Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Юные инспектора дорожного движения"
рабочая программа

Абрамов Александр Алексеевич

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юные инспекторы дорожного движения» предназначена для учащихся 6-12 лет и составлена на основе программы  по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), Концепции развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре до 2020 года,  Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», проекта Федерального института развития образования «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», также в соответствии с требованиями Законов РФ «О безопасности дорожного движения», и разработана с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yuidd_2019-2020_uchebnyy_god_-_kopiya.docx82.48 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы».

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юные инспекторы дорожного движения» предназначена для учащихся 6-12 лет и составлена на основе программы  по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), Концепции развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре до 2020 года,  Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», проекта Федерального института развития образования «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», также в соответствии с требованиями Законов РФ «О безопасности дорожного движения», и разработана с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.

Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

         Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная со школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.

         Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по итогам 6 месяцев 2018 года зарегистрировано 119 ДТП (АППГ – 116, +2,6) с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых 4 ребенка погибли (АППГ – 1, +300%) районах.

        Наиболее негативная ситуация сложилась в Сургутском районе.

        Принимаемыми профилактическими мерами удалось сократить число автоаварий с участием детей в городах Мегион, Нижневартовск, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, Белоярском, Нижневартовском, Нефтеюганском, Октябрьском районах.

        С участием несовершеннолетних пешеходов произошло 53 ДТП, (АППГ-55, -3,6%), в которых 53 (АППГ -56, - 5,4%) ребенка получили ранения.

        Наиболее негативная ситуация отмечается в городах Нягань, Ханты-Мансийск, Югорск, Нижневартовск, Нефтеюганск, Урай, Сургутском, Советском и Нефтеюганском районах.

        С участием детей-велосипедистов зарегистрировано снижение количества ДТП (с 19 до 11).

Одна из причин такого явления — отсутствие элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса, как дополнительного образования.

Новизна программы  состоит в том, что:

  • решает задачи воспитания законопослушных граждан нашей страны, обучение и воспитание базируются на знании психологических и физиологических возрастных особенностей поведения школьников;
  • программа дополнительного образования создает условия для  адаптации школьников при изучении ПДД, вопросов страхования  и оказания первой медицинской помощи,  и дает возможность сгруппировать и классифицировать большое количество теоретического и практического материала;
  • в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы  воспитания и обучения;
  • изложены организация и содержание работы  по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Данная программа является педагогически целесообразной в виду нескольких причин: систематизируются и значительно расширяются теоретические и практические знания по безопасности дорожного движения (в школьном курсе темы разбросаны как по отдельным дисциплинам, так и разброс по годам), по медицине (формируются практически значимые для ребенка навыки оказания первой медицинской помощи) и основы административного права и страхование (учащимся этого возраста такие знания не преподаются в основной школе); косвенно ориентирует детей на будущую профессию.

Основные принципы реализации программы:

1. Комплексность, понимаемая как согласованное взаимодействие ГИБДД, образовательных учреждений всех типов, родителей, координация различных профилактических мероприятий.

2. Дифференцированность, представляющая дифференциацию целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики дорожно-транспортного травматизма.

3. Аксиологичность,  способствующая формированию у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, окружающей среде, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.

4. Многоаспектность, направленная на сочетание различных направлений профилактической деятельности, включающей следующие аспекты: социальный, психологический и образовательный.

5. Последовательность (этапность) понимания как последовательное, постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, изучение правил безопасного поведения на улице, практическое внедрение алгоритма безопасного поведения участников дорожного движения.

6. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать,  что живя в обществе, обязаны соблюдать ПДД  ради общей безопасности.

  1. Цель и задачи программы.

Цель программы:  формирование у детей сознательного и ответственного отношения к  вопросам личной безопасности и безопасности окружающих  участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.

Основные задачи:

  • Повышение общего уровня культуры поведения учащихся на дороге.
  • Активная пропаганда правил дорожного движения в школе, предупреждение нарушений дорожного движения детьми.
  • Умение оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
  • Участие в районных, окружных  смотрах и слетах ЮИД, конкурсах и соревнованиях.
  • Организация смотров и конкурсов среди учащихся начальных классов.
  • Активное привлечение в работу ЮИД по вопросам профилактики  детского  травматизма родителей и членов общественного совета школы.
  • Организация работы с юными велосипедистами.
  • Развитие творческих и мыслительных навыков детей.
  • Воспитание убежденного и  образцового участника дорожного движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД.

Срок реализации программы: 1 год.

Режим занятий: занятия с группой проводятся 2 раза в неделю по 2 и 2,5 учебных часа.  Всего 4,5 часа  в неделю, 144 часа в год.

Наполняемость учебной группы: 10 человек.

Адресат программы: обучающиеся 6-12 лет.

Освоив данную программу,  ребенок будет наиболее информирован в области безопасного поведения на дороге, выступая в роли пешехода или водителя, по сравнению со своими сверстниками. Он приобретет  ряд  полезных навыков ориентирования в дорожной ситуации, оказания первой медицинской помощи не только при ДТП, но и в повседневной жизни. При наличии желания ребенок продолжит учебу в автошколе. Заглядывая в перспективу можно сказать, что мы воспитываем будущих дисциплинированных родителей, которые смогут передать свои знания и умения своим детям.

  1. Содержание программы

учебный план.

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Тема 1.  «Вводное занятие»

1

1

Журнал посещаемости.

2

Тема 2. «Дорожные знаки, разметка, светофоры, перекрестки.

20

8

12

Журнал посещаемости,

материал тестирования, фото, протокол соревнований, соревнования.

3

Тема 3 «Правила безопасности для пешеходов и пассажиров»

8

5

3

Журнал посещаемости,

материал тестирования, фото, протокол соревнований, соревнования.

4

Тема 4 «Автотранспорт»

17

10

7

Журнал посещаемости,

материал тестирования, фото, протокол соревнований, соревнования.

5

Тема 5 «Правила безопасности для транспортных средств»

24

15

9

Журнал посещаемости,

материал тестирования, фото, протокол соревнований, соревнования

6

Тема 6 «Безопасность велосипедистов»

22

2

20

Журнал посещаемости,

материал тестирования, фото, протокол соревнований, соревнования

7

Тема 7 «Первая помощь пострадавшим на дороге»

22

2

20

Журнал посещаемости,

материал тестирования, фото, протокол соревнований, соревнования

8

Тема 8  «Дорожно-транспортные происшествия»

30

10

20

Журнал посещаемости,

материал тестирования, фото, протокол соревнований, соревнования

Содержание учебного плана.

1. Введение

Знакомство с объединением ЮИД, планом работы. Детский дорожно-транспортный травматизм. Причины дорожно-транспортного травматизма. Ответственность пешеходов и велосипедистов за нарушение правил дорожного движения.

2. Изучение правил дорожного движения

2.1. Основные понятия и термины, используемые в правилах.

Теория: Краткая история создания правил дорожного движения. Понятия и термины: автомагистраль, велосипед, водитель, главная дорога, дорога, дорожно-транспортное происшествие, железнодорожный переезд, пешеход, пешеходный переход, полоса движения, полоса движения, маршрутное транспортное средство, обгон, перекресток, проезжая часть, регулировщик, участник дорожного движения и т. д.

Практика: конкурс кроссвордов и рисунков.

2.2. Обязанности пешеходов, пассажиров. Регулирование дорожного движения светофорами и регулировщиками.

Теория: Движение пешеходов по краю проезжей части, движение организованных пеших колонн по проезжей части, пересечение проезжей части на регулируемых и нерегулируемых  пешеходных перекрестках. Выходы пешеходов на проезжую часть, движение через проезжую часть. Обязанности и правила поведения пассажиров при поездке на транспортном средстве.

  Формы регулирования движения. Светофоры и их типы, значение сигналов светофора. Сигналы регулировщика. Положение корпуса и жесты регулировщика,  и их значение.

Практика: изготовление макетов перекрестков с действующими светофорами, игры и эстафеты регулировщиков движения.

2.3. Дорожные знаки, разметка.

Теория: Назначение дорожных знаков. Знаки предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, указательные, знаки сервиса. Дополнительные средства информации. Информационно-указательные и знаки дополнительной информации (таблички).

Виды разметок, классификация дорог. Элементы дорог. Элементы улиц: проезжая часть, тротуары. Улицы главные и второстепенные. Виды перекрестков. Площадь, ее признаки. Назначение линий безопасности.       Надписи на проезжей части. Начертание линий безопасности.

Практика: Изготовление дорожных знаков, конкурсы, викторины.

2.4. Расположение транспортных средств на проезжей части.

Теория: Движение транспортного  средства по полосам или полосе движения, на дороге с двухсторонним движением, вне и в населенных пунктах.

Движение транспортного средства со скоростью 40км/ч, по трамвайным путям, при реверсивном движении.

Движение по обочинам и тротуарам, правила соблюдения дистанции.

Практика: изготовление макетов различных видов транспорта, моделирование при помощи макетов дорожных ситуаций.

2.5. Скорость движения.

Теория: Характеристика правил скорости движения. Основные правила скорости движения: скорость движения в населенных пунктах и вне населенных пунктов. Предельно разрешенная скорость движения транспортного средства.

Практика: изготовление учебного лото.

2.6. Правила движения для велосипедистов.

Теория: Виды велосипедов, управление велосипедом, правила движения велосипедов на дороге. Движение на подъемах и спусках, торможение на спусках. Движение на нерегулируемом пересечении дорог.

Практика: Езда на велосипеде по дорожным знакам, создание уличной ситуации на площадке. Езда на  велосипеде по специально размеченной трассе с выполнением специальных заданий (проезд по доске, колее, узкой дороге, тропинке, в габаритные ворота, медленная езда, фигурная езда и т. д.).

3. Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах.

Теория: Понятие о ране. Виды ран. Кровотечение наружное и внутреннее, их характеристики. Артериальное, венозное, капиллярное кровотечение, их обнаружение. Принятие мер по предупреждению заражения раны, понятие об асептике и антисептике, повязке и перевязке, индивидуальный перевязочный пакет первой помощи. Остановка кровотечения посредством прижатия артерии пальцем, наложение давящей повязки. Наложение жгута при ранении крупных сосудов. Резиновый и матерчатый жгут.

  Правила наложения жгута. Первая помощь при кровотечении из носа. Понятие об ожогах, виды и степени ожогов. Правила оказания первой помощи после термического или электрического ожога, обморожении, солнечном и тепловом ударах.

Практика: Выполнение рисунков с обозначением мест, где следует прижать артерии для временной остановки артериальной крови. Накладывание давящей повязки, жгута.

4. Агитационно – массовая работа в детских садах, начальных классах.

  • игровая программа «Зеленый огонек»;
  • игра-эстафета «Школа светофорных наук»;
  • беседа «На красный свет – дороги нет!»
  • игровая программа «Пешеходы и водители»;
  • игровые программы «Веселая улица», «Учись по улицам ходить»;
  • конкурс знатоков «Знайте правила движения как таблицу умножения».

5. Основные причины дорожно-транспортного

травматизма с детьми.

Теория: Дорожно-транспортный травматизм. Основные причины происшествий с детьми. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного происшествия.

5.1. Пешеходы на дороге.

Теория: Пешеходы на дороге. Обязанности пешеходов. Правила перехода через железнодорожные пути, дороги с односторонним и двухсторонним движением. Правила движения по загородной дороге.

Пересечение дороги за городом.

Правила для пассажиров. Обязанности пассажиров перед посадкой, во время движения и при высадке.

Практика: отработка умений правильного поведения пешеходов на дороге, викторина.

5.2 Сигналы светофора и регулировщика.

Практика: отработка умений ориентироваться по знакам светофора и командам регулировщика.

5.3 Дорожные знаки, разметки.

Теория: Дорожная разметка, ее значение для регулировки движения транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметка.

Практика: моделирование дорожных ситуаций при помощи  макетов, разрешение дорожных ситуаций.

5.4 Требования к движению велосипедов и мопедов.

Теория: Требования к движению велосипедов. Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка. Места для движения на велосипедах. Движение в городских условиях и по дороге. Дорожно-транспортные происшествия и меры их предупреждения.

Практика:  Фигурное вождение велосипеда.

5.5 Скоростной режим.

Теория: Расположение транспортных средств на  проезжей части. Порядок движения транспортных средств по участкам трехполосной дороги. Перестроение транспортных средств. Движение транспортных средств. Скорость движения. Резкое торможение, внезапное маневрирование – причина столкновения транспортных средств.

Практика: изготовление макетов, плакатов.

5.6 Обгон, остановка, стоянка транспортных средств.

Теория: Обгон, встречный разъезд. Условия, при которых разрешается  обгон. Путь обгона. Обгон с выездом на полосу встречного движения.

  Остановка и стоянка. Порядок постановки транспортных средств. Стоянка с целью длительного отдыха. Запрет на остановку транспортных средств.

Практика: моделирование дорожных ситуаций при помощи макетов, разрешение дорожных ситуаций.

5.7 Проезд перекрестков.

Теория: Проезд перекрестков. Приоритет пешеходов и велосипедистов по отношению к поворачивающим транспортным средствам. Недостаточная пропускная способность участка дороги (затор). Проезд перекрестка при желтом мигающем светофоре. Регулируемые перекрестки. Левый поворот.

Движение в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом. Нерегулируемый перекресток. Движение при наличии знаков приоритета. Главная дорога меняет направление. Порядок разъезда безрельсовых транспортных средств на перекрестке равнозначных дорог.

Практика: изготовление наглядной агитации (плакатов).

5.8 Движение через железнодорожные пути.

Теория: Движение через железнодорожный переезд по железной дороге в соответствии с требованиями дорожных знаков, светофора, разметки, положения шлагбаума и указаниями дежурного. Запреты на выезд на переезд. Действия при вынужденной остановке на переезде.

Практика: изготовление макетов, моделирование дорожной ситуации.

6. Оказание  первой медицинской  помощи при травмах и несчастных случаях.

6.1 Переломы

Теория: Общее понятие о травме. Понятие о переломах. Основные признаки. Открытые и закрытые переломы. Переломы костей конечностей, ребер, костей таза, позвоночника, черепа. Обнаружение переломов и основные правила оказания первой медицинской помощи. Виды транспортных шин.

Практика: накладывание повязок: черепашья повязка на коленный и локтевой суставы, спиральная повязка на палец руки, на палец стопы, восьмиобразная повязка на голеностопный сустав, косыночная повязка на предплечье и плечо, шапочка Гиппократа.  Наложение шин на верхние и нижние конечности.

6.2 Травматический шок.

Теория: Понятие о травматическом шоке, фазы его течения. Основные признаки и степени его тяжести. Профилактические мероприятия для предупреждения шока.

Практика: оказание первой медицинской помощи.

6.3  Правила наложения стерильных повязок.

Теория: Перевязочный материал и правила пользования им, типы повязок. Правила наложения стерильных повязок на голову, грудь.

Практика: Наложение повязок на палец, плечевой, локтевой, голеностопный суставы, голень, стопу.

7. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.

Теория: Ответственность за нарушение Правил дорожного движения. Административная ответственность. Гражданская и уголовная ответственность. Состояние безопасности дорожного движения в районе, городе, поселке.

7.1 Расположение транспортных средств на проезжей части.

Теория: Расположение транспортных средств на проезжей части. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки.  Начало движения, маневрирование.  Запрет на движение транспортных средств.

Практика: моделирование дорожных ситуаций и их решение.

7.2 Движение по трамвайным путям попутного направления.

Теория: Движение по трамвайным путям попутного направления. Выезд на дорогу с реверсивным движением. Дистанция. Движение медленно движущихся транспортных средств.

Практика: создание учебного макета, оформление наглядной агитации.

7.3 Правила движения для мотоциклиста, мопедиста.

Теория: Мотоциклист на дороге. Правила движения для мотоциклиста, мопедиста. Трогание с места и остановка мотоцикла, переключение передач, повороты и развороты, вождение мотоцикла по улицам и дорогам. Дополнительные требования к движению мотоциклистов, мопедистов.

Практика: оформление плакатов.

7.4 Остановочный путь транспорта.

Теория: Остановочный путь транспорта. Зависимость остановочного пути от скорости и коэффициента сцепления шин с дорогой.

Практика: решение задач по правилам ПДД.

7.5 Встречный разъезд.

Теория: Встречный разъезд. Обгон безрельсового транспортного средства. Действия водителя обгоняемого Встречный разъезд.

 Обгон с выездом на полосу встречного движения. Запрещение обгона. Приоритет  транспортных средств   при затрудненном разъезде на уклонах.

Практика: решение задач по правилам ДД.

7.6 Остановка и стоянка.

Теория: Остановка и стоянка. Места запрещения остановок и стоянок транспортных средств. Вынужденная остановка. Меры предупреждения самопроизвольного движения поставленных на стоянку транспортных средств.

Практика: решение задач по ПДД.

7.7 Проезд перекрестков.

Теория: Проезд перекрестков. Регулируемые перекрестки. Преимущество трамвая. Порядок проезда при смене сигналов. Нерегулируемые перекрестки. Порядок разъезда рельсовых и безрельсовых транспортных средств. Общий принцип приоритета движущегося транспортного средства в прямом направлении.  Проезд через нерегулируемый, регулируемый пешеходный переход. Движение в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств.

Практика:  моделирование дорожных ситуаций и их решение.

7.8  Движение через железнодорожные пути и по автомагистрали.

Теория: Движение через железнодорожные пути и по автомагистрали.

Остановочный путь поезда. Ограничения, при которых недопустим выезд на железнодорожный переезд. Вынужденная остановка на переезде. Сигнал остановки поезда. Сигнал общей тревоги. Движение по автомагистрали. Порядок движения. Вынужденная остановка.

Практика: моделирование дорожных ситуаций на макете.

7.9 Приоритет маршрутных транспортных средств.

Теория: Приоритет маршрутных транспортных средств. Приоритет трамвая, транспортных средств, находящихся на полосе для маршрутных транспортных средств, начинающих движение от обозначенной остановки.

Практика: моделирование дорожных ситуаций на макете, решение задач по ПДД.

7.10 Пользование внешними световыми  приборами

и звуковыми сигналами.

Теория: Пользование внешними световыми  приборами и звуковыми сигналами. Условия применения противотуманных фар, габаритных огней.

Переключение дальнего света на ближний. Включение приборов в условиях недостаточной видимости, в светлое время суток. Остановка и стоянка в темное время суток. Использование фары-прожектора и фары – искателя. Задние противотуманные фонари. Проблесковые маячки. Звуковые сигналы.

Практика: решение задач по ПДД.

7.11 Буксировка механических транспортных средств.

Теория: Буксировка механических транспортных средств на гибкой и жесткой сцепке, методом частичной погрузки. Запрет на буксировку.

Практика: изготовление демонстрационных плакатов.

7.12 Перевозка людей.

Теория: Перевозка людей

 В кузове грузового автомобиля, перевозка групп детей в автобусе, на переднем сиденье автомобиля, на заднем сиденье мотоцикла.  Запрет на перевозку  людей.

Практика: изготовление демонстрационных плакатов.

7.13 Ответственность за нарушение ПДД.

Теория: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».

Ответственность за нарушение правил дорожного движения. Размеры штрафов за нарушение ПДД.

  1. Планируемые результаты.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения.

В результате освоения программы формируются следующие предметные умения: 

           Личностные результаты:                                

  • выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
  • объяснять значение и функции конкретного знака;
  • находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
  • раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
  • разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ОГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.                                

Регулятивные результаты:

  • умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
  • формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
  • формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
  • формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.                  

 Познавательные универсальные учебные действия:

  • научатся осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • строить речевые высказывания в устной форме;
  • оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
  • включаться в познавательную  деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  •  задавать вопросы;
  •  допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  •  договариваться и приходить к общему решению в совместной   деятельности.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

  Предметные результаты:

обучающийся  научится:

  • правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
  • познакомиться с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ОГИБДД;
  • приобретет опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;
  • научиться приемам оказания первой доврачебной помощи людям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
  • выявит и получит возможность развить природные задатки и способности, способствующие успеху в социальном и профессиональном самоопределении обучающихся.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение,  и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;

Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий».

  1. Условия реализации программы.

Данная программа опирается на знания, умения и навыки детей как участников дорожного движения, которые они получили вовне: в семье, в дошкольном образовательном учреждении, в начальной школе. Содержательная ее часть состоит из теории и практики безопасного поведения человека на улицах, дорогах и в общественном транспорте. Систематизированность информации по изучаемой проблематике позволяет обучающемуся получить комплексное представление об опасных ситуациях на дороге и возможность их прогнозирования, оценить влияние последствий ДТП на дальнейшую жизнь человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом индивидуальных особенностей.

  1. Формы аттестации/контроля.

Критерии оценки результатов обучения по программе рассматриваются по двум направлениям:

- «внешний результат» - проявляется в качестве участия детей в проведении профилактической работы, выступлениях агитбригад, участия в конкурсах, акциях, фестивалях, соревнованиях;

- «внутренний результат» - отражается в положительной динамике личностного роста обучающихся: развитии самостоятельности и ответственности, умении применять полученные знания в практической деятельности, формировании гражданского самосознания.

Диагностика образовательных результатов обучающихся производится на основе комплексного психолого-педагогического мониторинга. Мониторинг проводится в нескольких направлениях.

Один раз в полгода оценивается развитие мотивации личности к познанию и творчеству. На основе наблюдений определяется уровень мотивации обучающегося (низкий, средний, высокий).

Главными критериями оценки в данном случае является уровень творческой активности ребенка: количество творческих материалов, выполненных им самостоятельно на основе изученного материала, а так же качество выполненных работ (соответствие темтребованиям, которые заложены в теоретической части образовательной программы) как по заданию педагога, так и по собственной инициативе;

  1. По итогам учебного года оценивается приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности.
  2. Оценивается уровень сформированности ключевых компетентностей:

-  коммуникативной;

-  информационной;

-  компетентность решения проблем.

         Отслеживание результатов образовательного процесса проводится с помощью различных форм: наблюдение, разбор ситуаций, тестирование, анкетирование, сравнительный анализ уровня воспитанности, проведение итоговых аттестационных занятий по основным темам программы. Целью итоговых занятий является выявление уровня знаний, умений и навыков и их соответствия прогнозируемым результатам программы.

  1. Оценочные материалы (описание оценочных материалов, обоснование применения).

Пакет оценочных материалов

  • Контрольная № 1  Вариант 1
  • ФИО учащегося________________________________
  • По предмету «Правила дорожного движения», включает 3 вопроса по пройденным темам.
  • Темы:  Введение. Содержание предмета. Общие положения.Обязанности пешеходов. Обязанности пассажиров. Обязанности водителей.

  • 1.Напишите основные обязанности водителей транспортных средств_________________________________________________________________________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • 2. Напишите основные обязанности пассажиров совершающих поездку на транспортных средствах личного и общего пользования_____________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  • 3. Напишите основные обязанности пешеходов_____________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Оценка____________ Примечания_______________________________________________


Контрольная № 1  Вариант 2

ФИО учащегося________________________________

По предмету «Правила дорожного движения», включает 3 вопроса по пройденным темам.

Темы:  Введение. Содержание предмета. Общие положения.Обязанности пешеходов. Обязанности пассажиров. Обязанности водителей.

1. Напишите основные нарушения водителями транспортных средств, своих обязанностей ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • 2. Напишите основные нарушения  правил дорожного движения, совершаемых пешеходами ______________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • 3. Напишите, как нельзя поступать пешеходам на дороге_____________________________ ___________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Оценка____________ Примечания_______________________________________________________

  Диагностическое обследование позволяет определить уровень знаний и умений Правил дорожного движения, подобрать индивидуальную программу обучения, помогает планировать образовательный процесс и проследить динамику знаний детьми Правил дорожного движения. Результаты диагностической работы используют в следующих видах деятельности: планировании непосредственно-образовательной, воспитательной и коррекционной работе с детьми; отборе программных общеобразовательных, воспитательных и коррекционных задач; использовании современных методик и технологий развивающего обучения; создании предметно – развивающей среды в группе; организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми; определении временной нагрузки на каждого ребёнка. На основе результатов диагностического обследования я прогнозируют особенности развития ребёнка и подбираю оптимальное содержание непосредственно-образовательной деятельности и воспитание по ПДД, средства и приёмы педагогического и коррекционного воздействия. Диагностическое обследование помогает педагогу и родителям ребёнка правильно строить с ним педагогическое общение. При проведении диагностического обследования детей возникает вопрос: с помощью, каких методов это делать, как изучать? Метод наблюдения не имеет возрастных ограничений, и применим к ребёнку любого возраста. Наблюдая за детьми учитывают, во-первых, мотивационный аспект, т.е. предпочтения детей игры, создания проблемных ситуаций на макете, настольно- печатные игры по ПДД, строительные игры, практическая деятельность, двигательная деятельность; во вторых – уровень овладения знаниями, умениями, навыками детьми по ПДД. Предпочтения детей будут свидетельствовать об интересе детей к ПДД. Уровень знаний, умений определяю и в ходе наблюдения за свободной игровой деятельностью группы, отмечаю наличие сюжетно-ролевой игры по ПДД, её сюжет, содержание.

  Диагностическое обследование проводиться не только в ходе наблюдения, но и в процессе бесед, в процессе создания игровых проблемных ситуаций на дороге, улице; после анализа, детских работ в начале года (в сентябре месяце, на 1 октября) и в конце года в мае месяце следующего календарного года. Это заключительная диагностика. Результаты обследования фиксируются по годам обучения. В процессе диагностики, чтобы сделать вывод о тех или иных параметрах необходимы результаты многократных наблюдений, как кратковременных (3 – 5 минут), так и более длительных (15 – 20 минут). Наблюдения я специально планируют и подготавливают условия, побуждающие ребёнка к игре (игрушки, партнёр и т.п.) Результаты наблюдений фиксируют, не оценивая их. Дополняют наблюдения беседой. Создают ситуации, в которые ребёнок включается: рисование по ПДД, составление сказки, описание игрушек. Форму проведения использую разнообразную: опрашиваю детей по ПДД, провожу тестирование. Для выявления умения правильно рассуждать, для выявления знаний детей о ПДД проводиться методику "Продолжи предложение" и т.д. Подбирают необходимый материал – ищу картинки, сказки, стихи, составляют проблемные дорожные ситуации, вопросы для беседы. Содержание используемого материала близко ребёнку: игрушки, сказки, картинки, подвижные игры. Результаты беседы фиксирую в форме графической записи знаний ребёнком Правил дорожного движения. Анализ результатов обследования позволяет сделать подробную характеристику знаний ПДД каждого ребёнка, а также наметить конкретную программу её формирования в процессе групповых и индивидуальных занятий.

  Этапы проведения диагностического обследования детей старшего возраста. Диагностическое обследование включает в себя три этапа:

1. Подготовительный;

2. Основной;

3. Заключительный.

1 этап. Подготовительный. На этом этапе отбирают диагностический материал по ПДД, игры по ПДД, подготавливают карту, бланк для заполнения полученных результатов обследования, планируют деятельность в момент обследования детей. Полученную информацию в период обследования заносят в блокнот, тетрадь, в заготовленный бланк. Готовясь к обследованию детей, заранее подготавливают бланки анкет для родителей. Тест для родителей по ПДД, листы для выполнения заданий детьми карандашом. Продолжительность подготовительного периода 1 – 2 дня. Подготовительный материал, игры по ПДД, упражнения и задания используют в период заключительного обследования, в мае месяце. Перечень диагностических материалов по ПДД.

1. Предметные картинки, макет "Улица", строительный материал, сюжетные картинки, дорожные знаки, схемы дорожных "ловушек".

2. Текст "Подбери слова". 3. Тест «Проверь себя» на определение уровня развития знаний и умений усваиваемые детьми по ПДД в подготовительной группе.

4. Тест "Дорожная история". 5. Методика для детей старшего дошкольного возраста "продолжи предложение";

6. Тест "Запомни рисунок". На определение уровня развития памяти, внимания, на закрепление различных видов транспорта.

7. Иллюстрированный материал (дорожные ситуации), разработанный А.Д. Добрушиным.

2 этап. Основной. Сроки 16 – 17 дней. Цель: Получить информацию о знаниях, умениях, навыках Правил дорожного движения детьми и безопасного поведения на улице в соответствии с задачами общеобразовательной программы. Задания предлагают в занимательной игровой форме. Основной этап – самый важный период в диагностическом обследовании детей по ПДД. Я планируют работу по обследованию знаний, умений детей по ПДД, определяют способы получения информации, готовят дидактический материал. Методы исследования: беседа, наблюдение, тестирование.

Тест "Подбери слово", тест "Проверь себя»" тест "Дорожная история", тест "Запомни рисунок" и др. Приёмы: игровые, сюрпризные. В период обследования определяют характер знаний и умений. Ход выполнения и результат выполненного задания поощряют.

  1. этап. Заключительный. Проведение диагностического обследования Продолжительность 2 – 3 дня. Цель: Обработка полученной информации, заполнение диагностической карты. В этот период оценивают, анализируют, обобщают полученную информацию знаний, умений, навыков по Правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице. Определяют уровень знаний по ПДД. Результаты изучения познавательной сферы детей по Правилам дорожного движения вносят в индивидуальные карты, сводные карты. На основе этих результатов организуют групповое занятие или проведение индивидуальной работы. Содержание показателей уровня знаний и методика их выявления. Определила показатели и уровни оценки знаний детей по каждому показателю. По каждому критерию определены уровни знаний ПДД. При оценки уровня знаний пользуюсь оценками в 0 баллов; 0,5 баллов; 1 балл. Каждый уровень имеет свои оценки: Низкий уровень – до 7 баллов (старшая группа) Зелёный цвет - до 11 баллов (подготовительная группа) Средний уровень – 8 – 17 баллов (старшая группа) Синий цвет - 12 – 27 баллов (подготовительная группа) Высокий уровень – 18 – 21 (старшая группа) Красный цвет - 28 – 34 баллов (подготовительная группа) Итоговую информацию вносят в сводную таблицу о знаниях, умениях, навыках по ПДД, с помощью условных обозначений: - зелёный цвет – низкий уровень; - синий цвет – средний уровень; - красный цвет – высокий уровень. Оценка в баллах позволяет получить достаточно отчётливый результат уровня знаний ПДД. Подсчёт баллов поможет увидеть состояние работы по обучению детей ПДД и сделать корректировку в перспективном планировании на следующий год в старшей группе, спланировать перспективную педагогическую работу и индивидуальную помощь ребёнку по обучению Правил дорожного движения в подготовительной группе. В подготовительной группе проводится в конце учебного года, в мае месяце, - итоговое диагностическое обследование. Оно направлено на выявление результатов реализации образовательной программы по обучению детей ПДД, На основе данных итогового обследования намечаем основные годовые задачи на следующий учебный год по ПДД. Вывод Диагностическое обследование детей позволяет проследить динамику знаний Правил дорожного движения каждого ребёнка на протяжении всего учебного года. Не зная особенностей усвоения детьми знаний о Правилах дорожного движения, невозможно правильно организовать непосредственно- образовательную деятельность, совместную деятельность; установить доверительные отношения взрослого и ребёнка, создать предметно – развивающую среду. Вопросы содержания, планирования и проведения диагностического обследования связывают с формулировкой цели и определением практической направленности результатов работы. Результаты диагностического обследования помогают при отборе методов, приёмов педагогического воздействия, а также при планировании непосредственно-образовательной деятельности с детьми. Диагностику по выявлению уровня усвоения детьми знаний о Правилах дорожного движения проводим 2 раза в год (сентябрь, май) и результаты фиксируем в сводную карту диагностики.

Приложение 1 Методики педагогической диагностики по ПДД. Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно определить воспользовавшись разработками психолога А. И. Замалеевой. Тест для детей старшего дошкольного возраста "Подбери слова" Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи. Инструкция: Воспитатель называет определение, например, воздушный транспорт. Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет, вертолет, воздушный шар). Наземный транспорт Воздушный транспорт Предупреждающие знаки Запрещающие знаки Знаки сервиса Сигналы светофора Действия человека Норма для детей старшего дошкольного возраста 15-20 слов из различных групп. Методика для детей старшего дошкольного возраста "Продолжи предложение" Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления. Задача детей: продолжить предложение. Пешеходы всегда должны двигаться……. Я никогда не нарушаю……… Светофор состоит из…….. Я знаю, что знаки бывают…….. Я помню случай, когда на дороге……. Плохо, когда взрослые….. Регулировщик, это человек, который….. Пассажирам автобуса запрещается……. Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы…… Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно рассуждать.

Тест "Проверь себя" (для детей -7 лет). Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам дорожного движения в подготовительной группе. Задача ребенка найти лишнее слово.

 1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).

2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).

3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).

4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).

5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).

 6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).

7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).

8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).

 9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).

10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего). Норма для детей подготовительной группы 7-8 правильных ответов.       Тест "Запомни рисунок". Цель: определить уровень развития памяти, внимания, закрепить различные виды транспорта. Инструкция: педагог показывает ребенку картинки с различными видами транспорта не более 15 секунд, после чего убирает картинки, и ребенок должен воспроизвести все картинки. Нормой для ребенка старшего дошкольного возраста 7-8 предметов.

   Приложение 1 Вопросы итогового контроля по формированию основ безопасного поведения при знакомстве с Правилами дорожного движения. Вопросник "Как избежать опасности на улицах"

 1. Вопрос: Почему надо переходить улицу только на перекрёстке и на пешеходном переходе? Водитель знает, что по правилам в этих местах разрешается движение пешеходам, он едет внимательно, снижает скорость. Пешеход, который переходит не там, где положено, и сам может пострадать, и мешает водителю.

 2. Вопрос: Почему нельзя переходить улицу на красный или жёлтый свет? Когда для пешеходов включён «красный» свет, для водителей горит «зелёный». Видя зелёный, водитель едет быстро и не ожидает пешеходов. Красный свет включён всего полминутки. Даже если машин не видно, надо удержаться от желания перейти и подождать «зелёного» света.

3. Вопрос: Почему опасно переходить улицу бегом? Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть. Всё прыгает, и сил уходит много. И при переходе главное – внимательно наблюдать и влево и вправо, потому, что часто улица обманчива: кажется безопасно и, вдруг, выезжает машина из переулка, или из-за другой машины. Ещё труднее заметить мотоцикл.

4. Вопрос: Почему опасно переходить улицу наискосок? Когда идёшь наискосок, поворачиваешься спиной к машинам и можешь их не увидеть. Кроме того, путь перехода становится длиннее.

5. Вопрос: Что означает надпись "Опасность на повороте" на задней части автобуса?

6. Вопрос: Когда аварий автомобилей больше: в начале гололёда или на второй день? Почему? В первый день, потому что водители привыкли ездить по сухой дороге и опаздывают перестроиться.

   Приложение 2 Анкета для родителей по ПДД Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Анкета поможет узнать, могут ли Ваши дети ориентироваться на улицах города, и знакомы ли они с Правилами дорожного движения. Ваш ребёнок знает: 1. Название города, в котором живёт, свой домашний адрес: название улицы, номер дома и квартиры, номер телефона;

 2. Название улицы, номер дома, квартиры, телефона;

3. Свой домашний адрес полностью

; Вы с ребёнком добираетесь домой из детского сада:

1. Пешком;

2. На транспорте. Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребёнком:

1. Переходите дорогу всегда только по пешеходной дорожке, ориентируясь на зелёный сигнал светофора;

2. Переходите дорогу по пешеходной дорожке, если нет машин, и не смотрите на сигналы светофора;

3. Переходите дорогу там, где Вам кажется удобным.

Анкета диагностики детей по ПДД "Ребенок и улица" Фамилия Имя ребёнка Как тебя зовут? (Имя, Фамилия) Как зовут твоих родителей? (Ф.И.О) Где ты проживаешь? (домашний адрес) Назови адрес школы Знаешь ли ты как вести себя на улице, когда много транспорта? Для чего люди придумали Правила дорожного движения? Кто, кроме светофоров, регулирует движение? транспорта? Нарушал ли ты Правила дорожного движения с взрослыми людьми? Какие транспортные средства нуждаются в электричестве? Какой наземный транспорт ты знаешь? Как люди узнают, на какую остановку они приехали? Разрешают ли тебе гулять одному? Гуляешь ли ты поздно вечером вместе с родителями? Назови номера телефонов для вызова скорой помощи, пожарных, милиции. Говорят ли тебе родители, как вести себя на улице? Какие правила и знаки ты знаешь?

  1. Методические материалы.

Данная программа опирается на те знания, умения и навыки детей как участников дорожного движения, которые они получили вовне: в семье, в дошкольном образовательном учреждении, в начальной школе. Содержательная ее часть состоит из теории и практики безопасного поведения человека на улицах, дорогах и в общественном транспорте. Систематизированность информации по изучаемой проблематике позволяет обучающемуся получить комплексное представление об опасных ситуациях на дороге и возможность их прогнозирования, оценить влияние последствий ДТП на дальнейшую жизнь человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом индивидуальных особенностей.

По форме проведения занятий программа предполагает индивидуальную и групповую работу, проведение массовых мероприятий. В отряде активно используется система чередующихся творческих поручений: такая форма самореализации членов отряда помогает определить и более предметно развивать творческие способности ребенка, что, в свою очередь, будет способствовать и развитию его поведенческой культуры на дороге. Для полноценной реализации данного направления образовательного процесса в программе предусмотрено использование таких форм занятий, как тренинги, агитбригады, театрализованные представления, КВН, встречи за круглым столом с представителями ГИБДД, конкурсы, викторины, игры.

В связи с необходимостью усовершенствования профилактической работы, с поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, формирования грамотного участника и пропагандиста правил дорожного движения в программе делается акцент на построение новой системы работы детского объединения юных инспекторов движения. Игровые технологии, метод КТД (коллективное творческое дело), применяемые в программе, дают ребенку возможность через ситуации, которые воссоздают опыт безопасного поведения на дорогах и улицах, включиться     в     практическую    деятельность     и,     тем     самым, совершенствовать собственное поведение.

Обязательными   принципами   образовательного   процесса   при реализации данной программы являются:

  • компетентностно-ориентированный подход к обучению;
  • взаимодействие Центра внешкольной работы и иных учреждений и структур прямо или косвенно влияющих на решение проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
  • учет возрастных, психофизических особенностей и индивидуальныхличностных качеств детей и подростков;
  • принцип трех С- сотворчество, сотрудничество содействие.


Методы и средства обучения:

  • словесные – рассказы, беседы, круглые столы и т. д.;
  • наглядные - показ иллюстрационного материала (плакатов, схем,мультимедийных пособий и т.д.);
  • практические - выполнение практических заданий в рабочих тетрадях, участие в тренинговых и игровых формах проверки знаний по ПДД, решение задач, кроссвордов, тестов, экскурсии по городу для изучения программного материала;
  • исследовательские - работа с книгой и иными источниками информации по тематике образовательной программы.
  • в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой ( чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение).
  • в воспитании – (по Г. И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:

1. Викторина «Олимпиада автоэрудитов (по истории ПДД).

2. Создание ситуации выбора ( разбор дорожно-транспортных происшествий).

3. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами)

4. Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в ДТП).

5. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в группах).

6. Викторины, конкурсы, кроссворды.

7. Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам ДД).

8. Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе, в своих классах.

9. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по ПДД.

Занятия проводятся в кабинете.

Техническое оснащение:

- компьютер с экраном и проектором;

- магнитофон;

- плакаты по ПДД;

- препятствия из автогородка.

Методическое:

- билеты по ПДД, страхованию, медицине.

- рисунки ребят с конкурсов по ПДД.

- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений

- программа по изучению правил дорожного движения в школе 1-9 кл.

- методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

- методические пособия для изучения ПДД по программе в классах.

- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах

- видео игра «Не игра» по ПДД.

  1. Список литературы.

Нормативно-правовые документы

  1. Закон РФ № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.  (ред. от 03.08.2018)
  2. Закон РФ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. (ред. от 04.06.2018)
  3. Закон РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. (ред. от 27.06.2018)
  4. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.)
  5. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-Р 002432338)
  6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 и разъяснения к  данному приказу)
  7. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (приложение к письму департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей (Министерство образования и науки РФ от 11.12.2006 г.  № 06-1844)
  8. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» от 04.07.2014 г. № 41)
  9. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (ред. от 26.07.2017)
  10. Правила дорожного движения РФ в редакции от 18 марта 2018 года.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864 г. Москва "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах"

Список использованной литературы:

1.Вашкевич А.В., Толочко Е.И., Исхаков М.И. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении», Санкт-Петербургский университет МВД,  2014г.

2.   Морозов М.А. «Основы первой медицинской помощи» Учебное пособие Санкт-Петербург, 2015 г.

3.Положение о Всероссийском конкурсе-фестивале юных инспекторов движения «Безопасное колесо -2016» .

4.«Путешествие на зеленый свет или школа юного пешехода» - пособие по правилам дорожной безопасности для младшего школьного возраста – периодическое ежемесячное издание 2010-2015 гг.

5.Экзаменационные билеты для проверки знаний водителей категории А и В. – М., в редакции от 08.04.2014г.

6. Экзаменационные тематические задачи для подготовки к теоретическим экзаменам на право управления транспортными средствами категорий А и В. – М., в редакции от 08.04.2014г.

 Список дополнительной литературы:

1. Бабина Р.П. Учебное  пособие для 4 класса «Берегись автомобиля». М.: Мнемозина, 2007г.

2. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах «Профилактика ДДТТ». - М., 2008 г.

3. «Помощник юного велосипедиста». Пособие для начинающих велосипедистов. ООО «Издательство «Кедр», 2008 г.

4. Пособие по обучению детей дорожной грамоте «Безопасная дорога детства» БИРО Уфа, 1981г.

5. Пособие по правилам дорожной безопасности для младшего школьного возраста «Дорожный постовой», 2000 г.

 Интернет ресурсы:

1.http://deti.gibdd.ru/ Материалы сайта Госавтоинспекции МВД России

2. http://ddd-gazeta.ru/ Всероссийская газета для детей, педагогов и родителей «Добрая дорога детства».

3.http://yuid.ru/b-koleso   сайт Всероссийский конкурс юных инспекторов движения «Безопасное колесо»

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Календарный учебный график

Группа 1-го года обучения, 4,5 часа в неделю, 144 часа в год

Количество учебных недель: 32

Период обучения: 01.10.2018 г. - 31.05.2019 г.

№ п/п

Тема занятия

Количество

часов

Форма занятия

Форма аттестации

Дата по плану

Дата по факту

1

2

3

4

5

6

7

1

Вводное занятие. Техника ПБ. Предварительное тестирование.

1

Теоретическая

Опрос в ходе беседы, игра.

03.10.2019

Тема 2. «Дорожные знаки, разметка, светофоры, перекрестки. (20 часов)

2

Наши друзья - дорожные знаки. Из истории дорожных знаков.

1

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

03.10.2019

3

Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки.

1

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

05.10.2019

4

Предписывающие знаки. Знаки сервиса.

1

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

05.10.2019

5

Знаки особых предписаний. Информационные знаки.

1

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

05.10.2019

10.10.2019

6

Экскурсия «Дорожные знаки в микрорайоне  школы».

1

Практическая

Опрос в ходе беседы, игра.

10.10.2019

7

Праздничная программа «Стартовый слет ЮИД»

1

Практическая

Опрос в ходе беседы, игра.

10.10.2019

12.10.2019

8

Праздничная программа «Стартовый слет ЮИД»

1

Практическая

Участие в программе.

12.10.2019

9

Обобщающее занятие по теме: «Дорожные знаки». Тестирование.

1

Теоретическая

Тестирование

12.10.2019

10

Дорожная разметка.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

17.10.2019

11

Основные понятия и термины.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

19.10.2019

12

Наш друг  - светофор (светофор и его сигналы).

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

19.10.2019

24.10.2019

13

Из истории светофора.

Типы светофоров.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

24.10.2019

26.10.2019

14

Типы перекрестков. Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

26.10.2019

31.11.2019

15

Обозначение пешеходных  переходов на нерегулируемые  перекрестке. Правила перехода таких перекрестков. ДТП с детьми в Черногорске. Анализ причин.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

03.11.2019

02.11.2019

Тема 3 «Правила безопасности для пешеходов и пассажиров» (8 часов).

16

Правила движения пешеходов по дороге.

Где и как переходить дорогу.

4

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

02.11.2019

07.11.2019

9.11.2019

17

Мы – пассажиры. Правила ожидания общественного транспорта. Тестирование.

4

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

9.11.2019

14.11.2019

Тема 4 «Автотранспорт» (17 часов).

18

Предшественники автомобиля. Первые автомобили с паровым и бензиновым двигателем.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

16.11.2019

19

Автомобили 20 века.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

16.11.2019

21.11.2019

20

Автомобиль работающий на солнечной энергии. Электромобиль, суперэкспресс, канатные дороги. Автомобиль, поезда, корабли будущего.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

21.11.2019

23.11.2019

21

Марки автомобилей. Автомобили Америки, Японии, Европы. Грузовые автомобили, джипы мира. Спортивные автомобили. Автомобили Ретро.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

23.11.2019

28.11.2019

22

Повторение и обобщение. Контрольное тестирование.

2

Теоретическая

Тестирование

28.11.2019

30.11.2019

23

Подвижные игры с элементами ПДД.

2

Практическая

Игра.

30.11.2019

05.12.2019

24

Патрулирование микрорайона

2

Практическая

Запись в журнал

05.12.2019

07.12.2019

Тема 5 «Правила безопасности для транспортных средств» (24 часа)

25

Скорость движения и торможения автомобиля. Остановочный и тормозной путь.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

07.12.2019

26

Особенности движения пешеходов и водителей в различное время суток.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

12.12.2019

27

Безопасные дистанции и интервалы между движущимися ТС. Порядок обгона. Места, где обгон запрещён.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

14.12.2019

28

Порядок остановки и стоянки ТС. Места, где остановка и стоянка запрещены. Обязанности водителя при вынужденной остановке. Особые условия  движения в жилых зонах, проезд перекрёстков.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

14.12.2019

19.12.2019

29

Привычка выходить, выбегать из-за препятствия, мешающего обзору, начинать движение, не оглядевшись, двигаться бегом, бежать к интересующему объекту без осмотрительности.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

19.12.2019

21.12.2019

30

Привычка совмещать движение с оживлённой беседой, оглядываться во время движения, сразу поднимать оброненный предмет, двигаться назад, не глядя, двигаться к цели кратчайшим путём, пренебрегать осторожностью  в тихом месте.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

21.12.2019

26.12.2019

31

Перевозки людей и грузов.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

26.12.2019

28.12.2019

32

Железнодорожные переезды, их виды.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

28.12.2019

9.01.2020

33

Автомагистраль.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

9.01.2020

11.01.2020

34

Движение транспорта на загородной дороге. Правила движения пешехода по загородной дороге. Городская дорога.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

11.01.2020

35

Как распознать и предвидеть опасность. Навыки безопасного поведения на дороге: переключения внимания на дорогу; спокойное, разумное и уверенное поведение на дороге; самоконтроль; предвидение опасности; наблюдение.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

16.01.2020

36

Игры вблизи и на проезжей части.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

18.01.2020

Тема 6 «Безопасность велосипедистов» (22 часа)

37

Велосипед и его история появления.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

18.01.2020

23.01.2020

38

Устройство велосипеда.

Как правильно подобрать велосипед.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

23.01.2020

25.01.2020

39

Правила для велосипедистов.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

25.01.2020

30.01.2020

40

Велосипеды, ролики, скейтборды, самокаты, коньки.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

30.01.2020

01.02.2020

41

С какого возраста разрешается движение по проезжей части. Оборудование, тех. состояние велосипеда, Расположение велосипедистов на проезжей части.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

01.02.2020

06.02.2020

42

Движение через перекрёстки, выполнение сигналов светофора и регулировщика.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

06.02.2020

08.02.2020

43

Перевозка на велосипеде грузов и пассажиров.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

08.02.2020

44

Практическая езда на велосипедной площадке.

2

Практическая

Соревнования.

13.02.2020

45

Практическая езда на велосипедной площадке.

2

Практическая

Соревнования.

15.02.2020

46

Практическая езда на велосипедной площадке.

2

Практическая

Соревнования.

15.02.2020

20.02.2020

47

Практическая езда на велосипедной площадке.

2

Практическая

Соревнования.

20.02.2020

22.02.2020

Тема 7 «Первая помощь пострадавшим на дороге» (22 часа)

48

Первая  помощь. Ушибы, ссадины, вывихи.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

22.02.2020

27.02.2020

49

Раны и кровотечения. Способы временной остановки кровотечения.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

27.02.2020

01.03.2020

50

Перевязочный материал. Виды повязок.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

01.03.2020

06.03.2020

51

Практическое занятие. Наложение повязок.

2

Практическая

Игра.

06.03.2020

08.03.2020

52

Переломы.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

08.03.2020

53

Практическое занятие. Наложение шин на предплечья, кисти, голени.

2

Практическая

Опрос в ходе беседы, игра.

13.03.2020

54

Первая помощь при отморожениях и ожогах.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

15.03.2020

55

Оказание помощи при отравлениях. Общая схема и перечень действий на месте ДТП при оказании помощи тяжело пострадавшим.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

15.03.2020

20.03.2020

56

Оказание помощи при потере сознания, остановке дыхания и нарушении кровообращения.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

20.03.2020

22.03.2020

57

Автомобильная аптечка.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

22.03.2020

27.03.2020

58

Автомобиль и окружающая среда. Экология водителя. Плюсы и минусы автомобиля.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

27.03.2020

29.03.2020

Тема 8  «Дорожно-транспортные происшествия» (30 часов)

59

Классификация автомобильных травм. Основные причины смерти на дорогах.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

29.03.2020

03.04.200

60

ДТП, их причины и последствия.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

03.04.2020

05.04.2020

61

Что такое ДТП. Виды ДТП. Причины ДТП. Последствия ДТП. Неизбежны ли ДТП?

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

05.04.2020

62

Столкновение. Падение автомобиля в воду. Пожар в автомобиле. Попадание молнии в автомобиль. ЧС в общественном транспорте.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

10.04.2020

63

Поведение участников и очевидцев ДТП и ЧС на транспорте.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

12.04.2020

64

Управление  транспортными средствами лицами, не имеющими права управления. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

2

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

12.04.2020

17.04.2020

65

Патрулирование микрорайона

5

Практическая

Запись в журнал.

17.04.2020

19.04.2020

24.04.2020

66

Патрулирование микрорайона

5

Практическая

Запись в журнал.

26.04.2020

01.05.2020

03.05.2020

67

Встречи с инспекторами ГИБДД. Профориентация.

6

Комбинированная (сочетание теории и практики).

Опрос в ходе беседы, игра.

03.05.2020

08.05.2020

10.05.2020

68

Повторение и обобщение.

Тестирование.

2

Теоретическая

Тестирование

10.05.2020

15.05.2020

ИТОГО

144


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогическая направленности "Страноведение"

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности "Страноведение" направлена углубление знания учащихся в языке и расширении их знаний в области ге...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "ОСНОВЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Рабочая программа по английскому языку для детей 5-7 лет, главной целью которой является обучение элементарным навыкам общения на английском языке, расширение английского словарного запаса. Прогр...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа

Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности волонтерский отряд «Юный инспектор движения «Безопасная дорога»

Движение ЮИД (юные инспекторы движения) существует уже более 45 лет, это направление актуально и востребовано и сейчас для детей младшего и среднего школьного возраста. Оно мобильно в своей деятельнос...