Рабочая программа кружка "Бисероплетения"
рабочая программа

Бисероплетение очень интересно для детей, т.к. позволяет проявить ребенку творческое начало и фантазию. Для реализации своих идей человек выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. Занятия формируют у детей умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т.е. трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира, своей роли в нем как преобразователя, являются эффективным средством для развития интеллекта и психики детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_2020-2021_programma_kruzhka_biseropletenie.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО

АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

                

        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Бисероплетение»

возраст обучающихся: 7-18 лет

срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Джанхуватова А.О., педагог

дополнительного образования

г. Нефтеюганск  2021


        Содержание

Название раздела

1.

Пояснительная записка

2.

Учебно-тематический план

3.

Содержание программы

4.

Список литературы


  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бисероплетение» разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее-Стандарт);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11. 2015 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  • Устав КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  1. Содержание программы ориентировано на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе, формирование общей культуры обучающихся.

Бисероплетение очень интересно для детей, т.к. позволяет проявить ребенку творческое начало и фантазию. Для реализации своих идей человек выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. Занятия формируют у детей умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т.е. трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира, своей роли в нем как преобразователя, являются эффективным средством для развития интеллекта и психики детей.

1.2.  Актуальность программы определяется необходимостью  создания специальных условий для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. В современном мире, в век развития новых информационных технологий, ускорения темпа и образа жизни, обучающиеся, в процессе усвоения данной программы получают знания по экономике, учатся определять себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы. На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения.

1.3. Цель программы: познакомить обучающихся с декоративными и художественными возможностями бисера, через обучение технологиям изготовления изделий из бисера; научить применять полученные знания на практике

Задачи программы:

  • приобретение определенных общетрудовых знаний, умений и навыков;
  • овладение практическими способами организации и охраны труда при работе с различными инструментами и материалами;

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 7-18 лет.

1.5. Срок реализации программы: 1 учебный год

1.6. Ожидаемые результаты.

В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

  • личностных результатов;
  • воспитательных результатов – духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия,  любви  к  близким  и  уважения  к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
  • эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности и т. д.).

Ожидаемые личностные и воспитательные результаты (минимальный и достаточный уровни) внеурочной деятельности  школьников представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Ожидаемые результаты освоения дополнительной образовательной программы

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Личностные результаты

Должны знать:

Правила техники безопасности;

Основы композиции и цветоведения;

Классификацию и свойства бисера;

Основные приемы бисероплетения;

Условия обозначения;

Последовательность изготовления изделий из бисера;

Правила ухода и хранения изделий из бисера.

Должны  уметь:

Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

Классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;

Правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками;

Четко выполнять основные приемы бисероплетения;

Выполнять отдельные элементы и сборку изделий;

Прикреплять застежки к украшениям;

Рассчитывать плотность плетения;

Хранить изделия из бисера согласно правилам.

•        интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

•        познавательный интерес к новым видам трудовой деятельности;

•        адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

•        культура труда на всех этапах трудового процесса;

•        навыки самоконтроля и самооценки.

1.7. Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

  • Подготовка и проведение выставок детских работ;
  • Участие в городских выставках декоративно – прикладного искусства; дни презентаций работ родителям и учащимся школы;

Методы диагностирования:

На занятиях применяются поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических работ и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого обучающегося. Подведение итогов по тематическим разделам проводится в форме творческой работы по определенному заданию. Оформляются мини-выставки детских работ учебной группы. Также формой подведения итогов реализации программы является участие в выставках и конкурсах.

В образовательном процессе используются следующие виды контроля:

- входной - проводится в начале обучения по программе, предусматривает изучение личности обучающегося с целью знакомства с ним (наблюдение, устный опрос).

- текущий – проводится после прохождения какой-нибудь темы, для определения уровня освоения программного материала и дальнейшей корректировке действий педагога (наблюдение, устный опрос, творческое задание).

 - промежуточный – проводится в середине учебного года с целью определения уровня компетентности обучающихся (наблюдение, творческое задание).

- итоговый – проводится в конце обучения по программе с целью определения качества усвоения программного материала и проводится в виде выполнения творческих заданий, а также оформляется итоговая выставка работ обучающихся.

  1. Учебно-тематический план

п/п

Разделы

Всего

часов

Теория

Практика

Вводное занятие. Техника безопасности

2

2

Плоские изделия на проволоке

4

4

Изделия на проволоке

10

10

Самостоятельное изготовление изделий по готовым схемам

2

2

Французское плетение (низание дугами)

10

10

Объемные изделия на проволоке

4

4

Простые цепочки

9

9

Создание бисерного изделия. Порядок разработки изделия

8

8

Сочетание цветов бисера.

6

6

Ткачество

5

5

Всего

60

2

58


  1.  Календарно-тематический план

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

1

Вводное занятие. История развития бисероплетения. Материалы и приспособления, инструктаж по ТБ.

1

Беседа

2

Основы цветоведения. Цветовая гамма.

1

Беседа

3

Основные способы плетения.

1

Практическая работа.

4

Способы параллельного и спаренного плетения.

1

Практическая работа.

5

Низание петельками. ТБ. при работе, организация рабочего места.

1

Практическая работа.

6

Изготовление коробок для бисера

1

Практическая работа.

7

Изготовление игольниц

1

Практическая работа

8

Простые цепочки

4

Практическая работа

9

Обсуждение плана работы. Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. ТБ. при работе.

1

Практическая работа

10

Способ плетения «низание петлями по кругу» ТБ. при работе.

2

Практическая работа

11

Плетение браслетов ТБ. при работе.

2

Практическая работа

12

Плетение браслетов ТБ. при работе.

2

Практическая работа

13

Отделка готовых изделий. ТБ. при работе.

2

Практическая работа

14

Подготовка презентации выполненных работ.

2

Практическая работа

15

Коллективное оформление выставки готовых изделий.

2

Практическая работа

16

Итоговое занятие. Беседа «Практическое применение полученных умений в повседневной жизни».

1

Оформление выставки

17

Плоские фигурки из бисера. Стрекоза. Т.Б. при работе.

1

Практическая работа

18

Рыбка. ТБ. при работе.

2

Практическая работа

19

Бабочка. Т.Б. при работе.

2

Практическая работа

20

Цветы из бисера. Основные направления в бисероплетении цветов. Способ плетения «скрещенные оси» ТБ. при работе.

2

Практическая работа

21

Цветы из бисера. Ромашка. ТБ. при работе

2

Практическая работа

22

Цветы из бисера. Колокольчик. ТБ. при работе

2

Практическая работа

23

Чтение и выполнение изделий по схемам.

1

Практическая работа

24

Браслет «Американский жгут»

2

Практическая работа

25

Браслет «Американский жгут»

4

Практическая работа

26

Итоговый урок Оформление готовых работ. ТБ. при работе, организация рабочего.

1

Практическая работа

27

Выполнение цепочки цветком.

2

Практическая работа

28

Ожерелье  или браслет из цепочки «Цветочек»

2

Практическая работа

29

Браслет с использованием «зигзага»

2

Практическая работа

30

«Зигзаг из трех бусин»

2

Практическая работа

31

Цепочка с бугорками

2

Практическая работа

32

Браслет с использованием «зигзага»

2

Практическая работа

33

Низание в две нити. Цепочка «в крестик»

2

Практическая работа

34

Итоговое занятие. Беседа «Практическое применение полученных умений в повседневной жизни».

2

Подведение итогов за год


  1. Содержание программы

Введение

История бисера.

Инструменты и материалы (бисер, стеклярус, бусины, проволока, нитки, леска и пр), фурнитура, приспособления для бисероплетения.

Организация рабочего места.

Плоские изделия на проволоке,

выполненные параллельным плетением

Выполнение плоских изделий на проволоке.

Основные приемы: набор бисера, двусторонний пропуск бисера, петля из бисера (прием «друг за другом»), колцо из бисера (прием «навстречу друг другу»), варианты подплетения новой проволоки, меры предосторожности. Способы завершения плетения.

Чтение и выполнение изделий по схемам.

Практическая работа.

Изготовление плоской фигурки.

Выполнение объемной миниатюры.

Изделия на проволоке,

выполненные с помощью скручивания

Технология выполнения изделий на проволоке с помощью скручивания. Возможности данной техники. Разнообразие изделий, выполненных с помощью скручивания.

Практическая работа.

Выполнение веточек.

Выполнение цветов.

Сборка и оформление деревца.

Самостоятельное изготовление изделий

по готовым схемам

Практическая работа.

Самостоятельное чтение и выполнение изделий по схемам.

Французское плетение

(низание дугами)

Французское плетение или низание дугами. Технология изготовления изделий. Подготовка проволоки. Плетение листьев и лепестков. Формирование цветка. Использование дополнительных материалов (нитки «мулине») для оплетения стеблей.

Практическая работа.

Выполнение лепестков.

Выполнение листьев.

Сборка цветка.

Оплетение стеблей нитками «мулине».

Объемные изделия на проволоке

Особенности выполнения объемных изделий на проволоке. Техника двойного плетения. Формирование фигур. Фиксация формы.

Практическая работа.

Выполнение объемной миниатюры.

Приплетение отдельных элементов.

Оформление готового изделия.

Простые цепочки

Выполнение изделий на нити, леске, резинке. Подготовка нити к работе. Определение длины нити, необходимой для работы. Приемы закрепления рабочей нити (с помощью бусинки, скотча и т.п.)
Бисерные цепочки "Пупырышки", "Зигзаг", "Змейка". Приплетение бисерной бахромы («листик», «коралл», «дождик»). Закрепление фурнитуры на готовом изделии. Закрепление нити по окончании работы.

Практическая работа.

Изготовление браслета или ожерелья.

Изготовление подсвечника.

Изготовление изделия.

Создание бисерного изделия. Порядок разработки изделия

  1. Определить форму изделия и его размеры.
  2. Продумать в целом его конструкцию и художественное решение
  3. Определить количество и пропорции отдельных элементов и способы их соединения.
  4. Разработать эскиз изделия
  5. Выбрать технику плетения
  6. Составить схемы изделия и его элементов
  7. Выбрать или разработать орнамент
  8. Проработать расположение узора на изделии в целом и на его отдельных частях
  9. Подобрать цветовую гамму бисера

Сочетание цветов бисера.

  • Красный – черный, желтый, серый, коричневый, желтый, оранжевый, синий, белый.
  • Синий – серый, голубой, бежевый, коричневый, розовый, желтый, золотистый.
  • Желтый – коричневый, черный, красный, оранжевый, серый, голубой, синий, фиолетовый.
  • Зеленый – темно-желтый, лимонный, салатный, серый, оранжевый, коричневый, черный, кремовый.
  • Фиолетовый – сиреневый, бежевый, розовый, серый, желтый, золотистый, черный.
  • Коричневый – бежевый, желтый, розовый, салатный, сиреневый, зеленый.

В этих сочетаниях изделия получаются наиболее привлекательными.

Различные техники

Существуют разные виды техники плетения бисером:

Низание в крестик – цепочки разной ширины в виде густой сетки с крестообразным расположением бисеринок.

Параллельное плетение – цепочки разной ширины с параллельным расположением бисеринок.

Мозаика – нанизывание бисеринок в каждом ряду в шахматном порядке, то есть через одну.

Плетение - наподобие плетения кружев на коклюшках от 3-8 ниток до 25 -30 ниток. Оплетение под прямым или косым углом всевозможные сосуды, флаконы и другие предметы быта.

Низание – в одну нить и две нити; нанизывание бисеринок на нитку сквозной (ажурной) сеткой, наподобие вязания кружев крючком воздушными петлями.

Ткачество – изготовление украшений на станке с нитяной основой способом перебора.

Вышивание – шитье бисером «в прикреп»  и «за иголку».


  1. Список литературы
  • Бисер /Авт.-сост. Г.Дюмина.-М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.
  • Данкевич Е.В. Бижутерия из бисера. –М.: Астрель; СПб.: Сова, 2007.
  • Данкевич Е.В. Цветы из бисера. –М.: Астрель; СПб.: Сова, 2007.
  • Данкевич Е.В. Украшения из бисера. –М.: Астрель; СПб.: Сова, 2008.
  • Игрушечки из бисера. (Составитель Ю. Лындина) «Культура и традиции», 2006г.
  • Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горкова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.
  • Ткаченко Т.Б. Подарки из бисера.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  • Фигурки из бисера. (Составитель Ю. Лындина). «Культура и традиции», 2007.
  • Ингрид Морас. Забавные животные из бисера.- Мир книги, 2011.
  • Мари-Клод Бюрель. Цветы из бисера.-«Контэнт», 2011
  • Журналы: «Чудесные мгновения. Бисер»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...