Рабочая программа курса "Я-гражданин России" 5 Г класс 2021-2022 учебный год
рабочая программа (5 класс)
рабочая программа курса "Я-гражданин России" 5 Г класс 2021-2022 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_g_klass_ya-grazhdanin_rf.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 61
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании | Директор ГБОУ гимназии № 61 |
Педагогического совета |
|
Протокол №_____от _____ | Т.А. Казеева |
Приказ № _____от ___________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Я – гражданин России»
5 Г класс
СОГЛАСОВАНО
Замдиректора по воспитательной работе
Юрчик Алевтина Евгеньевна
________________
Составитель:
Райцына Евгения Александровна,
учитель высшей квалификационной категории
2021-2022 уч. год
Санкт-Петербург
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.
Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.
Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.
Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. Преподавание прав человека – это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.
Цель и задачи программы.
Цель: организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников
Задачи:
– содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне, в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни;
– помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции,
– обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.
– формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме;
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения и воспитания. Во внеурочной деятельности на изучение данного курса отводится 1 ч в неделю, всего 34 часа.
Формы и режим занятий.
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями, чтобы внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования.
Формы работы: семейные праздники, игры, соревнования, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, анкетирование, часы общения, экскурсии, предметные недели, встречи с ветеранами, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, конкурсы, тематические беседы, коллективные творческие дела, викторины, проекты.
Календарно – тематическое планирование
5 класс.
№ п/п | Тема | Содержание деятельности | Оборудование и инструменты урока | Дата |
Тема «Я – ученик» - 3 часа | ||||
1 | Я - пятиклассник! | Тренинг | ПК, слайды, тетрадь, карандаши | |
2 | Мои права и обязанности | Час общения | ПК, слайды, тетрадь, карандаши | |
3 | Я в школе, я – дома, я – среди людей | Ролевая игра | ПК, слайды, тетрадь, карандаши, альбом | |
Тема «Моя семья» - 7 часов | ||||
4 | Я один из рода | Беседа | Альбом, цветные карандаши | |
5-6 | Моя родословная | Беседа, знакомство с понятиями «род», «народ», «человечество». Составление родословного древа семьи. | Фотографии, альбом, ножницы, клей, цветные карандаши | |
7 | Я и моё имя | ПК, слайды, тетрадь, ручки | ||
8 | Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом | ПК, слайды, тетрадь, ручки, карандаши, альбом | ||
9 | Что значит быть хорошим сыном или дочерью | Беседа | ПК, слайды, тетрадь, ручки | |
10 | Семейные праздники | Сюжетно – ролевая игра | ПК, слайды, тетрадь, ручки | |
Тема «Правила дорожного движения» - 2 часа | ||||
11 | ПДД знать каждому положено | Викторина, просмотр презентации | ПК, проектор, презентации | |
12 | Элементы улиц и дорог | Беседа с просмотром презентации | ПК, проектор, презентации | |
Тема «Моя Родина» - 8 часов | ||||
13 | Моя страна. Гордость моей страны | ПК, проектор, презентации | ||
14 | Москва – столица Родины | Заочное путешествие | ПК, проектор, презентации | |
15-16 | Мой родной город Санкт- Петербург | Беседа | Блокнот, ручка | |
17 | Мой родной город Санкт- Петербург | Просмотр презентации | ПК, проектор, презентации | |
18 | Символы государства | ПК, слайды, тетрадь, карандаши | ||
19 | Золотое кольцо России | Заочное путешествие | ПК, слайды, тетрадь, карандаши | |
20 | Чем богат наш край | Просмотр презентации | ПК, слайды, тетрадь, карандаши | |
Тема «Толерантность» - 5 часов | ||||
21 | Доброта в стихах | Чтение, инсценирование отрывков | Костюмы из школьного театра | |
22 | Давайте жить дружно | Беседа по правилам поведения в школе | ПК, слайды | |
23 | Как мы разрешаем конфликты | Анкетирование | Блокнот, ручка | |
24 | Учимся сотрудничать | ПК, слайды, тетрадь, карандаши | ||
25 | Культура разных народов мира | Просмотр презентации | ПК, слайды, тетрадь, карандаши | |
Тема «Выбор профессии»-2 часа | ||||
26 | Чем пахнут ремёсла | Беседа | ПК, слайды, тетрадь, карандаши | |
27 | Кем я хочу быть | Рисование на тему «Моя будущая профессия» | Альбом, краски, кисти | |
Тема «Моё здоровье» - 2 часа | ||||
28 | Если хочешь быть здоров! | Беседа | ПК, слайды, тетрадь, карандаши | |
29 | Здоровые и вредные привычки. | Просмотр презентации | ПК, слайды | |
Тема «Я – Гражданин России» - 5 часов | ||||
30 | За что я люблю Родину | Диспут | Блокнот, ручки | |
31 | Рисунки о России | Выставка рисунков | Альбом, краски, кисти | |
32 | Я – Гражданин России | ПК, слайды, тетрадь, карандаши | ||
33-34 | Итоговое занятие. Коллективный рисунок «Я – Гражданин России | Альбом, краски, кисти |
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
-получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
-получат возможность участвовать в КТД; участвовать в проектной деятельности;
-узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
-сформированы понятия «родня», «дружба», «Отечество»;
-получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.
-сформировано умение беречь природу; интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;
-получат возможность участвовать в создании экологических проектов: «Брешь в зелёном царстве», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух», «Янтарное светило», «Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны».
-сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
-получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы.
-Участие в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах творческих работ.
-Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев. Освещение кружковой деятельности через СМИ.
-Оформление портфолио у всех учащихся и портфолио классного коллектива.
-Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научно-практических конференциях проводимых в школе, в районе.
Условия и ресурсы реализации программы.
Условия реализации программы.
В ходе реализации программы внеурочной деятельности «Я – гражданин России» можно выделить несколько этапов:
- знакомство школьников с темой занятия;
- выполнение заданий, создание собственных продуктов;
- обсуждение результатов.
Каждому этапу реализации программы соответствуют свои специфические организационные формы:
первый этап – лекция, рассказ, сообщение, экскурсия, чтение, просмотр кинофильма, видеофильма, телефильма, презентации;
второй этап – продуктивная игра, иллюстрирование; изготовление поделок, выполнение проектов;
третий этап – дискуссия, игра, выставка, конкурс, состязание.
Ресурсы внеурочной деятельности.
1. Главный ресурс - дети.
Главные ресурсы заложены в самих детях. Понять этот индивидуальный потенциал – ключевая задача педагога-воспитателя. Но значимым обладателем ресурсов для реализации программы является сам педагог.
2. Кадровый ресурс.
Педагог-воспитатель, библиотекарь, владеющий способами и средствами организации художественно-познавательной деятельности.
3. Организационный ресурс.
Организационный ресурс предполагает определенную дисциплину на занятиях, строгие правила техники безопасности и режим организации. Важным организационным ресурсом является создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строились бы на принципах товарищества и взаимопомощи.
4. Материально-технический ресурс.
-компьютерная техника, программное обеспечение,
-плакаты, таблицы,
-материалы и инструменты: цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, линейка, цветные карандаши, альбом
Список учебно-методической литературы.
1. Алексеева, Л. Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л. Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М. К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М. К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И. В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И. В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З. В. В стране экологических загадок [Текст] / З. В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www. ipkps. bsu. edu. ru
6. Газман, О. С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О. С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А. Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О. Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О. Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
11. Круглов, Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю. Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И. Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И. Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
13. Лизинский, В. М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора повоспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
14. Молодова, Л. М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л. М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
16. Павленко, Г. В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г. В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.
17. Перекатьева, О. В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О. В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
18. Программа духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е. В.Богданова, Н. В.Кондукова, Е. В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
19. Савинов, Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е. С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
20.Черемисина, В. Г. Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В. Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету: «Биология» 5 класс 2021 – 2022 учебный год
Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 5-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» разработана в соответствии ...
Рабочая программа по предмету: «Биология» 6 класс 2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Биология: 6 класс 35 часов Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 6-го класса МБОУ «Нижнеса...
Рабочая программа по предмету: «Биология» 10 класс 2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАБиология10 класс, 35 часов Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 10-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская ...
Рабочая программа по предмету: «Биология» 11 класс 2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАБиология11 класс, 34 часа Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 11-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ&raq...
Рабочая программа по предмету: «Экология» 11 класс 2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по экологии 11 класса составлена в соответствии с нормативными документами:Федерал...
Рабочая программа по алгебре в 7 классе, 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по алгебре в 7 классе на 2021-2022 учебный год. Разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Авторы Ю.Н Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Е. Нешков, С.Б. Суворова, под ред С.А. Теляковско...
рабочая программа по истории в 10 классе 2021-2022 учебный год
рабочая программа по истории в 10 классе 2021-2022 учебный год...