"Развитие воображения в процессе формирования пианистических навыков"
статья

Гладовская Алла Васильевна

статья для публикации, в которой освещается вопрос развития воображения через формирование у обучающихся пианистических нвыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ilchibaeva_lg_gladovskaya_av.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

  Ильчибаева Л.Г.

преподаватель по классу фортепиано

Гладовская А.В.

преподаватель теоретических дисциплин

МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ №1»

Россия, ХМАО-Югра, г. Нижневартовск

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПИАНИСТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение, как процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, присущ только человеку. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Настоящая же природа воображения до сих пор  неизвестна. Ученые не могут объяснить механизм воображения, как его анатомическую, так и физиологическую основу. Однако, роли и значению воображения, его видам и функциям посвящено большое количество трудов известных отечественных и зарубежных ученых и психологов. По мнению Л.С. Выготского, высшей формой всех познавательных процессов является творческое воображение. Всякий труд, являющийся творческим трудом, включает в себя деятельность творческого воображения. Но исключительное значение оно имеет в искусстве, в процессе художественного творчества. Огромное значение воображение имеет в так называемом детском творчестве. На него возлагается ответственная роль. Л.С. Выготский выделил три основные функции воображения:

1. Последовательная. Чтобы вызвать у ребенка живое представление о предмете, необходимо в реальной жизни найти все элементы, из которых будет построено представление.

2. Эмоциональная. Всякая эмоция имеет свое внешнее и внутреннее состояние, а это значит, что фантазия является аппаратом, непосредственно осуществляющим работу наших эмоций.

3. Воспитательная. Она позволяет развивать и упражнять свои способности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что функциональные возможности воображения всецело направлены на формирования и развития творческих способностей ребенка.

Свои отличительные особенности имеет музыкальное воображение. Как одно из разновидностей творческого воображения, оно тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно как дети воспринимают сказки. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон. В музыкальном искусстве и в музыкальной педагогике воображение и фантазия имеют колоссальное значение. Не секрет, что за создание художественного образа в музыке отвечают выразительные средства (штрихи, тембр, мелодия, ритм, фактура, динамика и другие). Но с другой стороны, постигать и постепенно овладевать всем комплексом музыкальной  выразительности и различными пианистическими приемами начинающий пианист способен   благодаря активности воображения, его воссоздающей и творческой особенностей.

Каковы же особенности развития воображения в младшем школьном возрасте? Как показывают исследования В. В. Давыдова, воображение порождает потребность в учебной деятельности у детей 6-8 летнего возраста. Игра уже не удовлетворяет полностью познавательных стремлений ребенка, поскольку в ней преобладает предметное содержание, а его активность ограничивают правила. Воображение заставляет обращаться к познанию отдаленных объектов и предметов (другие страны, люди, жизнь в будущем и т.д.). Игра же всегда статична по содержанию, она не дает возможности развернуться плану воображения ребенка. Такая возможность появляется в учебной деятельности. Успешный процесс обучения в классе фортепиано во многом опирается на воображение детей и способствует его развитию. В связи с этим определяется главная задача – заинтересовать. Это может быть зримый образ, минутное настроение, определенное воспоминание. Воздействуя на эмоциональную память ученика, мы пробуждаем его воображение, так необходимое нам для дальнейшего процесса формирования пианистических навыков. Мы как бы подталкиваем его на дальнейший поиск нужных в данный момент ощущений. В ходе беседы, совместно с учеником выясняем или придумываем программу произведения, ищем художественный образ. Мы вместе формулируем так называемое «эмоциональное зерно пьесы». Такая совместная работа раскрепощает и вдохновляет ребенка. Он чувствует себя партнером, созидателем. Вживаясь в рожденную в совместном творчестве историю, мы рождаем эмоцию, наполняем музыкальные образы конкретным содержанием. Физическое воплощение художественного образа происходит уже средствами музыкальной выразительности, путем поиска нужного штриха, тембра, динамики, к формированию пианистического приема.

 Воображение – это способность охватывать целое раньше частностей. В этой связи основное дидактическое требование к обучению при опоре на воображение – не давать готовых знаний, поскольку готовое знание сужает воображение, притупляет его возможности и развитие. Лучше если ребенок сам обратится к поиску ответа. Одной из характерных черт детской психологии является мышление в конкретных образах. Каждая поставленная музыкальная задача должна быть выражена в конкретном художественном образе, и показана непосредственно в звукоизвлечении, темпе и соответствующих игровых пианистических приемах.

Воображение – это своеобразный отход от реальности, от действительности. Человек воображает то, чего он еще не видел, и быть может, никогда не увидит, чего нет в настоящей реальной жизни. В работе с учениками мы часто сталкиваемся с проблемой представлять то, что никогда не видел в жизни. Например, когда мы играем произведения величайшего И.С. Баха. Играем на фортепиано, но ведь сам композитор никогда не писал свои произведения для этого инструмента. Он сочинял для любимого органа. А когда в силу жизненных обстоятельств не имел возможности творить для него, сочинял для клавесина. Бах сам представлял свою музыку звучащей на органе, рождая в своем воображении величественные своды католических храмов с неповторимыми звуками его величества органа. В музыкальных кругах известно, что настольной книгой для каждого музыканта, будь то начинающий пианист или музыкант с большим сценическим опытом, являются клавирные произведения И.С. Баха. Постигая азы полифонии, мы  стремимся на фортепиано имитировать игру на клавесине – инструменте, которого никогда не видели. Но, опираясь на описание из книг или на слова людей, видевших этот инструмент, мы, включая свое воображение,  начинаем составлять образ клавесина.

Большое значение в работе музыкального воображения играют зрительные образы. Ведь часто бывает так, что нужно представить то, чего нет в действительности. Например, сказочных персонажей («Вальс цветов» и «Танец Феи Драже» П.И. Чайковский,  «Шествие гномов» Э. Григ, «Избушка на курьих ножках» М.П. Мусоргский). Музыкально-слуховые образы переходят из области эмоционального в область сознательного отражения. Поэтому для развития воображения важно стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу музыки. Стимулировать, задавая открытые вопросы: «Какой у тебя гном?», «А куда идут гномики?». И чем большее количество ассоциативных связей сможет оживить в своей памяти ребенок, тем лучше активизируется его воображение.

На наш взгляд, для того чтобы творческие проявления детей на уроках фортепиано имели активный и эмоциональный характер, необходимо:

- вызвать в памяти ребенка как можно больше ассоциативных связей.  А для этого следует подбирать яркий, доступный, звукоизобразительный репертуар, направленный на активную работу фантазии. «Колобок», «Ёжик», «Плакса», «Дразнилка», голоса животных, дождик, колокольчики – эти образы доступны, знакомы и понятны ребенку. Для словесного описания образа можно предложить сочинить текст, нарисовать рисунок к пройденным пьесам, тем самым активизируя детское воображение;

- подобрать репертуар таким образом, чтобы он являлся основой формирования конкретных творческих навыков и в тоже время отвечал учебным требованиям;

- использовать приемы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности и заинтересованности, благоприятствующей появлению новых мнений и идей. А это одно из основных условий развития творческого мышления. Все то, чему мы хотим научить, следует не диктовать, а совместно, как бы заново открывать, включая ученика в активную, творческую работу. Как говорил немецкий композитор и педагог К. Орф, автор методики музыкального воспитания  детей «Собственное детское творческое воображение, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей».

Используя детское воображение можно самые сложные или элементарные задачи сделать интересными и волнующими.

Список используемой литературы:

1. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». М.: Советский композитор, 1986.

2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». Издательство: Лабиринт. 1999.

3. Гин С.И. «Мир фантазии». Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 176 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений

Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активн...

ИНТЕРНЕТ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА

В данной статье вы найдете информацию о том, как учащиеся могут ознакомиться с лексикой с помощью сети Интернет....

Способы обучения английскому языку в процессе формирования лексических навыков

Тема работы "Способы обучения английскому языку в процессе  формирования лексических навыков". В данной работе описаны основные средства обучения, которые могут использоваться как на начальном эт...

Тесты как средство контроля процесса формирования грамматических навыков учащихся 6 класса

Знания, переданные учителем ученику, навыки и умения, сформированные у учащихся или подлежащие развитию, должны быть проконтролированы и оценены.Грамматика имеет первостепенное практическое значение, ...

Сообщение: Использование игровых приемов в процессе формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии

Сообщение:  Использование игровых приемов  в процессе формирования навыков самообслуживания  у детей с комплексными нарушениями в развитии  Важной задачей в работе с детьми с ...

Презентация "Опыт применения прикладного анализа поведения в процессе формирования речевых навыков у особенных детей"

Презентация «Опыт применения прикладного анализа поведения в процессе формирования речевых навыков у особенных детей» была представлена на научно-практическом семинаре «Сопровождение...

Использование элементов игры в процессе формирования грамматических навыков на уроках испанского языка

В данной статье рассматривается несколько вариантов использования игровых упражнений в процессе тренировки языковых грамматических навыков и для закрепления речевых грамматических навыков на базе наст...