (бюджет) "Палитра" 2018-2019 уч.год

Данная программа основана на программе: Копцевой  Т.А. «Природа и художник.Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству»для старшей и подготовительной г...

Программа дополнительного образования по Рисованию.

Адоптированная дополнительная общеобразовательная,общеразвивающая программа "Живопись" художественной напревленности для обучающихся с умственной отсталостью (интелесктуальными нарушениями) ...