Опыт работы школьной театральной студии
статья

В статье представлен опыт работы школьной театральной студии от набора детей до выпуска спектакля. Подробно рассмотрены вопросы детского наставничества. Особое внимание уделено роли педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_shkolnoy_teatralnoy_studii.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детский творческий центр «Театральная Семья» Невского района Санкт-Петербурга

Статья

«Опыт работы школьной театральной студии»

подготовила

педагог дополнительного образования

Шатрова Анна Дмитриевна

Санкт-Петербург

2021

«Театр - школа, в которой учатся с удовольствием…»

Г. А. Товстоногов

Наша театральная студия «Театр ДА!» официально существует на базе школы №571 Невского района Санкт-Петербурга с 2006 года, хотя фактически студия начала свою работу с самого открытия школы, как кружок эстетического развития.

За это время мы успели стать дипломантами, лауреатами и победителями всевозможных конкурсов и фестивалей от районных и городских до международных.

Традиционно мы ставим каждый год по одному спектаклю, не считая Новогоднего представления и праздничных концертных программ.

Конечно, нам повезло – в школе созданы все условия для нашего творчества, т.к. школа в лице директора - Григорьева Валерия Евгеньевича, всячески нас поддерживает. В нашем распоряжении световая и звуковая аппаратура, две костюмерные с замечательными костюмами и накопившемся за эти годы реквизитом и фрагментами декораций.

В студии занимаются ребята с 5 по 11 класс. Как правило, постоянный «костяк» группы состоит из 15-20 человек.

Конечно, за это время у студии уже выработались свои традиции.

Например, приём в студию  или «кастинг», как мы его называем, проходит при участии старшей группы ребят. «Старшенькие» - это те, кто уже не первый год занимается в студии и имеет за спиной солидный «багаж» выступлений на конкурсах и фестивалях. Они дают новеньким не сложные задания, которые контролирует педагог. Атмосфера самая доброжелательная. Любой успех поддерживается аплодисментами. Аплодисменты, как инструмент поощрения, всегда очень эффективен в детском коллективе и мы активно его используем.

Конечно, мы принимаем всех вновь пришедших в нашу студию, да и сам просмотр проходит очень доброжелательно. Но сама форма такой «преемственности поколений» очень нравится ребятам. Ведь «старшенькие» и дальше курируют своих подопечных и даже проводят с ними упражнения и помогают делать «зачины» и этюды.

Принцип «преемственности поколений» успешно применяется во многих театральных студиях.

Например, работа в детском творческом центре «Театральная семья», к которому теперь относится и наша студия, активно использует в своей работе этот и другие принципы работы с детьми, разработанными замечательным театральным педагогом З. Я. Корогодским.

Мы тоже взяли его на вооружение, т.к. на практике поняли эффективность этого метода. Действие его проявляется с самого начала формирования коллектива.

Старшие ребята уже живут по правилам студии. У них уже есть опыт успехов и неудач, есть опыт выездных выступлений и мероприятий. Они полностью приняли и полюбили правила существования в студии. Им интересно попробовать себя в роли старших наставников и учителей.

Я всегда с интересом наблюдаю, с каким азартом и воодушевлением они опекают новичков и как внимательны и терпеливы при объяснении новых упражнений. А «младшенькие» с удовольствие принимают эту опеку и ждут -не дождутся, когда же следующий раз придут их «наставники».

Конечно, в любом коллективе важную роль играет авторитет педагога.

Студийцы в шутку сами определили мой статус «Моя территория - мои правила». Отношения ученика и педагога должны строиться на взаимном уважении и это тоже своеобразный тест на выживание в коллективе.

По тому, как ученик реагирует на мои замечания и предложения, как выстраивается наш диалог взаимоотношений, зависит атмосфера в студии и успех взаимодействия. Я всегда приветствую любые предложения от группы и самые удачные (для роли или для спектакля) всегда поощряются.

Прежде, чем вынести какое-то решение, я всегда интересуюсь мнением моих учеников, но студийцы  знают, что последнее слово всегда остаётся за режиссёром и руководителем коллектива.

Правила поведения в нашей студии также регламентируются педагогом. В этом мне помогают две старосты: одна в младшей, другая в старшей группе.              

Я вижу, как сама старшая группа показывает пример поведения для младших.                                    

Без сомнения, я чувствую огромную ответственность, понимая, что педагог на примере своего поведения должен формировать стиль поведения в группе.

Не случайно нашу студию ребята называют «Культурное пространство». В этом пространстве категорически запрещаются оскорбительные, грубые и унизительные высказывания и оценки в адрес студийцев и педагога.

Запрещается произносить «скабрёзные, грязные» слова. Вот почему в плане работы театральной студии существует целый раздел по культуре речи, в рамках которого мы разыгрывает ситуации по этикету и этике общения. Хотя самым действенным методом воспитания в результате оказывается снятие с роли или отстранение от участия в спектакле.

Наши беседы о нормах морали, нравственности и духовности необходимая часть процесса работы над ролью. Они всегда предваряют постановку спектакля, т.к. обсуждение постановочного материала просто невозможно без обсуждения поступков героев пьесы и тех персонажей, которых будут играть ученики студии.  Обсуждаются и выявляются критерии оценки их поступков, выявляя систему оценок самих учеников  в категориях «что такое - хорошо, что такое - плохо».

Думаю, необходимо будет сказать, что не все ребята готовы выходить на сцену по разным причинам. Но любой из них может взять на себя функции звукорежиссёра, постановщика света, костюмера, реквизитора, а также помощника режиссёра, фоторепортёра или видеооператора.

Кто-то ведёт группу на интернет-портале и выкладывает туда фото и видеоматериалы, созданные студийцами.

А если в изготовлении элементов декорации принимает участие весь коллектив, то такие совместные занятия становятся  отличным

средством для формирования сплочённого коллектива единомышленников.

Конечно, для достижения максимального успеха работы театральной студии, необходима дисциплина и упорная работа по актёрскому мастерству.

К. С. Станиславский называл занятия актёрским мастерством – «тренинг и муштра».                                                                

Но не все из пришедших в студию ребят готовы к такой серьёзной работе. Некоторым детям кажется, что в театральной студии педагог нужен, чтобы их развлекать и на занятиях всегда должно быть весело, как в цирке.

Столкнувшись с пониманием необходимости большого и упорного труда для достижения хороших результатов на сцене, некоторые из пришедших в студию теряют интерес и уходят. Но их процент невелик. Слишком уж сильна мотивация успехом на сцене.

Из года в год я наблюдаю, как те, кто выходит на сцену и ощущает хотя бы минимальный успех у зрителя, а особенно у своих друзей, одноклассников, приятелей по школе и учителей – мечтает повторить этот успех. Автоматически такой артист становится, если не «звездой» школы, то хотя бы её маленькой «звёздочкой», её знаменитостью, «королём на час».

А если прибавить к этому выездные выступления в других школах, районных и городских площадках, на конкурсах и фестивалях разного масштаба, вплоть до международных, то можно себе представить, как гордится ребёнок своим успехом и успехом своей театральной команды.

Бывает и так, что некоторые родители открывают для себя новые, неожиданные для них способности своего ребёнка. А учителя видят своих учеников совсем с другой стороны.

Из своего уже немалого театрального педагогического опыта, могу сказать, что мотивация сосуществования  в детском театральном коллективе, его доброжелательная дружеская атмосфера, юмор, общее участие в создании спектаклей и концертов – всё это способствует раскрытию самых лучших качеств ребёнка. Развивает его эмоциональную сферу. Помогает ему поверить в себя, свои силы и способности.

У нас отличный коллектив! Я могу с уверенностью это сказать, т.к. вижу, с какими горящими глазами дети бегут в нашу студию. Вижу, что им здесь хорошо, что их здесь ждут и любят.  А в коллективе, где ребёнок чувствует себя нужным, любимым, значимым, где к его бедам, страхам, ошибкам относятся внимательно, доброжелательно и помогают ему разобраться в причинах его проблем, в таком коллективе он становится творцом прекрасного мира вокруг себя и самое главное – творцом самого себя.

Список использованной литературы

  1. Аверьянов П.Г. Театральная деятельность как ресурс воспитания // Воспитательная работа в школе. 2012. №3. С. 35-40. 
  2. Карпушкин М. А. Уроки Мастера: конспекты по театральной педагогике А.А. Гончарова. М.: ГИТИС, 2005. 212 с.
  3. Станиславский К. С. Искусство представления. М.: Азбука, 2015. 192 с.
  4. Титова А. Ю. Театральная педагогика. М.: Минкультуры РФ, 2004. 440 с.
  5. Товстоногов Г. А. Круг мыслей: Статьи. Л.: Искусство, 1972. 287 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Роль взаимодействия учителя-предметника и школьной театральной студии

В данной статье я делюсь интересным,на мой взгляд, опытом нескольких лет плодотворного сотрудничества с нашей школьной театральной студией....

Программа внеурочной деятельности «Школьная театральная студия на английском языке»

Театр на английском - это не только раскрытие творческого потенциала, но и стимул к изучению языка, создание атмосферы успеха.Данная программа успешно реализуется на базе нашей школы с 2016 года. В ра...

Роль самодеятельного театра в патриотическом воспитании школьников (из опыта работы школьной театральной студии "Дебют")

Сейчас каждая образовательная организация самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Огромную подд...

Педагогическая идея «Школьная театральная студия».

Подростковый возраст – это время поисков себя. В нашей школе работает театральная студия, она молодая, работает всего четвертый год, но для нашей школы-это удачный проект. Т.к, в студии с у...

Методическая разработка "Сценарий для школьной театральной студии "PRo ЗОЛУШКУ" (по мотивам сказки Е. Шварца)

Методическая разработка раскрывает поэтапное создание спектакля-сказки в школьной театральной студии детьми среднего и старшего школьного возраста, ориентированной на решение воспитательных и развиваю...

Современные педагогические технологии в работе педагога дополнительного образования руководителя школьной театральной студии

Статья рассказывает о том, какие современные технологии эффективны при постановке спектакля в школьной театральной студии...

Образовательная программа "Школьная театральная студия KinderART»

Программа "Школьная театральная студия KinderART" разработана с целью приобщения учащихся к театральной деятельности средствами иностранного языка...